|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава II
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВЕ
5. ПРАЗДНИК КАК ТАИНСТВО
К
концу IV в. в христианском мире сформировался годичный
круг церковных праздников, центром которого являлось
Воскресение Христово (Пасха). Помимо Пасхи, важнейшими
праздниками были Рождество и Богоявление (которые
почти всюду на Востоке праздновались в один день),1
а также Пятидесятница. В основу праздничного круга
была положена идея ежегодного воспоминания главных
событий из жизни Иисуса Христа и раннехристианской
Церкви. Торжественное богослужение, совершение Евхаристии,
чтение соответствующих текстов из Ветхого и Нового
Заветов, проповедь на тему праздника - все это должно
было способствовать переживанию празднуемого события
каждым верующим, молитвенному и духовному проникновению
в смысл праздника. Евангельское событие благодаря
его воспоминанию в Церкви становилось реальностью
духовной жизни христианина, который, хотя и жил
несколько столетий спустя, мог мысленно приобщиться
к этому событию и стать как бы его участником.
Деятельность Григория
как проповедника2
началась со Слова на Пасху, произнесенного вскоре
после иерейской хиротонии, и кончилась Словом на
Пасху, написанным после низложения с константинопольского
престола.3
Между двумя Пасхами - более четверти века проповеднического
труда и 45 Слов, вошедших в сокровищницу христианской
церковной литературы. Из этих Слов лишь семь посвящены
церковным праздникам: одно - Рождеству Христову,
два - Крещению Господню, два - Пасхе, одно - Неделе
новой, и одно - Пятидесятнице. Каждое из этих Слов,
однако, оказало огромное влияние на понимание праздников
в Восточной Церкви: на протяжении многих столетий
праздничные проповеди Григория читались вслух в
храмах, некоторые тексты Григория, посвященные праздникам,
даже вошли в богослужение Православной Церкви. "Воскресения
день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха!";
"праздников праздник и торжество есть торжеств";4
"Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг
друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим
вся воскресением";5
"Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!
Христос на земли, возноситеся!";6
"Пятьдесятницу празднуем и Духа Святаго пришествие"7
- эти слова из богослужебных текстов, знакомые каждому
православному христианину, буквально заимствованы
из праздничных проповедей Григория Богослова.
Проповеди Григория,
посвященные церковным праздникам, отличаются исключительным
богатством богословского содержания. Однако в настоящей
главе мы не будем разбирать их с точки зрения догматической
значимости: к их основным богословским и мистическим
темам мы вернемся в последующих главах. Здесь мы
лишь сделаем попытку рассмотреть учение Григория
о церковном празднике как таинстве приобщения человека
к реальности иного мира, как средстве восхождения
к Богу. Мы также разберем его учение о таинстве
крещения, изложенное им по случаю с праздника Крещения
Господня.
1
По мнению некоторых исследователей, именно
Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное
празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления
(6 января), в согласии с традицией, существовавшей
в Римской Церкви с конца III в. См. Usener.
Untersuchungen, 260-269; Mossay. Fêetes,
34. Ср. Bernardi. Predication, 205. ^
|
2
О Григории как проповеднике и ораторе см.
Donders. Homilet; Gugnet. Orateur. ^
|
3
См. Слово 1 и Слово 45. ^
|
4
Ср. Сл.45,2; PG 36,624 = 1.662. ^
|
5
Ср. начало Слова 1-го. ^
|
6
Ср. начало Слова 38-го. ^
|
7
Ср. Сл.41,5,1; SC 358,324 = 1.578. ^
|
|
|
|