Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Дидахе (Учение двенадцати апостолов)

70-е годы. Отрицает ли «Дидахе» божественность Иисуса?

Молитва из Дидахе в еврейском оригинале найдена в Дура-Европос.

2015 год: использование Дидахе И.Павловым для нападок на Церковь.

Дополнительные материалы

Текст Дидахе в составе "Простой Библии".

Текст с нумерацией.

Текст с нумерацией и комментариями.

Также подробнее о Дидахе: Керн; Сидоров;

I в.: отрицает ли "Дидахе" божественность Иисуса?

 

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

ДИДАХЕ, или Учение Двенадцати апостолов (полное название: «Учение Господа, преподанное народам через Двенадцать апостолов» (Didacѕ  kur…on [diЎ tоn dоdeka ўpostТlwn to‹j њJnesin]), новозав. апокриф, к-рый в древности иногда причисляли к канонич. книгам. На памятник ссылались *Евсевий Кесарийский, свт.*Афанасий Великий и др. древние христ. писатели, но в новое время текст его стал известен только благодаря находке митр. Никомедийского Филофея (Вриенниоса), к-рый обнаружил список Д. 11 в. Первоначально был сделан вывод, что книга относится к апостольскому времени, вернее к рубежу 1 и 2 вв. Сейчас принимается более поздняя датировка — первая пол. 2 в., хотя окончательно вопрос не решен. Памятник является собранием отд. наставлений и может быть разделен на 2 части. Первая (гл. 1-6) содержит нравств. заповеди, а вторая (гл. 7-10) посвящена вопросам церк. жизни. Д. отражает ту стадию церк. истории, когда еще существовали странствующие апостолы и пророки, когда чин Евхаристии отличался большой простотой. Однако в Д. упоминаются уже и епископы, к-рые управляют общинами.

 Д. представляет собой род катехизиса, в к-рый вкраплены назидательные, в т. ч. и евангельские, изречения. Хотя к моменту написания Д. Церковь уже обособилась от *синагоги, в памятнике заметно иудейское влияние. Многие его заповеди сходны с наставлениями раввинов, а композиция первой части с указанием «двух путей» жизни перекликается с «символом веры», известным из *кумранских текстов. Благодаря этому нек-рые исследователи (напр., *Даниелу) считают, что апокриф вышел из среды, близкой к *иудео-христианству, и, возможно, в нем сохранились ранние *аграфы.

Учение Двенадцати апостолов: Греч. текст с рус. пер. и примеч. М.С.Соловьева и введ. Вл.Соловьева, М., 1886; Писания мужей апостольских, пер. с греч. П.Преображенского, СПб., 18952; Учение XII апостолов, пер. с греч. К.Д.Попова, М., 1898; Учение Двенадцати апостолов, ЖМП, 1975, № 11 (сводный перевод, сделанный на основании двух предыдущих); Ранние отцы Церкви, Брюссель, 1988; R o r d o r f  W.,  T u i l i e r  A., La doctrine de douze Apњtres (Didach№), P., 1978.

l ЕЭ, т.7; П о п о в  И.В., Конспект лекций по патрологии, Серг. Пос., 19163; Т о л с т о й  Л.Н., Учение Господа, преподанное народам двенадцатью апостолами, Полн. соб. соч., М., 1913, т.17. Библиогр. на иностр. яз. см.: G i e t  S., L’Еnigme de la Didach№, P., 1970; Q u a s t e n. Patr., v.1, p.29-39.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.