Мф 21,33 Выслушайте
другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его
оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Мк 12, 1 И начал говорить им притчами: некоторый человек
насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав
его виноградарям, отлучился.
Бог — отец Виноградной Косточки.
Лк. 20, 9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один
человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
№132 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
Иеремиас отмечал,
что сравнение Израиля с виноградником
-- прямая цитата из Ис. 5, 1, только Иисус делает новый конец: "И отдал
его внаем виноградарям, а сам уехал в чужие края". У Исайи Бог
угрожает снести стену вокруг виноградника, в котором скверные ягоды, наслать
на него засуху. Ягоды -- это сами израильтяне. Во времена Иисуса многие богатые
евреи жили за границей, отдавая свою собственность в аренду, и Иисус использует
это, чтобы несколько изменить притчу. Бог -- за границей. Он, Который везде
дома, теперь -- эмигрант. И не будем обманываться: виноградник -- по-прежнему
у иудеев, никого Бог не казнил, и это хорошо, и Хозяин виноградника еще не
вернулся, так что не надо сильно надуваться перед иудеями. Уже одно то, что
христиане поторопились и начали от имени Бога убивать виноградарей, -- достаточное
основание, чтобы и нас прихлопнуть. Если мы этого не понимаем, мы не понимаем
и глубины Божьего милосердия.
*
Притча Иисуса о наёмных работниках, которые попытались присвоить себе доверенный им виноградник, глубже моралистического призыва "бди!" Сам по себе такой призыв должен иметь обратное воздействие. Всякий человек, заботящийся о своём достоинстве и о справедливости, скажет: "Ах ты такой? Ты меня пугаешь? Ты угрожаешь мне смертью? Из-за какого-то виноградника сына не пожалел? Хорош папаша!!!"
Действительно, Хозяин в притче заботится о винограднике, а не виноградарях... Но кто сказал, что виноградник и виноградари - враги друг другу? Кто сказал, что Хозяин - враг виноградарям? Только сами виноградари решили, что им будет лучше без Хозяина. Но это - их решение. Кошмар в том, что, даже если бы люди (а виноградник - космос, виноградари - люди) захотели бы, чтобы Хозяин пришёл и лично присутствовал в нашем муравейнике, Он бы не смог этого сделать, потому что Он - Творец, который не может уместиться в творение.
Не жадность и гордыня людей описываются в притче, и уж тем более не жадность Бога. Притча отвечает - образом, не логикой - на вопрос о смысле зла и смерти. Мир есть виноградник. Поэтому мир прекрасен и добр. Не вино, не виноградины, не виноград, а - виноградник. Мир хорош как целое, как единство. Именно это единство разрушается бунтом людей против Бога. (Впрочем, оно разрушается и сентиментальным восторгом перед красивостями отдельных деталей, когда букашечка и цветочечек радуют, а Вселенная со всём её, мягко говоря, разнообразием - не радует...).
Бунт против Бога есть и раздор друг с другом. Бог недосягаем, и те, кто начинает с вопроса о благости Бога, скоренько переходят к вопросу о благости ближних и дают на него отрицательный ответ. Ближние - враги, и чем более ближние говорят о Боге, напоминают, что мир - не человеком сотворён, тем более они враги. Хочу свой кусок! Хочу, чтобы кусок был мой!! Что с Божьего стола упало, то моё!!!
Зло есть разделение единства мира на красивые кусочки. Притча, однако, не только об этом. Она отвечает не только на вопрос людей о том, почему Бог терпит зло и даже посылает зло. Она отвечает на вопрос Иисуса о том, почему Ему предстоит распятие. Не в прямую - но как осмыслить собственную смерть врямую? Только вот так, косвенно, через образ. Ведь притчу рассказывает тот самый сын, которого ещё не убили, но который твёрдо знает - убьют.
Ответ заключён в слове "Хозяин". Бог не просто творец. Творец может сотворить и продать своё творение. Бог Сам хозяин Своему творению, Он его не продаст и не выбросит, и ради этого творения готов пожертвовать Собой - потому что Бог един, и крестная жертва есть жертва Божьего Богу. "Твоя от Твоих". Это хозяйственность и заботливость любви, это рачительность страстной влюблённости в дело Своих рук. У злых виноградарей такой влюблённости в своё дело не было. Они любили себя - очень, виноградник - как часть себя, а вот Создателя виноградника - увы...
1572
|