Мф 10, 30 у
вас же и волосы на голове все
сочтены; Лк. 12, 7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак
не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
№72 по согласованию. Текст Лк в №61. Фразы предыдущая - следующая.
Простому человеку это изречение кажется простым: как воробьи просто так с неба
дохлыми не падают, так и волосы просто так не выпадают. Правда, хотелось бы доказательств
- особенно лысым. Но, возможно, тут речь идёт об очень конкретном обычае одноё
из иудейских групп той эпохи. В 1980-е среди рукописей
Кумрана археологи нашли т.н. "Дамасский документ", в котором есть
следующее предписание:
"Предписание на случай парши на голове или бороде: священник осматривает,
и если дух вошел в голову или бороду, захватив сосуд, и болезнь распространяется
под волосами, изменяя их облик на ярко-желтый, ибо это похоже на растение, имеющее
под собой червяка, и червь подрывает его корень и губит его цвет, и на этот случай
сказано: "Священник должен повелеть, и они обреют голову, но паршу они не обреют".
Затем, чтобы священник мог сосчитать мертвые волосы и живые и посмотреть, прибавился
ли какой-нибудь из живых к мертвым за семь день, и тогда он нечист. Но если ни
один не прибавился от живых к мертвым, и сосуд наполнился кровью, и дух жизни
движется вверх и вниз по нему, болезнь (излечена)".
Выглядело все это со стороны смешно: идет наголо обритый человек, у которого
одна прядь торчит - и хорошо еще, если на затылке, а не на подбородке. Смешно,
конечно, для окружающих, если они не разделяют трепета несчастного перед духовенством.
Иисус, во всяком случае, тут смеётся над теми, кто поклоняется чистоте больше,
чем Богу - всё над теми же "чистюлями", фарисеями. Действительно, в
евангелии от Луки этот монолог стоит через две фразы после призыва к ученикам
бояться "закваски фарисейской". Правда, в евангелии от Матфея слова
о закваске сильно оторвались, находятся в 16 главе
- а этот эпизод в 10. Похоже, что прямой смысл - шуточный протест против ханжества,
подобный насмешке над "выкрашенными гробницами", над мытьем посуды и
рук, над оцеживанием комаров - был не совсем понятен уже Матфею, и на первый план
вышел мотив случайный, формальный - гибель воробьев, выпадение волос стали пониматься
как символ смерти человека.
Спаситель четко указал предел Божьей ответственности: один волос. О.В.
Ни один волос не упадет с головы тчк. (у Мф 10, 30 сказано "все волосы сочтены".
но это всего лишь вариация на поговорку, в полном виде в Деян 27, 34). Про голову
ничего не сказано - она может и упасть. Про крест сказано, между прочим... Но
волос - не упадет. Какой смысл в том, что волосы сочтены, коли голова, на которой
волосы растут, отрублена, - спросила бы Медуза Горгона. А тот смысл, что смысл
жизни не в глобальном, а в частном, не в существовании вселенной, а в моем существовании.
Голову, конечно, лучше не терять, но какой смысл в голове, если нет Того, Кто
погладит человека по волосам, кто знает о человеке то, что человек сам о себе
не знает (как число волос, например). Тьма может объять весь мир, но не может
объять свет внутри меня. У зла толстые пальцы, оно бессильно залезть ко мне в
душу и поэтому так следит за тем, когда я небрежно подставляю свою душу, куда
не следует. Если бы человек был таким же бдительным, как лукавство, не было бы
греха - но творческие натуры очень рассеянны. К счастью, Бог тоже натура творческая
(точнее, это человек - "тоже"), и поэтому на срезе каждого волоса, на
срезе жизни любого человека, в невидимой святыне человеческой души есть Его роспись.
Этим и живы.
* * *
Законы запрещают давать взятки только там, где взятки дают. У австралийских аборигенов и индейцев Амазонии такого закона нет, потому что и взяток у них не бывает. Иисус говорит "не бойтесь!" ровно в центре проповеди, которая способна напугать самого отчаянного храбреца. Только что прозвучало про "посылаю вас, как овец среди
волков" (Мф. 10, 16) - не пастухов к овцам, а овец к волкам!
"Будут бить вас" (Мф. 10, 17) - и никакой супергерой с небес не остановит руки бьющего. Да герою самому, как мы знаем, закатят оплеуху! А слово "умертвят" в ст. 21?! В конце концов - ст. 28 - "не бойтесь
убивающих тело"?!
Можно заявлять, что Иисус слишком легкомысленно относился к телу, но нельзя заявлять, что Иисус лакировал будущее. На одно успокаивающее слово у Него семь пугающих.
Господь и стращает, и подбадривает с одной целью - выдавить меня из эгоизма. Не из беспечности, а из гордыни! Скорее уж, Он проповедует беспечность, и русское парадоксальное сочетание "отчаянный храбрец" довольно точно описывает христианина. Храбрость не потому, что тебя защитят как воробья - никто не защищает воробьёв, а храбрость потому, что тебе, как и воробью, одно спасение - в Небо! В то Небо с большой буквы, которое способно любить, а не есть просто тонкий слой газа вокруг планеты. |