Мф 16, 6 Иисус сказал им: смотрите,
берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Мк. 8, 15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски
Иродовой.
Лк. 12,1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал
говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
№83 по согласованию (Лк. в №61 напрасно).
Фразы предыдущая - следующая. Предыдущая фраза у Луки.
Ср. комм. к Мф. 10, 30.
Совет Спасителя: "Смотрите, берегитесь!" (Мф. 16,6) внутренне противоречив. Впрочем, это противоречие языка, а не отдельного говорящего. Язык советует смотреть не столько на себя, искушаемого, сколько на окружающий испытывающий мир. Зачем смотреть на то,
чего надо остерегаться? Если уж бежать, так не оглядываясь - неважно, от красивых девушек, от фарисеев или
от Ирода. Иначе выходит по анекдоту, в котором гражданин жаловался, что в доме напротив девушки бесстыдно
ходят голыми - правда, чтобы это увидеть, ему приходилось смотреть в телескоп. И уж сколько христиан всю жизнь
проводят не в созерцании Христа, а в выглядывании всевозможных опасностей: где тут кощунственные картинки
висят? где Матерь Божию хулят? где ставят балет о попе и балде? Теоретически - противоречие, а практически
есть, к счастью, "боковое зрение". Вот им и нужно пользоваться. Хорошо оно тем, что если боковым
зением видишь женщину, то вожделения к ней испытать невозможно технически, а к искушению - уже готов. Но,
конечно, чтобы на зло смотреть краем глаза, надо, чтобы зло было в жизни с краю, а не по центру, а по центру
было что-нибудь повеселее...
*
До и после - чудеса. Причем чудеса непрошеные: умножение хлебов, Преображение.
Чудеса из чисто человеческого милосердия: жалко голодных (хотя те и готовы потерпеть
ради интересной проповеди), жалко учеников, не видевших Славы Божией (хотя тем
более готовы потерпеть, что не подозревают, какова эта слава). Чудеса из чисто
божественного милосердия: умножить хлеба, как умножается Евхаристический хлеб,
оказаться в Cлаве - для Иисуса это все равно, что для русалочки вернуться в море.
Непрошеные чудеса - главные в жизни. То, что мы выпрашиваем - выражение не
самых глубинных нужд, глубинные неосознанные. Поэтому каждая удовлетворенная
просьба, каждое яркое чудо - пощечина от Бога нам. Только мы принимаем пощечину
за подаяние. И только оглядываясь спустя годы понимаем, что то, что мы считали
чудесами было не только чудом, но и подачкой. Это не значит, что не надо вымаливать,
надо просто сознавать, что не самая главная эта молитва - так сознавала это
сирофиникиянка, сравнившая себя со щенком, который просит об огрызке со стола;
Господь улыбнулся и дал ей просимое чудо.
Наоборот, оглядываясь мы видим, что то, что считали убытком, несчастьем или
просто самоочевидным развитием событием - было чудом, нарушением естественного
хода вещей. Просто мы считаем нашу греховность естественной, а она противоестественна,
а в жизни нашей многое чудесным образом происходит вопреки нашей греховности.
Фарисейская закваска - ханжество, религиозная агрессивность и прочая, и прочая.
Эти нехорошие, неестественные чувства, противные всякому разумному существу,
основаны на глубинном переживании, которое отнюдь не противно, а, напротив,
всем очень близко, понятно, знакомо: на страхе самого себя. Всякая агрессивность
скрывает неуверенность в себе.
Фарисейство скрывает неуверенность в своей вере. Это разумная неуверенность: наша вера действительно слаба и хрупка. Неправильно,
однако, укреплять ее, требуя от себя - и от других (если только от других - это уже не фарисейство, это уже
подлость) - соблюдения всех постов, обычаев, вычитывания молитв. А ведь это легче, легче для природы, пораженной
грехом - потому что материалистичнее. Требуется, однако, другое, нематериальное. Требуется честность: сказать
себя, что я слабый, вера моя ледащая, и никакими внешними подпорками тут делу не поможешь. Требуется надежда:
сказать себе, что Иисус все это знает и согласен принять меня таким, побыть рядом со мной-маловером, невзирая
на маловерие. Требуется любовь: и ради Иисуса я, пожалуй, кое-какие подпорочки возьму и веру свою укреплю,
и другим помогу, но понимая, что это лишь подпорочки. Но всегда и постоянно буду помнить, что ничего не спасает,
что внутри меня, что от меня, но лишь то, что от Христа, лишь Дух Божий.
|