Маркульф (Маркуль) Корбенийский (ок. 558). Уроженец Байо; когда ему было 30 лет, епископ Кутанса Посессор сделал его священником и поручил проповедовать Евангелие по всей епархии. Маркульф некоторое время небезуспешно исполнял это поручение, но в конце концов в нем возобладало стремление к созерцательной жизни. Он получил от короля Хильдеберта участок земли в Нантей и здесь поставил келью, вокуг которой вскоре образовался монастырь. Тем не менее, и для своих современников, и для многих последующих поколений он был примером жизни по Евангелию более, чем многие активные проповедники, которые лишь говорят, но не делают. Маркульф умер 1 мая, и люди сложили предание, будто два его преданнейших ученика, св. Домард и св. Кариульф (Криу) (более о них ничего неизвестно), умерли в один день с учителем. Он считался чудотворцем, и к его гробнице отправлялся каждый король Франции после коронования в Реймсе (либо вместо короля это делал специальный придворный). Считалось, что именно от мощей Маркульфа черпает король силу исцелять людей прикосновением (“скрофула”). Причина возникновения такого суеверия (в XIII в.), по предположению историка Марка Блока, в том, что для французского уха имя "маркуль" похоже на словосочетание "больная шея". Еще в 17 веке к мощам паломничали и купались в источникам около церкви в Нантей, чтобы получить исцеление кожных болезней. Последний раз в 1825 г. король Карл X лично припадал к мощам, специально доставленным в больницу св. Маркуля в Реймсе, а затем возлагал руки на больных. Acta Sanctorum, май, т. 1. Память 1 мая.
См. о его культе Блок, 1924. |