Фалассий Ливийский (ок. 660). Настоятель одного из ливийских монастырей, о котором известно очень мало в смысле канцелярском (даты, имена), зато известно чрезвычайно много, более, чем о многих наших современниках, о духовной его жизни. Св. Фалассий много лет вел переписку со св. Максимом Исповедником, обращаясь к нему с вопросами. При этом он сам написал сочинение, из которого видно, что он не уступал Максиму в духовном опыте: “О любви, воздержании и духовной жизни”. Но такова духовная жизнь, что тут можно знать на собственном опыте бесконечно много и все равно бесконечно многое можно будет узнать от других, и чем более знаешь сам, тем более хочешь познакомиться с опытом другого. Сочинение Фалассия издается в третьем томе “Добротолюбия”; в русском переводе пропадает особенность оригинала: первая буква каждого из четырехсот афоризмов является частью предложения (акростих). И если в самих изречениях Фалласий говорит “со властию”, уверенно, как учитель, но в этих невидимых предложениях он называет себя “лишь по видимости монахом, а по сути тщеславным торгашом”. “Любовь, всецело устремленная к Богу, связывает любящих с Богом и друг с другом”, — гласит первое же изречение аввы, понятное и дорогое как пятнадцатилетней школьнице, так и восьмидесятилетнему старику. Фалласий учит избавлению от пристрастия ко злу, предупреждая, что вся учебу состоит в том, чтобы перестать сопротивляться благодати, дарующей бесстрастие. Он делает то, к чему у него был от Бога талант: ярким образом помогает не только понять, но и почувствовать несовместимость зла с добром: “Как в помойной яме не найти ароматов, так в злопамятной душе — благоухания любви”. Еще бы чуть освежить перевод (много веков прошло) и сразу увидишь, что злопамятный человек абсолютно правдив, искренен, но ведь совершает величайшую глупость: бережно хранит в своей голове грех. И не важно, что это не собственный грех, а чужой, вонища-то одинаковая от своих грязных носков и от чужих. Мощи преподобного прославились источением благоуханного мира. Память 20 мая/2 июня, КЦ. Творения. Обзорный пер. митрополита Филарета. Изд. 2-е. Оптина пустынь, 1894. |