Вэйл М. Рукописи и книги // Кембриджская история, гл. 13.
См. 15 век
Секулярные мастерские берут верх над монастырскими скрипториями – подъём книготорговли – появление в главных городах книгоиздательств. Началось в 14 в. Книгоиздательства уже в современном смысле слова – особенно в Голландии и северной Италии. Различие «оффицине» - магазин или изд-во – и «ателье» - типография.
С конца 14 века распространение бумаги - широко с 1400 года. Импорт из Китая в Италию, потом первые европейские фабрики – Фабриано делало лучшую бумагу. Ок. 1390 Штромеры в Нюрнберге создали бумажную мельницу, отсюда материал расходится по северной Европе. Пергамент для роскошных изданий – во Флоренции вплоть до 1460-х гг.
Падение цен – во Флоренции в конце 1450-х гг. от 50 флоринов за роскошную книгу - литургическую – до 2-3 за дешевую с классиками или гуманистами. Но и это дорого – ведь содержание годичное ученика стоило 18-20 флоринов.
Первые тиражи – воспроизведение книг с гравюрами на дереве – Пахарь и смерть, ок. 1400 г.., первая немецкая иллюстрированная печатная книга Альбрехта Пфистера в 1460 году. Так переиздавали и Библию нищих. Подбирались иллюстрации о том, как Новый Завет предвозвещался Ветхим.
С середины 15 века популярность в Германии (Рейн) Хаусбухер – Гешлехтсбухер – семейная история, сцены из городской и придворной жизни
Лишь в 1457 г. в Брюгге впервые обхединяются в гильдию св. Иоанна Богослова продавцы, иллюстраторы и переплётчики книг - 52 человека. Во Флоренции они уже были членами гильдии Медиков и Специали.
Издатели – Уильям Кэкстон, Жан Воклен, Давид Обер в Брюгге – между 1460 и 1480. Отбор, перевод популярных текстов, реклама. Во Флоренции Веспасиано да Бистиччи (ок. 1422 – 1498) – книгопродавец в современном смысле слова, наследни Никколи (ум. 1437). Не только книги на заказ от богачей, но и изучение рынка и предложение рынку. Изобретение книгопечатания вызвало резкое повышение предложения, затоваривание.В 1478 магазин Бистиччи закрылся, п.ч. он отказался торговать печатными книгами, пытался ограничиться рукописными, а богатых заказчиков оказалось недостаточно.
Библиотека французского короля Карла 6 – к 1420 году 1000 томов. Филипп Добрый Бургундский – в 1420 году 250 книг, в 1467 – 900 книг. Люди среднего достатка в конце 15 века считали хорошей библиотеку в 100 книг.
Обладание хотя бы небольшой библиотекой стало обязательным признаком благородного человека. Причём, именно светской литературы не на латыни.
Сближение стиля миниатюр с живописью на дереве – Часослов герцога Беррийского отличный пример. Свет, перспектива, тень. Инновации Эйков и Вейдена быстро прошли в книжную графику. Иллюстрация как «окно в мир». Не высший, а земной.
Популярность готических шрифтов бастарда и ротунда. Для богослужения ротунда была легче читаема, чем курсив.
Переводы – О подражании есть и голландские, и 4 французских (один – герцогини Бургундской Маргареты Йоркской).
Девоцио – книги и на продажу, и для себя. Генрик Манде (ок. 1360-1431), один из первых членов м-ря Виндесхейм – до этого писец и секретарь Вильяма IV, графа Эно и Голландии. Написал и украсил до пострига минимум 14 рукописей.
Деятельность братьев схожа с деят-ть монахов м-рей Венеции и Флоренции, картезианцев северной Европы.
McKitterick, David. Начало книгопечатания.
Резкий рост затрат на сырье – нужно больше бумаги, металла для шрифта. Библия Гутенберга очень компактна сделана – экономил. Рынок должен был быть намного шире – во все концы Европы. Прежде всего – часть монастырской реформы – для чтения вслух братьями. Туда же шли Конституционес Климента 5 (1460). Рынок учреждений, не частных персон. Но этот рынок неширок, износ книг тут невелик. Поэтому доходнее были индульгенции и учебники (их тоже печатал Гутенберг).
Литьё шрифта выделилось лишь к 1470-м в особую профессию – после этого разные издатели стали пользоваться одинаковыми шрифтами, до этого каждый лил самостоятельно.
В 1492 г. Иоганн «Тритемий», гуманист и аббат м-ря Спонхайм, в трактате «Похвала писцам» говорил, что печатная книга – на бумаге, значит, менее долговечная. Рукописное отождествлялось с пергаменом.
В Англии своих бумажных мельниц не было до 1490-х гг.
Первое секулярное издательство – в Париже, в 1470 бывший ректор Сорбонны Гийом Фише организует – руководят Михаэль Фрибургер, Ульрих Геринг, Мартин Гранц – из Швейцарии. В основном выбор гуманистический.
К концу 15 века распространение издательского дела соответствовало расселению. Только к концу века… Россия, конечно, не считается. Типографы чаще всего были бродячими предпринимателями, часто меняли города. Большинство имели и другие источники заработка. Герард де Лиза – Гент - учитель в Тревизо и подрабатыванием издательством. Но торговля после кризиса перепроизводства книг в 1470-е сосредотачилась в руках нескольких крупных фирм. В Нюрнберге – Кобергеры, семья в деле с 1470 г. Издатели научных трудов. Благодаря им город на полвека стал одним из главных изд центров Европы. Антон Кобергер род. в Нюрнберге. К 1494 имел 24 пресса, сто подмастерьев, филиалы в Лионе, Париже, Тулузе. Это уникум, но поменьше было много.
Венеция: доминиканский писец Филиппо де Страта критикует печатные книги за свободу безнравственности и профанации.
Книгопечатание всюду вело к стабилизации языка. Ускорило скорость реакции и обсуждения.
An unprecedented acceleration in social intercourse (298).