Френсис Йейтс
Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997. Опись А, №20469.
Выписки из кн.: Йейтс Франсис. Розенкрейцерское просвещение. М.:
Алетейа, Энигма, 1999. 464 с.
Отдельно тексты, опубликованные в Приложении.
Йейтс Франсес. Розенкрейцерское просвещение. М.: Алетейа, Энигма, 1999.
464 с.
Пер. с: Frances A. Yates. The Rosincrucian Enlightment. Routledge. L.; NY, 1972.
Пер. А.Кавтаскина, Гейдельберг - как Хайдельберг.
См: Тананаева Л.И. Рудольфинцы: Пражский художественный центр на рубеже XVI-XVII
веков. М., 1995.
Свадьба дочери Якова Елизаветы и Фридриха V, курфюста Рейнского палатината
- новобрачные полагали, что Джеймс будет вести активную антикатолическую политику,
ведь это брак межпротестантский, но тот был осторожнее. Этот брак хотел уравновесить
браком Карла на испанской католичке. Боялся столкновения с Габсургами. Пфальцграф
- по английски палсгрейв.
1613, 14 февраля - венчание Елизаветы и Фридриха V, курфюста Рейнского палатината,
подробное описание. со с. 22. Театр, символика Георгия Победонсца, "маски" Иниго
Джонса (с этим связана позднейшая вставка в "Бурю"). Рейн сливается с Темзой.
1613, 7 июня - въезд в Гейдельберг, столицу Пфальца. Ун-тет был украшен портретами
отцов церкви, Лютера, Меланхтона, Беза (но не Кальвина!!!) - с. 30. В то же время
дикое количество античных иллюзий - в параллельном пространстве.
На службе у Фридриха Соломон де Ко, франц. протестант, архитектор, сады, гидравлика,
друг Иниго Джонса, устроил регулярный парк, взорвав верхнюю часть скалы над городом.
Гроты с фонтанами, в т.ч. музыкальными. Музы на Парнасе.Поющие изваяния.
1619 - Фридрих захватывает Богемию, год правит тут, после чего теряет и Богемию,
и Пфальц.
После смерти Генриха Наваррского, 1610 за Фридрихом 5 - место главы антигабсб.
коалиции протестантов. Как курфюст Пфальца - главный светский электор. Традиции
протест. "активизма" - создать союз герм. протест. князей против князей католиков.
Дядя герцог Бульонский, глава франц. гугенотов. С. 45.
1612 - смерть Рудольфа 2 в Праге - не любил дядю Филиппа 2 Испанского, крайняя
терпимость, уединенность, слухи о его алихмич. и научно-магич. зысканиях. Покровитель
Богемской церкви и братьев. 1617 - на престол всходит (после смерти брата Рудольфа
Матвея) Фердинанд Штирийский, сразу начинает гонения на Богемскую церковь. Либеральные
католики были против, но иезуиты поддерживали Фердинанда. "Пражская дефенестрация"
(шуточное - "изокнация" - выбрасывание из окна) - на собрании пражских горожан
двух видных католиков выбросили окна. Восстание Богемии против Фердинанда. 26.8.1619
предложили корону Фридриху.
Джон Донн проповедовал в Гейдельберге перед супругами в качестве
капеллана посольства, с. 50. С. 254 - Донн страстно почитал Сарпи
и повесил его портрет у себя в кабинете.
27.9.1619 супруги - в Прагу, причем к тому времени Фердинанд был избран императором,
так что Фридрих, исполняя религ. долг (?), нарушал вассальный. Короновало гуситское
духовенство (Богемская цвь). Яков отрекся от зятя - делал ставку на Испанию. Автор
за это винит Якова в старч. маразме.
1620, 8 ноября - войска Фридриха разбиты у Белой горы. Габсбурги
продлили еще на поколение свое верховенство. В Богемии массовые казни - их называли
"чистки" (С. 58). Богемская цвь в подполье, разорение Чехии и Пфальца. Парламент
Англии ведь был за Фридриха, отсюда пошло недовольство Стюартами.
Пфальц - кальвинистская земля, гипотеза H.Trevor-Roper. Religion, the Reformation
and Social Change. London, 1967 - активный кальвинизм привлекал
к себе либералов, п.ч. сопротивлялся реакции и защищал от инквизиции - 61.
H.Trevor-Roper, The Plunder of the Arts in the Seventeenth Century,
London, 1970.
С юга Пфаль гранитчит с Вюртембергом, лютеране - но желали объединения с кальвинистами.
Пфальц при Фридрихе- то ли позднее возрождение, то ли раннее Просвещение.
Продолжение истории Фридриха = глава 13 - эмиграция в Гаагу - много детей у
Елизаветы - ее младшая дочь, р. 1630 - двенадцатый ребенок - стала Софи Брауншвейгская
и курфюрстина Ганноверская, ее сын (внук Елизаете) Георг - основатель Ганноверской
династии.
Публикует два главных док-та розенкрейцеров: оп. Кассель, 1614 и 1615 - Откровение
(Fama) и Исповедание (КОнфессио). Якобы некий отец Х.Р., Христиан Розенкрейц,
основывает братство - или оно возродилось - приглашает примкнуть.1616 - выход
третьей книжки - алхимич. трактата "Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца".
с. 68. Свадьбу написал Иоганн Валентин Андреэ. Рожд.
2586, Вюртемберг, внук "вюртембергского Лютера", лютеранский пастор, вольномыслие,
интерес к кальвинизму, сторонник обхъединения. Ок. Тюбинген. Автор двух пьес на
сюжеты Эсфирь и мифа о Гиацинте - под влиянием англичан. Мб свадьба и символика
ее связана с реальной свадьбой при Вюрттемб. дворе - переплетение тогда рядов
символики алхимии, политики и астрологии.
Неоп. рукопись пророчеств "Наометрия" - популярный жанр - упоминает, видимо,
ренальное событие: 17.7.1586 в Люнебурге встреча протест. князей
и представителями Генриха Наваррского, Датского короля, Елизаветы - формирование
Евангелич лиги Confederatio Militiae Evamgelicae 0 не это ли источник розенкрейцеров.
74-5. Андреэ был знаком с Наометрией. Предсказывал в 1619 г - в 1620 крушение
Папы и Магомета, царства антизриста. В 1623 начнется де Тысячелетнее царство.Мб
эти предсказаиня подвигли Фридриха на чешскую авантюру?
Сторонник Фридриха Кристиан Анхальтский покровительствовал каббалисту, последователю
Парацельса Освальду Кроллию - хоть и был кальвинистом - дружим с Петром ВОком
з Рожмберка - чешский магнат, вольнодумец рудольфинаской школы с. 78 - в 1583
г. Прагу посетил Джон Ди, пытался заинтересовать Рудольфа идеями имперского мистицизма.
Сходство Ди и розенкрейцеров - поиск обхединения магии, каббалы, алхимии в единое
мировоззрение.Перечисляет признаки влияния Ди на розенкрейцеров - ну и что? (с.
83). Все-таки ее вывод, что роз. это следствия путешествия Ди в Богемию четвертью
века ранее -- чересчур. Справедливо, что Розю искали разрешения противоречий между
мистикой, герметизма, каббалы.
Но уже в 1612 г. ответ на Откровение появился в печати. Антииезуитская нправленность
О. Призыв к "всеобъемлющей и всеобщей реформации всего пространного мира" (89).
Якобы брат Р.К. (розовый крест) род. 1378, прожил 106 лет. Обнаружение склепа
с Розенкрейцом - дверь склепа открылась, прообраз отверзания некоей двери в Европе.
Склеп освещен солнцем изнутри. Аллегория склепа - обновление старой философии,
просветление сознания. Аллюзии на Откровение.
Ответный поток публикаций - хотели присоединиться к РК, но те не отвечали -
как бы таинственные.
"Религиозное движение, которое обращется к алхимии как к средству укрепления
евангелического благочестия и предлагает обшир//100// ную программу научных изысканий
и реформ". Надуманность обрамления - милленаризм - аллегоризм. Ошибались те, кто
простодушно верил в аллегории. Театр. Игра. Андреэ называл свою "Свадьбы" ludibrium
- 101 - комедия, шутка - но и театральность.
Критика РК Андреасом Либавием, полу-алхимиком, полу-химиком, приверженец Аристотеля
и Галена, кое=что принивмавший из Парацельса - критиковал РК и Ди, а также Освальда
Кролля - ярого парацельсиста, придворного врача Кристиана Анхальтского - его книги
выходили в Праге под покровительством Рудольфа 2, увлекался герменевтикой и пр.
Алихимич. мистика льва накладывалась на политическую - у Габсбургов символ Орел,
у Фридриха Лев.
Вся 5 глава о Химической свадьбе, 1616. Символика льва, свадьбы, - мб
аллюзии на брак 1613 г. Слияние элементов - смерть как состояние через которое
проходят элементы при трансмутации. Политическое возрождение - возрождение души
- брачное. Появляется Красный крест - а английский орден Георгия с красным
крестом - Фридрих получил орден Георгия/Подвязки при свадьбе. Влияние и английской
алхимии (Ди, "росный крест"), лат. ros - роса, и ангглийской политики (красный
крест ордена Подвязки). Возможна игра созвучиями - с. 134-5.
6 глава о пфальцском издателе Иоганне Теодоре де Бри, публиковавшем в
1617-19 сочинения Роберта Фладда и Михаэля Майера - оба автора отрицали связь
с РК, но сочувственно об ордене отзывались, их идеи близки идеям Откровения и
пр. - Фладд: философия макрокосма и микрокосма, Майер - духовная алхимия. Очень
плодовиты. И печатались в Пфальце при Фридрихе. Де Бри из льежской семьи протестантов.
Все это автор объединяет в понятие "фридрихианского движения", Пфальц как "розенкрейцеровское
государство".
Ср. типографа из Антверпена Кристофера Плантена, тайного
члена "Семьи Любви" - движение отвергало церк. догмкаты и занималось мистич. и
аллегорич. толкованием Библии, с. 141.
Мощная реакция на книжки о РК в Германии - поток ширится, мутный, но весь иссяк
в 1620, когда Пфальц был разорен.
В 1698 было выдвинуто правдоподобное предположение, что манифесты РК сочинил
математик Иоахим Юнгий, которым Лейбниц восхищался с. 174.
7 глава перечисляет простодушных авторов, поддержавших РК -Юлий Шпербер и пр.,
все псевдонимы.
1621 - в Гейдельберге выходит "Предостережение против Розенкрейцеровских Паразитов"
Филиппа Гейгера. В 1619 г. в Брюсселе Й.П.Д. публикует сочинение "Роза Иезуитская,
сиречь Иезуитские Красные Подмастерья" - перехватывают символику
РК.
8 глава - о РК переполохе во Франции - в 1623 в Париже объявление о приезде
посланцев Главной Коллегии Братьев Креста-Розы. с 193. Якобы их, невидимых, 36
человек, по всему миру - 6 в Париже. Поклоняются князю преисподней - отрекаются
от христианства - участвуют в шабашах - это из пафмлета Ноде, критиковавших РК.
Попытка развязать охоту на ведьм, умолчать о христианских мотивах РК. Памфлеты
иезуиты Гарасса. Мб вдохновлялись теми же силами, что разгромили Фридриха в Пфальце.
С. 210: ренессансная магическая традиция привела к механицизму - на место мага
встал философ-механицист - мб и потому отказывались от магического, что его преследовала
инквизиция. (ну, оно и так умному человеку неинтересно). Декарт
в 1619 в Баварии, в армии, которая должна была выступить против Фридриха - не
хотел - в ночь на 10 ноября 1619 видит сны - убеждают его что математика есть
единственный ключ к познанию природы. Слышит о Розенкрейцерах. Вернувшись в 1623
г. в Париж обаружил, что хотя сам РК не нашел, но сам факт пребывания в Германии
закрепил за ним славу РК. Декарт участвовал в битве у Белой горы, вошел
в Прагу.
9 глава о Бэконе и трактате и Прогрессе учености. Бэкон рассудочнее РК. Ошибся
в недооценке математики, отвергнул Теорию Коперника и магнетизм Гилберта. Ищет
следы РК в Новой Атлантиде. - идея невидимых братьев, руководящих обществом, акцент
на благотворительности, "восстановление наук".
10 глава: фрагмент из итальянского сочинения в манифесте РК "Откровение" - антипапская
оппоиция в Венеции, глава сервит Паоло Сарпи, интердикт 1606 г. - Сарпи написал
"Историю Тридентского собора", оп. в Англии - критика неприглашения протестантов
на собор, глухоты к либеральным франц. католикам, реформа подменена укреплением
папской власти. (241).
1616 - обращение в англиканство еп. Спалатского (Сплит) Антонио де Доминиса
- который в 1619 и оп. в Англии историю Сарто. Были дипконтакты Пфальца с Венецией.
Географич. близость. Итальянская цитата в "Откровении" - из кн. Траяно Боккалини
"Парнасские ведомости", Венеция, 1612-3. Антигабсбургская, дружил с Сарпи и Галилеем
(Галилей - так же с Сарпи). Аполлон пытается произвести всеобщую реформу земного
мира, но получается неудачно - высмеивается Тридент. Сходство с РК - в апелляции
к любви как главной силе:
С. 247: "Что повергает Век сей в великую смуту, так это лютая ненависть и злобная
зависть, кои в наши дни, как все видят, безраздельно царствуют меж людей. Единственное
же исцеление от нынешних зол, на которое возлагаем упования, состоит в научении
рода человеческого Милосердию, взаимной привязанности и той освященной свыше любви
к Ближнему, что есть главнейшая заповедь Божия; а посему нам подобает трудиться,
употребляя все свои умения, ради искоренения причин, от которых возгорается сия
ненависть, царствующая ныне в человеческих сердцах".
С. 246 - в качестве признака упадка мира то, что люди находят
жизнь непереносимой и решаются потому на самоубийство.
Бруно - тоже за реформацию.
С. 253 - сдача Кампанеллы, в 1620 чтобы выйти из тюрьмы
пишет "Об Испанской монархии", предлагая Габсбургам возглавить мировую державу.
11 гл.Ок. 1617 Андреэ от идеи РК (которую теперь считал забавой и резко критиковал)
обратился к пропаганде идее христианских союзов - братств - отличие в том, что
обходились без мифа.и идеи тайны. 1619 - в Страсбурге выходит его "Описание Христианопольской
Республики" - ср. Новая Атлантида - в предисловии призыв к новой реформации -
в качестве авторитетов Иоганн Арндт и др. Христианополь - город математизированный
- искусственное освещение как символ света Божия - и предотвращает преступления
- город спланирован по принципу квадрата (268). Влияние Кампанеллы. Больше практицизма
чем у Бэкона. - "вульгарное бэконианство" (ориентация на
практич. достижения науч. прогресса, с. 274) - уже налицо. Между 1618-20 основал
группу "Христианское общество", Societas Christiana. Исчезла из-за войны.
12 гл. РК и Коменский.Коменский р. 1592, т.е. на 6 лет
моложе Андреэ, под его влиянием. С 19.6.1613 учился в Гейдельберге - т.е. совпадает
с въездом новобрачных. В 1614 вернулся в Богемию. СОздает "пансофию", универсальное
знание - вдохновляясь Андреэ - идея энциклопедии как театра (амфитеатра) всего
сущего. 1621 - дом К. уничтожен, богемские братья вне закона - укрался в Брандисе,
Моравия. Лишился жены и детей по дороге. Тут в 1622 пишет "Лабиринт мира". На
русском вышла в Нижнем, 1896 и в СПБ., 1904. Антиутопия - все тщетно - разочарование
- и 13 глава посвящена розенкрейцерам, датируя их манифест 1612 (не 14-м) годом.
Разочарование в религиозных распрях и сектанстве. С. 315: 1628 - селится в Польше,
обучает тут пансофии. В 1641 гю торжественно прият в Англии. Пишет тут "Путь Света"
- концепция комедии, мир как театр - от Андреэ. Оттуда в Швецию - оптимизм опять
оказался ложным.
С. 303 - слово "пансофия" впервые введено в научный оборот
ренессансным неоплатоником Франческо Патриции, в сочинении 1592 г. - обучать ей
народ, чтобы вернуть в церковь.
С. 324 - 13 глава - предыстория Королевского общесва - по Уоллису от собраний
ученых в 1645 г., среди которых д-р Джон Уилкинс, капеллан князя Пфальцского в
Лондоне, и немец из Пфальца Теодор Хаак - как первый организатор. Странный
пфалский колорит! В 1646 г. Роберт Бойль (1627-91) описывал это общество как "Незримая
коллегия" или Философская - 325.Но официально Кор. об-во возникло в Оксфорде в
1648 г. , а официально утверждено в 1660 в Лондоне.
с 330 - публикация англий. текста манифестов РК в ЛОндоне Воаном. Уп. братства
Розового креста Джоном Уэбстером. Критика РК одним из членов Оксфордскй группы
- Бжэкон стоит на эксперименте, а Фладд и РК - на мистич. отвлеч. рассуждениях.
Размежевание? с. 333.
С. 334 публикация дневника Ди - частей по беседам с ангелами - для его дискредитации
- подобно Парацельсу якобы путался с дьяволом - упоминание ПАрацельса порочило
и РК. Натурфилософы предпочли осторожность и отмежевание от мистики РК из-за охоты
на ведьм - но ведь и внутренне им мистика РК была чужда, эксперимент ближе. Правило
об-ва не обсуждать вопросы веры - 337. Но в 1668 Коменский в Амстердаме печатает
"Путь света", где к королевскому об-ву обращается словно к иллюминатам РК. Над
Коменским посмеивались. Автор так и не доказала убедительно генезиса Корол. об-ва
от РК, но некоторые сближения убедительны.
14 глава - Элайас Ашмол - 1617-1692 - роялист - член-учредитель
Корол. об-ва. Алхимик, астролог - герметик - хотел присоединиться к РК. 1652 издает
"Британский Химический Театр" - сборник алхимч. трактатов.
Трактат по истории ордена Подвязки - до сих пор лучший - вспоминает о беседе с
внуком короля Богемии Карлом в 1690 - беседа о Пфальце - об ордене. С. 354 - Ньютон
имел экземпляр Откровения РК, с его пометкой.Назвал РК "прельщением" - imposture
- мб в смысле игры.
гл. 15 - РК и масоны - возможный исток - РК мания в
Германии аукнулась масонством в Англии 1633-1646 гг. Достоверных фактов мало -
Элайас Ашмол был принят в масонскую ложу 16.10.1646. Значит, она была раньше.
Причем уже тогда в ложе были и роялисты, и круглоголовые.
с. 371 - прием в Эдинбурге в Ложу Роберта Марии, тоже алхимика. Сходство с
РК: эзотеризм в религии, ориентация на благотворительность. Отличие: не интересуются
реформой наук и искусств, исследования, алхимией и пр.
Заключительная 16 глава Научная революция противилась РК - хотя
это был кокон, из которого наука выпорхнула - поэтому Кеплер, сам герменевт, в
1619 против Фладда и концепции макрокосма, за чистую математику в астрономии,
против алхимиков, геметиков, парацельсистов. Для РК главный способ воздействовать
на мир - магия которая выступает в обличьи математики и механики.
На с. 402 - уже не иезуиты взяли что-то у РК, а наоборот, те, ненавидя иезуитов,
взяли у них и орден, и девиз "Иисус для меня все" - Jesus mihi omnia. Но сходство
с иезуитами были - те тоже широко использовали герметические идеи и образы. Вражда-любовь.
НАчало антимасонства иезуитов. |