Мф 13, 42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
Мф. 13, 50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. (предыдущая - следующая - 13.51)
Только у Мф., №63 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Про скрежет см. Мф. 25, 30.
Бесчеловечных людей нет, есть лишь пороки, - но почему же Иисус говорит именно гибели людей? Плачут люди, зубы у людей, пороки же беззубы и слепы, а
потому не могут плакать или скрежетать зубами.
Притчи в этой главе подобраны по абсолютно внешнему признаку - сравнение Царства с посевом. Внутренне же притчи очень разные. Притча о Сеятеле говорит
именно о свойствах - лености, легкомыслии и т. Затем идёт фонтан образов, которые резко делят не свойства людей, а именно людей, и обещают злым людям
вечный огонь.
Никто, кажется, не толковал притчу о сеятеле в том смысле, что не уверовавшим или уверовавшим и разуверившимся грозят вечные муки.
Они и так несчастные, коль веру потеряли, зла никому не причиняют, да Иисус их и не упрекает. Он не о тех, кто легкомысленный - все легкомыслены! Он
о тех, кто хочет к легкости мысли и сердца добавить лёгкость святости.
Притча о сеятеле и последующие различны в одном отношении. Все герои притчи о сеятеле находятся
в одном пространстве, в одном поле. Герои последующих притч должны перейти из пространства природы, дикости - в пространство культуры. Растения должны
стать хлебом. Простые товары должны стать драгоценной жемчужиной - украшением, которое извлекли со дня моря, обработали. Рыбы должны стать едой. Притчи
соединены, видимо, несколько механически, поэтому фраза о зубах второй раз употреблена крайне неудачно - после упоминания рыб, которые будут выброшены,
а не пойдут в уху. Выброшены, видимо, назад, в воду, не вонять же им на берегу - ничего себе наказание! И рыбы не скрежещут зубами, не говоря уже о том,
что вряд ли они мечтают свариться или зажариться.
В отличие от рыб, судьба культурных растений и антикультурных одна - и те, и другие попадают в печь. Только культурные растения в печи преображаются,
а антикультурные гибнут. Печь - не наказание, печь - Царство Небесное. После грехопадения там для нас слишком жарко. Когда человека охватывает Дух Святой,
он часто переживает это как мягкий жар, сравнивает Дух с огнём, языками пламени.
Так делятся всё-таки люди на плохих и хороших? Люди одинаково похожи на зебр - полоса белая, полоса чёрная, а в конце, как говорит мрачная острота,
полная ... Как там в Евангелии? Полный афедрон. Разница в том, что у одних белые полосы постепенно учащаются, словно разметка на дороге, когда пунктирная
линия постепенно переходит в сплошную. У других, напротив, чёрнота сливается. И вот буду я сидеть в раю и плакать, и скрежетать зубами, и гореть (от
стыда, но я буду думать, что это черти шуруют) - но не тронусь с места. Всё, как и сейчас - уныние лишает сил, а отсутствие сил увеличивает уныние.Из
искры возгорается пламя, из чёрной дыры возгорается большушая чёрная дыра. Сидишь и думает: "Должен - но не могу. Могу - но не должен. Кто так устроил,
тот и виноват!" Да никто так не устраивал! С чего ты решил, что ты - репей, ядовитая рыба, барахло, которое нужно срочно менять на жемчужину. Ты жемчужина,
пшеница сам-сто, лещ, осётр и где-то в чём-то золотая рыбка, так и радуйся! Бабке новое корыто и - вперёд, к настоящим свершениям!
|