ТЕАТР
Театр - против него Златоуст;
в 17 в. как образ у розенкрейцеров и алхимиков, Йейтс, 1972;
Честертон; эссе Музиля;
и игра, Хейзинга, 1938;
и Церковь 17.6.1998;
Н.Алексеев о его границах 11.2.2000; Ардашникова об актерстве и вере, 1994;
Гаспаров об античном Т.
Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. М.: Высшая школа, 1990. 144 с.
Генезий (Генес) Римский (300) Порфирий (361)
Ярон Г. М. О любимом жанре. М.: Искусство, 1960.
Волконский С.М. Быт и Бытие. Из прошлого, настоящего, вечного. Берлин: Медный всадник, 1924. 228 с.
Аникст А. Теория драмы на Западе в второй половине XIX века. М.: Наука, 1988 г. 506 стр.
Ярхо В. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.: Художественная литература, 1978. 297 с.
Комедии итальянского Возрождения. Ред. Н.Томашевский. М.: Искусство, 1965. 629 с.
Кротов (Актерство).
"Богослужение есть положительный пример сущности жизни. Театр - отрицательный.
Надо освобождать храм от концертной культуры; священнослужителей от власти молящихся,
как "зрителей". Жизнь - не игра, но истина. Театр играет, как вся ветхая
жизнь человека. Богослужение живет высшей жизнью и открывает ее." Иоанн [Шаховской],
архиеп. Листья древа: Опыт православного духоведения /Философия православного
пастырства/. Нью-Йорк: Ихтис, 1964. 407 С. 180.
Театр как образ жизни - Эразм, 1508;
Для новичков "театр, может быть, и полезен, как некое предварительное
оформление хаоса души. Так бывает полезна для внешних людей война". - Там
же, 181.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня (Мень
закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб.,
2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ТЕАТР И БИБЛИЯ. Генетически Т. связан с ритуальными действами и обрядами.
В первобытных религиях и культах древнего мира драматич. изображение свящ. событий
и мифов было неотъемлемой частью ритуала.
Так, новогодний праздник Акиту в Месопотамии сопровождался инсценировкой,
символизирующей борьбу бога Солнца Мардука с силами *Хаоса. Истоки греч. драмы
также коренятся в архаичных религ. обрядах. Античный Т. был своего рода дополнением
к храму; там перед зрителями выступали боги и герои свящ. сказаний.
Отсутствие мифологии в ветхозав. религии не способствовало развитию сакральной
драмы. Однако обряды нек-рых праздников воспроизводили древние библ. события (напр.,
обряды праздника Пурим, напоминавшие о событиях, описанных в Есф). В *междузаветный
период Ирод Великий построил в Палестине театр, но неизвестно, какие спектакли
в нем ставились (*Иосиф Флавий. Арх., XV,8,1). Первая известная в истории драма
на ветхозав. тему, «Исход из Египта», была написана александрийским поэтом по
имени Иезекииль, жившим во 2 в. до н.э. (фрагменты есть у *Евсевия Кесарийского
в «Приготовлении к Евангелию», IX,28). Раннее христианство не знало Т., поскольку
отцы Церкви относились к нему отрицательно как к языч. форме искусства.
Средние века и начало Нового времени. В 9 в. на Западе зародилась библейская
драма. В дни Рождества или Пасхи клирики разыгрывали в храме сцены из евангел.
истории. Вначале текст пьес был латинским. Среди них известны «Рождественское
действо» (11 в.), «Действо о десяти девах» (12 в.). Постепенно лат. действа стали
вытесняться м и с т е р и я м и, спектаклями на народных языках. Они основывались
и на ветхозав. событиях («Действо об Адаме», 12 в.), и на новозав., к-рые составляли
большинство. Авторы ср.-век. мистерий, как правило, неизвестны. Иногда эти постановки
длились неск. недель. Одна из них, «Мистерия Ветхого Завета», включала 40 пьес,
в к-рых участвовало свыше 250 актеров. Она прослеживала все осн. библ. события
от Сотворения мира до Рождества Христова. Наиболее популярны были мистерии Страстей,
к ним относились почти с таким же благоговением, как к церк. службе. Люди, избранные
на роль свящ. лиц, долго и молитвенно готовились к действу. Евангельские мистерии
были запрещены церк. властями на Западе в 16 в. и затем вновь допущены в 20 в.
(см.ниже).
На Руси, как и на Западе, библ.Т. начался храмовыми д е й с т в а м и,
аналогами мистерий. Наибольшую известность приобрело т. н. «Пещное действо», прославляющее
подвиг отроков, брошенных в огонь по повелению Навуходоносора (Дан 3). В церкви
ставилось условное изображение печи, избранные юноши играли роли героев-отроков.
Текст реплик был взят из Библии и дополнен диалогами из *апокрифов и народной
поэзии (первое упоминание о «Пещном действе» относится к 16 в.). В конце 17 в.
при царе Алексее Михайловиче был создан придворный Т. Он открылся в 1672 переводной
пьесой на тему Кн.Есфири. В дальнейшем ставились и др. драмы («комедии») на библ.
сюжеты, в частн., «Иудифь», «Жалостная комедия об Адаме и Еве», «Малая прохладная
комедия об Иосифе», «Комедия о Давыде с Голиафом», «Комедия о Товии Младшем».
В Киево-Могилянской Академии в ту же эпоху ставились библ. пьесы назидательного
характера. Нек-рые из этих драм «школьного театра» были написаны *Симеоном Полоцким
(о Навуходоносоре, о блудном сыне). Музыкальный элемент в «школьный театр» был
внесен свт.Дмитрием Ростовским (1651-1709), автором «Ростовского действа», посвященного
Рождеству Христову. В нем не было ролей ни для Девы Марии, ни для Иосифа. Автор
выводит на сцену Ирода, пастухов, волхвов, ангелов и аллегорич. лиц, олицетворявших
веру, надежду, любовь, жизнь, кротость и т.п. (спектакль был восстановлен Б.А.Покровским
в 1982 в Моск.Камерном музыкальном театре). Свт.Димитрию принадлежат и др. пьесы
(«Успенская драма», «Грешник кающийся»).
В 17-19 вв. в Белоруссии разыгрывалось народное «Вертепное действо». Это был
Т. кукол, в к-ром представлялись Ирод и др. действующие лица евангел. сказания.
Спектакль сопровождался пением хора. На Украине в аналогичных действах играли
уже самодеятельные актеры.
Новое и новейшее время. На библ. темы было написано немало драматич. произведений
(см. ст. Лит.-художеств. интерпретации Библии); но лишь незначит. их часть была
поставлена на сцене (напр., «Люцифер» *Вондела. 1654). Подавляющее большинство
этих спектаклей приходится на 19-20 вв. В 1854 в Германии успешно шла драма Отто
Людвига (1813-65) «Маккавеи». В сер. 19 в. знаменитая франц. актриса Рашель (1821-58)
играла в трагедиях Ж.Расина «Есфирь» и «Гофолия». Тогда же была поставлена драма
В.Альфьери «Саул». В 90-х гг. франц. актриса С.Бернар (1844-1923) сыграла гл.
роли в пьесах «Саломея» О.Уайльда и «Самаритянка» Э.Ростана. В России наиболее
известный спектакль на евангел. сюжет был поставлен придворной труппой по стихотв.
драме «Царь Иудейский» (СПб., 1914), вел. кн. Константина Константиновича Романова
(1858-1915), к-рый писал под псевдонимом К.Р. Тема пьесы — Страстная Неделя и
Воскресение. В ней действуют Иосиф Аримафейский, Пилат, книжники, второстеп. лица
евангел. истории. Христос и апостолы остаются за сценой. Музыку для постановки
написал А.К.Глазунов. Текст спектакля издан с приложением богато иллюстрир. альбома
(репродукции декораций, костюмов, снимки актеров). В 1920 Станиславский К.С. во
МХАТе поставил мистерию Байрона Дж.Г. «Каин» (роль Люцифера играл Качалов В.И.,
Каина — Леонидов Л.М.).
В начале 20 в. в Зап.Европе была возрождена традиция ср.-век. «Страстных» мистерий.
В частн., одна из них ставится раз в 10 лет в нем. селе Обераммергау. В ней участвуют
сотни непрофессиональных актеров, к-рых отбирает спец. комиссия. Аналогичные мистерии
Страстей устраиваются в Париже перед собором Нотр-Дам. О том, как проходят такие
постановки в правосл.Греции, повествует роман Н.Казандзакиса «Христа распинают
вновь» (1954; рус.пер.: М., 1962).
l [Б е р н а ц к а я Р.], Вертеп, в кн.: Театральная энциклопедия, М.,
1961, т.1 (там же приведена библиогр.); [Г а л к и н а С.], Пещное действо,
там же, т.4; История зап.-европ. театра, М., 1956; П о л о н с к и й В.,
Рождественские развлечения на Руси в прежнее время, РП, 1909, № 52; Ранняя рус.
драматургия XVII — 1-й пол. XVIII в., т.1-5, М., 1972-76; С п е р а н с к и й
М.Н. (подготовил к печати), Успенская драма св.Димитрия Ростовского, М., 1907;
об операх и балетах на библ. сюжеты см. ст.Музыка и Библия.
|