|
К оглавлению
Часть Четвертая
Христианская молитва
|
|
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ
Молитва в христианской жизни
|
|
"Велика тайна веры". Церковь исповедует ее в Апостольском Символе (Часть
Первая) и совершает ее в литургии таинств (Часть Вторая), чтобы жизнь верующих
была сообразна Христу в Духе Святом во славу Бога Отца (Часть Третья). Итак, эта
тайна требует того, чтобы верные веровали в нее, совершали ее и жили ею в личностном
и жизненном общении с Богом, живым и истинным. Это общение - молитва.
|
2558 |
Что есть молитва?
|
|
Для меня молитва - это порыв сердца, это простой взгляд,
обращенный к небу, это крик благодарности и любви - как в испытании, так и в радости.
|
|
Молитва как дар Бога
|
|
"Молитва есть восхождение души к Богу или прошение у Бога подобающих
благ". Откуда исходит наша молитва? От нашей гордыни и нашего своеволия или "из
глубины" (Пс 130,14) сердца смиренного и сокрушенного? Возвышается унижающий себя.
Смирение есть основание молитвы. "Мы не знаем, о чем молиться, как должно" (Рим
8,26). Смирение - это готовность безвозмездно принять дар молитвы: человек - нищий
пред Богом.
|
2559 |
"Если бы ты знала дар Божий!" (Ин 4,10). Чудо молитвы
подлинно открывается - у колодцев, к которым мы приходим доставать себе воду:
тут Христос выходит навстречу каждому человеку, Он первый ищет нас и Он - Тот,
Кто просит пить. Иисус жаждет. Его просьба исходит из глубин Бога, желающего нас.
Молитва, знаем мы это или нет, есть встреча Божией жажды с нашей жаждой. Бог жаждет,
чтобы мы жаждали Его.
|
2560 |
"Ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую"
(Ин 4,10). Наша просительная молитва парадоксальным образом является ответом.
Ответом на жалобу живого Бога: "Меня, источник воды живой, оставили, и высекли
себе водоемы разбитые!" (Иер 2,13), - ответом веры на безвозмездное обещание спасения,
ответом любви на жажду Единородного Сына Божия.
|
2561 |
Молитва как союз
|
|
Откуда исходит молитва человека? Каким бы ни был язык молитвы (слова
и жесты), человек молится весь. Но, обозначая источник молитвы. Писание иногда
говорит о душе или о духе, а еще чаще - о сердце (более тысячи раз). Именно сердце
молится. Если оно далеко от Бога, молитва напрасна.
|
2562 |
Сердце - та обитель, в которой я нахожусь, в которой я
живу (согласно семитскому, библейскому выражению - в которую я "нисхожу"). Это
наш тайный центр, непостижимый для нашего разума и для других; только Дух Божий
способен проникнуть в него и познать его. Сердце - место принятия решений, в самой
глубине наших психических способностей. Оно - место истины, где мы выбираем между
жизнью и смертью. Оно - место встречи, потому что, по образу Бога, мы живем во
взаимоотношении: оно - место союза.
|
2563 |
Христианская молитва - это связь, основанная на союзе
между Богом и человеком во Христе. Она - действие Бога и человека; она проистекает
от Духа Святого и от нас, полностью направленная к Отцу, в соединении с человеческой
волей Сына Божиего, ставшего Человеком.
|
2564 |
Молитва как общение
|
|
В Новом Завете молитва - это живая связь детей Божиих с их беспредельно
благим Отцом, с Его Сыном Иисусом Христом и со Святым Духом. Благодать Царства
есть "единство всецелой Пресвятой Троицы со всецелым духом". Таким образом молитвенная
жизнь - это постоянное и естественное пребывание в присутствии Трисвятого Бога
и в общении с Ним. Такое жизненное общение всегда возможно, потому что через крещение
наше существо стало едино со Христом. Молитва является христианской, поскольку
она есть общение со Христом и возрастает в Церкви, которая есть Его Тело. Ее измерения
- это измерения любви Христовой.
|
2565 |
Далее
|
|
|