Оглавление книги
Ио. 13, 3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
№142 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Пастор Синклер Фергюсон предлагал в качестве комментария, параллели к рассказу об умовении ног проповедь ап. Павла в послании к филиппийцам (2:6-11). Павел говорит, что Иисус унизил Себя, "быв послушным даже до смерти, и смерти крестной", а Отец поднял Иисуса, "дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено". Только Фергюсон делает поправку: "унижение" - это не смерть на кресте, а умовение ног. "Преклонение" - когда Иисуса называют Господом и "исполняют" (Ио. 13,17).
Сила сравнения в том, что апостол излагает абстрактную идею через физиологию: Иисус опускается (как опустился на колени перед учениками, чтобы вымыть им ноги) - Бог подымает Иисуса - все опускаются перед Иисусом на колени. Словно вальс: "раз-два-три", "опускаемся на колено-встаём-партнёр опускается на колено". Умовение ног - словно Голгофа в миниатюре или, точнее, словно Голгофа в зеркальном отражении. На Тайной вечери Иисус опускается - потом опустятся апостолы перед Иисусом. На Голгофе Иисус подымается - потом апостолы подымутся, каждый на свой крест или эшафот. Чередование подъёмов и опусканий. Можно ещё добавить, что Иисус противопоставляет тех, кто признает в Нём Господина, тому, кто "поднимает пяту" на Него (Ио 13, 18), словно Иисус - ползучая ядовитая тварь, от которой нужно спасти человечество.
Опуститься недостаточно. У добра тоже есть пята - ахиллесова. Одно умовение ног без Голгофы было бы жестом слишком сильным, пошлым. Недостаточно просто ухаживать за другими, чтобы следовать за Христом. В этом слабое место добра как антипода зла. В это слабое место точно бьёт критика филантропии. Добро побеждает вполне не тогда, когда помогает залечить раны, нанесённые злом, а когда становится жертвой зла. Евангелист подчёркивает, что умовение ног совершено было на пороге Распятия, когда уже пришёл тот "час", о котором столько говорил Спаситель. Это не означает, что помогать другим надо лишь накануне своей казни. Это означает, что не надо придавать слишком большого значения своей благотворительности, потому что о себе никто из людей не может сказать, когда ему предстоит Голгофы и предстоит ли вообще. |