Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 25 ноября по 1 декабря 2000 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе


Иностранные новости

Новости из-за рубежа: в Грозном "тяжелая техника полностью сравняла с землей все прилавки, ларьки, киоски и иные сооружения на рынке" (Сегодня, 28.11.2000). Недавно на рынке убили двоих военных. Теоретически нужно бы испугаться: а ну как в подъезде твоего дома убьют военного - ведь снесут дом. Но не надо бояться: что можно в Грозном, который воспринимают как иную страну, зарубежье, то пока еще нельзя в Москве. Хотя дома-то все-таки взорвали, видимо, чекисты - коли уж за полтора года так и не смогли осудить предполагаемых чеченских взрывателей, даже и найти не смогли. Натал. Коновалова (Новые Известия, 1.12.2000): "Уничтожение торговых точек сопровождалось задержаниями мужчин и банальными грабежами. Хватая вещи с прилавков и опустошая камеры хранения, солдаты и омоновцы загружали их в БТР. Свои действия налетчик называли акцией возмездия за убийство на рынке 23 ноября двух российских омоновцев".


Евросуд в Страсбурге признал, что греческие власти должны вернуть бывшему королю Греции Константину II, низложенному в 1967 г., ту собственность, которая принадлежала королю как частному лицу. Всего на полтора миллиарда долларов. Вердикт окончательный и пересмотру не подлежит (Новые Известия, 25.11.2000). Так соблазнительно сделать из этого притчу - все притчи о царе, о подданных - но с соблазнами надо бороться.


Из книги Мацкевича о Катыни, помещаемой на сайте, я бы выделил два факта, имеющие отношение к Церкви (Мацкевич описывает гнусное поведение и светских лиц, и Англии, но что мне до них!). 26 января 1944 г. "Правда" опубликовала огромный документ: Чрезвычайная Государственная Комиссия во главе с академиком Н.Бурденко заявляла, что поляки под Катынью были расстрелены нацистами. В числе подписавших эту преднамеренную ложь был и митрополит Николай Ярушевич. (Заключение датировано 24 января). Ни одного не советского гражданина в комиссии не было. Так была закреплена словом священника ложь, впервые произнесенная 15 апреля 1943 г., когда сразу за заявлением нацистов о Катыни последовало "опровержение".

В послесловии к книге Мацкевич в январе 1983 года писал:

"Когда на ватиканский престол был избран новый Римский Папа, поляк Иоанн-Павел II, в народе возникло радостное возбуждение. Пользуясь моментом, я выступил на страницах парижской "Культуры" с предложением припасть к стопам Его Святейшества с просьбой, чтобы он изъявил согласие отслужить торжественную панихиду за души... За души поляков, убиенных в Катыни и других местах. ... Папа Иоанн-Павел II под благим предлогом, приводя исполненные достоинства аргументы, отказался отслужить панихиду по убиенным. ... главным поводом отказа было стремление не раздражать, не разъярять коммунистов. Ибо даже если промолчать о том, что именно они являются виновниками преступления, — само упоминание названия "Катынь" их раздражает. А Папа, как и прочие ратующие за мир, хотел бы согласия, "разрядки" и взаимной любви" (С. 304).

И если пять лет назад еще можно было сказать, что доброта Папы способствовала падению коммунизма, то теперь, когда в России погибли тысячи людей под бомбами, сброшенными по приказу вчерашних коммунистов и чекистов, так уже не скажешь. Кровь погибших в Грозном мирных жителей -- на совести в том числе и Папы, не говоря уже о людях, у которых совести уже давно нет и на ней ничего быть не может.


24 ноября Папа назначил главой Конгрегации Восточных Церквей (вместо Акилле Сильвестрини 77 лет) сирийца, Патриарха Антиохийского Игнатия Мусу I Дауда, 70 лет. Ранее работал в Конгрегации веры. Патриарх он с 1998 г. Назначение - немножечко сенсация, впервые восточным обрядом доверено руководить восточного обряда человеку. Но человеку 70 лет, через 5-7 лет ему на пенсию - Папа, видимо, хочет и шанс дать, и своему преемнику не слишком жизнь обременять.


Представители книги рекордов Гиннеса заказали себе рекламу: на кусочке пластика размером со срез человеческого волоса. А прикрепили кусочек к колену пчелы, каковую и выставили в Лондоне. Левша отдыхает. Стюарт Ньюпорт, представитель компании, заявил: "Несмотря на то, что рекламу не видно, мы доказали, что ее создание возможно" (Новые Известия, Мария Селезнева, 25.11.2000). И, между прочим, об этой рекламе вот я узнал, и тысячи людей узнали, не видя ее. Вот как надо проповедовать -- невидимо, но эффективно. А не рисовать самолетным дымом по небу буквы такого размера, что их все примут за облака и читать не будут. Пока христианство в основном отличалось как раз такой чрезмерно большой и малоэффективной рекламой.


В Австралии парламент начал рассмотрение законопроекта о запрете насилия над детьми - подзатыльники входят в это понятие. Детские врачи категорически "за". По опросам 95% австралийцев считают, что физическое наказание - право родителей (Иностранец, 21.11.2000). Правда, видимо, это 95% взрослых австралийцев.


Анат. Лазарев (Новые Известия. 24.11.2000): НАСА проектирует полет на Марс, в т.ч. питание космонавтов. Замкнутая система жизнеобеспечения -- так что "космонавт не должен быть брезгливым", из фекалий будут извлекать питательные вещества и жидкость. Вспоминается анекдот о студенте-медике. Преподаватель говорит: "У врача должно быть два качества. Первое: небрезгливость. Вот, смотрите". И он сует палец в задний проход трупа, вынимает, облизывает. "Кто повторит?" Один студент нашелся -- повторил. "А второе качество врача: наблюдательность. Сунул-то я один палец, а облизал совсем другой". Космонавт должен быть еще и наблюдательным: ведь и Земля -- на замкнутом цикле. Был Цезарь - стал пробкой в бочке, как говаривал Гамлет. Так то Цезарь!..


Татьяна Зимина (НГ-наука, 22.11.2000): сообщения о преодолении скорости света физиками в Принстоне оказались неверно интерпретированными данными экспериментов. Не всякая сверхсветовая скорость нарушает принцип Эйнштейна, но лишь нарушающая причинно-следстенную связь. Проф. Вл. Быков привел такой образ: движения солнечного зайчика определяется не его положением на стене дома, а положением зеркала относительно солнца. Поэтому зайчик может прыгать и со сверхсветовой скоростью, а вот зеркало - нет. Поэтому не стоит придавать большого значения чудесам: если Господь ходил по воде, то лишь потому, что Он одновременно был неподвижен на небесном престоле.


И еще из мира науки:в Дании сняли со скандалом главу детского благотворительного фонда Ред Барнет: будучи в Париже за ночь просадил 5 тысяч долларов, переходя из бара в бар. Сам Лауэ Траберг Смидт заявил, что изучал ситуацию с детской проституцией (Известия, 22.11.2000).


В США апелляционный суд единогласно осудил Денис и Лори Никсон, запретивших лечить свою 16-летнюю дочь от диабета. Дочь, Шэнон, умерла 27 июня 1996 г., родителей тогда же приговорили за неумышленное убийство к 21 с половиной годам тюрьмы. Эти Никсоны были членами протестантской церкви Скиния Веры (Faith Tabernacle Church), которая считает: христианин должен молиться об исцелении, а не бегать по врачам. Ходила в эту общину и их дочь, на что напирали адвокаты: мол, она сама выбрала молиться. Девочки помазывали церковным маслом, читали над ней Библию. У семьи еще одиннадцать детей, из них восьмилетний Клейтон умер в 1991 г. от воспаления уха, но тогда дела не заводили. Предполагается, что всего у членов движения с 1983 г. погибло восемь детей именно из-за неоказания медицинской помощи.

И, с одной стороны, девочку жалко. А вдруг она симпатичная была! Выздоровела бы, стала бы иностранной миссионеркой, приехала в Россию, вышла бы за русского, родила бы двенадцать россиян, из них бы парочка умерла, но все равно это был бы рывок в деле преодоления нашего демографического кризиса. С другой стороны, американские адвокаты Никсонов, хоть они и адвокаты, тоже правы: это что же, в шестнадцать лет ты буратина и родители обязаны тебя лечить, хотя бы ты не хотел, и родители твои тоже буратины и обязаны лечить тебя не абы как. То есть, до восемнадцать лет вы скованы одной цепью, а потом ты вырастаешь, заводишь детей и опять цепь?

Детали: Джефри Бэр, Ассошиэйтед Пресс.http://dailynews.yahoo.com/h/ap/20001128/us/faith_healing_2.html


Российские новости

Видимо, не одиночная была слабиночка у Дм. Быкова, который уже регулярно стал появляться в "Вечерней Москве". То он говорил, что еще неизвестно, какие планы строит президент, теперь он призывает одобрить его закон о привилегиях отставным президентам - мол, "до сих пор российская история была череда возмездий: наследники Грозного проклинают Грозного..." (ВМ, 29.11.2000). Ну, во-первых, наследники Грозного Грозного отнюдь не проклинали. Его вообще проклинала только гнилая интеллигенция (если не считать тех, кто успевал его проклясть, пока царь выкручивал из человека кишки). Мода на поношение - сугубо большевистская. Во-вторых, Путин как раз эту продолжил и, не называя Ельцина по имени, довольно аккуратно поносит его политику, одновременно ее продолжая -- типичный чекистский стиль. И говорить, что вот, Ельцин и его команда "могли творить все, что хотели, и мы жили надеждой на то, что они не захотят ничего плохого" - странно. Не все жили подобной надеждой, и стыдно жить такой надеждой, это холопство. И как-то непонятно, чем сын Ельцина (а Путин - безусловно сын) отличается в этом смысле от отца.


К вопросу о влиянии о. Тихона Шевкунова на Путина: 29.11.2000 открылась конференция против наркотиков под председательством Патриарха, но выступал председатель совбеза Иванов, равно как и Шевкунов (по телевизору), причем прямо говорилось, что организована конференция его монастырем. Патриарх, выступая по телевизору, призвал к "жестоким" мерам против наркомании. Видимо, оговорился - вместо "жестких", но этим-то словцо "жесткий" и опасно. И ясно, что теперь-то наркомания вширь пойдет - когда с ней будут бороться с опорой на Церковь. Потому что начато со лжи -- будто бы духовенство умеет лечить наркоманию, потому и кончится скверно.


29.11.2000 Патриарх указал считать ап. Матфея небесным покровителем российской налоговой полиции (Сегодня, 30.11.2000).


Главред "Вечерней Москвы" (24.11.2000) горюет: у него, как и у других главредов, отключили кремлевскую вертушку. "Сильно, видно, мы кому-то надоели". Да, потому что "ВМ" поддержала чекистов, поддержала зачистку Чечни - вот теперь зачищают и газету. Не будь проституткой, тебя не будут бить по морде. Или, по крайней мере, не будь проституткой - только тогда сможешь возмущаться тем, что тебя бьют по морде. Но именно тогда возмущаться и не будешь. Ведь "Вечерка" возмущается тихонечко - чтобы еще чего не отключили. Так жалуются на сутенера: он меня избил... Алдр. Хинштейн (Московский комсомолец, 1.12.2000) тоже жалуется, причем упоминает, у кого вертшку оставили: в "Правде" (!) в "Независимой газете" и "Веке". Заведовал отключением генерал ФАПСИ - та часть ЧК, которая отвечает за связь и сейчас как бы автокефальна.

До революции, если бы стало известно, что в какой-то газете стоит телефон, напрямую связывающий с Зимним, это была бы моральная смерть. А тут - ничего, жалуются публично, что отрубили связь. Вот это и есть большевизм - непонимание того, что лучше оставаться рабом у господина, чем становиться холопом у товарищей.


Вот старый факт, сообщенный Keston Institute давно, но все равно интересный. В январе 2000 г. упр. юстиции Воронежской обл. отказалось регистрировать общину Истинно-Православной Церкви (настоятель Валерий Кравец), заявив, что слово "истинная" в наименовании церкви вызывает межрелигиозную рознь, к тому же недостаточно сведений о существовании церкви на протяжении хотя бы 15-ти лет. Об этом сообщил Кравец в интервью Кестону. Кравец принадлежит к карловчанам, но решил регистрироваться как независимый катакомбник, чтобы не оказаться в положении "иностранного миссионера". К карловчанам перешел в начале 1990-х. Председатель экспертного совета при этом управлении Аркадий Минаков подтвердил сообщение Кравца, выказав лояльность митр. Воронежскому Мефодию. Эксперты вполне подчиняются епархии, представители которой участвуют в их заседаниях. Правда, стоит помнить, что если бы к власти пришли карловчане, то они бы не соблюдали даже формальных приличий, а просто бы объявили вне закона всех своих врагов.


Хотя в Костроме суд принял решение не ликвидировать Костромской христианский центр (пятидесятники-харизматы), выписываю из старых сообщений Мих.Эдельштейна (Кестон Институт) важные детали: пытаясь дискредитировать пятидесятников, местные налоговики заявили прессе, что ее пастор Данилов недоплатил налоги. Данилов сразу же после "наезда" налоговиков доплатил 5 тысяч рублей, которые ему насчитали дополнительно (проверяли четыре месяца). Пикантно то, что незадолго до этого те же налоговики заявили Эдельштейну, что не имеют права разглашать свои данные - правды, Эдельштейн пытался получить сведения о Патриархии. В числе поносивших пятидестников оказались и чекисты - ФСБ передала в прокуратуру Костромы материалы — донос некоей Лапиной о том, что ее возлюбленный 17-летний Борис после пребывания в летнем лагере пятидесятников стал страдать расстройствами психики.


Любопытное наблюдение в компьютерном разделе "Известий": цифровой способ хранения информации хорош, только есть у него один минус: если уж информация в цифре гибнет, то вся. Книга, даже полуобгоревшую, можно прочесть, но крошечный дефект на диске губит весь диск целиком. Переписать одну дискету, конечно, нетрудно и праведно, но ведь дискет становится все больше...


Бывший министр образования Эдуард Днепров (Московские новости, 28.11.2000) бранит нынешнего министра Филиппова - купился на избрание в Росс. академию образованию (причем первый раз его прокатили за либерализм -- побольшевичел). И теперь тишком вместе с РАО ведет линию на восстановление совка, только с православием вместо коммунизма. Причем и РАО, и ректоры университетов ("Полтысячи ректоров, которые есть в стране, по сути, стали хозяевами приватизированных государственных вузов") все делают именно тайком, справедливо рассчитывая, что так вернее добиться реванша.


Скандал в Ярославле на выставке плакатов "Я не хочу ненавидеть". Проект спонсирован Соросом. Формальный предлог: плакат Андрея Логвина, "где в стиле "а-ля Рублев" изображались Христос, Будда и Магомет, сидящие за столиком... с бутылкой водки и банкой огурцов". Возмутились православные и мусульмане - в том числе, имам-хатыб ярославской мечети. Правда, Евг. Мухтаров (Труд, 29.11.2000) пишет больше о плакатах против войны в Чечне: "Один из ветеранов, посетивших выставку, прямо заявил, что "подобные плакаты, прикрытые фиговым листком пацифизма, - плевок на могилы наших солдат". Почему-то тут имам промолчал, а напрасно -- сегодня в Ярославле мечеть есть, а завтра, глядишь, нет -- зачем в Ярославле дуга исламского терроризма?


Светлана Кольчик в "Аргументах и фактах" (29.11.2000) смело критикует московскую мэрию за нежелание давить "Московскую церковь Христа" - зарегистрировали, сдают ей кинотеатр. Кольчик утверждает, что "это единственная секта, которой запрещено проповедовать в ряде университетских городков Англии и США". Так ведь там университеты больше частные - например, баптистские, они к себе чужаков, конечно, не пустят. Во многих таких университетах запрещено и курить, и пить -- тоже позаимствуем? Странно, но московский мэрский чиновник Конст. Блажен рассуждает трезвее: "Я слышал про студентов, которые, попав в Церковь Христа, бросали институт. Но это уже взрослые люди, и мэрия за них не отвечает". Кольчик в ответ: "Что чиновникам нет дела до своей "паствы" - не новость, лишь бы налоги платили".


Татьяна Вольтская (Итоги, 28.11.2000): очерк о Игоре Як. Фроянове, декана истфака питерского университета, антисемите, помешанном на масонском заговоре. Его зам. по науке Вл. Мирон. Воробьев называет Лжедмитрия II "жидом". 150 студентов подписали письмо с протестом против увольнения проф. Комиссарова, одного из последних нормальных преподавателей истфака, но многие студенты побоялись поставить подпись. Для инициаторов это стало "шоком" -- молодые, а боятся. Как будто нечего бояться! Как будто возраст сам по себе -- страховка от трусости, карьеризма и подлости! Скорее уж, наоборот - почему те, кто сильно рассчитывает, что "молодые" будут лучше "старых", ошибаются, принимая материальное обстоятельство (возраст) за духовное. Революцию 17-го делали в основном молодые.


Обмудсмен Олег Миронов заявил, что не имеет права критиковать президента, поскольку тот по конституции гарант прав (Сегодня, 27.11.2000). Впрочем, Миронов (кстати, официальный коммунист) заявил, что президента и не за что критиковать. Одновременно Миронов заявил, что просит президента поскорее подыскать ему и его аппарату отдельное здание. Душка! Другой бы промолчал о главном, а этот - нет.


Интервью с менеджерами "Вимм-Билль-Данн" (Известия, 27.11.2000, приложение "Медиа"): упомянуто, что компания помогает в числе прочих организаций монастырям. Ишь, мормоны, маскируются!


В том же номере (Известия, 27.11.2000, приложение "Медиа") Модест Колеров ("автор выступает в качестве внешнего, независимого исполнителя корпоративных идей и решений"): туманные рассуждения об искусстве пиара. Единственный конкретный пример - в самом конце: "Много ли окружает нас ... рекламы, из которой при беглом взгляде можно понять: что именно, по какой цене и по каком уадресу предлагается нам полюбить? Как совмещаются в общественном сознании, например, реклама НТВ+ и репортажи НТВ о собственных пролемах с генеральной прокуратурой?"

Разве реклама предлагает что-то любить? Странное представление о своей задаче. А на последний вопрос отвечу - не за общественное сознание, коего, подозреваю, не существут, а лично за себя: НТВ+ у меня нет по причине нехватки денег, но были бы деньги -- завел бы. Во-первых, альтернативы нет. Во-вторых, власти хотят не уничтожить НТВ, а прибрать к рукам и вести через этот телеканал пропаганду типа той, которой занимаются Колеров или Павловский. Так что НТВ+ останется и при окончательной реставрации Совка. В-третьих, именно потому, что НТВ преследуют, разумный человек должен поддерживать эту компанию, чтобы сохранить еще один рубеж обороны между собой и большевиками. Колеров, как и многие "продвинутые интеллектуалы" оказывается всего-навсего Базаровым, полагающим, что жизнь сводится к примитивным хватательным рефлексам и умнее тот, кто искуснее этими рефлексами пользуется.


Александр Архангельский (Известия, 27.11.2000) назвал Андрея Бабицкого "американским публицистом".

Архангельский подобрел: 12 февраля этого года в той же газете он назвал Бабицкого "адвокатом дьявола". С тех пор был суд. Выяснилось, что Бабицкого обменяли против его воли, что никакой он не пособник терристов, а обычный журналист, и не нарушал даже тех антиконституционных правил, которые установили военные в Чечне.

Печально, что Архангельский, как и прочие поносители Бабицкого (Архангельский, надо сказать, свистнул громче всех прочих) и не подумал извиниться и признать, что слишком доверился официальным сообщениям.

Правда, во всем этом есть и веселая сторона. Вот я делаю радиопередачи для "Свободы" -- что ж, я тоже "американский публицист"? Или я все-таки "израильский публицист", как назвал меня один сотрудник Московской Патриархии за то, что моя мать -- еврейка? А может быть, я "ичкерийский корреспондент" -- так назвал Бабицкого соратник Александра Архангельского Максим Соколов ("Известия", 5.2.20000)? Я ведь тоже, как и Бабицкий, считаю действия России в Чечне противозаконными.

Что ж, я согласен быть разом и американцем, и евреем, и ичкерийцем. Лишь бы не быть эндурцем: по Искандеру, это тот, у кого трусость или себялюбие, алчность или глупость, или все вместе затмили разум и совесть.


28 ноября Московский городской суд отказался защитить Армию Спасения. Эта английская протестантская организация, возникшая в девятнадцатом веке, с начала перестройки действует в Москве, широко занимаясь благотворительностью. Управление юстиции Москвы отказалось перерегистрировать Армию Спасения. Та подала в суд — и вот сперва Пресненский районный, теперь городской поддержали мэрию. Основание для отказа: Армия спасения, видите, ли, не религиозная организация, а военизированная, к тому же у нее центр за рубежом. Адвокат Армии Спасения, Владимир Ряховский, директор Славянского правового центра (www.rlinfo.ru), в некоторой панике: так ведь и католиков могут взять за жабры, у них ведь тоже центр за рубежом.

Ряховский, правда, сам протестант. Но и русский православный человек тоже должен взволноваться: ведь все претензии к Армии Спасения легко повернуть против Московской Патриархия. Это не менее "военизированная" организация, как и всякая христианская церковь, ведь еще апостол Павел сравнил христианина с солдатом: "Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Послание к Ефесянам, 6 глава, 17 стих). Да и центр у всех христиан за рубежом — на небе, как ни крути. Все-таки пока еще не переделали начало молитвы "Отче наш" в "Отче наш, иже еси в Москве". Хотя, конечно, всякое может случиться...


27 ноября 2000 г. старообрядцы совершили молебен в Кремле - так сообщило большинство СМИ. Я поразился: неужели Патриархия решила поделиться пирогом? Но в "Вечерней Москве" (27.11.2000) пояснено: молебен шел "в честь 200-летия каннического бытия старообрядных приходов в лоне Русской православной Церкви. ... Сегодня в патриархат входят около 15 таких приходов и 10 священников". Так то уже не старообрядцы, а единоверцы! Негусто за двести лет! Вот у католиков униатизм не любят, а со старообрядцами с чистой совестью используют именно униатскую модель.


Митр. Воронежский Мефодий (Труд, 28.11.2000) прояснил, что же имеют в виду идеологи патриархии, заявляющие, что "церковь отделена, но не удалена от государства" или что церковь отделена от государства, но не от общества. Он указывает на время, когда этот идеал был реализован: "Многовекая идея русского верующего народа о "симфонии Церкви и государства" ни в коем случае не предусматривала их объединение ... ни тем более взаимное подчинение". Плохо было в Синодальный период, а до Петра было хорошо. Да уж, куда как хорошо: вот Аввакума сожгли, а архиереи вроде бы и ни при чем.


Вот что значит "симфония" в совковом (да и средневековом) исполнении: в пос. Кавалерово под Владивостоком озверевшие от отсутствия тепла жители послали обращение в адрес Патриарха (Труд, 28.11.2000).


Прошли по газетам публикации в связи с годовщиной восстания Валерия Саблина, пытавшегося в разгар застоя сказать людям, что они живут во лжи - он захватил корабль "Сторожевой" и стал говорить правду о режиме. Анд. Борисов, кавторанг из Новгорода, возмущается восторгами перед Саблиным и пишет: "Цели и задачи, поставленные Саблиным, представляются настолько неисполнимыми (не было даже тысячной доли шанса на успех), что не мог на них пойти человек с нормальной психикой. ... Тут и дискуссии быть не может. Полная шизофрения" (Независимая газета, 25.11.2000, с. 7). Точно так же в те годы и верующих походя считали полными шизофрениками - ну нет же Бога и шансов на воскресение! Кто там против плюрализму -- не угодно ли вместо плюрализму вот этого, посконного: "Тут и дискуссии быть не может?" Примечательно, что Борисов еще ставит Саблину в вину нарушение присяги и клятвы - как будто большевистские присяги и клятвы стоят больше, чем воровские "Мамой клянусь!"


Немцы сдались -- российские. Их активист, председатель совета немцев Поволжья Федор Вестов в интервью "Новым Известиям"" (25.11.2000): "Лично я все эти 10 лет жил ради того, чтобы помочь свом соотечественникам как-то определиться, наладить достойную жизнь. Мы много мечтали, были полны оптимизма. Казалось, власть идет нам навстречу, мы забрасывали ее предложениями, но так и остались наивными мечтателями. Итог печальный: раньше я всех агитировал не уезжать, говорил - подождите, все наладится и будет хорошо, а теперь говорю - решайте сами, где ваша настоящая родина".

Уныние Вестова, в полном соответствии с аскетическими наставлениями. есть итог обольщения и молитвой не тем, кому надо. Не надо ничего просить у властей, да еще большевистских. Не надо твердить себе, что большевики перестали быть большевиками. Не надо и шарахаться из крайности в крайности и от маниакального нежелания уезжать переходить к маниакальному желанию уехать. Правда, немцев Поволжья оправдывает то, что они изначально в России по приглашению властей, а потому у них голова малость и повернута. Но мы-то не немцы! Нас сюда не власти пригласили, даже наоборот - это мы пригласили, сперва Рюрика, потом Ангальст-Церберской княгине присягнули... Так ведь те уже давно истлели, пора бы разваряжиться - психологически, конечно.


Прот. Николай Ситников (Русская мысль, 23.11.2000): некролог архим. Тихону Агрикову, р. 1916, воевал, вернулся с тяжелой болезнью ног, участвовал в открытии Новодевичьего м-ря в Москве, в нач. 1950-х уже иеромонахом переведен в Сергиеву лавру в МДА и МДС. Ему покровительствовал патриарх Алексий Симанский, но, тем не менее, Тихон покинул монастырь. Ситников: "Ему все время препятствовали служить ... так, как он лужил последние тридцать лет, - ежедневно". Уехал в 60-е, молился "в горах Каказа, в Краснодаре, на Украине. Приглашения, поступавшие в последнее время от Патриарха Алексия II, лаврского архимандрита Кирилла (Попова) и любимого ученика, нынешнего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия ... не соблазнили". Приехал в Москву навестить племянников, священников, и умер 15.11.2000 перед алтарем в Благовещенской церкви в Тайнинском. Видимо, духовный отец автора некролога.


Анат. Приставкин, председатель комиссии по помилованию: "Среди осужденных ... так много солдат, вернувшихся и с афганской, и с чеченских войн, что впору вспомнить страшные слова Дудаева о том, что за Чечню нам отомстят наши собственные дети" (цит. "Итоги", 21.11.2000).


К годовщине убийства Старовойтовой (ум. 20.11.2000) интервью с ее мужем Андр. Фдр. Волковым (Русская мысль, 16.11.2000): Старовойтова крестилась 07.01.1996 в Архангельской церкви в Тропарево. Рассказывает о любопытном деле: журналистка "Московского комсомольца" Ел. Егерева написана, что Старовойтова за взятку устроила интервью английской газете с Ельциным. Старовойтова подала в суд, оценив убыток в 1 рубль, но зато подала в уголовный суд -- по клевете. И сумела доказать, что "деяние было совершено с умыслом", Егерева пришла на последнее заседание с вещами, но Старовойтова просила назначить наказание без лишения свободы, и Егеревой дали год условно. Журналистка приговор не обжаловала. Дело было летом 1998 г. Мудро: и причитания об ущербе от коммунистов (или от любого другого) не такое хорошее действие прозводят, как оценить понесенный ущерб в рубль. А у нас именно те, кто громко кричал о своих - своего кружка, организации - страданиях при коммунистах, прекрасно с коммунистами сотрудничал и продолжает жить с номенклатурой.


Интервью с женой Алексея Митрофанова, активного партайгеноссе Жириновского - он, оказывается, еврей (Московский комсомолец, 23.11.2000). Вот поэтому-то я и не антисемит! Антисемит - это человек, который считает, что есть и хорошие евреи. А я полагаю, что несть человек, иже жив будет и не согрешит.


Продолжение

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова