|
К оглавлению
Глава вторая
Бог идет навстречу человеку
|
|
Природным разумом человек может определенно познать Бога по Его творениям.
Но существует другой порядок знания, которого человек совершенно не способен достичь
своими собственными силами, - это
Божественное 0ткpoвeниe. Своим свободным решением Бог открывает и отдает Себя
человеку. Он делает это, открывая Свою Тайну, Свой благой Замысел, предвечно задуманный
Им во Христе ради всех людей. Он открывает Свой Замысел во всей полноте его, посылая
Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, и Духа Святого.
|
50 |
Статья первая
Откровение Божие |
|
I. Бог открывает Свой "благой замысел"
|
|
"Богу угодно было во всей Премудрости и Благости Своей открыть Себя
Самого и поведать Тайну Своей воли, благодаря которой люди, через Христа, Слово
Воплощенное, в Духе Святом достигают Отца и становятся причастными естеству Божию".
|
51 |
Бог, "Который обитает в неприступном свете" (1 Тим 6,16), желает сообщить
Свою Собственную Божественную жизнь людям, свободно Им сотворенным, чтобы в едином
Сыне Своем усыновить их. Открывая Себя, Бог хочет дать людям способность ответить
Ему, познавать Его и любить Его превыше всего, на что они сами по себе способны.
|
52 |
Божественный замысел Откровения осуществляется одновременно "в действиях
и в словах, тесно связанных между собой и освещающих друг друга". Замысел требует
особой "божественной педагогики": Бог открывает Себя человеку постепенно, Он поэтапно
готовит его к восприятию сверхъестественного Откровения о Себе Самом, которое
достигнет высшего совершенства в Лице и деле Воплощенного Слова - Иисуса Христа.
|
53 |
Св. Ириней Лионский очень часто говорит об этой божественной
педагогике, изображая ее как взаимное привыкание Бога и человека: "Слово Божие
обитало в человеке и сделалось Сыном Человеческим, чтобы приучить человека понимать
Бога и приучить Бога жить в человеке, по воле Отца".
|
|
II. Этапы откровения
|
|
С самого начала Бог позволяет Себя познавать "Бог, сотворивший и сохранивший
все Словом, в сотворенных вещах дает людям непрерывное свидетельство о Себе Самом;
желая, кроме того, открыть путь высшего спасения, Он открыл Себя с самого начала
нашим прародителям". Он призвал их к глубинному общению с Ним, облачив их в сияние
благодати и правды.
|
54 |
Это Откровение не было прервано грехом наших прародителей. Ведь Бог
"после грехопадения обещал им искупление и ободрил их надеждой спасения; Он беспрестанно
проявлял заботу о роде человеческом, чтобы даровать жизнь вечную тем, кто через
постоянство в добре ищет спасения".
|
55 |
"Когда же, ослушавшись, он утратил Твою близость. Ты не
оставил его во власти смерти. (...) Ты многократно предлагал людям союз".
|
|
Завет с Ноем
|
|
После того как единство рода человеческого было разорвано грехом, Бог
старается прежде всего спасти человечество через каждую из его частей. Завет с
Ноем после потопа выражает принцип Божественного домостроительства по отношению
к "народам" - то есть людям, объединенным "по языку своему, по племенам своим,
в народах своих" (Быт 10, 5).
|
56 |
Этот порядок - одновременно космический, социальный и религиозный -
множественности народов, доверенный Божественным Провидением попечению ангелов,
предназначен для того, чтобы положить пределы гордости падшего человечества, которое,
в единомыслии зла, решило воссоздать свое единство собственными методами на манер
Вавилонской башни. Но по причине греха многобожие и идолопоклонство народа и его
вождя постоянно ставят это временное домостроительство под угрозу языческого извращения.
|
57 |
Завет с Ноем действует до тех пор, пока продолжаются языческие времена,
до повсеместного провозглашения Евангелия. Библия отдает дань почтения некоторым
великим фигурам "народов" - таким, как "праведный Авель", царь и священник Мелхиседек
прообраз Христа, или праведные "Ной, Даниил и Иов" (Иез 14, 14). Так, Писание
говорит нам о том, каких высот святости могут достигнуть те, кто живет согласно
Ноеву Завету в ожидании времен, когда Христос "рассеянных чад Божиих соберет воедино"
(Ин 11, 52).
|
58 |
Бог выбирает Авраама
|
|
Чтобы собрать разбросанное человечество, Бог избрал Аврама, призвав
его "из земли своей, от родства своего и из дома отца его" (Быт 12,1), чтобы сделать
из него Авраама, то есть "отца множества народов" (Быт 17,5): "И благословятся
в тебе все племена земные" (Быт 12,3).
|
59 |
Народ, происшедший от Авраама, будет хранителем обетования, данного
патриархом, избранным народом - призванным подготовить будущее воссоединение всех
детей Божиих в единстве Церкви он будет корнем, на который будут привиты язычники,
ставшие верующими.
|
60 |
Патриархи, пророки и другие действующие лица Ветхого Завета были и
всегда будут почитаемы как святые во всех литургических традициях Церкви.
|
61 |
Бог подготавливает Свой народ Израиль
|
|
После патриархов Бог подготовил Израиль к тому, чтобы он был Его народом,
спасая его от египетского плена. Он заключил с Израилем завет (союз) на горе Синай
и дал ему через Моисея Свой закон, чтобы Израиль признал Его и служил Ему как
единому Живому и Истинному Богу, Отцу - Промыслителю и Праведному Судии, а также
чтобы ожидал Его как обещанного Спасителя.
|
62 |
Израиль - священнический народ Божий, на котором "имя Господа нарицается"
(Втор 28,10). Это народ "первых, к кому были обращены слова Господа" народ "старших
братьев" в вере Авраамовой.
|
63 |
Через пророков Бог образует Свой народ в чаянии спасения, в ожидании
нового и вечного Завета, предназначенного всем народам и написанного на сердах
их. Пророки возвещают коренное искупление народа Божия, очищение его от всех его
измен", спасение, которое будет простираться на все народы. Прежде всего нищие
и смиренные в Господе станут носителями этой надежды. Святые женщины, такие как
Сарра, Ревекка, Рахиль, Мариам, Девора, Анна, Иудифь и Есфирь, сохранили живой
надежду на спасение Израиля. И Пречистая среди них - Мария.
|
64 |
III. Иисус Христос, "Посредник и Полнота всего Откровения"
|
|
Бог все сказал в Слове Своем
|
|
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
в последний дни сии говорил нам в Сыне" (Евр 1,1-2). Христос, Сын Божий, ставший
человеком, есть единственное, совершенное и непревосходимое Слово Отца. В Нем
Он говорит все, и не будет иного Слова, кроме этого. Св. Иоанн Креста, вслед за
многими другими, сказал об этом в ярких словах, комментируя Послание к Евреям
(Евр 1,1-2):
|
65 |
"Поскольку Он дал нам Своего Сына, который есть слово Его,
у Бога нет иного слова, которое Он дал бы нам. Он разом все сказал нам в этом
Едином Слове (...); ибо все, что Он частично говорил пророкам, Он сказал во всей
полноте в Сыне Своем, дав нам Все, что есть Его Сын. Вот почему тот, кто хотел
бы вопросить Его сегодня или пожелал бы видения или откровения, не только совершил
бы безумие, но оскорбил бы Бога, не направив взор свой единственно на Христа,
ища чего-то другого или нового"
Другого Откровения не будет
|
|
"Христианское домостроительство, будучи Новым и окончательным Заветом,
никогда не кончится, и не надо ожидать, стало быть, никакого нового всеобщего
откровения вплоть до пришествия во Славе Господа нашего Иисуса Христа". И всетаки,
если Откровение и завершено, оно не полностью доступно нашему пониманию; христианской
вере предстоит на протяжени веков проникать постепенно в глубины его смысла.
|
66 |
В ходе веков бывали откровения, называемые "частными", некоторые
из них были признаны Церковью. Они, тем не менее, не принадлежат к залогу веры.
Их роль - не "улучшить" и не "дополнить" окончательное Откровение Христа, но помочь
жить более полно в определенную историческую эпоху. Под руководством Учительства
Церкви интуиция верующих умеет отличить и принять то, что в этих откровениях этих
составляет истинный призыв Христа или святых Его, обращенный к Церкви.
Христианская вера не может принять "откровений", претендующих превзойти или исправить
Откровение, завершение которого - Христос.
Подход некоторых нехристианских религий, а также некоторых недавно возникших сект,
основывается именно на таких "откровениях".
|
67 |
КОРОТКО
|
|
Из любви Бог открыл и даровал Себя человеку. Таким образом
Он дает окончательный и полный ответ на вопросы о сути и цели жизни, которые человек
задает себе.
|
68 |
Бог открыл Себя человеку, постепенно сообщая ему Свою тайну
словами и действиями.
|
69 |
Помимо свидетельства о Себе, которое Бог дает Своими творениями,
Он явился Сам нашим прародителям. Он говорил с ними, и, после падения их, обещал
им спасение и предложил им завет с Ним.
|
70 |
Бог заключил с Ноем вечный завет между Собою и всеми живыми
существами. Завет этот будет длиться, пока существует мир.
|
71 |
Бог избрал Авраама и заключил завет с ним и его потомками.
Из этого потомства Он образовал Свой народ и открыл ему через Моисея Свой Закон.
Через пророков Он подготовил его к принятию спасения, предназначенного всему человечеству.
|
72 |
Бог открыл Себя во всей полноте, послав Своего собственного
Сына, в Котором Он установил Завет навсегда. Сын есть окончательное Слово Отца,
так что после Него не будет другого Откровения.
|
73 |
|
|
|