|
К оглавлению
|
|
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт 1,27). Человек занимает уникальное место
в сотворенном мире: он сотворен "по образу Божию" (I); в своей собственной природе
он соединяет духовный и материальный мир (II); Бог сотворил его как "мужчину и
женщину" (III); Бог дал ему место в Своей дружбе (IV).
|
355 |
I. "По образу Божию"
|
|
Из всей видимой твари один только человек способен "познавать и любить
своего Творца"; он "единственное на земле творение, которое Бог возжелал ради
него самого"; он один призван познанием и любовью участвовать в жизни Божией.
Он сотворен с этой целью, и в этом заложено главное основание его достоинства:
|
356 |
Что заставило Тебя установить человека в столь великом достоинстве;
Бесценная любовь, с которой Ты взирал в Себе Самом на тварь Свою и возлюбил ее;
ибо из любви Ты его сотворил, из любви дал ему существо, способное вкусить Твоего
предвечного Блага.
|
|
Сотворенный по образу Божию, человек обладает достоинством личности:
он не только нечто, но и некто. Он способен познать себя, владеть собою, свободно
дарить себя и вступать в общение с другими личностями, и по благодати он призван
к союзу со своим Творцом, призван отвечать ему верой и любовью, которые никто
другой не может дать вместо него.
|
357 |
Бог все сотворил для человека, но человек сотворен, чтобы служить Богу,
и любить Его, и приносить Ему в дар все сотворенное:
|
358 |
Что ж это за существо, которое приходит в существование,
будучи окружено такой предусмотрительностью? Это человек, великое и восхитительное
живое лицо, более драгоценное в глазах Божиих, чем все творение: это человек,
и для него существует небо, и земля, и море, и весь сотворенный мир, и его спасению
Бог придает такую важность, что не пощадил даже Сына Единородного ради него. Ибо
Бог не устает трудиться ради того, чтобы возвысить человека до Себя и посадить
по Свою правую руку.
|
|
"Действительно, только в тайне воплотившегося Слова истинно освещается
тайна человека".
|
359 |
Апостол Павел учит нас, что у истоков рода человеческого
стоят два человека: Адам и Христос... Первый Адам, говорит он, был сотворен как
человек, получивший жизнь; последний есть духовное существо, дающее жизнь. Первый
был сотворен последним, от которого первый Адам получил душу, позволяющую ему
жить... Второй Адам установил свой образ в первом Адаме в то время, как лепил
Его. Отсюда последовало то, что Он взял на себя его роль и получил его имя, чтобы
не дать утеряться тому, что Он сотворил по Своему образу. Первый Адам, последний
Адам: первый начал, последний нескончаем. Ибо последний есть воистину первый,
как Он Сам сказал: "Я есмь Первый и Последний".
|
|
Благодаря общему происхождению род человеческий составляет единство.
Ибо Бог "от одной крови (...) произвел весь род человеческий" (Деян 17,26).
|
360 |
Прекрасное видение рода человеческого в единстве его происхождения
в Боге (...); в единстве его природы, сложенной равно у всех из материального
тела и духовной пищи; в единстве своего обиталища - земли, благами которой все
люди, по праву природы, могут пользоваться, чтобы поддерживать и развивать жизнь;
в единстве его сверхъестественной цели - Бога Самого, к Которому все должны стремиться;
в единстве средств для достижения этой цели; (...) в единстве его искупления,
совершенного для всех Христом.
|
|
"Этот закон человеческой солидарности и милосердия", не исключая богатого
разнообразия личностей, культур и народов, утверждает нас в том, что все люди
- воистину братья.
|
361 |
II. "Един телом и душой"
|
|
Человеческая личность, сотворенная по образу Божию, существо одновременно
телесное и духовное. Библейский рассказ выражает эту реальность символическим
языком, когда говорит, что "создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул
в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт 2,7). Значит, человек
весь в целом угоден Богу.
|
362 |
Зачастую термин душа в Священном Писании означает человеческую жизнь
или всю человеческую личность. Но он также означает то, что есть самого глубокого
в человеке и самого в нем ценного, то, чем он в особенности являет собою образ
Божий: "душа" означает духовное начало в человеке.
|
363 |
Тело человека участвует в достоинстве "образа Божия": потому-то оно
и есть человеческое тело, что одушевлено духовной душою, и человеческая личность
вся в целом предназначена стать в Теле Христовом храмом Духа:
|
364 |
Единый телом и душою, человек по телесному своему состоянию
вбирает в себя элементы мира материального, и таким образом через него они достигают
своей наивысшей степени и возносят свободную хвалу Творцу. Следовательно, человеку
не положено презирать телесную жизнь, но, наоборот, он обязан ценить и чтить свое
тело как сотворенное Богом и предназначенное воскреснуть в последний день.
|
|
Единство души и тела столь глубоко, что следует рассматривать душу
как "форму" тела; это значит, что благодаря духовной душе тело, составленное из
материи, есть живое человеческое тело; дух и материя в человеке - не две соединенные
природы: союз их создает единую природу.
|
365 |
Церковь учит, что каждая духовная (нематериальная) душа сотворена непосредственно
Богом, - она не "произведена" родителями. Церковь также учит нас, что душа бессмертна:
она не погибает, отделившись от тела в смерти, и вновь соединится с телом при
воскресении мертвых.
|
366 |
Иногда бывает, что душу отличают от духа. Так, апостол Павел молится,
чтобы "дух и душа и тело во всей целости" сохранились без порока до пришествия
Господа (1 Фее 5,23). Церковь учит, что это различие не вводит двойственности
в душу. "Дух" означает, что человек от самого сотворения призван к своей сверхъественной
конечной цели и что душа его способна быть беспричинно вознесенной к общению с
Богом.
|
367 |
Духовное предание Церкви настаивает также на сердце - в библейском
смысле "внутренности" (Иер 31,33), - где человек принимает решение "за" или "против"
Бога.
|
368 |
III. "...мужчину и женщину сотворил их"
|
|
Равенство и различие, угодные Богу
|
|
Мужчина и женщина сотворены, то есть они - плод Божией воли: в совершенном
равенстве как человеческие личности, с одной стороны, а с другой - в их соответственном
существе мужчины и женщин. "Быть мужчиной", "быть женщиной" - это реальность благая,
которой Бог хотел: мужчина и женщина обладают неооторжимым достоинством, которое
дано им прямо Богом, сотворившим их. Мужчина и женщина с равным достоинством сотворены
"по образу Божию". В своей "мужской" и "женской" сущности они отражают премудрость
и благость Творца.
|
369 |
Бог же ни в коей мере не подобен образу человеческому. Он
не есть ни мужчина, ни женщина. Бог есть чистый Дух, в Котором нет места для разницы
полов. Но "совершенства" мужчины и женщины отражают частицу бесконечного совершенства
Божия: совершенства, присущие матери и присущие отцу и супругу.
|
370 |
"Один для другого" - "единство в двух"
|
|
Сотворенные вместе, мужчина и женщина по воле Божией сотворены один
для другого. Слово Божие поясняет нам это в разных частях священного текста. "Не
хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт
2,18). Ни одно животное не может быть помощником, подобным ему (Быт 2,19-20).
Женщина, которую Бог создает из ребра, взятого у человека, и которую Он к нему
приводит, вызывает у человека возглас восхищения, восклицание любви и общения:
"Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" (Быт 2,23). Мужчина открывает
женщину как другое "я" того же человеческого рода.
|
371 |
Мужчина и женщина сотворены "друг для друга", но это не значит, что
Бог сделал их "наполовину" или "не полностью"; Он сотворил их ради общения личностей,
в котором каждый может быть "помощником" другому, потому что они одновременно
равны как личности ("кость от костей моих...") и взаимодополнительны как мужское
и женское. В браке Бог соединяет их таким образом, что, будучи "одной плотью"
(Быт 2,24), они могут передать человеческую жизнь: "...плодитесь и размножайтесь,
и наполняйте землю" (Быт 1,28). Передавая своим потомкам человеческую жизнь, мужчина
и женщина как супруги и родители уникальным образом участвуют в деле Творца.
|
372 |
В замысле Божием мужчина и женщина имеют призвание "владычествовать"
над землею (Быт 1,28) как Божий "управляющие". Это владычество не должно быть
произвольным, разрушительным господством. По образу Творца, который любит "все
существующее" (Прем 11,24 [25]), мужчина и женщина призваны участвовать в Провидении
Божием по отношению к другим созданиям. Отсюда следует их ответственность за мир,
который Бог им вверил.
|
373 |
IV. Человек в раю
|
|
Первый человек был не только сотворен хорошим, но ему была дарована
дружба Творца и гармония с самим coбой и со всем сотворенным миром вокруг него,
превзойденные лишь славой нового сотворения во Христе.
|
374 |
Церковь, подлинно толкуя символизм библейского языка в свете Нового
Завета и Предания, учит, что нашим прародителям Адаму и Еве было дано состояние
"первородной святости и праведности". Эта благодать первородной святости была
"участием в Божественной жизни".
|
375 |
Сиянием этой благодати укреплялись все измерения человеческой жизни.
Пока человек находился в близости с Богом, он не должен был ни умирать, ни страдать.
Внутренняя гармония человеческой личности, гармония между мужчиной и женщиной,
наконец, гармония между первой четой и всем сотворенным миром составляли состояние,
называемое "первородной праведностью".
|
376 |
"Властвование" над миром, которое Бог даровал человеку изначально,
осуществлялось прежде всего в самом человеке, как властвование собой. Человек
был невинен и упорядочен во всем своем существе, потому что был свободен от тройной
похоти, подчиняющей его чувственному наслаждению, жажде земных благ и самоутверждению,
противоречащему требованиям разума.
|
377 |
Знак близости с Богом состоит в том, что Бог поместил человека в саду,
чтобы "возделывать его и хранить его" (Быт 2,15): труд - не наказание, но сотрудничество
мужчины и женщины с Богом в совершенствовании видимого творения.
|
378 |
И вся эта гармония первородной праведности, предусмотренная для человека
в Божием замысле, была утрачена по греху наших прародителей.
|
379 |
КОРОТКО
|
|
"Ты создал человека по образу Своему и вверил ему попечение
о вселенной, дабы, служа Тебе - единому Творцу, - он владычествовал над всем творением".
|
380 |
Человек предназначен воспроизводить образ вочеловечившегося
Сына Божия - "образ Бога невидимого" (Кол 1,15), - чтобы Христос был Перворожденным
среди множества братьев и сестер.
|
381 |
"Человек телом и душою един". Вероучение гласит, что духовная,
бессмертная душа сотворена непосредственно Богом.
|
382 |
"Бог сотворил человека не одиноким: ибо с самого начала
"мужчину и женщину сотворил их" (Быт 1,27), и их союз стал первой формой общения
личностей".
|
383 |
Откровение дает нам познать состояние первородной святости
и праведности мужчины и женщины до грехопадения: из их дружбы с Богом вытекало
счастье их существования в раю.
|
384 |
|
|
|