|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава II
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВЕ
2. НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
"Наша философия"
(hē kath' hēmas philosophia) в понимании Григория
подразделяется на две части: "та, что имеет дело с догматическими
истинами" (peri logous) и "та, что созидает благочестие
посредством нравственности" (dia tōn ēthōn
echei to eusebes).1
Иными словами, догматическое и нравственное богословие
- две составных части "христианской философии". В дальнейшем
мы посвятим отдельную главу догматическим взглядам Григория
Богослова; теперь же остановимся на некоторых наиболее
характерных для него нравственных темах. К этим темам,
а также к социальной проблематике, Григорий обращался
на протяжении всей своей литературной и проповеднической
деятельности, но особенно часто - в период своего служения
в Назианзе в 70-х годах.
1
Сл.4,23,6-8; SC 309,116 = 1.73. ^
|
СМЫСЛ СТРАДАНИЙ
В 372 году
сразу несколько бедствий обрушилось на жителей Назианза:
мор, засуха и, наконец, сильный град, который опустошил
поля и уничтожил весь урожай.1
Для небольшого каппадокийского города, население которого
зависело от сельского хозяйства, это было настоящей катастрофой.
Люди пришли в церковь, чтобы услышать утешительное слово
от своего епископа, но Григорий Назианзен-старший безмолвствовал
от глубокой скорби. Григорию-младшему было поручено произнести
проповедь, дабы поддержать и успокоить людей. Он воспользовался
случаем для того, чтобы поразмышлять вслух о смысле страданий,
о том, почему Бог посылает бедствия отдельным людям и
целым народам.2
Главная мысль Слова проста:
стихийные бедствия посылаются от Бога в наказание за грехи
и чтобы призвать людей к покаянию. Библейское Откровение
говорит нам, что до грехопадения Адама природа была покорна
человеку и находилась в полной гармонии с ним, но после
того, как грех вошел в мир, природные силы воспротивились
человеку и оказались во враждебном противостоянии ему.3
Положение, в котором находится ныне природа, является
ненормальным: весь тварный мир "стенает и мучится" в надежде
на освобождение от рабства тлению.4
Преображение тварного мира начинается с преображения человеческой
личности. Последнее же возможно только тогда, когда человек
осознает свой грех, приносит покаяние в нем, стремится
избавиться от него и совершает добрые дела, подтверждающие
происшедшее в нем изменение к лучшему. Вся ветхозаветная
история говорит нам о том, что причина стихийных бедствий
- человеческий грех: достаточно вспомнить всемирный потоп,5
гибель Содома и Гоморры,6
"египетские казни".7
Покаяние, напротив, может отвратить гнев Божий как от
одного человека, так и от целых народов, примером чего
являются молитва царя Езекии8
и пост жителей Ниневии.9
По мысли Григория, гнев
Божий и наказание, посылаемое за грехи, соответствуют
мере греховности людей. Причина стихийных бедствий - не
в том, что вселенная несовершенно устроена, что нет Промысла
и всем управляет рок; причина - в наших грехах:
|
Философствуй о нынешнем несчастье,
о справедливых судах Божиих, постигаем ли мы их
или не осознаем их великой бездонности.., о том,
как гнев (Божий) соразмерен грехам (людей)... Скажи:
отчего такие удары и бичи? в чем причина их? Беспорядочное
ли и ненормальное, неуправляемое и неразумное движение
и течение вселенной, как будто нет над ней никакого
Правителя и все происходит автоматически, слепо
влекомое беспорядочным и темным духом, как думают
немудро мудрствующие? Или как изначально вселенная
создана разумно и упорядоченно.., так и сейчас она
движется и изменяется, управляемая браздами Промысла?
Отчего же неурожаи, губительные ветры и грады, отчего
нынешнее наше поражение и научение? Отчего эпидемии,
болезни, землетрясения, бури на море и ужасные явления
в небе? И почему созданная для пользы людей тварь,
этот всеобщий и равный для всех источник наслаждения,
превращается в наказание нечестивых?.. В чем смысл
этого удара, в чем причина его? Одно из двух: или
это испытание добродетели, или наказание за грехи...10
|
|
Картина
разоренной земли, погубленного урожая, скорбящих земледельцев,
потеряших труд целого года, вызывает печаль и сострадание
у Григория. Но он не забывает о нравственном уроке, который
можно извлечь из стучившегося, и призывает жителей Назианза
обратиться внутрь себя и вспомнить о своих грехах:
|
Страшно бесплодие земли и гибель
плодов, и притом в какое время? - Когда они уже
радовали надеждой и приближался сбор урожая! Ужасна
безвременная жатва и земледельцы, скорбящие о трудах
и, словно над мертвецами, сидящие над стеблями,
которые умеренный дождь возрастил, а сильный пожал...
Жалкое зрелище - земля поруганная, обстриженная,
не имеющая красоты своей... Отчего посохли поля,
истощились житницы, оскудели пастбища, оскудели
плоды земли, равнины наполнились не плодородием,
но сетованием?.. Печальное зрелище! Солома - весь
наш урожай, и лишь по ничтожным остаткам узнается
посев... Отчего же это и в чем причина бедствия?
Не будем ждать, пока нас обличат другие: станем
сами для себя судьями. Великое лекарство против
пороков - исповедь и удаление от грехопадения...
Ведь один из нас притеснил бедного, отнял у него
часть земли, переступил за межу со злым умыслом,
по-воровски или насильно, присоединил чужой дом
к своему дому, чужое поле к своему полю, чтобы отнять
хоть что-нибудь у ближнего... Другой осквернил землю
ростовщичеством и лихоимством, собирая, где не сеял,
и пожиная, где не расточал... Третий не отдал начатков
от гумна и виноградника Богу, все ему даровавшему,
и оказался неблагодарным... Четвертый вдове и сироте
не оказал милости, не дал хлеба и малого пропитания
просящему, вернее самому Христу, питаемому в лице
скудно питающихся...11
|
|
Примирение
с Богом происходит через покаяние. Смысл всякого страдания,
всякого бедствия - в том, чтобы человек через покаяние
и исправление воссоединился с Богом, от Которого отпал
через грех. Милость Божия к целому народу зависит от покаяния
каждого индивидуума: эту библейскую истину повторяет Григорий
своей пастве. Всенародное покаяние, следующее за покаянием
отдельного человека, может изменить гнев Божий на милость:
|
Итак, приидите все, братья, поклонимся
и припадем и восплачем пред Господом, сотворившим
нас.12
Составим общий плач, разделившись по возрастам и
полам. Возвысим голос моления и донесем его до слуха
Господа Саваофа, вместо ненавистного Ему вопля.13
Предупредим гнев Его исповеданием. Пожелаем уведеть
Его изменившимся по отношению к нам, как прежде
видели Его разгневанным на нас. "Но кто знает,-
скажешь,- что Он обратится и раскается и оставит
на нас благословение?"14
Достоверно знаю это я, ручающийся за Божие человеколюбие:
Он оставит гнев, который для Него противоестественен,
и даст место тому, что для Него естественно - милости.
К гневу мы принуждаем Его, а к милости Он сам имеет
стремление. И если наказывает, будучи принужден
к этому, то неужели не помилует, следуя тому, что
для Него естественно? Помилуем только сами себя,
открыв путь праведному милосердию Отца! Посеем со
слезами, чтобы пожать с радостью.15
Будем ниневитянами, а не содомлянами: уврачуем порок,
чтобы не погибнуть вместе с пороком.16
|
|
Покаяние,
о котором идет речь, выражается не только в слезах: более
всего оно выражается в делах милосердия по отношению к
ближним. Раздать хлеб голодным, ввести в дом нищих и не
имеющих крыши над головой, одеть того, у кого нет одежды
- вот добродетели, благодаря которым примиряется с нами
Бог, умягчается небо и дождь милосердия Божия сходит на
землю.17
1
Gallay. Vie, 122. ^
|
2
См. Слово 16 (рус. пер. Слово 15). ^
|
3
Ср. Быт.1:28; 2:19-20; 3: 14-18. ^
|
4
Рим.8:19-23. ^
|
5
Быт.6-7. ^
|
6
Быт.18:20-19:28. ^
|
7
Исх.7-12. ^
|
8
Ис.38:1-8. ^
|
9
Иона 1-4. ^
|
10
Сл.16,4-5; PG 35,937-941 = 1.233-234. ^
|
11
Сл.16,6; 17-18; PG 35,941; 959-960 = 1.234-235;
242-243. ^
|
12
Пс.94:6. ^
|
13
Быт.18:20. ^
|
14
Ср. Иоиль 2:14. ^
|
15
Ср. Пс.125:5. ^
|
16
Сл.16,14; PG 35,952-953 = 1.239-240. ^
|
17
Сл.16,20; PG 35,961-964 = 1.244. ^
|
|
|
|