|
К оглавлению
§2. В третий день воскрес
из мертвых
|
|
"И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам,
Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса" (Деян 13,32-33). Воскресение Иисуса
есть высшая истина нашей веры во Христа, в нее веровала и ею как главной истиной
жила первая христианская община. Она передана Преданием как истина основополагающая,
установлена текстами Нового Завета, проповедана как существеннейшая часть пасхальной
тайны вместе с Распятием:
|
638 |
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.
|
|
I. Историческое и трансцендентное событие
|
|
Тайна воскресения Христова есть действительное событие, имевшее исторические
подтверждения, как свидетельствует об этом Новый Завет. Уже апостол Павел мог
писать в Послании к Коринфянам около 56 г.: "Ибо я первоначально преподал вам,
что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по
Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день,
по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати" (1 Кор 15,3-4). Апостол говорит
здесь о живом предании Воскресения, о котором он узнал после своего обращения
у ворот Дамаска.
|
639 |
Пустой гроб
|
|
"Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он
воскрес" (Лк 24,5-6). В контексте событий Пасхи первый элемент, с которым мы сталкиваемся,
- это пустой гроб. Сам по себе он не представляет прямого доказательства. Отсутствие
тела Христова во гробе могло бы иметь и другие объяснения. Несмотря на это, пустой
гроб для всех был существеннейшим знаком. Когда ученики обнаружили его, это было
первым шагом к признанию самого факта Воскресения. Сначала это произошло с женами-мироносицами,
потом с Петром. Ученик, "которого любил Иисус" (Ин 20,6), утверждает, что, войдя
во гроб и увидев "пелены лежащие" (Ин 20,6), он "увидел и уверовал" (Ин 20,8).
Это подразумевает, что по состоянию пустого гроба он понял, что отсутствие тела
Иисусова не могло быть делом рук человеческих и что Иисус не просто вернулся к
земной жизни, как это было с Лазарем.
|
640 |
Явления Воскресшего
|
|
Мария Магдалина и другие жены-мироносицы, которые пришли, чтобы закончить
помазание тела Иисусова, поспешно погребенного ввиду того, что вечером Страстной
Пятницы наступал праздник субботы, были первыми, кто встретил Воскресшего. Поэтому
жены-мироносицы первыми принесли весть о Воскресении Христовом самим апостолам
(Лк 24,9-10). Затем Иисус явился апостолам - сначала Петру, потом двенадцати.^^?,
призванный укреплять веру своих братьев, видит Воскресшего раньше, чем они, и
на основе его свидетельства община восклицает: "Господь истинно воскрес и явился Симону"
(Лк 24,34).
|
641 |
Все, что случилось в эти пасхальные дни, вовлекает каждого из апостолов
- ив особенности Петра - в созидание новой эры, которая началась в пасхальное
утро. Как свидетели Воскресения, они остаются камнями, заложенными в основание
Его Церкви. Вера первой христианской общины основана на свидетельстве конкретных
людей, известных христианам и, в большинстве своем, живущих среди них. Эти "свидетели воскресения Его"
- прежде всего Петр и двенадцать апостолов, но не только: Павел ясно говорит,
что однажды Иисус явился более чем пятистам братьям, а потом Иакову и всем апостолам.
|
642 |
Перея лицом этих свидетельств невозможно толковать Воскресение
Христово вне физического порядка вещей и не признавать его историческим фактом.
Из фактов следует, что вера учеников была подвергнута радикальному испытанию страстями
и смертью на кресте их Учителя, предреченными Им заранее. Потрясение, вызванное
страстями, было так велико, что ученики (по крайней мере, некоторые из них) не
сразу поверили вести о Воскресении. Евангелия показывают нам отнюдь не общину,
охваченную мистическим восторгом, но подавленных ("печальных": Лк 24,17) и устрашенных
учеников. Вот почему они не поверили женам-мироносицам, вернувшимся от гроба, "и показались им
слова их пустыми"
(Лк 24, II). Когда Иисус явился одиннадцати в вечер Пасхи, Он "упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего они не
поверили" (Мк 16,14).
|
643 |
Даже лицом к лицу с воскресшим Иисусом ученики еще сомневаются,
настолько им это кажется невозможным: они думают, что видят духа. "...они от радости
еще не верили и дивились" (Лк 24,41). Фома пройдет через то же испытание сомнением,
а во время последнего явления Христа в Галилее, о котором рассказано у Матфея, "иные усомнились"
(Мф 28,17). Вот почему гипотеза, согласно которой Воскресение было "продуктом"
веры (или легковерия) апостолов, не имеет почвы. Как раз наоборот, их вера в Воскресение
родилась - под действием Божественной благодати - из непосредственного опыта реальности
воскресшего Христа.
|
644 |
Состояние воскресшей человеческой природы Христа
|
|
Воскресший Иисус устанавливает с учениками прямые отношения через осязание
и совместную трапезу. Тем самым Он призывает их убедиться, что Он не дух, но,
главное, установить факт, что воскресшее тело, в котором Он предстает перед ними,
то же самое, которое прошло через мучения и распятие, ибо Он еще несет на себе
следы страданий. Однако, вместе с тем, это подлинное реальное тело обладает новыми
свойствами прославленной плоти: Иисус уже не находится во власти пространства
и времени, но может присутствовать, где, как и когда Он хочет, ибо Его человеческую
природу больше нельзя удержать на земле, она принадлежит уже только Божественному
Царству Отца. По этой же причине воскресший Иисус совершенно волен являться, как
Он хочет: под видом садовника или "в ином образе" (Мк 16,12), чем тот, к которому
привыкли ученики, - именно для того, чтобы возбудить их веру.
|
645 |
Воскресение Христа не было возвращением к земной жизни, как то было
с воскресениями, совершенными Им до Пасхи: дочери Иаира, юноши из Наина, Лазаря.
Это были чудесные события, но те, кому дано было чудо, вновь обретали - силою
Иисуса - "обычную" земную жизнь. Придет время, и они снова умрут. Воскресение
Христово иное по существу. В Своей воскресшей плоти Он переходит из состояния
смерти к иной жизни за пределами времени и пространства. Плоть Иисусова в Воскресении
исполнена мощи Святого Духа; Он участвует в Божественной жизни во славе, так что
апостол Павел мог назвать Христа человеком "небесным".
|
646 |
Воскресение как трансцендентное событие
|
|
"О воистину блаженная ночь, - поется в пасхальном гимне
Exsultet" ("Да ликует"), - та единственная, что удостоилась знать время и час,
когда Христос воскрес от ада". Действительно, никто не был очевидцем самого события
Воскресения, и ни один из евангелистов его не описывает. Никто не мог рассказать,
как оно произошло физически. Еще менее была доступна чувствам самая глубинная
суть Воскресения - переход к иной жизни. Будучи историческим событием, которое
известно нам через знак пустого гроба и реальность встреч апостолов с воскресшим
Христом, Воскресение тем не менее пребывает, - поскольку оно превосходит историю
и выходит за ее пределы, - в самом средоточии тайны веры. Вот почему воскресший
Христос является не миру, а Своим ученикам, "тем, которые
вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели
Его пред народом" (Деян 13,31).
|
647 |
II. Воскресение - дело Святой Троицы
|
|
Воскресение Христово есть предмет веры как трансцендентное вмешательство
Самого Бога в творение и историю. В Воскресении три Лица Святой Троицы одновременно
действуют вместе и являют то, что присуще каждому из Них. Оно совершилось могуществом
Отца, Который "воскресил" Христа, Сына Своего, и тем самым в совершенстве ввел
Его человеческую природу - с Его плотью - в Троицу. Иисус окончательно "открылся Сыном Божиим в силе,
по духу святыни, чрез воскресение из мертвых" (Рим 1,4). Св. Павел подчеркивает
явление силы Божией через дело Духа, Который оживил мертвую человеческую природу
Иисуса и призвал ее к состоянию Господней славы.
|
648 |
Что касается Сына, то Он совершает Свое Воскресение Своей Божественной
силой. Иисус возвещает, что Сыну Человеческому предстоит много пострадать, умереть
и затем воскреснуть (в активном значении глагола). В другом месте Он прямо утверждает: "Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее (...)
имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее"
(Ин 10,17-18). "...мы веруем, что Иисус умер и воскрес" (1Фес 4,14).
|
649 |
Отцы Церкви созерцают Воскресение, исходя из Божественного Лица Христа,
которое остается соединенным с Его душой и телом, отделенными друг от друга смертью: "Единством Божественной
природы, которая пребывает сущей в каждой из двух частей человека,
сии соединяются вновь. И так смерть происходит разделением человеческого
состава, а Воскресение - единением двух разделенных частей"
.
|
650 |
III. Смысл и спасительное значение Воскресения
|
|
"А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна,
тщетна и вера ваша" (1Кор 15,14). Воскресение прежде всего есть подтверждение
всего, что делал и чему учил Сам Христос. Все истины, даже самые недоступные человеческому
уму, находят себе оправдание, если, воскреснув, Христос дал обещанное окончательное
доказательство Своей божественной власти.
|
651 |
Воскресение Христово - это исполнение обещаний Ветхого Завета и Самого
Иисуса во время Его земной жизни. Выражение "по Писанию" указывает, что Воскресение
Христово исполняет эти предсказания.
|
652 |
Истина Божественности Иисуса подтверждена Его Воскресением. Он говорил: "Когда вознесете Сына Человеческого, тогда
узнаете, что это Я"
(Ин 8,28). Воскресение Распятого показало, что Он есть воистину "Сущий", Сын Божий
и Сам Бог. Св. Павел мог сказать евреям: "...обетование, данное отцам, Бог исполнил
нам (...) воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"
(Деян 13,32-ЗЗ). Воскресение Христово тесно связано с тайной Воплощения Сына Божия.
Оно есть исполнение Боговоплощения по предвечному замыслу Божию.
|
653 |
Пасхальная тайна обладает двойным аспектом: смертью Своей Он избавляет
нас от греха, Воскресением - открывает путь в жизнь новую. Эта последняя есть
прежде всего оправдание, которое восстанавливает нас в благодати Божией, "дабы, как
Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в
обновленной жизни" (Рим 6,4). Она состоит в победе над смертью как плодом греха
и новом участии в благодати. Она исполняет усыновление, ибо люди становятся братьями
Христа, как Сам Иисус называет учеников после Воскресения: "...иди к братьям моим
и скажи им..." (Мф 28,10; Ин 20,17). Братья не по природе, но по дару благодати,
ибо это усыновление дает реальное участие в жизни Сына единого, полностью открывшейся
в Воскресении.
|
654 |
Наконец, Воскресение Христа - и Сам Христос воскресший есть начало
и источник нашего будущего воскресения: "Христос
воскрес из мертвых, первенец из умерших. (...) Как в Адаме все
умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор 15,20-22). В ожидании исполнения этого
Христос воскресший живет в сердцах Своих верных. В нем христиане вкушают "сил будущего века>
(Евр 6,5), и жизнь их увлечена Христом в лоно жизни в Боге, чтобы они "уже не для себя
жили, но для умершего за них и воскресшего" (2 Кор 5,15).
|
655 |
КОРОТКО
|
|
Вера в Воскресение имеет своим предметом событие, исторически
засвидетельствованное учениками, которые действительно встретили Воскресшего,
и в то же время таинственно трансцендентное, ибо это вступление человеческой природы
Христа во славу Божию.
|
656 |
Пустой гроб и лежавшие пелены сами по себе означают, что
тело Христа избежало уз смерти и тления силой Божией. Они подготавливают учеников
ко встрече с Воскресшим.
|
657 |
Христос, "первенец из мертвых" (Кол 1,18) есть начало нашего
собственного воскресения - отныне уже оправданием нашей души, затем оживлением
нашего тела.
|
658 |
|
|
|