Яков Кротов
Дневник литератора
С 18 по 24 ноября 2000 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Иностранные новости
Олег Гордиевский, наш бывший шпион, из Лондона возмущается истерикой
в российской печати по делу Поупа, когда спокойно печатают досудебные
приговоры властей: виновен (Московские новости, 21.11.2000). "МН"
ранее напечатали статью чекистского генерала Б.Соломатина, в которых
заявлялось, что Россия в деле Поупа ведет себя как Запад в делах
русских шпионов. Гордиевский напоминает -- это ложь. "Невозможно
представить себе американцев или западноевропейцев, убивающих своих
граждан за тайную помощь России". Ну, положим, была чета Розенбергов,
правда, это было довольно давно. Гордиевский верно указывает, что
в последние 20 лет на Западе русских шпионов не расстреливали, а
у нас только в 1985-88 гг. было расстреляно десять русских, ставших
агентами Запада. Сам Гордиевский до сих пор под смертным приговором.
Алдр.Верховский (Русская мысль, 16.11.2000) описывает российско-германскую
конференцию по проблемам ксенофобии, подчеркивает, что из участников
наибольшую ксенофобию демонстрируют русские эмигранты в Германии.
"Современным либеральным обществам, к сожалению, свойственно
игнорировать расизм меньшинсва. (В качестве казуса можно добавить,
что Германия не дает "еврейского" статуса беженца евреям-христинаам,
т.е. копирует израильский закон о возвращении, хотя прием евреев
в германское гражданство обусловлен пкаянием за Катастрофу, когда
евреев истребляли не по религиозному, а по этническому признаку).
Любопытно: означает ли это, что наши литераторы в Германии, как
Юрий Малецкий, печатно засвидетельствовавшие свое христианство,
при подаче анкет на эмиграцию этот факт скрыли?
Французский кассационный суд удовлетворил иск родителей 17-летнего
Николя Перрюшу. Когда мать еще была только беременна и заболела
краснухой, она формально запросила врачей, родится ли ребенок здоровым
- с намерением в случае риска сделать аборт. Те заверили, что да.
Родился инвалид. Родители сперва взыскали с врачей энную сумму за
промах, а теперь и еще. Медики и инвалиды возмущены. Генетик Жан-Франсуа
Маттеи: "Такое постановление подтверждает принцип, согласно
которому рождение ребенка-инвалида является само по себе какой-то
аномалией". А если калеки станут судиться с родителями - почему
допустили мое рождение? (Юр.Коваленко, Новые Известия, 21.11.2000).
Похоже на ситуацию с выборами в США: издержки свободы. При холопстве
и аборты, и обман, но все тайно.
Английская королева на охоте, когда ей собака принесла раненого
фазана, свернула птице шею. А это сфотографировали. Британия встала
на дыбу: птичку жалко. Пресс-секретарь заявил, что королева "избавила
птицу от страданий", председатель общества защиты диких животных
Пенни Литтл: "Позвольте спросить, кто же эти страдания птице
доставил?" Елизавета в дебаты не вступила, а на следующий день,
собираясь в церковь, приказала украсить свою шляпку фазаньим пером
(Ек. Коротаева, Известия, 21.11.2000). Ох, нарывается: британцы
и за меньшее способны отрубить царствующей особе голову!
Алан Масхадов (Московские новост, 21.11.2000 представляют его,
молодцы, как президента Ичкерии - брал интервью Мих.Шевелев): "Приехали
солдатские матери ко мне в штаб в Ведено, они искали своих сыновей.
Одна мать солдата мне говорит:" Наши политики, наши генералы
присылают необученных, молодых солдат, наших сыновей, и они здесь
погибают. Почему бы им не прислать контрактников, которые имеют
опыт ведения войны?" ... Я говорю: "Как вам не стыдно
мне об этом говорить. А нас что, можно убивать обученными контрактниками?..."
Спустя полгода после смерти в марте 2000 г. в английском городке
Бэррингтон 94-летняя Хелен Шютт (Helen Schutt) стало известно ее
завещание — несколько сенсационное. Она работала учительницей математики,
но наследство оставила в 3,6 миллиона долларов. Происхождение денег
честное: семья Шютт владела обувным магазином, и с 1940 г. Хелен
сперва с мужем, потом без него (он скончался в 1988 г.) вела бизнес.
83% этой суммы Шютт завещала различным общественным организациям,
связанным со своим родным городом. Племянник покойной Роберт Шютт,
живущий во Флориде, спокойно объяняет: "Бэррингтон был для них городом,
жизнью, дружеским окружением. Они всегда говорили, что хотели бы
вернуть деньги городу". Больше всего завещано на восстановление
сгоревший методистской церкви, часть на стипендии, которые будут
выдавать местные женский клуб способной молодежи для поступления
в университет и местный госпиталь -- начинающим врачам. На все это
-- десять процентов. Среди других получателей: местные пожарники,
Армия Спасения, Институт по изучению рака. Судя по тому, что новость
о завещании попала в британские газеты, подобная щедрость не так
уж часта в Англии. Своих детей не было, но есть же племянник, в
конце концов. Или почему бы не отдать побольше онкологам, поменьше
— на церковь? Была же на Руси поговорка: "Церковь не в бревнах,
а в ребрах" — а если в этих ребрах еще и раковая опухоль, разве
не надо в первую очередь с ней бороться? Правда, по этой логике
в 94 года человек должен в первую очередь жертвовать на борьбу со
старостью, а г-жа Шютт почему-то заботилась о другом. Что, возможно,
не слишком рационально, а все-таки побуждает лучше думать о людях.
Церковь Англии объявила, что продает принадлежащие ей акции британской
конструкторской фирмы GKN Plc, потому что производит военное оборудование.
В прошлом уполномоченные финансисты англиканской Церкви заверяли
общественность, что почти 10 миллионов долларов вложены не в милитаризм,
а только в те компании, которые продают оружие народам, защищающим
себя, да еще всяким международным миротворцам вроде войск ООН. Формально
от акций избавляются под предлогом, что международная торговля усложняется
так, что стало невозможно отделить "хороших" торговцев оружием от
"плохих".Уже в прошлом году вложения в GKN были сокращены с 28,82
млн. долларов, а теперь сведены к нулю. Опыт показывает, что не
так трудно чиновнику проконтролировать, кому продают оружие, как
трудно богословам доказывать, что бывают "справедливые" войны. И
если сто лет назад лесковский Левша мечтал довести до сведения государя
императора, что "у англичан ружья кирпичом не чистят", то прогресс
налицо: у англичан ружья еще и не освящают.
Алдр. Коц в репортаже о наших солдатах в Косово (Комсомольская
правда, 16.11.2000) - смеси цинизма с дворовым хвастовством -- заканчивает
забавной цитатой из некоего лейтенанта Джея Митчела: "Руские
- наши друзья и союзники. Но очень непредсказуемые". А ведь
у нас это считается достоинством - непредсказуемость. Непредсказуемость
воспринимается как доказательство нашей свободы. Поэтому так любят
задавать вопрос, а сможет ли человек согрешить уже в раю - ну, скажем,
апостол Петр. Останется ли человек непредсказуемым? Как будто в
добре нельзя быть непредсказуемым! И как будто непредсказуемость
порока есть признак свободы - ничуть, как непредсказуемость того,
как именно упадет монета, не есть доказательство ее живости.
Валер.Кичин (Известия, 17.11.2000) в обзоре фильмов верно замечает,
что название американской картины "Прохладное сухое место"
надо бы на русский переводить как "теплое место". "Детям
нужно тепло, сказали бы, американцы же говорят: нужно "прохладное
сухое места". Поэтому в СССР секса нет, а в Америке изобрели
памперсы".
Впрочем, не все уехавшие — некоммунисты. Вот Лия Шульская (Независимая
газета, 18.11.2000) из Брунсвика, США бранит (справедливо) В.Зорина
за нападки на сына Хрущева, за обвинения того во лжи и продажности:
"И это человек, который в продолжение своей карьеры не сказал ни
слова правды. С отвращением вспоминаю его политчасы по телевидению,
кода он .. поносил Америку последними словами". Хрущев — "сотрудник
не заштатного университета, а элитного университета Брауна". Что
Зорин опять солгал, дело простительное — он так привык. Но это не
означает, что Хрущев-сын не продался. Конечно, продался, спекульнул.
Он ведь в Штатах не прямой профессией занимается (делал самолеты),
а "политологией" — разоблачает коммунизм, восхваляя коммунистов
(слышал сам, лично, его речь на очень скверном английском в 1994
г. в Грэнд-Рэпидз, Мичиган — перед собранием миллионеров и буржуинов).
"Новая газета" 23.11.2000, интервью главного редактора
"Русской мысли" Ирины Кривовой. Критикует о. Иоанна Свиридова,
называя его "советским", со ссылкой на Алдр. Гинзбурга
обвиняет Свиридова "в сотрудничестве с органами" (Свиридов
выступил с опровержением). Одновременно Кривова обвиняет Свиридова
в том, что он публиковал в "РМ" компромат на патриарха.
Как-то одно обвинение не стыкуется с другим -- либо советский (значит,
лояльный), либо антисоветский. Впрочем, что-то не помню я в "РМ"
особого компромата на Патриарха. Совершенно туманно объясняет Кривова,
почему из "РМ" ушли диссиденты Гинзбурги -- упоминает,
что именно они были инициаторами переноса изданию в Россию, а потом
выворачивает так, что именно Гинзбурги не смогли преступить рамки
диссидентских представлений и потому оказались неуместны в газете
для России. Гм! На мой взгляд, лучшие материалы в нынешней "РМ"
-- именно "диссидентские" (напр., Вл. Прибыловского).
Их немного. А жаль -- ведь "диссидентское" после 25 октября
(см. выше) означает просто "честно по существу".
Интервью "митька" Дм. Шпагина о зарождении движения (Русская
мысль, 16.11.2000) -- в 1978 г., участвовали он, внучатый племянник
Павла Флоренского Александр Флоренский, Вл.Шингарев. В 1984 г. Шингарев
написал книжку "Митьки". С 1993 г. митьки бросили пить.
"У митьков есть лозунг: митьки никого не хотят победить".
Правда, любимая песня "На поле танки грохотали". И (о
чем в интервью ни слова) очень митьки старались победить М.Шильмана,
автора "Евангелия
от митьков" -- как и все упадочники, хорошо умеют стричь
купоны. Подымаясь, приобретают бескорыстие, опускаясь -- нет.
Милые Григорий и Майя Остер по телевизору, Остер читает свои детские
стихи (детство не кончается - у каждого взрослого в уголке души
лежит... ремень). Ведущие: какой детский возраст самый трудный?
Майя Остер: никакой, труднее всего с взрослыми. Ведущие: значит,
надо стараться продлить детство. Странный вывод. Продленное детство
- это уже не детство, как продленный день - это мрак кромешный.
Митр. Кирилл Гундяев (Комсомольская правда, 21.11.2000) выступил
за восстановление гимна СССР ("я принадлежу к числу людей,
которые верят в возрождение в той или иной форме союзного государства").
Очень кое-кому хочется ездить без визы в Вильнюс, Таллин, Тбилиси,
Лондон, Нью-Йорк (а почему нет?)... Империализм - дурно реализованный
туризм.
18.11.2000 умер Илья Григ. Старинов. Вот подлинно ровесник века:
родился в 1900-м -- с веком и умер. И что же: в гражданскую стал
подрывником, в 1933 поступил в ГРУ, во время войны в Испании прославился
тем, что пустил под откос поезд с солдатами-марокканцами, поезд
со штабом итальянской авиационной дивизии. В октябре 1941 г. в Харькове
радиоуправляемой миной (новинка была) взорвал штаб 68-й дивизии
с ген. Георгом фон Брауном. Выучил подрывником, взрывавших в Южной
Америке, Африке, Азии. Игорь Плугатарев (Сегодня, 20.11.2000) называет
Старинова "легендой", а точнее бы -- мифом, воплощением
судьбы России в 20 веке: взрывать всегда, взрывать везде, взрывать
- и никаких гвоздей. Слава, сила и царство -- и все в разрушение.
Даже в Латинской Америке отметились!
17.11.2000 в Костроме суд отказал обл. упр. юстиции в иске о ликвидации
двух пятидесятнических церквей, обвиненных в том, что они гипнозом
вредят здоровью прихожан. Иск был основан на видеосъемке богослужений,
которая велась тайно -- Вл. Ряховский, адвокат, добился изъятия
этих материалов. Гл. психиатр области заявил, что и по видеосъемке
дать заключение, угодное властям, невозможно. Отказались называть
пятидесятников зомбистами и сотрудники кафедры философии обл. пед.
университета, которым поручили проведение еще одной экспертизы.
Видеосъемку еще до суда транслировали с гнусными комментариями по
местному телевидению.
Госдума 16.11.2000 "зафиксировала" сумму внешнего
долга России - 145 млрд. долларов. Правительство предлагало на 10
млрд. больше (Известия, 17.11.2000). Итого, на каждого жителя страны
по тысяче долларов.
"Известия" опускаются все ниже. Ольгерд Кваша (18.11.2000)
уже в более культурной внешне форме повторяет дикую идею Амана Тулеева:
Польша должна признать, что истребление советских военнопленных
в ее лагерях в 1922 г. было не меньшим преступлением, чем Катынь.
Там-де погибло 80 тысяч "россиян". Мой дед, кстати, был
в пресловутом "лагере смерти в Тухоле", сохранились его
письма оттуда -- обычный лагерь. Он, кстати, просто сбежал оттуда,
соскучившись по молодой жене. В любом случае, полезно помнить, что
в Тухоле содержались представители армии-агрессора, и армии не "российской",
а коммунистической. Уже поэтому уравнивать Катынь и Тухолю нельзя.
Скоро мы с поляков потребуем компенсацию за Смутное время. Большевизм
начинался как озлобленная мечта о компенсации, таким и остается...
И когда мы сердимся, что польский президент поговаривает о компенсации
за Катынь -- так, во-первых, он предусматривает компенсацию не Польше,
а отдельным полякам - а мы всегда ищем компенсации правительству
-- во-вторых, что ж удивляться, польский президент коммунист до
кончика мозгов.
Алдр. Привалов (Известия, 17.11.2000): в России чиновников в три
раза больше, чем в СССР. Контролем за изготовлением и продажей товаров
занимается ок. 30 тысяч организаций государственных, 4 тысячи как
бы частных, но на службе у государства ("коммерческих").
95% товаров бракуются по несоответствию документам, а 5% - из-за
реальной угрозы потребителю. Страна сторожей! И у каждого сторожа
- тысячу долларов долга.
Евг.Альбац (Известия, 18.11.2000) спорит с читателем, который заявил,
что детей надо учить не компьютерам, а вязать носки, чтобы, когда
дочку Альбац посадят, она в лагере не пропала. Альбац резонна: нельзя
строить жизнь в расчете на лагерь, нужно рассчитывать на лучшее.
"От того, чему мы их научим, зависит, последует ли за "кругом первым"
— круг второй". Сказано справедливо, только не в той связи. Обучение
компьютерам само по себе не исцеляет от шариковщины. Может выполне
вырасти Фурцева. Учить надо этике. Кстати, возможно, и вязанию носков
— и не только девочек. Во всяком случае, надо учить обходиться немногим.
Чтобы в минуту кризиса не сломаться, не приползти к сильному и богатому
— в России это всегда кесарь — с готовностью послужить ему.
Сергей Попов (Труд, 18.11.2000): в Иркутской области конфликт думы
и губернатора, у них разные кандидаты в спикеры думы (причем оба
— номенклатурщики, глава местной энергетики и глава местных авиастроителей).
Воззвали к президенту — думцы, потому что губернатору нет нужды
взывать, у него суд и прокуратура, он ими и пользуется. Автор озаглавил
материал: "Ветвь на ветвь". А ведь сравнение трех властей с ветвями
— та же метафора, что сравнение трех христианских конфессий. Нет
ли здесь какого-то глубинного сдвига в мировосприятие, которое мешает
принять одним — падение монизма светского, другим — падение монизма
церковного?
Патриарх в Данилове встретился с сиротами — 1775 детей погибших
военнослушателей собрали на каникулы развлечь в городе. Патриарх:
"Не чувствуйте себя сиротами" (Известия, 18.11.2000). Ох, грешен,
но возражу (да я знаю, патриарх добрый, он не возражает, чтобы ему
возражали): горе надо пережить, а не забыть. Надо чувствовать себя
сиротой, если ты сирота. Надо утереть сироте слезу, но не надо пытаться
заменить ему отца. Иначе сирота — особенно если это сын военного
— вырастет и сорвется, пойдет убивать, выполняя преступный приказ,
будет бомбить целый город, потому что там живет десяток грешников,
будет плодить сирот. Вообще любопытно: Лот спорил с Богом, доказывая,
что если в городе есть хоть десять праведников, город надо пощадить.
Наши милитаристы спорят с Богом, доказывая, что если в городе есть
хоть десяток грешников, город надо уничтожить.
Карина Зурабова (Новые Известия, 18.11.2000): огромный материал
о "самых новых русских", т.е. о поколении, окончившем школу в 1997-м
году. Написано об одноклассниках своей дочери. Дочь училась в платной
школе. Автор полагает, что это школа не для "элиты", а просто для
среднего класса. Вспоминает свои студенческие годы: нищие, но папа
покупал ей дубленку в "Березке" (правда, по знакомству), она могла
на 26 рублей по студбилету слетать на недельку "домой, в Тбилиси".
Видно, что автор не совсем понимает, что и в своей юности она относилась
не к самым бедным слоям студенчества — самые бедные на дневной и
поступить не могли, и дубленок не носили, и на родину не летали.
Вообще оценивать жизнь лишь по материальному измерению — вещь опасная.
Самая яркая черта "новых русских" — что они патриоты. Для автора
это означает, что они не хотят уезжать за границу, они там были,
но им лучше в России, хотя бары им больше нравятся на итальянскому
побережье. "На "Титаник", правда, ходят с удовольствием". Патриотизм
наших "средних" вполне шариковский: "Чечню, конечно, победить надо
(как и всех этих черно... в общем, не блондинов), но я туда не пойду".
Для чего и проталкиваются в ВУЗы. В результате: в армию из всего
класса пошел один, у которого не была влиятельного отца, зато было
сотрясение мозга и язва желудка. Автор над этим лишь посмеивается.
Нерелигиозны. Портрет получается преомерзительный, но автор делает
вывод: "Они рассчитывают только на себя — ни на государство, которое
должно обеспечить (уже поняли, что не обеспечит), ни на бесплатную
медицину, ни на мирный атом, ни на светлое будущее. Они свободны
от бесчисленных наших "нельзя" — и потому ответственны за все свои
"можно". Думаете, легко?"
Думаю, трудно. Трудно быть безнравственным циником. На государство
уже и при Брежневе никто не рассчитывал — рассчитывали украсть у
государства. Так и нынешние "бизнесмены" в основном сосут государственную
казну. Но на государство, верно, при этом не рассчитывают — рассчитывают
на то, что нарушат закон, что дадут или возьмут взятку, что никто
их не осудит. Единственное, чего боятся "средние русские" — вот
у девочки Оли, когда ей было четыре года, папу-бизнесмена застрелили.
Что ж, и их страхи, и их верования вполне бандитские. Нет, что Россия
превратилась в какую нравственную прореху, это не такая беда, как
то, что интеллектуалы России умудряются этим гордиться — мол, все-таки
лучше, чем при коммунистах. Да нет, пожалуй, хуже. Ко всем порокам
коммунизма прибавить все пороки потребительства (без достоинств
потребительского и гражданского общества) — велика радость... А
главреду стыдно, что такой слабый и гнусный материал идет, да еще
с выносом на первую полосу. Видимо, главред того же духа. Как раз
такие интеллектуалы и помогли коммунизму трансформироваться в пост-коммунизм,
стали его верной опорой. Им так легче. Питаться по-капиталистически,
плевать на закон по-социалистически — это уже и Троцкий умел, дело
нехитрое. Кому легче в правовом государстве, те уехали — не к американским
барам, а к американской (или европейской) свободе жить по закону,
а не по понятиям.
Алдр. Евреинов (Московские новости, 14.11.2000): в Волгограде "казаки"
травят мормонов: епархия поддерживает Волгоградский русский народный
собор. Мормоны купили за 200 тысяч долларов двухэтажную развалюху,
чтобы тут сделать свой центр (цену заломили, поскольку мормоны были
в безвыходном положении). Получили в мэрии разрешение на строительство.
После протестов мэрия отменила разрешение. Мормоны -- в суд, суд
отменил запрет мэрии. Мормоны начали строительство. Их лидер 43-летний
Петр Колпаков, местный.
Мэрия разрешила по инициативе Духова монастыря провести пикет протеста
- пришло полтораста человек, они отправились к месту стройки и "неожиданно"
подогнали грузовик с цементным раствором, выбухали все это в центр
строительной площадки и воткнули в цемент православный храм. Соорудили
рядом палатку, где устроили дежурство с чтением псалтири. При сем
был помощник гор.прокурора Инна Куницына. Она заявила, что сделает
запрос районному архитекторы - не нарушили ли протестанты (а как
их еще называть, этих "православных") какие-нибудь градостроительные
правила. Евреинов (кстати, престариннейшая русская фамилия, столбовые
дворяне): "Если оценка столь явной и вызывающей провокации
перекладывается на плечи районного архитектора, можно не сомневаться,
что разгул местных националистов будет пресечен нескоро".
Фирменный стиль "Моск. новостей" - когда надо написать:
"Можно сомневаться, что безобразие пресекут", они пишут:
"Можно сомневаться, что безобразие пресекут скоро". Недаром
сперва газету выпускали только на английском, а англичане славны
искусством "understatement". То есть, вместо "Христос
воскрес" говорят, небось: "Слухи о смерти Иисуса нуждаются
в дополнительной проверке".
Еще одно понимание профессионализма: адмирал Вяч. Попов: "Мои
морские пехотинцы, которые прошли Чечню. Неторопливые, скрупулезные,
серьезнейшие мужики. Одним словом - профессионалы" (Комсомольская
правда, 3.11.2000). Образ эстонца (немца) для русского -- еще и
образ профессионала, причем образ этот есть объект как преклонения,
так и подтрунивания. Двусмысленное отношение к профессионализму
-- черта не дикости, а игрового пространства.
Другое дело, что игра не всегда благое дело. Вот первый замминистра
МВД Вл.Козлов в "Московских новостях" (7.11.2000, с. 15):
теракты в Пятигорске и Невинномыске раскрыты, совершили их не чеченцы,
но нанимали-то исполнителей чеченцы. "Мы-то знаем, что заказ
оттуда, связь-то все равно прослеживается". До суда, до всего
- "мы-то знаем". И эта же газета дает место Шендеровичу.
Впрочем, Господь сказал, что нельзя служить двум господам - а "Московские
новости" служат сотне господ-номенклатурщиков и двум-трем антисоветчикам.
Это, видимо, технически реальнее.
Генн.Ястребцов (Труд, 10.11.2000): интервью с зам.пред.Газпрома
Никол. Никиф. Гуслистым. Газпром дает деньги на восстановление Покровской
церкви под Калугой (пока разрушена). Ястребцов: "При участии
Газпрома за последние годы в стране восстановлено и построено немало
храмов - от южной Кубани до заполярного Ямала. В газовой компании
понимают, что сегодня это особенно важно и необходимо". В Малоярославец
Газпром строит дома для пенсионеров-газовиков. В Калужской области
у Газпрома сельскохозяйственные комплексы. Гуслистый: "Благодаря
этому мы не зависим ни от каких посредников и хорошо кормим наших
людей".
Фараоны тоже довольно прилично кормили стоителей пирамид. А вот
наличными платить фараоны не любят - и не по корыстолюбию, а, наверное,
из страха. Человек с деньгами опаснее для власти чем человек с булыжником.
К следующему обзору
|