Тайноводственное поучение четвертое
1. Даже одно cиe блаженного Павла учение довольно к тому, чтобы
удостоверить вас о Божественных тайнах, коих сподобясь, вы соделались
Христу стелесными и скровными. Ибо теперь вопиял Апостол: яко
Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив
преломи, и дая ученикам Своим, рече: приимите ядите, cиe есть тело
Мое (1 Кор. 11, 23–24). И npиeм чашу, и хвалу воздав
рече: (приимите) nийme, сия есть кровь Моя (Мф. 26, 27).
А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: cиe есть тело
Мое, после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил
и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто когда усомнится
и скажет, что cиe не кровь Его?
2. Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (Ин. 2,
1, 10), сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в кровь
претворяет? Если зван быв на брак телесный, совершил Он cиe преславное
чудо: не паче ли сынам брачным (Мф. 9, 15) даровав Свое тело
и кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего.
3. Почему со всякою уверенностью примем cиe, как тело и кровь Христову.
Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе
кровь? дабы приобщився тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным
и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами, когда тело
и кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра,
бываем Божественнаго естества причастницы (2 Пет. 1, 4).
4. Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: аще не снесте
Моея плоти, и не nиeme Моея крови, живота не имате в себе (Ин.
6, 53). Они же не духовно услышав реченное, но соблазнившись, идоша
вспять (Ин. 6, 61–62, 66), думая, что к плотоядению склоняет
их.
5. Были и в Ветхом Завете хлебы предложения: но оные, как относились
к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существует хлеб небесный
и чаша спасения (Пс. 115, 4), освящающие душу и тело. Ибо
как хлеб сходствует с телом, так слово душе приличествует.
6. Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оные
тело суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство
тебе и представляет cиe, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу
рассуждай о вещи, но от веры будь известен без coмнения, что ты
сподобился тела и крови Христовы.
7. И объясняет тебе Давид сего (таинства) силу, говоря: уготовал
еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне (Пс. 22, 5). А
слова его означают cиe: прежде Твоего пришествия, трапезу человекам
бесы уготовляли, нечистую и скверную (Мал. 1, 7), исполненную диавольской
силы: но по Твоем пришествии, о Владыко! уготовал ecu предо мною
трапезу. Когда человек говорит Богу; уготовал ecu предо мною
трапезу, что иное значит, если не таинственную и мысленную трапезу,
которую Бог нам уготовал сопротив, то есть из противного
противную, и сопротив бесов? И весьма справедливо. Ибо оная общение
имела с демонами, а сия — общение с Богом. Умастил ecu
елеем главу мою (Пс. 22, 3). Елеем умастил твою главу на челе,
чрез печать, которую ты имеешь от Бога: дабы ты был образ печати,
Святыня Господня (Исх. 28, 36). И чаша Твоя упоявающи ля,
яко державна (Пс. 22, 5). Видишь ли, что здесь говорится о той
чаще, которую взял Иисус в руки, благодарил, и сказал: cия есть
кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грпхов (Мф.
26, 28).
8. Почему и Соломон, о сей гадательствуя благодати, в Екклезиасте
говорит: прииди, яждь в веселии хлеб твой (Еккл. 9, 7), (то
есть, духовный хлеб. И чрез слово прииди именует спасительное
и блаженнотворное призывание). И nий во блазе сердцы вино твое,
то есть, вино духовное. И елей на главу твою да излиется
(Еккл. 9, 8). (Видишь ли, как и таинственное назнаменовал Миропомазание?)
И во всяко время да будут ризы твоя белы, яко угодна Богу творения
твоя (Еккл. 9, 8). Ибо прежде нежели приступил ты к благодати,
суета cyemcmвuй (Еккл. 1, 2) были дела твои. Когда же совлекся
ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит во всякое
время носить белое. Совсем не то мы говорим, что якобы тебе надлежит
во всякое время облачаться в белые одежды, но в белые в истинном
смысле и светлый, (то есть духовный): нужно тебе одеваться, дабы
говорил ты с блаженным Исаиею: да возрадуется душа моя
о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея
мя (Ис. 61, 10).
9. Cиe узнав и удостоверився, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя
вкусом чувствуется, но тело Христово: и видимое вино не есть вино,
хотя по вкусу так представляется, но кровь Христова: как о сем древле
и Давид воспевая говорил: и хлеб сердце человека укрепит, умастити
лице елеем (Пс. 103, 15). Укрепляй сердце твое, причащаясь того
яко духовного: умащай лице души твоей. Имея оное откровенным в чистой
совести и созерцая славу Господню, о когда бы приходил ты
от славы в славу (2 Кор. 3, 18), о Христе Иисусе! Коему честь,
и держава, и слава во веки веков. Аминь.
|