В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ
дополненное
ТОМ ТРЕТИЙ
БЛАЖЕННЫЙ АВВА ФАЛАССИЙ
Краткое сведение о нем
Преподобный Отец наш Фалассий процветал в первой
половине седьмого века и был Пресвитером и настоятелем
одного монастыря в пустынях Ливийских. С любовью к
благочестью блаженный Авва сей соединял и любовь к
духовному просвещению и много занимался изучением Св.
Писания. Он был современником Св. Максиму Исповеднику, с
которым, состоял в духовном общении. Есть к нему несколько
писем Св. Максима; и ему посвящена им целая книга,
содержащая изъяснение трудных мест Св. Писания. Св. Максим
высоко чтил сего Авву, и в одном письме называет его даже
своим наставником. Блаженная кончина его последовала
вероятно не позже 660 г.
Предлагаемые четыре сотни изречений его о любви,
воздержании и духовной жизни преисполнены назидания. Они
все преимущественно нравственно аскетического
содержания, но есть и такие, которые содержат догматические
мысли, коими пользовался Св. Дамаскин в своем изложении
веры. Если читать подряд только начальные буквы изречений
по подлиннику; то получится определенная мысль,
которая и ставится в начале каждой сотницы.
См.: Кротов.
АВВЫ ФАЛАССИЯ
о любви, воздержании и духовной жизни
к пресвитеру Павлу
СОТНЯ ПЕРВАЯ,
коей акростих таков:
Духовному брату
и возлюбленному Господину Павлу
Фалассий, по видимости безмолвник,
по истине же торгаш тщеславный.
- Любовь, всецело к Богу устремленная, связует любящих
с Богом и друг с другом.
- Ум, стяжавший духовную любовь ничего такого не
думает о ближнем, что не приличествует любви.
- Под видом любви скрывает лицемерие тот, кто устами
благословляет, а сердцем уничижает.
- Стяжавший любовь невозмущенно переносит все
печальное и прискорбное, что причиняют ему враги.
- Одна любовь сочетает твари с Богом и между собою в
единомыслие.
- Истинную любовь стяжал тот, кто ни подозрений ни
слова не допускает против ближнего.
- Досточестен пред Богом и людьми, кто ничего не
предпринимает, что могло бы расстроить любовь.
- Нелицемерной любви свойственно слово истинное от
совести благия (1 Тим. 1, 5).
- Под видом благорасположения скрывает зависть, кто
передает брату укорные слова от других слышанные
- Как телесные добродетели привлекают славу от людей,
так духовные от Бога.
- Любовь и воздержание очищают душу, ум же (дух)
осиявает чистая молитва.
- Силен муж тот, который деянием и разумом отгоняет
зло.
- Обрел благодать у Бога, кто стяжал бесстрастие и
разумение духовное.
- Если хочешь избавиться от страстных помыслов, стяжай
воздержание и любовь к ближнему.
- Сохрани себя от невоздержания и ненависти, и не
встретишь преткновения во время молитвы.
- Как в помойной яме нельзя найти ароматов, так
в злопамятной душе благоухания любви.
- Обуздывай мужественно гнев и похоть, и скоро
избавишься от худых помыслов.
- Тщеславие истребляет укрывание добрых дел, а
гордость прогоняет никого неуничижение.
- Тщеславию свойственны лицемерие и ложь, а гордости
самомнение и зависть.
- Властелин тот, кто над собою возвластвовал, и душу и
тело подчинил уму (духу).
- Искренность друга познается в искушении, когда
бывает он общником нам в нужде нашей.
- Заключи чувства посредством безмолвного уединения, и
подвергай строгому суду помыслы восстающие в сердце.
- О печальных оскорблениях помыслы встречай не
злопамятно, а к любосластным относись враждебно.
- Безмолвное уединение, молитва, любовь и воздержание,
се четвероконная колесница, возводящая ум на небеса.
- Изможди плоть пощением и бдением, и отгонишь
мучительный сластолюбный помысел.
- Как тает воск от лица огня (Пс. 67, 3), так
нечистый помысел от страха Божия.
- Большое зло для разумной души долго пребывать
в срамной страсти.
- Переноси терпеливо удары печальных и
душераздирательных случайностей; ибо таковыми очистить тебя
хочет Божие промышление.
- Бросив имущество и отрекшись от мiра, отрекись
наконец и от худых помыслов.
- Подобающее уму дело всегда поучаться в
словесах Божиих.
- Как дело Божие управлять мiром, так дело души
править телом.
- С какой надеждою сретим Христа мы, даже доныне
рабствующие плотским сластям.
- Истребляют похоть злострадание и печаль,
произвольные ли или Промыслом посылаемые.
- Сребролюбие есть пища страстей, поскольку оно
поддерживает и растит всеобъемлющую самоугодливую похоть.
- Печаль рождает оскудение удовольствия, (или
удовлетворения сластолюбия); удовольствие же соплетено со
всякой страстью.
- Какой мерою отмеряешь ты телу своему, соразмерно с
тою возмерится тебе и от Бога (Мф. 7, 2).
- Дела Божественных судеб бывают воздаянием за дела,
содеянные посредством тела.
- Добродетель и ведение рождают бессмертие; оскудение
же их сделалось матерью смерти.
- Печаль по Богу отъемлет похоть; похоти же отъятие
есть воскресение души.
- Бесстрастие есть неподвижность души на худое; но ее
невозможно улучить, без благодати Христовой.
- Христос есть Спаситель души и тела, и последующий
стопам Его освобождается от всего худого.
- Если хочешь улучить спасение, отрекись от плотских
сластей, и восприми воздержание, любовь и молитву.
- Бесстрастью свойственно истинное рассуждение, по
коему все делается правою мерою.
- Господь наш и Бог есть Иисус Христос; и ум
последующий Ему во тьме не пребудет.
- Собери ум твой и наблюдай за помыслами, и которые
найдешь страстными воюй против них.
- Есть три источника, из которых получаются помыслы:
чувства, память и полносочие тела; докучливее же из них те,
которые исходят из памяти.
- Кому дарована премудрость, тот делается причастным
разумения бесплотных, и знает какое начало мiра и какой конец его.
- Не неради о подобающей деятельности, и просветится
ум твой; ибо таковым обетовано: сокровища сокровенная и
невидимая отверзу тебе (Ис. 45, 3).
- Обрел благодать у Бога, кто освободился от страстей,
и великой милости сподобился, кто удостоен ведения.
- Ум, освободившийся от страстей делается световидным,
будучи непрестанно осияваем созерцаниями всего сущего.
- Свет души ведение, которого будучи лишен
неразумный во тьме ходит.
- Неразумный во тьме проводит жизнь; и его объемлет
тьма неведения.
- Любящий Иисуса избавится от зла; и последующий Ему
узрит свет истинный.
- Ум, освободившийся от страстей, видит тонкие
помышления, и когда бодрствует тело и когда в сон погружается.
- Ум, достигший высшей степени чистоты, чувствует себя
утесняемым тварями и желает быть вне всего сотворенного.
- Блажен кто достиг в беспредельную беспредельность;
достигшим же сего может быть только тот, кто прешел все
предельное.
- Испытывает словеса Божии чтущий Его; обретает же
(смысл) их истины любитель.
- Ум, правотою движимый, находит истину; движимый же
какой-либо страстью не улучит ее.
- Как в существе своем недоведом Бог, так в величии
неопределим.
- Какое существо не имеет ни начала ни конца, того и
премудрость неисследима.
- Спасение всякой твари есть всеблагое о ней
промышление Создавшего ее.
- Поддерживает Господь всех падающих, и восставляет
всех поверженных долу, по милосердию Своему.
- Христос есть Судия живых и мертвых, и всякого деяния
праведный Мздовоздаятель (Деян. 10, 42; Пс. 61, 13).
- Если хочешь начальствовать над душой и телом, то
упреждай отсекать причины страстей.
- Сцепи силы души с добродетелями, и всякое стремление
страстей отцепится от них.
- Стремления похоти обуздывай воздержанием, а
стремления гнева духовной любовью.
- Безмолвное уединение и молитва суть самые
могущественные орудия добродетели; ибо они, очищая ум,
делают его зрительным.
- Собеседование полезно только духовное, всем же
другим предпочтительнее безмолвие.
- Из пяти видов собеседования, три держи, четвертого
не учащай, от пятого же воздержись.
- Безмолвие любит не имеющий пристрастия ни к чему
мiрскому; всех же людей любит, кто не любит ничего
человеческого.
- Учитель истинный есть совесть, которой слушающийся
пребывает непреткновен.
- Тех только одних не обижает совесть, которые или
достигли верха добродетели, или ниспали в самую глубь зла.
- Совершенное бесстрастие порождает чистые помышления;
а совершенное ведение ставит пред лице Непостижимого.
- Печалится непохвальной печалью не улучивший плотских
утех; презревший же их беспечален пребывает.
- Печаль вообще есть лишение желаемого удовольствия,
того ли, которое бывает по Богу, или того, которое бывает в
духе мiра.
- Царствие Божие доброта и мудрость, коих
улучивший жительствует на небесах.
- Окаянен человек, душе тело, а Богу мiр делами
предпочетший.
- Равную ко всем любовь стяжал, кто преуспевающим в
добре не завидует, а о нерадящих о том жалеет.
- Начальствовать по надлежащему следовало бы тому, кто
для души и тела положил законом требования добродетели.
- Добрый купец духовный есть, кто для будущего равно
отрекся и от утех и от прискорбностей жизни сей.
- Душу укрепляют любовь и воздержание, а ум (дух)
молитва чистая и созерцание духовное.
- Слушая слово полезное, не суди говорящего, чтоб не
лишить себя душеспасительной назидательности.
- Злое сердце злое помышляет, и исправности ближнего
превращает в неисправности кривым истолкованием дел его.
- Не верь помыслу, осуждающему ближнего, потому что
имеющий злое сокровище злое и помышляет.
- Благое сердце и помышления износит благие; ибо по
сокровищу его бывают и помышления у него.
- Блюди помыслы и бегай зла; чтоб не омрачился ум твой
и не стал превратно видеть вещи.
- Помышляй об Иудеях и огради себя от дел их. Они,
будучи ослеплены завистью, Господа и Бога хульно признавали
за Вельзевула.
- Злая подозрительность помрачает ум и заставляет его
непутное видеть путным.
- Близ всех добродетелей источаются и страсти; почему
люди страстные и перетолковывают добродетели в страсти.
- Если ум долго остается в утехе или печали, то скоро
очень впадает в страсть уныния.
- Чистая совесть восторгает душу, нечистый же помысел
низвергает ее долу в преисподнюю.
- В движение приходя страсти прогоняют тщеславие; а
когда их прогонят оно опять возвращается.
- Если хочешь избавиться от всех вместе страстей,
восприми воздержание, любовь и молитву.
- Ум, молитвенно пребывающий в Боге, и страстную часть
души освобождает от страстей.
- Бог дав бытие тварям, промышлением Своим объемлет их
все вместе.
- Будучи Владыкой всего, благоволил Он сделаться
рабом, и тем показал высшую степень Промышления Своего о
твари (Филип. 2, 7).
- Бог-Слово непреложно воплотившись, чрез плоть
соединился со всею тварью.
- Дивное чудо на небе и на земле то, что Бог на земле,
и человек на небе; чтоб, соединив людей с Ангелами, вместе
и всей твари даровать обóжение.
- Освящение и обóжение Ангелов и людей есть
познание Святые и Единосущные Троицы.
- Прощение грехов есть освобождение от страстей, от
которых не избавившийся благодатью, еще не улучил прощения.
СОТНЯ ВТОРАЯ,
коей акростих следующий:
Молись о мне, брате честнейший;
ибо я великих бед ожидаю
достойно по делам моего произволения,
печалей душевных и прискорбностей телесных.
- Хочешь ли за раз избавиться от страстей?
Отрешись от матери страстей самолюбия.
- Здравие душ бесстрастие и ведение, и улучить
его невозможно тому, кто порабощен плотским сластям.
- Иссушают сластолюбие, и телесное и душевное,
воздержание с терпением и любовь с великодушием.
- Началом порочных страстей для души служит самолюбие;
самолюбие же есть телолюбие (или саможаление).
- Отличительная черта разумности есть подчинять себя
уму, и в тоже время подчинять себе и порабощать тело.
- Укор для разумного подчиняться неразумному, и
промышлять только об удовлетворении срамных похотей.
- Для души разумной пагубно оставлять Создавшего ее и
раболепствовать телу.
- Тебе повелено тело иметь рабом, а не порабощаться
сластям его противоестественно.
- Разорви узы содружества с телом, и не давай сему
рабу ничего, кроме крайне необходимого.
- Заключи чувства в крепость безмолвного уединения,
чтоб они не увлекали ума к свойственным им похотям.
- Наисильнейшие оружия для безмолвствующего с
терпением суть воздержание, любовь, молитва и чтение.
- Ум не перестает кружиться по предметам плотских
сластей, пока, поработив себе плоть, не предастся созерцаниям.
- О соблюдении заповедей подвизаемся, чтоб
освободиться от страстей, а о хранении Божественных
догматах, чтоб сподобиться ведения.
- Безмятежие души от бесстрастия и ведения, и
улучить его невозможно порабощенному плотским сластям.
- Порабощай тело, отсекая его сластолюбные пожелания,
и избавишь его от тяжелого рабства им.
- Свободным создан, и на свободу призван будучи, не
позволяй себе раболепствовать нечистым страстям.
- Печалями и утехами, желаниями и страхами привязывают
демоны ум к чувственному.
- Страх Божий удерживает похотения, а печаль по Бозе
отгоняет сластолюбие.
- Вожделение мудрости презирает страх, а сладость
ведения прогоняет печаль.
- Писание содержит следующие четыре предмета:
заповеди, догматы, угрозы и обетования.
- Останавливают похотение воздержание и труд, а
иссушают безмолвное уединение и Божественная любовь.
- Не уязвляй брата загадочными подозрительными
словами; ибо и сам ты, если случится, не перенесешь
подобного.
- Останавливают гнев великодушие и незлобие, а
уничтожают его любовь и сострадание (снисхождение).
- Кому дано ведение, дан свет умный; но кто, получив,
обесчестит его, тот увидит тьму.
- Соблюдение заповедей рождает бесстрастие;
бесстрастие же души блюдет ведение.
- Переведи чувственное на умное созерцание, и
возведешь чувство выше чувственного.
- Чувственная (видимая) жена означает душу деятельную,
с которою сочетаясь ум рождает добродетель.
- Исследование словес Божиих научает разуму Божию
того, кто взыскивает сего истинно, благоговейно и
ревностно.
- Что есть свет для зрящих и для зримого, то Бог для
мыслящих и для мысленного.
- Чувственная твердь означает твердь веры, на которой,
подобно светилам, сияют все Святые.
- Иерусалим есть над-небесный, ведение
бестелесного; ибо в нем созерцается видение мира.
- Не неради о деятельной жизни; иначе умалится и
ведение; и тогда, по причине наставшего чрез то глада,
спустишься в Египет (Быт. 26, 1. 2).
- Свобода духовная есть освобождение от страстей: чего
никто не улучает без благодати Христовой.
- Земля обетованная есть Царство Небесное, которого
достойными нас делают бесстрастие и ведение.
- Египет духовный есть омрачение страстей, в которое
никто не спускается, если прежде не подпадет гладу.
- Наполняй ухо свое духовными словесами, и ум свой
отдалишь от нечистых помыслов.
- Благ и премудр по естеству один Бог; но бывает
таковым по причастию и ум, если поревнует о том.
- Удерживай чрево, сон, гнев и язык; и не
преткнет о камень ногу твою (Пс. 90, 12).
- Подвизайся полюбить одинаково всякого человека, и за
раз отгонишь все страсти.
- Зрение чувственного обще уму и чувству; ведение же
умного (духовного) есть принадлежность одного ума.
- Невозможно уму заняться духовными предметами, если
наперед не отсечет склонности к чувствам и чувственному.
- Чувство естественное имеет пристрастие к
чувственному, и будучи развлекаемо им, развлекает и ум.
- Отдай чувство в служение уму, и не давай ему времени
развлекать его.
- Когда случится уму заняться чувственным, предупреди
развлечение его чувствами, возводя его к духовному
разумению предлежащего.
- Знак, что ум предался занятью духовными вещами есть
презрение всего, услаждающего чувства.
- Ум, устремляясь к созерцанию духовных предметов,
имеет от того неотступную сладость.
- Когда ум обогатится ведением Единого, тогда все
конечно порабощенным себе имеет и чувство.
- Не давай уму своему кружиться по вещам чувственным,
чтоб не набрался и свойственных им утех и печалей.
- Которых ум всегда занят духовными предметами, у тех
и желательная часть души становится Божественным оружием.
- Невозможно уму преисполниться ведением, если прежде
и желательная часть души не украсится свойственными ей
добродетелями.
- Ум тогда делается чуждым мiра, когда совершенно
отсечет всякое к чувственному чувство.
- Отличительной чертою разумной части души должно
служить упражнение в познании Бога, а желательной
любовь и воздержание.
- Ум не может всегда занят быть чем-либо чувственным,
если никакого к тому не имеется пристрастия.
- Совершен ум тот, который преисполнен ведения; душа
же совершенна та, которая в добродетелях утвердилась.
- Склонность ума к чувственному делает его рабом
телесных сластей.
- Подвигается и ум с места ведения, когда желательная
часть отодвигается от своих добродетелей.
- Мы прияли власть чадами Божиими быть (Иоан.
1, 12), но не бываем ими, если не совлечемся страстей.
- Никто пусть не думает, что он действительно сделался
чадом Божиим, если не стяжал еще в себе Божеских черт.
- Усвоение нравов добрых или худых делает сынами Бога,
или сатаны.
- Мудр муж тот, кто внимает себе и спешит очиститься
от всякой скверны.
- Ожесточенная душа, и когда бичуют ее, не чувствует,
и к благодетелю никакого чувства восприять не может.
- В нечистую облеченный одежду извергается из брачных
чертогов Божественных, и делается причастником тьмы
кромешной (Мф. 22, 12. 13).
- Боящийся Бога радеет о своей душе, и от злой участи
избавляет себя.
- Невозможно улучить милость от Бога тому, кто,
оставив Его, раболепствует плотским сластям.
- Иисус Христово есть слово, что никто не
может двум господам работать (Мф. 6, 24), хотя мы не
хотим верить тому.
- Душа осквернившаяся ожесточится страстями, и без
сечений и прижиганий, уверовать не способна.
- Огрубелым потребны страшные испытания; ибо без
сильных болей они умягчиться не могут.
- Разумный муж печется о душе своей, и посредством
произвольных себя умучений избегает непроизвольных мук.
- Попечение о душе злострадание (подвиги
самоумерщвления) и смирение, ради коих Бог прощает все грехи.
- Как похоть и гнев умножают грехи; так воздержание и
смирение изглаждают их.
- Печаль по Бозе сокрушает сердце; ее же рождает страх
адских мук.
- Печаль по Бозе очищает сердце, и от нечистых сластей
отдаляет его.
- Терпение есть трудолюбие души, (желание преутруждать
душу); где же есть такое трудолюбие, там изгнано сластолюбие.
- Всякой грех делается для сласти; всякое же прощение
бывает ради злострадания и печали.
- Непроизвольным болям Промышлением Божиим
подвергается тот, кто не берется совершить покаяние с
болями произвольными.
- Христос есть Спаситель всего мiра; и Он даровал
людям покаяние во спасение (Мф. 4, 17).
- Покаяние порождает соблюдение заповедей; а заповедей
соблюдение очищает душу.
- Очищение души есть освобождение ее от страстей;
освобождение же от страстей рождает любовь к Богу.
- Душа чиста та, которая любит Бога, а ум чист тот,
который освободился от неведения.
- За заповеди Божии подвизайся даже до смерти; ибо
очистившись чрез них, внидешь ты в живот.
- Пользуйся телом, как слугой заповедей, сколько
возможно сохраняя его не сластолюбивым и безболезненным
(здоровым).
- Восстание плоти бывает от нерадения о молитве, диете
и безмолвии.
- Доброе безмолвие добрых рождает чад любовь,
воздержание и молитву чистую.
- Чтение и молитва очищают ум; любовь же и воздержание
желательную часть души.
- Соблюдай всегда одинаковое воздержание; чтоб чрез
неравность не впасть в противное ему.
- Наложив на себя законы, не изменяй себе,
софистически криво, истолковывая их потом; ибо кто сим
образом отводит себя от них, тот сам себя прельщает (сам
себе дьявол).
- Страстные души суть мысленные запады; ибо в таковых
зашло солнце правды.
- Сын есть Божий тот, кто уподобился Богу в благости,
в мудрости, силе и правде.
- Болезнь души есть злая склонность; смерть же ее есть
грех, делом совершенный (Рим. 5, 12).
- Нестяжательность духовная есть совершенное
бесстрастие, при коем ум удаляется от всего здешнего.
- Соблюдай все согласно добродетели душевные потому
что от сего рождается плод правды.
- Созерцание мысленных предметов есть, говорят,
бестелесно, как совершенно чуждое вещества и вида.
- Как четыре стихии не чужды вещества и вида; так не
чужды их и составленные из них тела.
- Слово, сделавшееся по человеколюбию плотью (Ин. 1,
14), ни того, чем было, не преложило, ни того, чем
сделалось, не изменило.
- Мы говорим о Боге Сыне воплотившемся, как то,
что Он есть из Божества и человечества, и в Божестве и
человечестве, так и то, что Он есть из двух естеств, и в
двух естествах.
- Одно лицо исповедуем во Христе при двух естествах,
соединенных нераздельно.
- Единое нераздельное лице во Христе славим, и
неслиянное единение двух естеств в Нем исповедуем.
- Триипостасному единому Божества естеству
поклоняемся, и единосущную Святую Троицу богословим.
- Собственны каждой из трех ипостасей отчество,
сыновство, исхождение; а общи трем ипостасям существо,
естество, Божество, благость.
СОТНЯ ТРЕТЬЯ,
коей акростих таков:
Злом собственно должно почитать
не то, что тяготит плоть, а душу очищает;
но то, что оскорбляет совесть,
а плоть услаждает.
- О Том, Кто благ по естеству, благо умствуй; и о
всяком человеке доброе помышляй.
- В день суда должны будем дать ответ пред Богом о
словах, делах и помышлениях.
- Навык к доброму или худому заставляет нас думать,
говорить и делать доброе или худое.
- Ум, одержимый страстями, помышляет неподобающее;
обнаруживаются же его мысли словами и делами.
- Худой мысли предшествует страсть, страсти причина
чувства, а худого употребления их причина, явно, есть ум.
- Заключай чувства, поборай помыслы и оружием
заповедей потребляй свои страсти.
- Зло устаревшее и подвига требует продолжительного;
ибо укоренившаясь привычка скоро не сдвигается с места.
- Продолжительный подвиг воздержания и любви, при
терпении и безмолвии потребляют належашую страсть.
- Чаще воздвигай ум на молитву, и разгонишь помыслы,
вращающиеся в сердце.
- Подвижничество требует терпения и мужества; потому
что сластолюбие изгоняется не иначе, как долговременным и
охотным самоутруждением.
- Удобно совершишь подвиги подвижничества, если все
будешь делать в меру и по правилу.
- Держи всегда одинаковую меру в подвигах, и без
крайней нужды не нарушай положенного правила.
- Как любовь и воздержание очищают помыслы; так
созерцание и молитва всяко возношение
воздымающееся (2 Кор. 10, 5).
- Совесть чистою делают труды подвижнические, именно:
пост, бдение, терпение, великодушие.
- Кто благодушно претерпевает удары невольных
искушений, тот делается смиренномудрым, искусным (в
духовном) и благонадежным.
- Терпение стоит на душевном желании самоутруждения;
состоит же оно в подъятии производных трудов и невольных
искушений.
- Благодушное перенесение страшных напраслин рождает
незлобие; терпение же до конца искореняет из души все худое.
- Удары тяжелых случайностей раздирают сердце, и
порождаемая тем печаль прогоняет сластолюбие.
- Есть четыре страсти главнейших, из которых одной
против другой премудро пользуется Провидение.
- Ибо сластолюбие уничтожается наведением печали, а
похоть увянуть понуждает страх адских мук.
- Ум благоразумный душу научает духовным деланиям, а
тело приучает ко всякому телесному подвигу.
- Ревнуй показать монахом не внешнего только человека,
но и внутреннего, чрез очищение их от страстей.
- Первое отречение есть освобождение от вещей
(имущества), второе и третье есть освобождение от страстей
и неведения.
- Кто захочет, удобно отрешится от вещей; но не малый
потребен труд для отрешения от пристрастия к ним.
- Держащий в руках похоть и с гневом управится; ибо в
той причина раздражения гнева.
- Что же? Очистились ли мы от страстных помыслов и
вкусили ль вследствие того чистой и невещественной молитвы,
или еще нет?
- Ум велик, если он освободился от страстей, отрешился
от всего тварного, и в Боге пребывает.
- Преуспевающий любомудрствует о следующих трех
предметах, об исполнении заповедей, о познании
догматов и о вере во Святую Троицу.
- Ум, освободившийся от страстей вот в чем вращается,
в тонких помышлениях, в созерцании тварей, и в
вечном Свете.
- В душах наших скрываются худейшие страсти; явными же
они делаются, когда обличатся дела их.
- Бывает, что ум невозмущенным себя имеет, и малость
некую улучив бесстрастия; но остается не искусным, по
причине отсутствия вещей (или предметов для деятельного
упражнения).
- Страсти приходят в движение от следующих трех вещей,
от воспоминания о предметах их, от довольства и
покоя плоти, и от чувств, как сказано.
- Ум, чувствами добре правящий и плоть в порядке
установивший, одну только имеет брань, брань с памятью.
- Чрез чувства тогда приходят в движение страсти,
когда нет воздержания и любви духовной.
- Умеренный пост, бдение и псалмопение обыкновенно
упорядочивают устроение тела.
- Следующие три вещи явно изменяют на худшее устроение
тела, беспорядочность диеты, изменение воздухов, и
приражение бесов.
- Страстные памятования умаляются следующим,
молитвою, чтением, воздержанием и любовью.
- Прежде чувства заключи безмолвием, и потом поборнай
воспоминания оружиями добродетелей.
- рех мысленный есть употребление на зло помыслов,
а грех деятельный есть употребление на зло вещей.
- Помыслами и вещами злоупотребление есть нечестивое и
неправедное обоих их употребление на зло.
- Предосудительные страсти суть узы, держащие ум в
чувственности.
- Тот имеет совершенное бесстрастие, у кого нет
пристрастия ни к делам и вещам, ни к воспоминанию о них.
- Душа благая благотворит ближнему, и, если встретит
неблагодарность, великодушною является к нему, и терпеливо
сносит, если что постраждет от него.
- Помыслы злые суть сущее зло, и не очистившийся от
них не научится истинному ведению.
- Слушающий Христа световодит себя, и подражающий Ему
исправляет себя.
- Злопамятство есть проказа души; случается же оно по
поводу или бесчестий, или потерь, или подозрительных помыслов.
- Господь ослепляет ум завистливого за то, что он не
праведно печалится о благах ближнего.
- Душа клеветливая имеет трехлезвийный язык, ибо
уязвляет и себя, и слышащего, а бывает, что и
оклеветываемого.
- Незлобив, кто искренно молится об оскорбившем; и
избавляется от злопамятства, кто не щадит даров ему.
- Ненависть к ближнему есть смерть души; и вот что
имеет и что причиняет себе душа клеветника.
- Разленение от вознерадения души; нерадит же душа
сластолюбием болящая.
- Любящий Господа Иисуса предается трудам
подвижническим; постоянство же в сих трудах прогоняет
леность.
- Душа крепнет от подвижнических трудов, и
делая все в меру отгоняет леность.
- Властвующий над чревом иссушает похоть, и блудным
помыслам не раболепствует ум его.
- Ум воздержного Храм есть Святого Духа; а ум
чревоугодника жилище вранов (Ис. 34, 11).
- Пресыщение рождает похотение разных яств, а
голодание сладким делает и один хлеб.
- Избавляется от зависти скрытно сорадующийся тому,
кому завидуют; и избавляет от зависти укрывающий то, чему
завидовать можно.
- Удаляйся от живущего нерадиво, хотя имя его велико у
многих.
- Возимей другом мужа трудолюбивого, и найдешь в нем
покров своих погрешений.
- Нерадивый продал себя многим господам; и как они
ведут его, так он и живет.
- Нерадение, как друг, благоволит к тебе во время
мира; а во время искушения, как враг, восстает на тебя.
- Душу свою полагает оно за тебя, прежде восстания
страстей, а когда восстанут, твою душу берет себе.
- Земля заброшенная зарастает терниями, а душа
нерадивая наполняется страстями нечистыми.
- Ум разумный обуздывает душу свою, измождает тело и
порабощает себе страсти.
- Видимые движения суть указания невидимых внутренних,
как приносимые плоды указывают, какое древо приносит их.
- Слова и дела обличают лицемера, как они же
обнаруживают и скрытного лжепророка.
- Ум обезумевший не обучает души своей, и удаляет ее
от любви и воздержания.
- Причиной непотребных помыслов бывает худой нрав,
поддерживаемый тщеславием, гордостью и надмением.
- Обладаемому указанными страстями свойственны
лицемерие и лукавство, равно как злохитрость, насмешливость
и непотребнейшая ложь.
- Такие лица раболепствуют также зависти и рвению,
гневу и ярости, печали и злопамятству.
- Таков путь живущих в нерадении, и таковы сокровища
сокрытые во мне.
- Злострадание (строгие подвиги телесные) и смирение
спасают душу, и от указанных выше страстей избавляют ее.
- Разумного ума признак слово полезное, доброй же души
признак дело доброе.
- Ум просвещенный износит мудрые слова, а душа чистая
возделывает Божественные помыслы.
- Помыслы ревностного поучаются премудрости, и слова
его просвещают слышащих.
- Когда в душу заложены добрые расположения, тогда она
возделывает благие помыслы, а когда в ней заложены худые
склонности, тогда она порождает помыслы непотребные.
- Страстная душа есть детелище худых помышлений и из
сокровищницы своей износит она худое (Мф. 12, 35).
- Благое сокровище добродетелный навык, и ум
благой износит из него благое.
- Ум, Божественной любовью движимый, возделывает
благие о Боге мысли, движимый же самолюбием порождает
противное тому.
- Ум, движимый любовью к ближнему, непрестанно доброе
о нем помышляет (1 Кор. 13, 5); движимый же противным тому,
предполагает в нем худое.
- Благих помышлений причина добродетели, добродетелей
заповеди, а их исполнения произволение благое.
- Добродетели и пороки, бывая в душе, и отбывая
из нее, добре или зле настраивают душу, подвигая ее
на помышления, враждебные одни другим.
- Злых помышлений причина страсти, страстей
преслушание заповедей, преслушания прельщение чувствами,
прельщения небрежение ума о хранении чувств.
- В преуспевающих добрые расположения могут еще удобно
прелагаться на противоположное; а в совершенных
расположения сии бывают неудобопреложны.
- Сила души навык в добродетели
неудобопреложный, которого достигший говорил: кто ны
разлучит от любве Божия? (Рим. 8, 35).
- Предшествует всем страстям самолюбие; после же всех
их следует гордость.
- Три главнейшие страсти греховные порождение свое
имеют из страсти самолюбия.
- Эти три суть чревоугодие, тщеславие и
сребролюбие, из которых исходят все другие страсти.
- За чревоугодием следует блуд, за тщеславием
гордость, прочие же за всеми тремя.
- За всеми тремя последуют печаль, гнев,
злопамятство, зависть, леность и прочие....
Молитва
- Владыко всех Христе! от всего сего избави нас,
как от пагубных страстей, так и от порождаемых ими
помыслов.
- Тебя ради созданы мы, да в Тебе блаженствуем, быв
помещены в Раю, Тобою насажденном.
- Нынешнее же бесчестие сами мы навлекли на себя,
блаженному услаждению предпочетши пагубное.
- За что сами в себе восприяли мы воздаяние, вместо
жизни вечной наследовав смерть.
- Ныне убо, Владыко, как всегда призирал Ты на нас, и
до конца призрителем нашим будь, как воплотиться
ради нас благоволил, так и спаси всех нас.
- Ибо спасти, нас погибших пришел Ты; не отлучай же
нас от части спасаемых.
- Воскреси души, и спаси телеса, очищая нас от всякой
скверны.
- Сокруши узы обдержащих нас страстей, как сокрушил
полчища нечистых бесов.
- И избави нас от тиранства их, да послужим Тебе
Единому, Свету вечному.
- Когда, по воскресении из мертвых, с Ангелами
составим единый блаженный и вечно неразрывный хор.
СОТНЯ ЧЕТВЕРТАЯ,
коей акростих такой:
Но молись прилежно Богу нашему,
да избавимся от зол
и настоящих и не настоящих,
а только почитаемых такими.
- Кто ум свой отрешил от любления и ласкания плоти,
тот Животворящим Духом умертвил деяния плотския (Рим. 8, 13).
- Не думай отрешиться от склонности к плотскому, если
ум твой еще занимается тем, что свойственно плоти.
- Как плоти свойственно чувство и чувственное, так
душе свойствен ум и мысленное!
- Отвлеки душу от чувств и чувственного, и ум твой
пребывать станет в Боге и заниматься предметами духовными.
- Родственны Божеству умные естества, одним умом
познаваемые; чувства же и вещи чувственные созданы на
служение уму.
- Да служат тебе чувства и вещи чувственные к
духовному созерцанию, а не к удовлетворению похоти плоти.
- Повелено тебе умертвить деяния плотская, чтоб
трудными подвигами воскресить душу умерщвленную сластями плотскими.
- Буди господствуем от Бога. и господствуй над
чувствами, и, будучи лучшим,не давай власти над собою тому,
что хуже тебя.
- Бог вечен, беспределен и неограничен, и блага вечные
беспредельные и неизреченные обетовал слушающимся Его.
- Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем
умствовать, равно как о Его промышлении и о страшных судах
Его.
- Имеешь власть склониться на то или другое, но будь
на стороне лучшего, и подчинишь себе худшее.
- Хороши чувства и хорошо чувственное, как творения
благого Бога, никак однако же не могут идти в сравнение с
умом и умовым.
- Разумное и мысленное естество создал Бог способным к
познанию всего и Его самого, а чувства и чувственное
произвел на полезное сему употребление.
- Как неуместно неключимому рабу подчинять себе
благого господина, так неуместно ум разумный подчинять телу
тленному.
- Ум, не властвующий над чувствами, чрез них падает в
грехи: ибо, прельщен бывая чувственными сластями, он обычно
порождает непотребство.
- Держа во власти своей чувства, крепко запирай и
память; ибо прежде чрез чувства полученные впечатления,
потом чрез воспоминание о них снова приводят в движение
страсти.
- Преутруждай тело и чаще молись, и скоро
избавишься от предвзятых помыслов.
- Поучайся непрестанно в словесах Божественных; ибо
трудолюбное в сем упражнение истребляет страсти.
- Избавляют ум от блуждания по вещам страстным чтение,
бдение, молитва и псалмопение.
- Как весна возбуждает растения к оживлению, так и
бесстрастие подвигает ум к познанию Сущего.
- Соблюди заповеди, и найдешь покой; возлюби Бога, и
улучишь ведение.
- В приболезненном труде и поте лица осужден ты
снедать хлеб ведения.
- Нерадение довело праотца до падения, и вместо
утешений райских осудило на смерть.
- Повелевай и ты своей Еве блюстись змия; чтоб
прельщена быв от него, не подала она тебе плода
запрещенного.
- Как по естеству душа животворит тело, так душу
добродетель и ведение.
- Мнящийся быть мудрым ум есть облако безводное,
носимое ветрами тщеславия и гордости.
- Воздерживаясь от тщеславия, берегись и от блуда,
чтоб избегая почестей не впасть в бесчестие.
- Избегая тщеславия, к Богу воззревай, чтоб иначе не
впасть в самомнение, или блуд.
- Тщеславию свойственно действовать на показ; а
гордости уничижат других и гневаться.
- Избегая чревоугодия, блюдись от человекоугодия,
желтизну лица своего притворно показать ухитряющегося.
- Прекрасно пощение, радующееся малоястью, и
довольствующееся скудоястием, избегая притом и человекоугодия.
- Постясь до вечера, не наедайся досыта, чтоб не
оказаться созидающим опять то, что только что разорил.
- Воздерживаясь от вина, не пей много и воды; ибо
иначе все же ты доставишь материал для блуда.
- Гордость заставляет отступаться от Божественной
помощи, на себя надеяться и воздыматься над людьми.
- Два предлежат врачебные средства против гордости,
которыми если кто не воспользуется, встретит, и нехотя
третье очень жестокое.
- Гордость прогоняют молитва со слезами, никого не
уничижение, и невольные скорби.
- Вразумление чрез искушения есть жезл духовный,
научающий смиренномудрию того, кто надымается в неразумии
своем.
- Умное дело не подчиняться помыслу того, кто тайно
наговаривает на ближнего.
- Как огородник, не выпалывающий сорных трав заглушает
чрез них овощи, так ум, не очищающий помыслов губит
подвижнические труды.
- Разумен муж, который слушается совета, особенно
когда совет предлагается по Богу духовным отцом.
- Умерщвленный страстями совета и понять не может, и
подчинится духовному наставлению совсем не способен.
- Не приемлющий совета не правыми путями шествует, но
всегда носится по стремнинам и пропастям.
- Монах ум, отрешившийся от чувственного, и
помысла сластолюбного даже и видеть не попускающий.
- Врач ум себя уврачевавший, и тем, чем сам
уврачевался, других врачующий.
- Взыщи добродетели, и затем, ревнуй не потерять ее,
чтоб не жить срамно, и не умереть немилосердо.
- Господь наш Иисус Христос всем даровал Свет, но не
верующие Ему сами себя держат во тьме.
- Не почитай малым лишение добродетели; чрез это
смерть вошла в мiр.
- Послушное исполнение заповедей есть воскресение
мертвых; ибо жизнь есть естественное следствие добродетели.
- За умерщвлением ума чрез преступление заповеди
необходимо следует и смерть тела.
- Как Адам, преступив заповедь, подпал смерти: так
Спаситель, послушлив быв, умертвил смерть.
- Умертви грех, чтобы не воскреснуть мертвым и от
смерти малой не перейти в великую.
- По причине преступления Адамова Спаситель
воплотился, чтобы разрешив клятву, всех воскресить.
- Из жизни сей в живот вечный переходит тот, кто
умертвил страсти и освободился от неведения.
- исследовав Писания, найдешь заповеди; а исполнив
сказанное, освободишься от страстей.
- Исполнение заповедей очищает душу, очищение же души,
делает ее причастной света.
- Древо жизни есть познание Бога, Которого причастным
сделавшись чистый, пребывает бессмертным.
- Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец
же ее любовь к Богу.
- Иисус Христос есть Господь и Бог наш, даровавший нам
веру в Него для получения жизни вечной.
- Он явился нам, соединив Божество с душой и телом,
чтобы, как Богу, избавить от смерти и душу и тело.
- Стяжаем веру, чтоб придти в любовь, из коей
рождается свет ведения.
- За стяжанием веры вот что последует: страх Божий,
воздержание от сластей, терпение трудов, надежда на Бога,
бесстрастие, любовь.
- Из искренней любви рождается ведение естества; после
же него наступит исполнение верха желаний, т.е. благодать
богословия.
- Ум, обуздывающий страсти, всеконечно обуздывает их
силою страха Божия, веруя в Бога и в то, чем Он угрожал, и
что обетовал.
- Кому дарована вера, от того требуется воздержание,
которое утвердившись, рождает терпение, поддерживающее
трудолюбивый навык.
- Признак терпения есть любовь к трудам, на которых
опираясь ум, восприемлет упование, что улучит, что
обетовано и избегнет, чем угрожается.
- Чаяние будущих благ соединяет ум с чаемым; пребывая
же в сем сочетании он забывает о благах настоящих.
- Бросает настоящее вкусивший чаемого; ибо тогда он
все свое желание предает сему последнему.
- Будущие блага обетовал сам Бог, Которому поверивший
вожделевает будущего, как настоящего.
- Знак того, что ум живет в чаемых благах есть то,
если он старается утвердить в себе совершенное забвение
здешних вещей и расширяется в познании благ будущих.
- Добра истина, коей научает Бог истины, отовсюду
удостоверяя в ней Боголюбивую душу.
- Превечны суть, и прежде всех веков, и паче ума и
слова, блага уготованные наследникам обетования.
- сделаем себя сообразными с правилами благочестия,
чтоб, уклонившись в страсти, не отпасть от упования.
- Иисус Христос Един есть от Святые Троицы, и Его-то
сонаследником имеешь быть ты.
- Наученный от Бога ведению сущего, не станет
затрудняться в веровании Писанию о том, что в нем предсказано.
- Дух святой, находя ум, обнаженным от страстей,
сообразно с тем тайно вводит его в познание уповаемого.
- Сообразно с очищением ума, душа руководится и к
познанию словес Божественных.
- Установивший тело свое в должном чине, и в
Божественном ведении упражняющийся, самым сим ведением все
более и более очищается.
- Ум, начинающий любомудрствовать о Божественных
вещах, от веры начинает, и потом среди сих вещей вращаясь и
шествуя, опять в веру же достигает, но высшую.
- Созерцается, что за началом сего любомудрия
последует страх, а концу его предшествует любовь.
- Ум, начиная любомудрствовать от веры внимающей (или
понимающей во что верить) достигает в богословии,
простирающееся за пределы всякого ума, которое определяют
верою незабываемой (всегда присущей сознанию, неподвижно в
нем пребывающей) и созерцанием сокровенного.
- Словеса о Боге Святыми и блаженными Отцами нашими
созерцаются не такими, чтоб они были по Нему
(соответствовали сущности и величью Его), но такими, кои
суть о Нем (о Нем открывают нам, сколько то вместимо для
ума нашего).
- Разумеются же о Нем, т.е. о Боге, все слова, или
положительно, или отрицательно.
- Так, существо, Божество, благодать, и другое
подобное, говорятся положительно; а безначальное,
беспредельное, невидимое, и подобное отрицательно.
- Поелику едино есть естество, превыше сущее всякого
ума и слова, и едино сокровенное Божество Святые Троицы; то
все, о Ней изрекаемое и созерцаемое, говорится и
созерцается обще.
- Как едино Божество Святая Троица веруется; так и три
лица единого Божества исповедуются.
- Означенные выше положительные и отрицательные
свойства обще прилагаются ко всей Святой и единосущной
Троице, кроме личных свойств, из коих также иные
положительны, а иные отрицательны.
- Личные свойства Божественных ипостасей суть
отчество, сыновство, исхождение и другие собственно
к лицам прилагаемые.
- Ипостась определяют естество с личными свойствами;
так что каждая ипостась имеет и то, что едино обще
естеству, и то, что собственно ипостаси.
- Из общих ко всей Святой Троице прилагаемых свойств
отрицательные почитаются главнейшими; но не так сие
относительно свойств личных. Ибо и из них, как уже сказано,
иные суть положительные, а иные отрицательные как например,
нерожденность и рожденность, и подобные. Нерожденность от
рожденности отличаются по своему значению: ибо
нерожденность означает Отца, а рожденность Сына.
- Речения и наименования употребляются для уяснения
того, что созерцается окрест естества Святые Троицы, как
сказано (см. гл. 81); но не в сущности естества: ибо к ней
относящееся недоведомо для ума и неизреченно для слова, а
ведомо единой Троице.
- Как единое естество Божества именуется
Триипостасным; так Святая Троица исповедуется единосущной.
- Отец созерцается и безначальным и началом,
безначальным, яко нерожденный, а началом, яко родитель Сына
и изводитель Духа Святого, Кои вечно из Него и в Нем суть.
- Единица, до Троицы движась, пребывает единицей; и
Троица, до единицы сводясь, пребывает Троицей. Сие и дивно
есть!
- Сын и Дух святой исповедуются не безначальными,
однако же вечными: не безначальными, яко к началу и
источнику, относимые к Отцу; а вечными, яко от вечности
один рожденно, а другой исходно, сущие с Отцом.
- Нераздельным едино Божество Троицы всегда верно
созерцается и неслиянными три ипостаси единого Божества
всегда верно исповедуются.
- Личные свойства суть Отца
нерожденность, Сына рожденность, Духа Святого
исходность. Начало Сына и Духа Святого исповедуется
безвременным. Ибо, как из Солнца и в Солнце свет, так и Они
из Вечного и в Вечном вечное имеют существование.
- Личные свойства ипостасей неподвижными и неизменными
всегда созерцаются, а общее естество или Божество
нераздельным.
- Единицу в Троице, и Троицу в единице исповедуем, как
нераздельно разделяемую, и раздельно соединяемую.
- Едино начало в Божестве созерцается Отец,
начало Сына и Духа, яко родитель и: источник Их
вечный совечных, беспределный собеспредельных; и три сии
единосущны суть и нераздельны. Тварей же всех Творец,
Промыслитель и Судья есть Триипостасный Бог,
Отец чрез Сына во Святом Духе. Ибо говорится, что из Того,
и Тем, и в Нем всяческая: Тому слава вовеки. Аминь (Рим.
11, 36).
- Совечными Отцу исповедуем Сына и Духа Святого и
собезначальными, яко вечное и безначальное имеющие из Него
и в Нем свое существование и начало. Они вечно с
Отцом и в Отце, и Отец вечно с Ними. Не было момента, когда
бы Отец был без Них, и Они без Него. Таков образ бытия
Единого естеством и Триипостасного в лицах Бога,
Коему слава и держава вовеки веков. Аминь.
|