Только у Мф., у Мк. и Лк. в рассказе о Преображении этой детали нет.
№87 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Культура
развивается от прикосновения как повседневного явления к неприкосновенности как средству защиты личности.
На современном Востоке прикасаются друг к другу - обнимают, похлопывают, да и морду бьют - куда легче. чем
в Америке. Прикосновение американца дорогого стоит. То же и с Богом, только тут и цена повыше. Правда, американец
может прикоснуться и в знак дружбы, и чтобы прикончить - хотя, безусловно, американец не считает себя агрессивным,
и он предпочтёт убить на расстоянии, бесконтактно, так его совести легче. Так ведь и "страх Божий"
есть прежде всего страх того, что "Бог долго терпит, да крепко бьёт". Жалок тот, в ком совесть нечиста.
Преображение - отнюдь не то слащавое событие, в которое его превратила современная лже-православная мифология,
вполне языческая, делающая Христа эдаким Зевсом, а христиан - его детьми-полубогами, вознесёнными над всеми
прочими. Мол, мы тут с Богом преображением балуемся... Его нетварные энергии сейчас на нас - и только на нас
- сойдут... Щас! Иисус не говорит: "Встаньте и преобразитесь!" Всего лишь: "Встаньте и не бойтесь".
А чего бояться? По видимости - что настоящий Спаситель - это угроза лично мне. Потому что нельзя что-либо
отчистить и при этом ничего не запачкать. Нельзя спасти мир, не погубив хотя бы одного подлеца. И кто же этот
подлец у нас будет... То-то и оно!
Ну, допустим, Иисус добренький, Своих не бьёт, кто крестился, тот вовремя переметнулся на правильную
сторону. Остаётся, однако, ещё одна проблема, хорошо сформулированная в византийском гимне Преображению: Иисус
преображается, чтобы ученики поняли - Его страдание есть Его свободный выбор. Неверующие, кстати, это отлично
понимают - французский социолог Дюркгейм делал из этого тот вывод, что Иисус самоубийца. Он мог бы ещё сделать
вывод, что Пилат и Каиафа не свободны в своих решениях, а потому ни в чём не виноваты. Нет, всё наоборот:
именно потому, что Иисус - свободен и в жизни, и в смерти, именно потому, что люди несвободны - Иисус невинен,
а люди виновны. Несвобода, как и опьянение - обстоятельство не облегчающее вину, а утяжеляющее, ибо несвободу
человек выбирает свободно. Как и свободу.
Преображение, насколько оно случается в человеческой жизни, есть изменение не человека и не
мира мира вокруг человека, а отношения между человеком и миром. Преображение есть принятие свободы, которая,
как свет, ничего не меняет в человеке и мире, но всё освещает и показывает истинный размер, истинный смысл,
истинное направление. Преображения не надо бояться не потому, что в новом свете всё мило и безобидно. Куда
там - именно в Преображении яснее виден Крест. Преображения не надо бояться, потому что страдание для видевшего
Христа есть прикосновение Христа, не наказание Божие, а участие и сострадание Божие.