Статья вторая
Вторая Заповедь
|
|
Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно
(Исх 20,7; Втор 5,11). Сказано древним: "Не преступай клятвы" (...) А Я говорю
вам: не клянись вовсе (Мф 5,33-34).
|
|
I. Имя Господа свято
|
|
Вторая Заповедь предписывает почитать имя
Господа. Как и Первая Заповедь, она относитя к религиозной добродетели и регламентирует,
в частности, нашу речь по отношению к святыням.
|
2142 |
Среди всех слов Откровения есть одно особенное - откровение
имени Божиего. Бог доверяет Свое имя верящим в Него; Он открывает им Себя в Своей
личной тайне. Дар имени принадлежит к порядку доверия и близости. "Имя Господа
свято". Поэтому человек не может злоупотреблять Им. Он должен хранить его в памяти,
в тишине поклонения, исполненного любви. Он не должен произносить его иначе, нежели
благословляя, восхваляя и прославляя его.
|
2143 |
Почитание имени Бога выражает преклонение перед тайной
Самого Бога и перед всей священной реальностью, о которой говорит это имя. Чувство
священного принадлежит к религиозной добродетели.
|
2144 |
Чувство страха и чувство священного - христианские
ли это чувства? Никто рассудочно не может в этом сомневаться. Мы с особой силой
испытывали бы эти чувства, если бы нам дано было видение Всемогущего Бога. Мы
имели бы эти чувства, если бы "осознавали" Его присутствие. И в меру того, что
мы веруем в Его присутствие, мы должны их иметь. Не ощущать их - значит, не осознавать
Его присутствие и не верить в него.
|
|
Верный должен свидетельствовать об имени Господа, бесстрашно исповедуя
свою веру. Проповедь и катехизация должны быть проникнуты поклонением имени Господа
нашего Иисуса Христа и его почитанием.
|
2145 |
Вторая Заповедь запрещает злоупотреблять именем Господа,
то есть любое непочтительное и неуместное использование имени Бога, Иисуса Христа,
Пресвятой Девы Марии и всех святых.
|
2146 |
Обещания, данные во имя Божие, становятся делом чести,
верности, правдивости и авторитета Бога. Справедливости ради они должны выполняться.
Не выполнять их означает злоупотребить именем Божиим и в какой-то степени сделать
из Бога лжеца.
|
2147 |
Богохульство прямо противоречит Второй Заповеди. Оно состоит
в произнесении - наедине с собою или во всеуслышание - слов ненависти, упрека,
вызова; в злословии Бога; в недостатке почитания Его в словах о Нем; в злоупотреблении
Его именем. Св. апостол Иаков осуждает тех, "кто бесславит доброе имя (Иисуса),
которым вы называетесь" (Иак 2,7). Запрещение богохульства распространяется также
на высказывания против Церкви Христовой, против святых и святынь. Богохульство
совершается также, когда Божие имя используют для того, чтобы прикрывать преступные
действия, держать в рабстве народы, подвергать пыткам или убивать людей. Злоупотребление
Божиим именем с целью совершить преступление ведет к отвержению религии.
Богохульство противоречит надлежащему почитанию Бога и Его святого имени. Оно
само по себе - тяжкий грех.
|
2148 |
Проклятия, в которые вводится имя Божие без намерения
богохульства, являются неуважением к Господу. Вторая Заповедь запрещает также
употребление имени Божия в контексте магии.
|
2149 |
Величие имени Бога проявляется тогда, когда
его произносят с почтением, достойным Его царственного величества. Имя Бога свято
там, где его произносят с благоговением и боязнью оскорбить Его.
|
|
II. Имя Божие, произнесенное напрасно
|
|
Вторая Заповедь запрещает ложную клятву. Поклясться или принести присягу
- значит призвать Бога в свидетели того, что утверждаешь, использовать Божию правдивость
как залог своей собственной правдивости. Клятва заручается именем Господним. "Господа,
Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и Его именем клянись" (Втор 6,13).
|
2150 |
Осуждение ложной клятвы есть долг перед Богом. Как создатель
и Господь, Бог есть мерило всякой правды. Слово человека может быть в согласии
или в противоречии с Богом, который есть сама Истина. Если клятва правдива и законна,
она проливает свет на соотношение между человеческим словом и Божией истиной.
Клятва ложная призывает Бога в свидетели лжи.
|
2151 |
Тот, кто клятвенно дает обещание, которого не намерен
сдержать, или тот, кто дав такое обещание, впоследствии его не исполняет, - клятвопреступник.
Клятвопреступление - тяжкое неуважение к Господу всякого слова. Поклясться совершить
злое дело - противно святости имени Божьего.
|
2152 |
Иисус представил Вторую Заповедь в Нагорной проповеди:
"Еще слышали вы, что сказано древним: "не приступай клятвы, но исполняй пред Господом
клятвы твои". А Я говорю вам: не клянись вовсе (...). Да будет же слово ваше:
"да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, от лукавого" (Мф 5,33-34.37) Иисус учит,
что всякая клятва касается Бога и что присутствие Бога и Его истины надо почитать
в каждом слове. Тактичность в употреблении имени Божия в разговорном языке непосредственно
связана с почтительным вниманием к Его присутствию; каждое наше утверждение свидетельствует
о нем или, наоборот, является его поруганием.
|
2153 |
Вслед за св. Павлом, Предание Церкви считает, что слово
Иисуса не воспрещает клятву, если она дается по важной и справедливой причине
(например, перед судом). "Клятва, то есть произнесение имени Бога как свидетеля
правды, может быть дана только для того, чтобы свидетельствовать о правде, благоразумно
и по справедливости".
|
2154 |
Святость имени Божия требует, чтобы не прибегали к нему
попусту и не клялись при таких обстоятельствах, когда это может быть истолковано
как поддержка власть имущим, несправедливо добивающимся своего. Когда клятвы требует
незаконная гражданская власть, можно отказаться ее давать. Надо отказаться давать
клятву в том случае, если ее требуют с целью, противоречащей человеческому достоинству
или церковной общине.
|
2155 |
III. Христианское имя
|
|
Таинство Крещения даруется "во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф
28,19). В крещении имя Господа освящает человека, и христианин получает свое имя
в Церкви. Это может быть имя святого, то есть ученика Христова, прожившего свою
жизнь в примерной верности своему Господу. Покровительство святого предлагает
образец любви и обеспечивает заступничество. Имя, данное при крещении, может также
быть выражением христианской тайны или христианской добродетели. "Родители, восприемники
и священник должны заботиться о том, чтобы не нарекали имени, которое чуждо христианскому
духу".
|
2156 |
Христианин начинает свой день, свои молитвы и свои действия,
осеняя себя крестным знамением "во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Крещеный
посвящает день Славе Божией и взывает к благодати Спасителя, которая помогает
ему действовать в Духе Святом как чаду Отца. Крестное знамение укрепляет нас в
искушениях и трудностях.
|
2157 |
Бог зовет каждого по имени его. Имя каждого человека свято.
Имя - икона человека. Оно требует уважения к себе в знак достоинства того, кто
его носит.
|
2158 |
Полученное имя - имя вечное. В Царстве Божием тайна и
уникальность каждой личности, отмеченной именем Божиим, воссияет полным светом.
"Побеждающему (...) дам белый камень и на камне написанное новое имя, которого
никто не знает, кроме того, кто получает" (Откр 2,17). "И увидел я, и вот Агнец
стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя
Отца Его написаны на челах их" (Откр 14,1).
|
2159 |
КОРОТКО
|
|
"Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей
земле!" (Пс 8,2).
|
2160 |
Вторая Заповедь повелевает почитать имя Господа.
Имя Господа свято.
|
2161 |
Вторая заповедь запрещает любое неподобающее
использование имени Божия. Богохульство состоит в использовании имени Бога, Иисуса
Христа, Пресвятой Девы Марии и святых оскорбительным образом.
|
2162 |
Ложная клятва призывает Бога в свидетели лжи.
Клятвопреступление - тяжкая вина перед Господом, Который всегда верен Своим обещаниям.
|
2163 |
"Не клянись ни Творцом, ни творением, иначе
как по истине, ради необходимости и с почтением".
|
2164 |
При крещении христианин получает имя в Церкви.
Родители, восприемники и священник должны заботиться о том, чтобы ему было дано
христианское имя. Покровительство святого предлагает образец любви и обеспечивает
его заступничество.
|
2165 |
Христианин начинает свои молитвы и дела с
того, что осеняет себя крестным знамением "во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь".
|
2166 |
Бог зовет каждого по имени его.
|
2167 |