Игумен Иларион (Алфеев)
Моему учителю
епископу Каллисту
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие митр. Антония Блума.
Хронология. -
1. Жизненный путь св. Григория.
- Детство и юность. - Афины.
Дружба с Василием. - Выбор пути. -
Главные богословские течения IV века. -
Священство. - Епископская
хиротония. - Константинополь. Максим Циник.
- Интронизация. - Вселенский
собор и отстранение. - Последние годы.
2. Темы сочинений. - Ученость.
- Философия античная - и христианская.
- Смысл страданий. - Милосердие.
- Отношение к властям, рабам, женщинам.
- Брак. - Монашество.
- Духовенство. - Антиклерикализм.
- Праздники: Рождество.
- Крещение Господне. - Крещение
христиан. - Пасха. - Фомино
воскресенье. - Пятидесятница.
3. Богословие. - Слово
и молчание.- Как богословствовать.
- Непостижимость Бога. - Имена
Бога. - Троица. - Троичное
богословие. - Дух Святой. - Единство
Троицы. - Творение. - Бог
Творец. - Тварный мир. - Человек.
- Грехопадение. - Христос.
- Две природы. - "Полемика
с Аполлинарием Лаодикийским". - Искупление.
4. Мистика. - Бог
как свет. - Очищение и озарение. -
Молитва. - Боговидение.
- Обожение. - Путь
к обожению. - Эсхатологическая перспектива.
5. Биографии: Маккавеи.-
Киприан Карфагенский. - Афанасий
Александрийский. - Родители. - Кесарий.
- Горгония. - император
Юлиан. - о нем же. - его
смерть. -.Василий Великий. - О
нем же. - О нем же. - Похвала
ему же.
Заключение.
Библиография.
Об авторе.
Автор благодарит
В. М. Лурье
за ценные замечания и советы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я с большим вниманием
и все возрастающим интересом прочел книгу о. Иеромонаха Илариона
(Алфеева) о святом Григории Богослове.
По своему подходу эта книга является
редкостным вкладом не только в наше богословское познание одного
из величайших святителей Православной Церкви, но и в раскрытие его
личности как человека.
Слишком часто трактаты, посвященные
великим богословам, оставляют в тени их духовное постепенное возрастание
"от силы в силу", и у читателя создается ложное впечатление о том,
будто они на широких, могучих крыльях возлетали на высоты богопознания.
На самом же деле путь каждого из них был сложен: укорененный в вопрошаниях
их времени, связанный с особенными свойствами их душевного и умственного
строя, он в значительной мере зависел от богоданных встреч и поисков
Истины в сумерках современной им философской и богословской мысли.
Не сразу находили они ответы на вопросы, рождаемые их собственными
глубинными переживаниями и не только поставляемые им, как и всем
их современникам, в недрах христианской общины, но и настойчиво
вырастающие из блуждания мысли и прозрений их современников, и своих,
и "внешних".
Книга о. Илариона с разительной ясностью
раскрывает нам внутренний путь Святого и постепенно проясняющееся
видение им Истины.
В наши дни, когда перед каждым верующим,
как и пред всей Церковью, встают вопросы, рождаемые из глубин церковного
сознания, а также поставленные миром в его агонии, блужданиях, но
и в его отчаянном искании ответов ему доступных, понятных, должны
мы, верующие, научиться вслушиваться в вопрошания наших единоверных,
а также и людей, стоящих вне церковного опыта и молящих нас отвечать
им на доступном им языке на вопросы, которые они имеют право ставить
и на которые мы обязаны отвечать творчески и с любовью.
Я надеюсь, что многие оценят вклад,
сделанный о. Иларионом в наше понимание Путей Православного Богословия
через писания Святого Григория Богослова.
Митрополит Сурожский Антоний
|