Мф 27, 10 и дали их за землю горшечника,
как сказал мне Господь.
№159 по согласованию Стихи: предыдущий
- последующий. Только у Мф.
Лука полагает, что участок был куплен Иудой (Деян. 1, 18) - возможно, Иуда не бросал деньги, а завещал участок
Храму? Или Лука считает, что, коли участок был куплен на деньги Иуды, значит, он - Иудин? Древнее пророчество
не упоминает землю гончара. Гончар сам по себе - символ более чем умеренного достатка. Правда, в Библии гончар
- символ и Творца (а горшок - творения - Ис. 29, 16). Так что "земля горшечника" оказывается синонимом
"земли Божией". Тут противоположные смыслы смыкаются, как Бог и человек смыкаются в Иисусе: Он и
Гончар, Он и горшок, который сейчас разобьют. Однако, в словосочетании "земля гончара" есть нечто,
чего нет в выражении "земля богача", "земля кузнеца". Откуда гончар берёт свою глину?
Покупает на стороне? Нет, выгоднее заранее селиться там, где есть глина. "Земля гончара" - земля
глинистая, в ней хоронить - сущее наказание. Но уж зато "прах к праху" в буквальном смысле. Человек,
которого хоронят в глине - словно комок глины, брошенный гончаром назад. То, что судьба Иисуса оказалась связанной
с судьбой чужаков, иностранцев, которых даже кости были нечистыми, причём эта связь не случай, а воля Божия,
возвращает к первому верующему - Аврааму, тоже чужаку и страннику, отцу верующих, но ведь и сыну всех неверующих.
Иисус подымается из гробницы не только ради находящихся в гробницах, похороненных по "нормальному"
обряду, но ради любого умершего, ибо всякий, кто не умер вне Рая - странник и чужак.
|