В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ
дополненное
Краткое сведение о нем
О Св. Отце нашем Иоанне Карпафском, кто он был,
в какое время процветал, где совершал течение
подвижничества, и все прочее, касающееся его, ничего
неизвестно. Вот только что свидетельствует о нем блаженный
Фотий, в 201-м чтении: "Прочитал книгу, в коей, после
десяти определений главных добродетелей и ста глав Диадоха,
Епископа Фотики, что в Епире, и нескольких писаний Нила
Преподобного содержится и писание Иоанна Карпафского,
которому он дает такое оглавление: утешительное слово к
монахам, обратившимся к нему за утешением из Индии. И это
слово состоит также из ста глав". Судя по сему
сопоставлению Св. Иоанна с Диадохом и Нилом, можно
заключить, что он почитался современником их и жил в пятом
веке. Карпаф большой остров между Родосом и Критом.
Св. Иоанн был или родом оттуда или там подвизался.
Сим словом Св. Отец отечески намащает читающих мужеством к
перенесению скорбей и претерпению находящих искушений.
ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА КАРПАФСКАГО
к монахам, находящимся в Индии, писавшим к нему,
сто увещательных глав
Земным царям весенние цветы преподнося, некие из
просителей не только не бывали отвергаемы, но иной раз
сподоблялись и особенных даров. Так и я, по вашему желанию,
заимствованную негде сотницу благих словес принося вам,
жительство на небесах имущим, да буду благосклонно принят и
дара молитв от вас да сподоблюсь.
- Поскольку присносущен есть Царь всяческих, не имея
ни начала ни конца царствию Своему: постольку сердечнейшему
подобает быть тщанию у тех, кои положили поработать ради
Его и ради добродетелей, благоугодных Ему. Ибо
почести настоящей жизни, как не будь они блестящи,
пресекаются вместе с настоящей жизнью, те же, какие Бог
разделяет достойным, пребывают вовеки, так как даются
вместе с бессмертием.
- Блаженный Давид, песнь творя Богу от лица всей
твари, помянув Ангелов и все небесные силы, снизошел даже и
до земли, и не пропустил ни зверей, ни скотов, ни пернатых,
ни пресмыкающихся, почитая такую песнь от лица их
поклонением Сотворившему их, и как бы желая, чтобы всякая
тварь имела в сем подобающий ей вклад. Как же монаху,
сравниваемому с златом Сапфирским, можно позволить себе
ослабеть когда-либо в псалмопении или полениться на него.
- Как огнь обнимал купину, но не опалял, так и жар
тела не беспокоит и не сквернит ни плоти ни ума в тех, кои
получили дар бесстрастия, хотя бы они носили тело очень
тяжелое и горячее: ибо глас Господень пресекает
пламя (Пс. 28, 7) естества, и хотение Божие и слово Его
разделяют соединенное по естеству.
- Луна, то увеличиваясь, то умаляясь, изображает
состояние человека, то добре действующего, то грешащего, и
опять чрез покаяние вступающего на путь добродетели. Ум у
согрешившего не погиб, как некие из вас думают, так
же как и у луны не тело умалилось, а свет. Так чрез
покаяние человек опять возвращает себе свойственную ему
светлость, как и луна, после умаления, опять облекается
обычным светом. Веруяй во Христа аще и умрет, оживет (Ин. 11, 25). И увесте, яко Аз Господь: глаголах и
сотворю (Иезек. 37, 14).
- Когда восстанет на тебя мысленно рой вражеских
воображений, и ты поддавшись им, побежден будешь, ведай,
что ты на время отделился от божественной благодати; почему
по праведному суду и предан в руки падения своего.
Подвизайся же, чтоб благодать никогда, даже на мгновение
времени, не оставляла тебя за нерадение твое. Когда же,
став выше поскользновения, возможешь ты прейти стену
страстных помыслов и друг за другом толпящихся скверных
прилогов вражеской злокозненности, не окажись неблагодарен,
не признав в сем дара, свыше тебе данного; но исповедуй с
Апостолом говоря: не аз, но благодать Божия, яже со
мною (1 Кор. 15, 10), сделала во мне сию победу,
поставила меня выше восставших на меня нечистых помышлений,
и от мужа неправедного, т.е. от дьявола и от ветхого
человека избавила меня (Пс. 17, 49). Почему крылами
Духа поднятый горе, и отрешившись как бы от тела, силен я
был парить выше охотящихся за мной бесов, обычно уловляющих
ум человеческий сетью сластолюбия, избавление от которого
вымоливший себе, взывает: изведший меня из земли
Египетской, т.е. из душегубительного мiра, сей рукой тайной
ратуя за меня, поразил Амалика и обнадежил меня что и
прочие непотребных страстей народы истребит Господь от лица
нашего (Исх. 17, 14-16). Сей Бог наш даст премудрость и
силу: ибо некие премудрость получили, но не и силу Духа на
побеждение врагов. Сей вознесет главу твою над врагами
твоими, и даст тебе крыло, яко голубино, и полетишь и
почиешь у Бога (Пс. 54, 7). Положит Господь лук мидяне
мышцы твои, показывая тебя твердым, скорым и сильным
противостоят сопротивоборцу, и под ноги твои повергая всех
восставших на тебя (Пс. 17, 35-40). Воздай убо благодарение
Господу за сохранение чистоты твоей, что не затворил Он
тебя в руках похотей плоти твоей и крови и действующих чрез
них нечистых и тлетворных духов, но как стеной, оградил
тебя десницей Своею. Созижди Ему алтарь, как Моисей по
обращении в бегство Амалика (Исх. 17, 15), и воспой Ему: сего ради исповимся Тебе и восхвалю Тя Господи, и
имени Твоему пою, величая силы Твои (Пс. 17, 50), что
избавил Ты от тли живот мой и похитил меня из сетей и
уловлений удобообстоятельной, многообразной и многоискусной
злобы.
- Возжигают в нас нечистые страсти, обновляют их,
возвышают и размножают злые бесы; а размышления о
божественном слове, особенно с излиянием слез бывающие,
умерщвляют их и истребляют, хотя бы они были закоренелы, и
мало-помалу как бы не сущими делают пагубные греховные
действия, душевные и телесные: только не поленимся молитвою
и упованием, неослабными и неотступными, приседеть Господу.
- Для чего Христос из уст младенчествующих злобою
верных совершает хвалу? Конечно для того, чтоб псалмопением
сокрушить врага и мстителя, тиранствующего без меры,
врага добродетелей, мстителя злобного, дьявола. Ибо,
говорится, множеством славы твоей стери еси
сопротивных (Исх. 15, 7) и супостатов, ратующих против
нас.
- Всякой от плодов своего пути вкушает, одну
половину ныне, а другую в будущем веке.
- Монах должен держаться всегда добрейшего пощения, не
прельщаться страстями и великое возделывать безмолвие.
- Ненавистники душ наших, бесы внушают неким воздать
нам какую-либо ничтожную похвалу, а потом и нас подущают
порадоваться о том. Если после сего расслабев от
самомнения, дадим место и тщеславию, то врагам нашим не
много уже будет труда совсем забрать нас в плен.
- Принимай лучше поносящего тебя, чем хвалящего,
который, по Писанию, ничем не разнится от клянущего (Прит.
27, 14).
- Когда ревностно проходя подвиг пощения; по немощи
послабишь себя в нем; тогда сокрушив сердце, обратись с
благодарением к Промыслителю и Судии всех. Если так будешь
всегда смиренным являть себя пред Господом, то никогда ни
пред одним человеком не вознесешься.
- Враг зная, что молитва есть самое победоносное для
нас оружие, и для него сокрушительное, и стараясь всячески
отторгнуть нас от нее, влагает в нас иногда желание
заняться эллинскими писаниями, от которых мы отстали. Но не
будем слушаться его внушений; чтоб не уклониться от законов
и порядков нашего делания духовного, и не собрать, вместо
смокв и гроздий виноградных терний и волчцов. Премудрость бо мiра сего буйство у Бога есть (1 Кор.
3, 19).
- Радость велию, говорит Ангел, благовествую
вам, яже будет всем людям (Лк. 2, 10), а не части
некоей. И еще: вся земля да поклонится тебе и поет
тебе (Пс. 65, 4), а не часть земли. Петь же свойственно
не слезно молящимся получить что, а радующимся о получении
желаемого. Если это так, то не будем отчаиваться, но,
радуясь, будем проводить настоящую жизнь, из сказанного
заимствуя побуждение к такой радости и благодушию. Однако ж
страхом Божиим растворим сие радование, как говорится в
другом месте: радуйтеся Господу с трепетом (Пс. 2,
11). Так жены, бывшие с Марией со страхом и радостью
великой бежали от гроба (Мф. 28, 8). Может быть и мы
когда-нибудь со страхом и радостью от мысленного устремимся
гроба. И дивно будет, если без страха; потому что никто не
безгрешен, хоть будь Моисей, хотя Петр Апостол. однако же в
таковых божественная любовь, победив, вон изгоняет страх в
час исхода.
- О том, что страстный, уверовав от всего сердца и со
всем смирением, получает дар бесстрастия, имеешь
свидетельство в Писании. Днесь говорит Господь
благоразумному разбойнику, со Мной будешь в
раи (Лк. 23, 43); жене кровоточивой: вера твоя спасе
тя; иди в мире блаженнейшего бесстрастия (Мр. 5, 34).
Есть и других подобных мест не мало, как: по вере вашей
буди вам (Мф. 9, 29).
- Когда, строго относясь к страстям, сильнее от бесов
бываем стужаемы срамными помышлениями; тогда наипаче да
утверждаемся в вере Господу, и крепчайшее да восставляем в
себе упование обетованных вечных благ, которых лишить, и от
которых отчуждить нас стараются враги наши по зависти. Ибо
если бы блага сии не были крайне велики, то бесы не горели
бы такой к нам завистью и не устреляли бы нас так часто
скверными помыслами, чая хоть этим удовлетворить злобе
своей, и думая вогнать нас в отчаяние многократным этим и
несносным стужанием.
- Некоторые определяют, что истиннейшее знание есть
действование (по истине узнанной). И так старайтесь паче
делами показывать и веру и знание; ибо кичащийся одним
знанием услышит: Бога исповедуют видити, а делы
отмещутся Его (Тит. 1, 16).
- Большей частью во время празднеств и святых
собраний, особенно же когда кто намеревается приступить к
таинственной трапезе, бесы стараются осквернить подвижника
срамными мечтаниями и истечением семени. Но и этим не
успевают они сокрушить или расслабить навыкшего все
переносить терпеливо и мужественно. И пусть не хвастают на
наш счет эти в дугу сгибающиеся (подобно змиям), будто
прямые.
- За постоянство и ревность враги отмщают, заушая душу
различными и несказанными искушениями, Но мужайся! Этими
скорбями великими и неисчетными сплетается тебе венец. К
тому же в немощах совершается сила Христова (2 Кор.
12, 9), и в печальнейших состояниях обыкла процветать
благодать Духа, как уверяет слово пророческое: возсия бо говорит, во тьме свет правым (Е.с.
111, 4); конечно, если только дерзновете и упование,
которым хвалимся твердо сохраним до конца (Евр. 3, 6).
- Ничто так не расстраивает обычно доброго настроения,
как смехи, шутки и празднословие. И опять ничто так не
обновляет обветшавшую душу и не уготовляет к сближению с
Богом, как страх Божий, доброе внимание, непрестанное
поучение в словесах Божиих, вооружение себя молитвою и
взыскание доброплодного бдения.
- И удобно и вместе душеполезно твердо переносить
всякую скорбь, людьми ли она причиняется или бесами, зная,
что мы заслуженно подлежим всякой тяготе и никого притом
кроме себя самих за то не укоряя. Другого укоряющий в своих
прискорбностях уклоняется от правого подобающего суждения.
- Бывает, что человек сдвигается с правого стояния,
хотя он и старателен, выступая из своего чина по причине
умножившихся искушений, которыми, как говорит Писание, поглощается вся мудрость его и все искусство (Пс.
106, 27). Попускается сие, да не надеюшеся будем на
ся (2 Кор. 1, 9), и да не похвалится Израиль,
говоря: рука моя спасла меня (Суд. 7, 2). Но уповай,
что опять восстановлен будешь в прежнее прекрасное
состояние, когда повелением Божиим отпадет от тебя и
отогнан будет лукавый, который заставляет все и видеть и
слышать страстно и на грех подвигает; одебелив же ум, как
бы облаком густым, и плоти дает чувствовать неизреченную
тяготу и бремя; и врожденный помысел, который сам по себе
прост и не лукав, подобно новорожденным младенцам, делает
многосоставным и очень искусным во всяком грехе, растлив
его и извратив склонением то туда, то сюда.
- Великое нечто есть человек, возрастающий внутри и
величаемый за добродетели. И однако ж сей великий боится
греха, как слон мыши, да не како, иным проповедуя, сам
неключим будет (1 Кор. 9, 27).
- Не только пред скончанием мiра дьявол возглаголет
словеса на Вышнего, как говорит Даниил (7, 25); но и
ныне бывает, что он чрез наши помыслы; тяжкие воссылает
хулы на самое небо, и Самого Вышнего бесславит, и создания
Его и Святые Христовы таинства. Мы же, твердо стоящие на
камне ведения, не должны бояться сего и дивиться дерзости
этого нечестивца, но верою и теплейшей молитвою вооружась и
вышнего сподобясь пособия, смело отвещать врагу.
- С угрозою и бранью дерзко нападает враг на душу,
только что исшедшую из тела, являясь горьким и страшным
обличителем в падениях ее. Но можно видеть тогда и то, как
боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде уязвлена
была грехами, не боится его нападений и угроз, а паче его
является сильной в Господе, окрыляется радостью,
воодушевляется мужеством, видя сопровождающие ее небесные
силы и как стеной ограждающий ее свет веры, и с великим
дерзновением взывает против злого дьявола: что тебе и нам,
чуждый Богу? Что тебе и нам, сверженный с неба и раб
лукавый? Не имеешь ты власти над нами; власть над нами и
над всем имеет Христос, Сын Божий; Ему мы согрешили, Ему и
ответ дадим, имея ручательством милосердия Его к нам и
спасения в Нем честный Его Крест. Ты же беги дальше от нас,
окаянный. Ничтоже тебе и рабам Христовым. От таких
дерзновенных слов души хребет наконец даст дьявол,
раздирающий испуская крик, в бессилии устоять против имени
Христова; душа же превыше его сущи и паря над врагом,
заушает его, как так называемый быстрокрыл ворону.
После сего она в радовании переносится божественными
Ангелами в определенное ей по ее состоянию место.
- Что и малое некое искушение иногда по попущению
полагает препону в преуспеянии ревнителю, да удостоверит
тебя в сем Ехениис, малейшая рыбица, одним прикосновением
своим останавливающая тьмами вещей нагруженный корабль и не
дающая ему подвигаться вперед; припомни при том и того, кто
говорит о себе: я Павел, толикий, однажды и
дважды хотех прийти к вам, и возбранил мне сатана (1
Сол. 2, 18). Однако ж не приходи от сего в смятение, но
паче подвизайся против сего с терпением и получишь
благодать.
- Когда богатый добродетелями по разленению уклонится
от достодолжного, тогда восстают на него, сыны злых
востоков от Амалика, наиначе же Мадиам (Суд. гл. 6),
блудолюбивая сила, с верблюдами их, т.е. страстными
воспоминаниями, коим нет числа, и растлевают все плоды
земли, т.е. плоды добрейшего действования и обычая;
вследствие чего обнищавает наконец Израиль, впадает в
малодушие и понуждается воззвать к Господу. Тогда
посылается ему свыше благой помысел, подражатель Гедеону в
великой вере и смиренномудрии [ибо он говорил: тысяча
моя хуждша в Манасии (Суд. 6, 15)]; и он ополчается
против такого множества нападающих с тремястами человек
немощных, и при споборстве благодати преславно воздвигает
трофей победы над врагами.
- Не возможешь ты на аспида и василиска наступить и
попрать льва и змея (Пс. 90, 13), если, долгим молением
умолив Бога, не получишь в споборники себе Ангелов, чтоб
они подъяв тебя на своих руках, сделали тебя высшим всякого
веществолюбивого мудроваяния.
- Когда кто из крепко подвизающихся будет побежден, да
не падает он духом и да не расслабляется нравом, но под
действием слов Исаии выпрямясь, да благодушествует, такую
воспевая песнь: могущии покоряйтеся, о лукавые бесы! Аще бо и паки возможете, паки побеждени будете: и иже
аще совет совещаете, разорит Господь, яко с нами Бог (Ис. 8, 9. 10), Бог, восставляющий низверженных и
заставляющий врагов наших раздираться скорбью и досадою
коль скоро покаемся.
- Невозможно миновать печали тому, кто обучается
искушениями; но после сего великой сподобляются радости
таковые, и слез сладких и помышлений божественных, за то,
что болезнование и сокрушение возделали в сердцах своих.
- Если ни хотящий Исаак, ни текущий Исав к желанному
благословению, не получили чаемого (Рим. 9, 16), так
как Бог милует, благословляет и Духом помазует не того,
кого мы восхотели, но того, кого Он Сам, прежде создания,
предопределил в служение Себе; то отнюдь не будем смущаться
или завидовать, когда увидим каких-либо братий, жалких и
последнейших, преуспевающими в добродетели. Слышал ты
конечно и то, что говорит Господь в притче: даждь сему
место (Лк. 14, 9), чтоб возлег тут тот, кто выше
тебя. Подивимся же паче при сем Судии, премудро и
неизреченно присудившему, чтобы тот, малейший и
последнейший первенствовал и предводительствовал, а мы были
последними, хотя первенствуем над ним и подвигами и летами.
Какую меру Господь дал каждому человеку, с тою и да
соображаемся. Аще живем Духом, Духом и да ходим, как
написано (Гал. 5, 25).
- Никак не соглашайся, когда находящийся у тебя на
послушании, скажет тебе: дай мне власть некоторое время,
для добродетели, попытать то или другое дело, и совершать
его так и так. Ибо говорящий так, явно, свою волю исполнять
хочет, а заветы добрейшего послушания отметает.
- Страсти плотские и душевные, как увидишь, временем и
Божиим мановением, истребятся, хотя бы их и много было;
милость же Христова никогда не пресечется. Ибо милость
Господня от века сего и до века грядущего на боящихся
Его (Пс. 102, 17).
- Сокровищницы царские наполнятся златом; а умы
истинных монахов исполнятся ведения.
- Бывает иной раз, что учитель предается бесчестью, и
подвергается искушениям за получивших от него духовную
пользу. Ибо, говорит, мы бесчестны,
бесчестимы будучи пакостником плоти, и немощны;
вы же славны и крепки во Христе (1 Кор. 4, 10).
- Источник и опора растления чрез плот
страстный помысел. Но отрезвившийся после падения изгоняет
его из души покаянием. Ибо говорится, лучше бы было,
если б вы поплакали, да измется из среды вас, настроивший
вас сделать дело сие, злой и непотребный помысел (1 Кор. 5,
2). Так плач противостоит духу растления.
- Кто возвестит угнетенному бесславием и бессилием к
добродетелям, что он узрит Иисуса, не только в будущем, но
еще здесь, с силою и славою многой грядущего к нему чрез
бесстрастие? Так что, подобно Сарре, душа его,
состарившаяся в бесплодии и по обетованию родившая наконец
сына правды, скажет: смех мне сотворил Бог, т.е. великую
даровал радость, столь много лет в печали пребывшую по
причине многострастия; или по другому переводу: младость
сотворил мне Бог, и обновилась, как орля, юность
моя (Пс. 102, 5). Ибо состаревшись прежде во грехах и
страстях бесчестных, ныне снова родилась я, и стала юной и
нежной, прежде бывши огрубелою от вещества, и легко уже
ныне смотрю на мiрские вещи, восприяв свойственную мне по
естеству простоту и безразличность, после того, как по
многоблагоутребию Божию здравым сделался ум мой, и плоть
моя стала, как у Неемана Сирианина, подобной плоти
младенцев, чрез омытие мое в Иордане ведения; теперь я
единонравна, по благодати Божией избавившись от мудрования
змиева, и от полчища злых помыслов, многоискусных во зле и
многовещественных (погруженных в чувственность).
- Предположи, что Сам Господь говорит тебе: "в одно
время Я отнял у тебя такой-то и такой-то дар, в которых ты
удовлетворялся умом и упокоевался; и дал тебе вместо их
другое равносильное им дарование такое и такое. Ты же думая
об отнятом и не обращая внимания на данное вместо того,
стенаешь, болезнуешь и печалью уязвляешься; но радуешь
Меня, приемля скорбь от Меня (2 Кор. 2, 2), ибо Я скорбь
причиняю на пользу, спасти паче, а не погубить заботясь
почитаемого сыном Мне."
- Наложи на себя заповедь не есть рыбы, и смотри, как
враг после того начнет неустанно гнать тебя к похотению
рыбы, и как равно и ты сам неистово начнешь устремляться ко
вкушению того, чего и желать тебе не следует, да испытаешь
примерно случившееся с Адамом; ибо и он услышав: вот от
этого древа не ешь, на это одно запрещенное и устремился со
всем похотением.
- Иного Бог спасает разумностью, а иного простотою и
незлобием; ибо ведать тебе надлежит, что Бог не отринет
незлобивого.
- Которые сильнее налегают на молитву, те подвергаются
более страшным и свирепым искушениям.
- Если облещись в бесстрастие предизбран ты, не
предавайся беспечности, но сколько сил есть старайся
достигнуть ее. Ибо воздыхаем в жилище наше небесное
обмщися желающе; да пожерто будет мертвенное животом (2
Кор. 5, 2. 4), не только телесно вместе со скончанием мiра,
но и еще здесь духовно, как залог. Ибо пожерта бысть
смерть победою (1 Кор. 15, 54). И пожерты будут волнами
с небес посланной нам силы все египтяне, которые гонясь в
след нас, оскорбляют нас.
- Если забыл ты сказавшего: боюся, да не како иным
проповедуя сам неключим буду (1 Кор. 9, 27), и: мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1 Кор. 10,
12), еще: блюдый себе (слово к духовным), да не и ты искушен будеши (Гал. 6, 1), если
забыл ты об уклонении с правого пути и беззакониях
Соломона, после толикой благодати, если предал ты
забвению неожиданное отречение великого Петра: то понадейся
на свой разум, повеличайся образом жизни своей, похвались
длительностью твоего подвижничества великого, и дай место
гордыне. Но, о брате, отнюдь не разленивайся
(развалившись навзничь), и не предавайся беспечности,
но паче бойся, пока есть дыхание в ноздрях твоих,
хотя ты достиг числа лет Моисееевых, и молись говоря: Господи, не отвержи мене во время старости моей: внегда
оскудевати крепости моей, не остави мене Боже, Спасителю
мой! О Тебе, пение мое выну (Пс. 70, 9, 6).
- Говорит тебе Господь, как Матфею: по Мне гряди (Мф.
9, 9). Если теперь ты, усердно теча вслед своего
многовожделенного Владыки по пути жизни, преткнешся о
камень страсти ногой своею и внезапно падешь в грех, или
встречая тинистые места, почасту и не хотя будешь
поскользаться и упадать; то сколько раз случится тебе пасть
и боль мучительную причинить телу своему, столько же
вставши опять с прежнею ревностью теки в след Господа
своего, пока не достигнешь Его. Тако во святым помышлении явихся Тебе, видити спасающую меня силу Твою
и славу Твою, и о имени Твоем воздежу руци мои, и возмню
себя от тука и масти исполненным быть и возрадуются уста
мои поя песнь Тебе (Пс. 62, 3 6). Великое для
меня достоинство в том, что я получил имя Христианина, как
говорит мне Господь устами Исаии: велие ти есть, еже
назваться теби рабом Моим (Ис. 49, 6).
- Где говорится, что Отец даст блага просящим у
Него (Мф. 7, 11), а где, что даст Духа Святого
просящим у Него (Лк. 11, 13): каковыми речениями
внушается, что не только оставления грехов, но и подаяния
небесных даров сподобляются молитвенники Божии, укрепляемы
бывая в своем искании тою мыслью, что не праведникам, а
грешникам обетовал Господь такие блага. Итак проси
неотступно и с несомненным расположением, хотя не совершен
ты в добродетельной жизни, немощен и ничего не достоин,
и получишь великое.
- Да помыслит невер или маловер, как муравей
окрыляется и еще, как червь некий делается пернатым, и
много других дивных явлений совершается среди тварей; чтоб
хоть таким образом отложив недуг неверия и нечаяния,
окрылить наконец и прорастить, как древо, преславное
ведение. Ибо Аз есмь, говорит Господь, древо
сухое прорицающий и кости иссохшие оживотворяющий (Иезек. 17, 24; 37, 4 и 9).
- Отнюдь да невосхощем ради потребностей телесных
истаявать в заботах; но всею душой будем веровать Богу, как
некий некогда говорил благой муж: вверьтесь Господу и Он
вверится вам, и как пишет блаженный Петр Апостол: уцеломудритеся и трезвитеся в молитвах (1 Петр. 4,
7), всю печаль вашу возверзше на Бога, яко той
печется о вас (1 Петр. 5, 7). Если еще сомневаешься и не
веришь, что Он печется о тебе, чтоб препитать тебя,
посмотри на паука и рассуди, сколько разнствует человек от
паука, паука, говорю, которого слабее и бессильнее ничего
нет. А он ни стяжаний не имеет, ни повсюдных хождений не
совершает, не судится и не гневается, и кладовых не имеет,
в совершенной кротости и целомудрии и крайнем безмолвии
проводит жизнь свою, о том, что касается ближних не
любопытствует, одно свое делает и своим делом тихо и
безмятежно занимается, чем и не говоря говорит любителям
бездействия, что нехотящий трудиться не должен и есть,
молчалив же он столько, что много превзошел самого
Пифагора, которому больше всех философов эллины дивятся, за
его подвиг воздержаяия языка, Пифагор не со всеми говорил,
но с приятелями своими говаривал по временам тайком, также
к быкам и орлам обращал иногда речь, делая нечто смеха
достойное и бессмысленное; вина совсем он не употреблял, и
пил одну воду. Такое Пифагорово воздержание языка паук
превзошел совершенным своим безгласием; воздержание же его
от винопитья тем, что чуждается и водопитья. В таком
безмолвном состоянии пребывает слабый и смиренный паук, не
любя выходить наружу и блуждать там и сям, ни безмерно
предаваться труду и утомлению; и в вышних живый и на
смиренные призираяй (а ничего нет смиреннее паука),
простирая даже до него свое промышление, посылает ему
каждодневно питаньице некое, по близости скинийцы его,
давая попадаться в сети его для потребы его малым
насекомым.
- Может быть, кто из порабощенных гортанобесию скажет:
я много ем, и как много потому трачусь, то мне нельзя не
вплетаться во многие житейские хлопоты и сделки. Но и этот
пусть посмотрит на китов великих, пасомых в Атлантическом
океане, как изобильно питаемы они бывают от Бога и никогда
голода не испытывают, хотя каждый из этих зверей столько
поедает рыб, сколько даже самый многолюдный город в день
потребить не может. Вся к Тебе чают, дати пищу им во
благо время, поет св. Пророк (Псал. 107, 27). Почему
много ли кто съедает, или мало, того и другого питает Бог.
Слыша сие и ты, широкое и пространное чрево имеющий, всего
себя возложи на Бога и веру, отрясши всякую мiрскую заботу
и ум многопопечительный, и не будь неверен, но верен.
- Если желаем воистину угодить Богу и блаженнейшей
возлюблены быть от Него любовью, представим Богу ум наш
нагим, ничего от века сего не влекущим с собою и в себе, ни
искусства, ни знания, ни софистического мудрования, хотя бы
мы изучили всю премудрость мiрскую. Ибо Бог отвращается от
того, кто приступает с самомнительным нравом, упитан
тщеславием и надмен. Добро некоторые истолкователи назвали
суетное самомнение упитанием себя собою и дмением.
- Как можем мы преодолеть укоренившийся прежде грех?
Нужно самопринуждение (или насилие делать желаниям воли
своей). Ибо говорится: муж в трудех трудится собою, и
изнуждает (насильно прогоняет) погибель свою (Прит. 16, 26), всегда любопрясь возводить помыслы свои,
горе к святыне. Насилие насилием разрушать не воспрещено
законами (т.е. насилие греха насилием добрых стремлений).
Когда вносим самопринуждение к какому-либо доброму тщанию
(т.е. сами себя насильно заставляем в дело произвесть
доброе стремление), тогда ожидаем прочее имеющую придти к
нам с высоты силу, сидя во Иерусалиме (Лук. 24, 49), т.е. в
непрестанной пребывая молитве и в прочих добродетелях, пока
придет к нам сия сила державная, действующая не как наши
немощные усилия, но такая, которой нельзя выразить
телесными устами, мощно побеждающая и одолевающая и
греховный нрав и злобу бесов, побеждающая и наклонность
наших душ к худому, побеждающая и все непотребные движения
телесные Бысть, говорит, шум с неба, яко носиму
дыханию бурну (Деян. 3, 2), чтоб нудительно изгнать из
нас зло, всегда нудительно нас влекущее к худому.
- Приседит враг в ловитве, яко лев во
ограде, своей (Пс. 9, 30), скрывая для нас сети и мрежи
помыслов нечистых и нечестивых, Но и мы, если не сиим,
можем еще большие и опаснейшие для него поставить сети,
тенета и засады. Ибо молитва и псалом, бдение и
смиренномудрие, послужение ближним и милость, благодарение
и божественных словес слушание вот засада врагу; и
сеть, и яма, и бичи, и тенета, и удавление.
- Исполненный лет многих, божественный Давид,
благодаря Бога, избравшего его, говорит к концу своего
исповедания благословений Божиих: ныне обрел раб Твой
сердце свое помолиться Тебе молитвою сею. Это сказано, чтоб
дать нам уразуметь, что требуется великий подвиг и много
потребно времени провесть в молитвах, чтоб достигнуть
начатков безмятежного устроения сердца, сего другого
некоего неба сердечного, где обитает Христос, как
говорит Апостол: или не, знаете себе, яко Иисус Христос
в вас есть (2 Кор. 13, 5)?
- Если Христос бысть нам премудрость от Бога,
правда же, и освящение и избавление (1 Кор. 1, 30); то
явно, что и упокоение. Ибо говорит: придите ко Мне вси
труждающиися и обремененнии, и Аз упокой вы (Мф. 11,
28). Добре потому говорить можно, что Он сделался для
человека субботою, т.е. упокоением. Ибо род человеческий
только в едином Христе покой обрести может.
- Как есть чаша падения и чаша гнева, так есть и чаша
немощи, которую прияв от нас Господь, в подобающее время
дает в руки врагов наших, чтобы прочее не мы, а бесы
немоществовали и падали.
- Как во внешних делах есть менялы, ткачи, птицеловы,
воины, строители: так разумей и о внутренних делах, что
есть и в помыслах азартные игроки, отравители, морские
разбойники, звероловы, блудники, убийцы, и подобные;
каковых надлежит тотчас изгонять вон благочестивым
противоречием и молитвою, особенно блудных сквернителей,
чтоб не сквернили святого места и не делали мерзким
человека Божия.
- Не только словом преклоняется Господь на дарование
спасения, как было с разбойником, вопиявшим к Нему со
Креста, но и помыслом. Так кровоточивая оказала в себе
(т.е. помыслила с верою): аще точью прикоснуся воскрилью
риз Его, спасена буду (Мф. 9, 21); и раб Авраамов в
уме своем глаголал к Богу о Ревекке (Быт. 24, 15).
- Содеянный грех почти тотчас сам гонит кающегося к
Богу, как только он примет в чувство зловоние, тяготу и
неистовство греха. Кто же не хочет преклониться на
покаяние, того не гонит он к Богу, а удерживает при себе и
вяжет его неразрешимыми узами, делая сильнейшими и
лютейшими пагубные пожелания.
- Блюди себя от чар Иезавелиных (4 Цар. 9, 22), из
коих лютейшие суть помыслы кичения и суетной славы.
Избавиться же от них можешь ты, благодатью Божией, если
будешь уничижать и охуждать душу свою, и повергать себя
пред Господом, призывая Его помочь тебе и исповедуя, что
искомое тобою избавление есть небесное дарование. Почему и
говорится: не может человек принимати ничесоже, аще не
будет дано ему с небесе (Ин. 3, 27).
- Бывает иногда, что во время учреждения братии,
прорывается тщеславный помысел сказать что-либо не во
время; Ангельские же помыслы внушают тебе прогнать этот
болтливый безвременный помысел. Итак если ты не
прогонишь его добрым молчанием, а позволишь ему прейти
наружу, напыщен быв кичением; то должен будешь понести
худые от того последствия, праведно предан будучи
или большему еще греху, или внешним каким прискорбностям,
или тяжелым неприятностям со стороны братий, или мучению в
будущем веке: ибо и о праздном и тщеславном слове,
произнесенном по необученности языка, отдадим мы отчет;
почему тщательно должно блюсти язык свой.
- Которые искушаются чувственными утехами, гневом,
славолюбием и другими страстями, о тех говорится, что они
днем жегомы бывают солнцем, а ночью луной (Пс. 120, 6).
Итак молись, да осенит тебя божественное росоиспускательное
облако, чтоб избежать вражеского жжения.
- Отнюдь не давай смелого к себе доступа любителям
пьянства и рабам бесчинных трапез, ни тем, кои охочи
говорить бесстыдные речи, хотя бы они были убелены
сединами, и хотя бы долгое время вели монашескую жизнь;
чтоб их гнилость непокрыла и тебя, и ты не причтен был к
нечистым и необрезанным сердцем.
- Прежде Петру вручаются ключи а потом попускается ему
впасть в отречение от Христа Господа, чтоб падением таким
уцеломудрить его о себе мудрование. Так и ты, если, получив
ключ разумения, подпадаешь разным искушениям, не дивись
сему; но прославляй единого премудрого Господа, падениями
обуздывающего самомнение, находящее в след за
божественнейшим ведением: ибо искушения суть узда, по Божию
промышлению, могущая обуздать человеческое надмение.
- Если Господь часто отнимает у нас блага, как,
например, богатство у Иова; ибо Господь его дал, Господь и
взял (Иов. 1, 21): то конечно взято будет из рук наших и
зло, которое навел на нас Вечный; ибо, как говорит
премудрый, благая и злая от Господа суть (Сир. 11,
14). И наводящий на нас злое, Он же дарует нам и вечную
радость со славою вечной. Как я бдел, говорит Господь, чтоб
разорить вас, и зло сотворить вам, так и воссозижду, и уже
не разорю, насажду и уже не исторгну. Да умолкнет же
народное присловие, гласящее: коль скоро стало не добре, не
будет уже добре. Ибо изменивший дела наши на худшее,
конечно может опять неожиданно преложить их в светлейшее
состояние.
- Сильнее и победолюбнее нападающий на бесов
воздержанием, или молитвою, иди другой какой добродетелью,
и сам от них получит глубочайшие раны, до того, что даже в
безнадежие придет, подозревая, не лежит ли на душе его
осуждение мысленной смерти, и вынужден бывая взывать: кто мя избавит от сего тела смерти (Рим. 8, 24);
потому что враг против воли заставляет меня повиноваться
законам своим.
- Не просто написано прежде, как некоторые говорили
друг к другу: восстаните, пойдем к народу живущему со
упованием, и в покое, пребывающему (Суд. 18, 9. 10); и
еще: придите взыдем во Иудею, и собеседовавше с ними языком лукавым, отвратим я к нам от истины (Ис. 7,
5. 6). Так обыкновенно и злые бесы против тех, кои избрали
безмолвное пребывание во всю жизнь их точат мечи искушений,
и на тех, кои более благоговейны, и богобоязненны, с
большим неистовством нападают, увлекая их на грех по поводу
самых дел благочестия, бранями неизреченными; чтоб хоть
таким образом отклонит их от веры во Христа, от молитвы и
благоупования, препобедив их. Но мы, Господи, говоря с
Давидом (Пс. 79, 19), неотступим от Тебя, дондеже ущедришь
нас, и удалятся от нас поглощающие нас; неотступим от Тебя,
пока не повелишь отойти от нас искушающим нас, и мы не
оживотворимся терпением и твердым бесстрастием. Ибо
искушение есть житие человеческое и часто, во время
определенное, от самого подвигоположника попускается нам
падать под ноги чуждых; но душе великой и доблестной
свойственно не отчаиваться в прискорбных случайностях.
- Если столько силен бес, что может, и когда не хочет
человек, преклонять его и перетягивать на свою волю, по
причине выступления его из истинного своего по естеству
чина; то сколь более силен Ангел в определенное время прияв
повеление от Бога, все расположение человека перевести на
лучшее? И если север всехладный столько силен, что
мягчайшее естество воды превращает в твердость каменную, то
чего не может сделать теплейший юг. Если воздух, крайне
охлажденный, все себе подчиняет и своим холодом исполняет:
ибо кто постоит против лица мраза (Цс. 147, 6)? То
как теплоте не преложить всего по свойству своему? Ибо и
против лица теплоты кто постоит? Будем же веровать, что и
хладный и черный угль ума нашего позже когда-нибудь или
скорее, станет горячим и световидным от прикосновения
божественного огня.
- Есть и в настоящем веке с верным свидетельством и
признаками, проявляющееся в сокровенном нашем Иосифе,
состояние бесстрастия, в коем ум наш, исшедши из Египта,
отстает от страстных влечений и скрытного срамнейшего
рабства, и слышит язык, которого не знал, не язык бесов,
нечистый и растлевающий здравое разумение, но святой язык
Ангелов, преобразующих ум, из телесного в бестелесный,
язык, просветительный для приемлющей его души.
- Слышал я некоторых братий тяжко болящих телом и
немогущих держать пощения, обратившихся ко мне с вопросом:
как можем мы без пощения избавится от дьявола и страстей?
Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от
яств, но и воплем к Богу из сердца можете вы истреблять и
прогонять недобрые движения и тех, кои возбуждают их. Ибо
говорится: воззваша к Господу, внегда скорбити им, и от
нужд их избави я (Пс. 106, 6); и еще написано: из чрева
адова вопль мой, услышал еси глас мой: и да взыдет из
истления живот мой (Ионы 2. 3. 7). Почему дондеже прейдет, говорит, беззаконие т.е.
стужение греха, воззову к Богу вышнему (Пс. 56, 23),
да подая мне величайшее благодеяние, истребит Он самый
прилог греха властью Своею и изгладит идолов страстного ума
и безидольным покажет наши полные идолов немощи. Итак, если
ты не получил дара воздержания, то ведай, что Господь ради
молитвы твоей и упования хочет услышать тебя, когда
воззовешь к Нему. Узнав теперь такое Господне о тебе
присуждение не тужи о своем бессилии к подъятью подвига
пощения, но паче потщися избавиться от врага молитвою и
благодушным терпением. Если помыслы немощи и злострадания
гонят вас из града пощения, бегите в другой (Мф. 10, 23)
т.е. в град молитвы и благодарения.
- Говорит Фараон молясь: да отымет Бог от меня смерть
сию, и был услышан; также и бесы, просившие Господа,
да не повелит им идти в бездну, получили просимое. Не тем
ли паче услышан будет человек христианин, молящийся об
избавлении от мысленной смерти.
- Время некое просвещаемый и упокоеваемый божественной
благодатью, по умалении же ее впадающий в парения ума и
влечения неподобные и ропщущий за то, или, бесполезному
унынию предающийся, а не ревнующий мужественно молитвою
опять восстановить в себе спасительное то настроение;
подобен бедному, который получив милостыню из палаты
Царской, негодует, что не введен был внутрь, чтоб возлежать
за Царской трапезою.
- Блажени не видевшии, и веровавшие (Ин. 20,
29), как блаженны и те, которые, по умалении действа
благодати, не находя утешения в себе самих, а напротив
встречая чередование скорбей и тьму глубокую, не падают в
нечаяние, но верою укрепляясь, доблестно терпят, в
уверенности, что видят невидимого.
- Смирение, благодатью Божией, в свое время, после
многих подвигов, борений и слез, свыше подаемое ищущим его,
несравненно сильнее и выше смирения, бывающего у отпадавших
от добродетели. Сподобившиеся его суть воистину мужи
совершенные.
- Когда дьявол оставил Господа, тогда приступили к
Нему Ангелы и служили Ему (Мф. 4, 11). И так, как не
написано, что во время искушения Господа присущи были
Ангелы, так, и когда мы бываем искушаемы в какое-либо
время, отступают недалеко Ангелы, потом по удалении
искушающих, приходят к нам и служат нам, подая божественные
помышления, утверждение, просвещение, сокрушение, утешение,
терпение, услаждение, и все, что спасает, укрепляет и
воссозидает душу потрудившуюся в борьбе. Нафанаилу сказано
было: отселе, узрите Ангелов, восходящих и нисходящих
над Сына человеческого (Ин. 1, 51), т.е. отселе на род
человеческий богато изольется служение и помощь Ангелов.
- Помни Архиерея оного одесную коего стал дьявол, чтоб
сопротивляться ему (Зах. 3, 1) т.е. всякому правому
помышлению, слову и делу, да не изумишься, когда
случится что подобное.
- Ведать надлежит иноку, что есть немощь, как в
словах: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс.
6, 3), и что есть отступление от Бога, сия болезнь
дьявола и ангелов его.
- Как железо делается неприкосновенным от
проникновения его огнем, так частые молитвы мощнейшим
делают ум на брань с врагом; почему бесы всеми силами и
стараются леностью расслаблять нас на терпеливое пребывание
в молитве, зная, что она к ним враждебна, и уму
споборательна в брани.
- Давид принял усердие вышедших вместе с ним из
Секелага против иноплеменников, хотя они, изнемогши и
остались на потоке Восорове.* Почему возвратившись с победы
над варварами, и услышав, как иные говорили, что не следует
давать части из добычи этим, сидевшим от изнеможения при
потоке, и видя, что они устыдились, не имея что
сказать, благостнейший Давид защитил их говоря: они
были посажены при вещах, чтоб беречь их и отделил на них
часть, равную той, какую дал ратникам мужественно и
благодушно воевавшим (1 Цар. 30, 21). рассуди теперь, что,
если в брате каком-либо, в начале показывавшем горячую
ревность [к подвигам поста, бдения и проч.] и потом немного
ослабевшем в них, предположить сохраненными вещи его
(внутренние добрые расположения), веру, раскаяние,
смирение, плач, терпение, упование, великодушие и проч.; то
этот, приседящий им и терпеливо в них пребывающий в чаянии
о Христе Иисусе Господе, хотя и слаб в подвигах явных,
улучит, как подобает некий вечный дар.
* Вся дружина, пошедшая из Секелага, была в 600
человек. 200 из них, дошедши до потока Васорова, не имели
сил идти дальше. Давид остановил их тут беречь вещи, и
пошел дальше с 400. Усердие разумеется то, с каким
они пошли.
- Левитами и иереями названы те, кои всех себя всецело
посвятили Богу, и деятельностью и созерцанием; а скотами
левитскими (Числ. гл. 3) называются те, которые, хотя
бессильны неуклонно шествовать путем добродетелей, однако ж
соуслаждаются добродетели, желают ее непрестанно и ревнуют
о ней посильно, хотя не всегда успевают в том, по причине
худа, отнимающего у них силы. Но во время подобающее и они,
можно надеяться, получат дарование
бесстрастия, по одному человеколюбию Божию. Ибо говорится: желание убогих услышал еси, Господи (Пс. 9, 38).
- Удары, какие наносит нам враг, явно и не явно, мы
часто замечаем и видим; мучения же и досаждения, какие он
от нас терпит, когда мы или преуспеваем в добродетели, или
каемся в прегрешениях, или переносим оскорбления, или
благодушествуем в несчастиях, или пребываем в молитвах, или
другие какие совершаем дела благочестия, от которых он
раздирается, мучится, плачет и расседается, этого
всего мы, по смотрению Божию не видим, чтоб не надмиться. Ибо праведно у Бога, как говорит Апостол, воздати
скорбь оскорбляющим вас (1 Сод. 1, 6).
- Если устаревший на земле или на камне пень, от
водной влаги дает отростки, как новонасажденное, то
возможно и нам, когда бываем оживляемы силою Духа Святого,
произращать нетление, которое прияли мы по естеству, и
давать плод, как дает новонасажденное, хотя мы ниспадали в
ветхого человека.
- К душе, отчаивающейся по причине обилия искушений и
множества грехов, и говорящей: погибла надежда, убиты мы,
сказано неотчаивающимся во спасении нашем Богом? Оживете, и увисте, яко Аз есмь Господь (Иезек. 37,
6). К душе же, недоумевающей, как и силою каких
добродетелей возможет она снова родиться о Христе, сказано: Дух святой найдет на тебя (Лк. 1, 35). Где же присущ
Дух святой, там не ищи закона естества и обычного
последования причин и действий. Ибо всемогущ поклоняемый
святой Дух и не могущее сбыться по естеству, произведет в
тебе силою Своего, так что ты изумишься. Кроме того, еще и
победителем явит Он теперь ум твой, который прежде был
побеждаем. Ибо свыше нисходящий на нас Утешитель выше всего
есть; и тебя поставит выше всех естественных движений и
бесовских страстей.
- Подвизайся сохранить невредимым светозарность ума
твоего владычественного. Если начнешь страстно смотреть на
все, значит, Господь омрачил тебя, наложил покров на лице
твое, и света очей твоих нет с тобою (Пс. 37,
11). Однако ж, если и так у тебя это есть, не знай
утомления и не ослабевай, молясь со Святым Давидом: пошли свет Твой, и истину Твою мне омраченному унынием,
спасение лица моего и Бог мой (Пс. 42, 3. 5); послеши бо Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице
земли (Пс. 103, 30).
- Блажен, кто ненасытно ест и пьет молитвы и псалмы
здесь день и ночь, и укрепляет себя славным чтением
Писания; ибо такое причащение доставит душе в будущем веке
неистощимое радование.
- Всеми силами крепись не падать; ибо крепкому борцу
не подобает падать; если же случится пасть, скорее вставай,
и стой опять в добром подвиге. Хотя бы тмократно случилось
с тобою первое, по отступлению благодати, тмократно да
будет у тебя и второе т.е, восстание. Так до конца жизни
твоей. Ибо написано, что, если седмерицей падет
праведный, седмерицей и восстанет (Прит. 24, 16). Пока
держишь оружие святой схимы (т.е. решимость служить Богу),
со слезами и умаливанием Бога, дотоле считаешься ты в ряду
стоящих, хотя бы и часто падал. Пока пребываешь с иноками,
как мужественный воин, получаешь раны спереди, за
которые и похвален будешь, что и будучи уязвляем не
уступил, не поддался и не отступил. Если же отступишь от
иноков, то будешь получать раны уже сзади, как беглец и
трус, растерявшийся и оставивший строй.
- Отчаиваться бедственнее, чем согрешать. Иуда
предатель был малодушен и не искусен в брани; почему впал в
отчаяние; и враг, набежав, набросил на него петлю. Петр же,
сей камень твердый, подвергшись страшному
падению, как искусный в брани, не упал духом и не отчаялся
в крайней скорби своей, но вскочив, излил горчайшие слезы
от сердца сокрушенного и смиренного; и супостат наш, видя
сие, как сильнейшим пламенем палимый в лице, тотчас
отскочил и убежал далеко, лютые испуская вопли.
- Претив следующих трех страстей монах должен до конца
непримиримую вести брань: против чревоугодия, против
тщеславия и против деньголюбия, которое есть идолослужение.
- Царь некий Израильский победил народ троглодитов и
других с ними варваров при псалмах, и пениях и песнях
духовных, петых на органах Давида и словами его (2 Парал.
12, 3; 20, 22). Имеешь и ты варваров троглодитов, бесов, в
чувства твои и члены претесняющихся, и плоть томящих
разжением, и настраивающих тебя страстно смотреть, слушать
и обонять, говорить непотребные речи, очи иметь полные
блуда, и быть смятенну и внутри и во вне, по-вавилонски.
Позаботься же и ты в конец истребить этих злодействующих в
тебе троглодитов, верою великой, и псалмами, песнями и
пениями духовными.
- Как Господь хочет, чтоб человек чрез человека
спасаем был, так дьявол усиливается, чтоб человек чрез
человека погубляем был. Почему не должно прилепляться к
мужу презорливому, злоумному, и болтливому, чтоб вместе с
ним не попасть в ад. Ибо и с праведным кто сближаясь, едва
улучает спасение. Если же кто с лукавнующим станет общиться
без опасения, то, как заразу и проказу, сретит
кораблекрушение. И кто будет жалеть с веселым лицом
подступающего к дракону? Бегай же необученных владеть
языком, сеятелей раздоров, и мятущихся внутри и во вне.
- Кто хочет, чтоб его прозвали мудрым и разумным и
другом Божиим, тот да печется усердно душу свою представить
Господу такой, какой от Него приял ее, чистою,
неуязвленной, и всю непорочной. За это увенчан будет он на
небесах и ублажен Ангелами.
- Одно доброе слово сделало некогда непотребного оного
разбойника чистым и святым и в рай ввело его. И одно
недоброе слово заградило Моисею вход в землю обетованную.
Не будем же почитать языкоболие малою болезнию; ибо
злоречевые и суесловые заключают для себя Царствие
Небесное. Муж язычный хотя здесь и может еще
какой-либо успех иметь, там же никакого, но злая
уловят его в истление (Пс. 139, 12). Добре сказал некий
мудрый муж, что лучше упасть с высоты на землю, нежели от
языка. Надлежит нам потому послушаться Св. Иакова, который
пишет: да будет всяк человек скор услышати и косен
глаголати (Иаков. 1, 19).
- Чтобы не парить нам и не рассеиваться, прельщаясь
суетностью, хорошо внимать Пророку, который говорит: идите людие мои, внидите в храмину вашу, в
храмину сердца вашего, сокрытую от всякого чувственного
впечатления, в оное обиталище безобразное, осияваемое
бесстрастием и осенением святой благодати, затворите двери своя от всего видимого, укрыйтеся
мало елико елико ибо и вся жизнь человеческая
мала, и после сего прилагает: дондеже мимо
идет гнев Господен (Ис. 26, 20), как другой некто
сказал: дондеже прейдет беззаконие (Пс. 56, 2). Ибо
и беззаконие, а следовательно и бесы, и страсти, и грехи
суть гнев Божий, как говорит к Богу Исаия: се Ты
разгневался еси, и мы согрешихом (64, 5). Избегает же
сего гнева человек, непрестанно внимая сердцу в молитве, и
усердно борясь быть внутрь, во внутренней своей
неприступной храмине. Ибо привлеки, говорит некто,
премудрость во внутреннейшая твоя (слич. Прит. 8,12; Сирах.
45; 31; 51, 18); потому что вся слава дщере царевы
внутрь (Пс. 44, 14), говорит другой, прилагая: сие
труд есть предо мной, дондеже вниду во святило Божие
(Пс. 72, 17), и в гору достояния (Пс. 67, 17), в готовое жилище (Пс. 32, 14), которое сделал Ты,
Господи, во святыню, которую уготовали руки Твои (Пс. 77, 54).
- Желающий истинно отречься от мiра, да подражает
блаженному Пророку Елисею, ни одной вещи из имений своих с
собою не взявшему, по великой, как пламенем распалявшей его
любви к Богу. Все, что есть у него пусть раздаст он
нуждающимся, и подъяв таким образом Крест Господен, да
течет произволением на вольную смерть, виновницу
вечного царствия.
- Когда воcчувствуешь, что Аморрей возмогает в тебе,
как дуб, прилежно молись Господу, да иссушит Он плод его
сверху, т.е. делом совершаемый грех, и корни его снизу т.е.
нечистые помыслы. И да отженет Господь Аморрея от лица твоего!
- Не следует чудиться, когда увидите посмевающихся
безмолвию нашему, потому что сами не могут безмолвствовать;
лучше пением отразите дурное от них впечатление, однако же
без злопамятства, восставляя в себе вящшее Богу повиновение
ваше, и взывая в пении: обаче Богови повинися душе
моя (Пс. 61, 6); ибо вместо еже любити мя, оболгаху
мя, аз же моляхся (Пс. 108, 4), об исцелении и меня
самого и их.
- Если не дует на море сильный ветер, не появится
волнение; и если не нападет на нас бес, не взволнуется
страстями ни душа ни тело.
- Если ты всегда бываешь согреваем молитвою и
божественной благодатью, то, как говорит божественное
Писание, ты облечен во оружие света. Твое одеяние тепло,
враги твои облечены, как в двойную одежду, в стыд и
дрожание от холода.
- Держа памятование о своих погрешениях, не ленись
ударять в перси свои, чтоб такими ударами разбить и
умягчить окаменелое сердце, как каменщики разбивают
металлоносную почву; и обретешь в нем жилу злата, и
возрадуешься о сокровенном сокровище.
- Огнь желания высших благ и святого богомыслия о
словесах Духа да горит непрестанно на жертвеннике души твоей.
- Если всегда будешь стараться обувать ноги в
готовность благовествовать мир (Еф. 6. 15), то
всеконечно устроишь добре и свой собственный дом и дом
ближнего твоего. Если же возмалодушествуешь (при встрече
неприятностей), то оплеван будешь невидимо, и по закону наследуешь имя иззутого из сапога (Второз. 25, 9. 10).
- Если, по Иоанну, Бог любы есть, то любящий в Боге
пребывает и Бог в нем. Кто же ненавидит ближнего в разрыве
союза любви, тот очевидно вместо любви восприял ненависть.
Ненавидящий убо однородного себе далеко отстоит от Бога, если Бог любы есть, и пребывающий в любви в Боге
пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16). Ему
слава и держава вовеки. Аминь.
|