Мф 13, 14 и сбывается над ними
пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите -- и не уразумеете, и глазами смотреть будете -- и не
увидите
Мк. 4, 12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
Фраза Мк. реферирует Мф. 13, 14-15. Ср. тот же оборот в Мк. 8,18.
У Лк. в этом эпизоде этой фразы нет.
№63 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Кузнецова
(2000, 86): пророк цитируется не по оригиналу, а пересказу в таргуме.
Фразу можно ведь понять жестоко по отношению к Богу (Бог говорит притчами,
чтобы люди не понимали), а можно - жестоко по отношению к людям (Бог говорит
притчами, потому что люди не понимают). Второй вариант предпочтительнее и
потому, что тут в оригинале (греческом, у Марка) союз "хина" --
он вводит придаточные предложения цели. То есть, люди затыкают уши и закрывают
глаза, чтобы не слышать Иисуса.
Вообще это самая страшная способность человека --
невидеть, ненавидеть. Самая глубокая ненависть не та, которая
всматривается во врага, сосредоточена на враге, жить без него
н может. Самая страшная - когда смотрят сквозь человека, смотрят
как на пустое место. Что-то такое с хрусталиком происходит, или
в мозгу, но делается это без особого труда, хотя и не вдруг.
Христианин может соблазниться и заявить, что, когда
Иисус просил "возненавидеть мир", Он имел в виду именно
такое невидящее бесстрастие. Но, кстати, Иисус такого не просил,
насчет ненависти к миру - это Иоанн (1 Ио. 2, 15), а в Евангелии
того же Иоанна Спаситель утешает насчет ненависти мира к христианам.
Кстати, самая худшая ненависть - секулярная, когда не по-вольтеровски
злятся на Церковь, а не видят ее так же, как проститутка не видит
клиента (Господи, ну откуда я знаю, что проститутка не видит клиента?
но как бы иначе она смогла проституировать? ненависть потому и
живет, что помогает выжить в бесчеловечной ситуации).
Да и в послании Иоанна не говорится о ненависти к
миру, говорится нелюбви к миру. И мир отождествляется с "похотью
очей". Увы, "взрослость" часто сводится исключительно
к овладению этим омерзительным искусством фокусировки глаз: одно
в упор не видим, а другое высматриваем повсюду и видим даже там,
где его нет. Даже Бог может быть предметом похоти глаз. Даже Иисус.
15.3.2001
Мф. 13, 14. В 1945-м все сделали вид, что страшно удивлены, --
хотя из политиков большинство знали об Освенциме, им многократно
давали инфрмацию. И сколько бы ни прошло времени, сколько бы ни
печатали книг и фотографий, все равно будут люди, считающие рассказы
о гибели шести миллионов евреев зловредной выдумкой. Вот это и
есть "имеете уши слышать и не слышите". Невозможно доказать
Воскресение - подумаешь, эка невидаль! Если человек упрется, ему
не докажешь даже факт смерти. Поэтому "моментально - в море",
memento mori: "память смертная" как основательное незабывание
о конце есть обязательное (хотя не достаточное) основание веры
в Воскресение. Увы, человек слишком легко забывает о смерти, тем
более, что эта очаровашка всегда чужая.
6.12.2001
|