Мф 27, 9 Тогда
сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников,
цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
№159 по согласованию Стихи: предыдущий -
последующий. Только у Мф.
Матфей - настоящий знаток Писания. Знает Писание не тот, кто точно его цитирует,
а тот, кто уверен - точно есть именно то, как он цитирует. Для буквалиста дух
несравненно выше буквы - конечно, если это его, буквалиста, дух. Блистательная
(и типичная для древних книжников, у которых часто не было под рукой книги) ошибка:
не Иеремия, а Захария говорит о Боге как Пастухе, которому уплатили тридцать серебреников.
Бог оказывается весьма саркастичным, даже желчным: "Высокая цена, в какую
они оценили Меня!" (Зах 11, 13). С другой стороны, а чего бы Он хотел
от нас? Бог сердится - но на кого - на овец. Они Его не слушают! Но, во-первых,
плохому пастуху овцы мешают, во-вторых, мы же не овцы. Доказать, что я не овца,
мне легче всего непослушанием. Любовь - единственное доказательство бытия Божия,
злость - легчайшее доказательство бытия человека. Зловещая симметрия: Бог в видении
Захарии со злостью швыряет деньги, которые Ему предлагает заплатить Его избранный
народ, швыряет в церковную сокровищницу, через духовенство. В реальности именно
духовенство бережно кладёт в сокровищницу то, что швырнул предавший Бога, швырнул
- дав надежду, что не так уж безнадёжен даже предатель. А что проку! Ведь, как
и во времена Захарии, сокровищница Храма и сам Храм находятся на пороге скорого
уничтожения. Тогда его уничтожили вавилоняне, теперь - римляне. Жертвовать на
Храм в 30-м году - все равно что вкладывать деньги в банк, владелец которого повесился.
Бог изготовился смахнуть Свой дом с лица земли, и как ни будут потом тысячелетиями
сокрушаться ханжи, что погибла святыня, это всего лишь неверие - полагать, что
храм уничтожают вопреки воле Божией. Бог разрывает договор с зазнавшимися господами
и в знак этого сносит Свой Дом, многотонную каменную махину, как пастух сворачивает
навес, укрывающий его от непогоды.
|