Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Игумен Иларион (Алфеев)

Жизнь
и учение
св. Григория Богослова


К оглавлению


Глава I

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВ.ГРИГОРИЯ

2. СВЯЩЕНСТВО И ЕПИСКОПСТВО В НАЗИАНЗЕ

СВЯЩЕНСТВО

     После этого отступления мы можем вернуться к нашему повествованию о жизненном пути Григория Богослова. Служение Григория в Назианзе в качестве священника продолжалось около десяти лет: его главным делом была помощь отцу в управлении епархией.
     Начало его служения совпало с временем царствования Юлиана, который в юности был христианином, но впоследствии отступил от христианства и принял язычество. Сделавшись императором, он поставил своей целью восстановление язычества в качестве государственной религии. Однако в его планы не входило открытое и массовое гонение на Церковь, подобное тем, какие имели место в до-константиновскую эпоху: христианская Церковь стала достаточно крепкой, многочисленной и влиятельной, чтобы с ней можно было вступить в открытую борьбу. Юлиан избрал более прикровенную тактику. Летом 362 г. он издал Эдикт об учителях, целью которого было возбранить христианам преподавание в университетах и школах. Эдикт и последовавшее за ним разъяснительное письмо, из которых намерения автора стали очевидны, наносил удар прежде всего по христианской интеллигенции, которая была все еще достаточно малочисленной.1 Вот цитата из письма Юлиана об учителях:

 

...Требуется, чтобы все, кто берется за преподавание какого-либо предмета, отличались скромным поведением и душевным направлением, согласным с общественным строем. И преимущественно перед всеми, по моему мнению, таковы должны быть те, которые приставлены для преподавания наук молодежи и которые объясняют древних авторов: риторов, грамматиков и софистов. Ибо они имеют претензию обучать не красноречию только, но и нравственности... Воздавая им похвалу за такие прекрасные занятия, я бы с еще большим чувством уважения отнесся к ним, если бы они не оказались мыслящими совершенно иначе, чем преподают на своих уроках. В самом деле, разве по воззрениям Гомера, Гесиода, Демосфена, Геродота, Фукидида, Исократа и Лисия боги не являются творцами всякого знания? Разве они не считали себя жрецами одни Гермеса, другие Муз? Я считал бы нелепым, чтобы те, которые объясняют указанных писателей, позволяли себе отвергать чтимых ими богов. Я не требую, чтобы они переменили свои воззрения перед слушателями, но предоставляю на их свободный выбор: или не преподавать то, что не считают серьезным, или, если желают продолжать преподавание, должны прежде всего собственным примером убедить слушателей, что Гомер, Гесиод и другие, которых они... обвиняют в нечестии и заблуждении по отношению к богам, на самом деле не таковы... Если они держатся такого мнения, что высокочтимые боги ложны, пусть идут в церкви галилеев объяснять Матфея и Луку. Таков закон для начальников и учителей.2

 

     Юлиан хотел загнать христианскую интеллигенцию в гетто: пусть проповедуют в своих храмах, но не в местах, доступных для широкой публики. Такая тактика была характерной для гонителей христианства в различные эпохи: если, по тем или иным причинам, не удавалось вообще запретить или уничтожить Церковь, по крайней мере запрещали "пропаганду" христианства, то есть открытую проповедь Христа вне стен храма и преподавание христианского вероучения в школах и университетах. Церковь, таким образом, оказывалась, хотя и не вне закона, но, во всяком случае, вне общества. Одной из жертв новой политики императора стал учитель Григория Прохересий, которого Юлиан лично знал со времен своего обучения в Афинской Академии.3
     В христианской среде религиозная политика императора-отступника вызвала негодование. Григорий откликнулся на нее в двух "Словах против Юлиана",4 в которых обрушивался на своего бывшего соученика с резкими обличениями:

 

Ты - против жертвы Христовой со своими сквернами? Ты - против крови, очистившей мир, со своими кровавыми приношениями? Ты объявил войну против мира? Ты поднял руку на Того, Кто за тебя и для тебя был пригвожден? Ты - против жертвы со своим идоложертвенным вкушением? против Креста - с трофеем? против смерти - с разрушением?5 против воскресения - с мятежом (kata tēs anastaseōs epanastasin)? против Мученика - с отвержением мучеников? Ты - гонитель после Ирода, предатель после Иуды, только, в отличие от него, не явивший раскаяние через удавление! ты - христоубийца после Пилата и после иудеев богоненавистник!6

 

     Религиозная политика Юлиана затронула назианзскую паству самым непосредственным образом: император, по свидетельству Григория, послал в Назианз солдат для того, чтобы захватить христианские храмы. Однако Григорий-старший не только лично противостоял начальнику гарнизона, но и возбудил против него свою паству до такой степени, что если бы тот притронулся к христианским святыням, он был бы растоптан ногами.7 Через посредство областного начальника Юлиан также пытался вмешаться в церковные дела после избрания на Кесарийский престол не угодного ему кандидата - Евсевия: были разосланы письма с угрозами епископам, участвовавшим в хиротонии, в том числе Григорию-старшему. Последний, однако, ничуть не смутившись, ответил областному правителю письмом, в котором настаивал на четком разграничении полномочий между церковными и светскими властями: "Вам весьма легко, если захотите, совершить насилие над нами в чем-нибудь другом; но никто не отнимет у нас право защищать то, что сделано нами правильно и справедливо, если только вы не издадите закон, запрещающий нам заниматься нашими собственными делами".8
     Царствование Юлиана было недолгим: он погиб в июне 363 г. во время сражения с персами при Ктесифоне. На смену ему пришел христианин Иовиан, которого годом позже сменил Валент, покровитель арианской партии.
     В конце 363 г., когда Григорий-младший находился в гостях у Василия, произошел еще один печальный инцидент в жизни назианзской церкви: Григорий-старший поставил свою подпись под омиусианским символом веры.9 Само по себе подобное событие не было чем-то экстраординарным, поскольку Григорий-старший, несомненно, вкладывал в термин homoiousios православное содержание. Однако группа назианзских монахов, заподозрив своего епископа в ереси, немедленно отделилась от него. Схизма продолжалась недолго,10 так как Григорию-старшему удалось примириться с монахами, однако Григорию-младшему пришлось специально защищать своего отца в Слове 6-м, написанном по случаю позвращения монахов в лоно церкви. Роль сына-пресвитера в достижении церковного мира была не менее значительной, чем роль отца-епископа, и Григорий-младший прекрасно сознавал это:

 

Когда возмутилась против нас ревностнейшая часть Церкви из-за того, что нас при помощи хитрого писания и словес совратили в плохое сообщество, тогда относительно его одного были уверены, что он не согрешил в мыслях и что чернила не очернили его душу: хотя и уловлен он был по простоте своей и, имея бесхитростное сердце, не уберегся от хитрости (других). Он один, или лучше сказать - он первый примирил с собой и другими тех, кто восстал против нас по ревности к благочестию... Так было погашено великое церковное волнение и вихрь превратился в тихое дуновение ветра, удержанный его молитвами и увещаниями, хотя и - если позволено чем-либо похвалиться - при нашем участии в благочестии и деятельности; ибо мы, участвуя во всяком его добром деле и как бы сопровождая его и следя за ним, удостоились тогда внести основную долю в это дело.11

 

     Григорий, таким образом, не скрывает, что, "следя" за своим отцом, он участвовал в управлении епархией и постепенно становился со-епископом назианзской церкви. К подобному же служению был около 364 г. призван Василий: по просьбе престарелого епископа Кесарийского Евсевия он принял священный сан и стал его ближайшим помощником. Григорий откликнулся на рукоположение Василия письмом, больше похожим на соболезнование, чем на поздравление:

 

Вот и ты пленник, как и меня раньше подписали; ибо нас обоих принудили к пресвитерской степени. А ведь не к этому мы стремились! Ибо мы достоверные свидетели друг о друге - больше, чем кто-либо другой - в том, что нам нравится философия пешая и остающаяся в низах.12 Может быть, лучше было, чтобы этого вовсе не случалось, или не знаю, что и сказать, пока нахожусь в неведении относительно домостроительства Духа. Но раз уж это произошло, надо выдержать, как по крайней мере мне кажется, особенно из-за того, что время развязало у нас языки многим еретикам: выдержать, чтобы не посрамить ни нашу собственную жизнь, ни надежды тех, кто оказал нам доверие.13

 

     Григорий внимательно следил за судьбой своих друзей, радуясь их успехам и огорчаясь неудачам; иногда ему приходилось вмешиваться в их дела. Когда у Василия произошла размолвка с епископом Евсевием и он удалился из Кесарии, Григорий посылает Евсевию пиьма, в которых отзывается о Василии самым лестным образом;14 он также пишет Василию, советуя вернуться к епископу.15 Узнав о желании Григория Нисского, брата Василия Великого, посвятить жизнь риторике, Григорий пишет ему увещательное послание, в котором укоряет друга за то, что тот "захотел быть известным как ритор, а не как христианин".16
     С подобными же письмами Григорий обращается к своему брату Кесарию, которого призывает отказаться от придворной карьеры. Кесарий, второй сын Григория Назианзина-старшего, в отличие от своего отца и брата, избрал светскую карьеру и после получения высшего образования в Александрии стал придворным врачом в Константинополе. Он оставался при дворе даже в царствование Юлиана, что послужило соблазном для его семьи.17 Во время землетрясения 11 октября 368 г. в Никее Кесарий, занимавший тогда должность хранителя придворной казны в Вифинии, оказался под обломками рухнувшего здания, но чудесным образом уцелел.18 Вскоре, однако, он умер, приняв перед смертью Крещение.19 Преждевременная кончина младшего брата оставила глубокую рану в душе Григория: "Нет у меня больше Кесария,- писал он одному из их общих друзей.- И скажу, что, хотя страдание не свойственно философии, я люблю все, что принадлежало Кесарию, и если вижу что-либо напоминающее о нем, обнимаю и целую это, словно его самого, и думаю, что как бы вижу его, нахожусь с ним и беседую с ним".20
     Вслед за Кесарием умерла и сестра Григория - Горгония. Григорий посвятил обоим надгробные Слова,21 произнесенные еще при жизни родителей. Эти слова, вместе со Словом 18-м, написанным позднее и посвященным памяти отца, составляют тот венок, который Григорий возложил на фамильную гробницу. На примере всех членов своей семьи - брата, сестры, отца и матери - Григорий показывает в этих Словах, что он понимает под святостью и каковы плоды истинно христианского благочестия.
     В 370 г. умер епископ Кесарийский Евсевий: наиболее вероятным кандидатом на его пост был Василий, который фактически управлял епархией при жизни Евсевия. Еще прежде, чем новость о кончине Евсевия достигла Назианза, Григорий получил письмо от Василия, в котором последний извещал его о своей болезни и просил приехать как можно скорее. Григорий был глубоко опечален, так как вообразил, что его друг умирает, и немедленно отправился в путь. Однако в дороге он обнаружил, что он - не единственный епископ, направляющийся в Кесарию. Узнав о предполагаемом избрании нового епископа и предположив, что Василий обманывал его, когда писал о своей болезни, и что на самом деле намерением Василия было завлечь его в Кесарию и заставить участвовать в собственном избрании, Григорий посылает Василию с дороги следующее письмо:

 

Ты вызвал нас в столицу, когда предстояло совещание относительно епископа. И какой благовидный и убедительный предлог! Притворился, что болен и находишься при последнем издыхании, что желаешь нас видеть и попрощаться. А я и не знал, к чему все это и как своим присутствием могу помочь. Тем не менее я отправился в путь, опечаленный известием. Ибо что для меня выше твоей жизни и что печальнее твоего исхода? Проливал я источники слез и рыдал, и впервые тогда узнал о себе, что настроен не по-философски. И чего только не наполнил я надгробными воплями! Когда же узнал, что епископы едут в столицу, я остановился в пути.., развернул корму, и еду обратно.22

 

     Григорий не поехал в Кесарию, вероятнее всего, потому что опасался, что избрание будет сопровождаться интригами и волнением, в которых он как "философ" не хотел принимать участия. А может быть, он не поехал просто потому, что почувствовал себя оскорбленным и обманутым. Тем не менее Григорий принял участие в избрании Василия: от имени своего отца он послал в Кесарию два письма, в которых поддержал кандидатуру Василия.23 По этому же поводу он писал Евсевию Самосатскому - тоже от имени отца.24 Когда же Василий был избран, на хиротонию отправился Григорий-старший: Григорий-младший, верный "философским" принципам, остался дома.25 Он, однако, послал Василию поздравление, в котором объяснял причины своего нежелания ехать в Кесарию: "Не поспешил я к тебе тотчас, и не спешу... во-первых, чтобы сохранить честь твою и чтобы не подумали, что ты собираешь своих сторонников.., а во-вторых, чтобы и самому мне приобрести постоянство и безукоризненность".26
     Переписка Григория с Василием после избрания последнего архиепископом Кесарии Каппадокийской была достаточно регулярной. В основном она сводилась к тому, что Василий приглашал Григория к себе, а Григорий под разными предлогами отказывался приехать. Одно из писем того периода представляет интерес с догматической точки зрения: в нем речь идет о Божестве Святого Духа. Третья четверть IV в. была временем напряженных споров по этому поводу: Божество Св. Духа отвергалось, в частности, арианами, "омиями" и "омиусианами". К числу последних относилось большинство людей, которые окружали Василия, в том числе его хорепископы, а также его ближайшие друзья, такие как Евстафий Севастийский и Евсевий Самосатский.27 Поэтому Василий воздерживался от открытого исповедания Божества Духа: написав целый трактат "О Святом Духе", Василий ни разу не назвал Его Богом. Такая тактика вызвала недовольство в кругах строгих никейцев, в частности, среди монашествующих.28
     В письме, о котором идет речь, Григорий сообщает своему другу о том, как в некоем собрании он защищал его от упреков одного монаха, который всем говорил, что Василий уклонился от истины в учении о Святом Духе, так как избегает открыто исповедовать Божество Духа.29 Григорий уверяет Василия в том, что он сам нисколько не сомневался в правильности тактики Василия: он понимает, что Василий не может открыто говорить о Божестве Духа, потому что за это он будет лишен кафедры. Тем не менее в конце письма Григорий обращается к Василию с многозначительным вопросом: "Ты же научи нас, о божественная и священная глава, до каких пределов позволительно нам простираться в богословии о Духе, какие употреблять выражения и до какой степени быть осторожными - чтобы все это иметь против критиков. Ибо если бы я потребовал объяснений для себя - я, который лучше всех знаю тебя и твои взгляды и неоднократно о них сам давал и получал удостоверение - то, конечно, я был бы самым невежественным и жалким человеком".30 Хотя Григорий и настаивает на том, что разъяснения нужны "критикам", а не ему, нельзя не услышать в этих словах его собственного недоумения по поводу умолчаний Василия, хотя и деликатно прикрытого риторическими фигурами.
     Василий, сам профессиональный ритор, не относился к числу тех, кого легко было ввести в заблуждение риторикой: он понял, что письмо Григория содержало замаскированный упрек в нерешительности, и оскорбился этим.31 Однако он ответил со свойственной ему уравновешенностью, дав понять Григорию, что не намерен оправдываться ни перед ним, ни, тем более, перед своими противниками. Удивительно, пишет Василий, не то, что какие-то неофиты критикуют его, а то, что близкие друзья, которые имели достаточно случаев убедиться в его православии, прислушиваются к голосу этих неофитов. "Причина же этого в том, что... не встречаемся мы друг с другом; ибо если бы, как в прежних обстоятельствах.., проводили мы вместе много времени в году, то не дали бы доступа к себе клеветникам".32
 
 


     1 См. Bowersock. Julian, 83. ^

     2 Цит. по Успенский. История, 86-87. ^

     3 См. Browning. Julian, 172. ^

     4 Написанных, впрочем, уже после кончины самодержца. ^

     5 Т.е. против искупительной смерти Христа с разрушением христианства. ^

     6 Сл.4,68; SC 309,176-178 = 1.91. ^

     7 Сл.18,32; PG 35,1025 = 1.281. ^

     8 Сл.18,34; PG 35,1029 = 1.283. ^

     9 Речь идет о формуле Антиохийского Собора 363 г.: см. Bernardi. SC 309, 32.  ^

     10 Некоторые исследователи (см. Tillemont. Mémoires, t.9, 347; Ullmann. Gregorius, 58ff.) предполагают, что Григорий-старший подписался под 4-й Сирмийской формулой (омийской) и что это произошло в царствование Констанция в 360 г., когда данную формулу подписывали повсюду. В таком случае схизма должна была длиться около пяти лет (см. Hauser-Meury. Prosopographie, 88-89). Однако Григорий впервые упоминает об этой схизме в Слове 4-м, написанном в 364 г., причем говорит о ней как о событии, случившемся совсем недавно (см. Сл.4,10,1-13; SC 309,100 = 1.68-69). Упоминаний о схизме нет в Словах 1,2 и 3, относящихся к началу священства Григория-младшего. Следовательно, наиболее вероятной датой подписания символа Григорием-старшим следует все же считать 363 г.: см. Benoit. Grégoire, 182-183; Calvet-Sebasti. SC 405,30-31. ^

     11 Сл.18,18; PG 35,1005-1008 = 1.271-272. ^

     12 Т.е. скромный и тихий образ жизни, вдали от почестей и славы. ^

     13 Письмо 8; ed.Gallay, 10 = 2.241. ^

     14 См. Письма 16-18; ed.Gallay, 17-19 = 2.421-423. ^

     15 Письмо 19; ed.Gallay, 19-20 = 2.423-424. ^

     16 Письмо 11; ed.Gallay, 13-14 = 2.424-425. ^

     17 Письмо 14; ed.Gallay, 16 = 2.416. ^

     18 Письмо 20; ed.Gallay, 20-21 = 2.428-429. ^

     19 Основная часть недвижимости, принадлежавшей Кесарию, была утрачена в результате землетрясения 368 г.  ^

     20 Письмо 30; ed.Gallay, 27 = 2.429. ^

     21 См. Слова 7 и 8. ^

     22 Письмо 40; ed.Gallay, 35 = 2.436. ^

     23 Письма 41 и 43; ed.Gallay, 36-37; 39 = 2.438; 440. ^

     24 Письмо 42; ed.Gallay, 38-39 = 2.439. ^

     25 Письмо 44; ed.Gallay, 40-41 = 2.440. ^

     26 Письмо 45; ed.Gallay, 41 = 2.441. ^

     27 Подробнее об окружении Василия см. Gribomont. Basile II, 450-464. ^

     28 См. Quasten. Patrology III, 231-233. ^

     29 Этот эпизод произошел, вероятно, в 372 г. См. Gribomont. Basile II, 460-461. ^

     30 Письмо 58; ed.Gallay, 54 = 2.444. ^

     31 Ср. Письмо 59; ed.Gallay, 54 = 2.445. ^

     32 Письмо 71; ed.Courtonne, 167 = рус. пер., т.3, с.97. ^


 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова