|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава II
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВЕ
5. ПРАЗДНИК КАК ТАИНСТВО
ПРАЗДНИК ОБНОВЛЕНИЯ
Праздник
весны, праздник обновления, праздник благодарения
и ликования - так воспринимал Григорий Неделю
новую, первое воскресенье по Пасхе. Слово 44-е,
посвященное этому дню,- одно из самых радостных
и светлых произведений Григория. Написанное
престарелым епископом на закате дней, оно дышит
юношеской свежестью, искренней и глубокой пасхальной
радостью, благоговейным удивлением перед чудом
природы, которая никогда не стареет, но ежегодно
обновляется, чтобы подарить человеку новые силы,
новое вдохновенье на жизнь. В этом чуде природы
Григорий видит живое присутствие Божества, наполняющего
все Своим светом, видит воскресшего Христа -
Виновника торжества, видит образ и предвкушение
будущей нескончаемой весны - Царствия Божия.
Дохристианская
история человечества, по мысли Григория, была
долгой зимой ожидания Мессии. Пришествие в мир
Христа изменило весь ход истории, обновило человечество:
|
Был же тогда в Иерусалиме
праздник обновления, и была зима1
неверия, но пришел Иисус, Бог и храм -
Бог вечный, храм новый, в один день разрушаемый,
в три дня восстанавливаемый и пребывающий
во веки, чтобы я был спасен, воззван от
древнего падения и стал новой тварью,
воссозданный таким человеколюбием... Обновление,
празднество Обновления, братья! Пусть
от удовольствия сказано будет об этом
многократно!2
|
|
Бог
создал человека для бессмертия и блаженства.
Но человек преступил заповедь, отпал от Бога,
сделался подвластным смерти и тлению. Бог Сам
выходит навстречу человеку, Сам становится человеком,
чтобы как бы заново сотворить его, чтобы начать
историю сначала:
|
Если бы мы остались
тем, чем были, и соблюли заповедь, то
стали бы тем, чем не были, и от древа
познания пришли бы к древу жизни. Какими
же мы стали бы? Бессмертными и приближающимися
к Богу. Но поскольку по зависти лукавого
в мир вошла смерть и посредством обольщения
овладела человеком, то нашим страданием
страждет Бог, став человеком и обнищав
до принятия на Себя плоти, чтобы мы обогатились
Его нищетой. Отсюда - смерть, гроб и Воскресение.
Отсюда - новая тварь и попразднство праздника,3
а я снова возглавитель торжества, празднующий
обновление моего спасения.4
|
|
Праздник
обновления, посвященный, так же, как и праздник
Пасхи, прославлению воскресшего Христа, содержит
в себе нравственный урок. Мы призваны подражать
Христу, Который умер за нас, призваны учиться
исполнению заповедей Его. Мы должны не стоять
на месте, но непрестанно совершенствоваться,
восходить от силы в силу. Христианство есть
"обновленная жизнь", духовный прогресс, созидание
духовного дома, непрестанное изменение к лучшему:
|
...Великий Давид...
говорит о каком-то обновлении дома,5
но ведь этот дом - мы, удостоившиеся быть,
называться и становиться храмом Божиим.
Вот вам слово об Обновлении! Но обновитесь
и, сбросив с себя ветхого человека, живите
в обновленной жизни...6
Не ненавидь брата своего.., за которого
Христос умер и, будучи Богом и Владыкой,
стал твоим братом... Не презирай слез,
ты, который претерпел достойное многих
слез, но потом был помилован. Не отталкивай
бедного, ты, обогатившийся Божеством...
Не презирай странника, ради которого Христос
стал странником - а у Христа мы все странники
и пришельцы... Дай нуждающемуся кров,
пищу и одежду... Прощай, получивший прощение,
будь милостив, помилованный; пока есть
время, человеколюбием приобретай человеколюбие;
пусть вся жизнь у тебя обновится... Древнее
прошло, теперь все новое.7
Это приноси в дар празднику, изменись
добрым изменением... Не хочет слово Божие,
чтобы ты стоял на одном и том же месте,
но чтобы ты всегда продвигался по пути
к добру... Доколе тебе хромать на оба
колена?8
До каких пор тебе готовиться к строительству
(oikonomēsais)? Займись наконец и
самим строительством (oikodomēsai).9
|
|
Слово
заканчивается торжественным восхвалением весны,
с пришествием которой обновляется весь видимый
мир. Созерцая праздник весны, Григорий восходит
умом к Царствию Божию, которое есть непрестанная
весна, непрестанное обновление, непрестанный
праздник приобщения к Богу:
|
Царица времен года сопровождает
царицу дней10
и приносит от себя в дар все самое лучшее
и прекрасное. Ныне небо прозрачно, ныне
солнце выше и златовиднее, ныне круг луны
светлее и сонм звезд ярче. Ныне примиряются
волны с берегами, облака с солнцем, ветры
с воздухом, земля с растениями, растения
с взорами (людей). Ныне источники текут
прозрачнее, ныне реки полноводнее... Ныне
и луг благоухает, и растения цветут..,
и ягнята скачут на злачных пастбищах.
Уже и корабль выводится из пристани с
восклицаниями... и окрыляется парусом.
И дельфин с удовольствием прыгает по волнам
возле корабля... Уже и земледелец вонзает
в землю плуг... Уже пастух овец и волов
настраивает свирели и наигрывает пастушескую
мелодию... Все воспевает Бога и прославляет
Его бессловесными голосами; ибо возносится
благодарение Богу и через меня, так что
их хвалебная песнь становится моей...
Ныне все живое ликует и все гаши чувства
испытывают наслаждение. Ныне высокий и
гордый конь, наскучив стоять в загоне,
разрывает узы, скачет по полю и заигрывает
с реками... Чтобы чказать еще короче,
ныне весна естественная и весна духовная,
весна видимая и весна невидимая. О если
бы и там удостоились мы этой весны, изменившись
к лучшему и обновленными перейдя в новую
жизнь, во Христе Иисусе, Господе нашем...11
|
|
1
Ин.10:22. ^
|
2
Сл.44,2; PG 36,608-609 = 1.655-656. ^
|
3
Т.е. Неделя новая является "попразднством"
(metheortos) Пасхи. ^
|
4
Сл.44,4; 612 = 1.657. ^
|
5
Ср. Пс.29:1. ^
|
6
Ср. Рим.6:4. ^
|
7
2 Кор.5:17. ^
|
8
Ср. 3 Цар.18:21. ^
|
9
Сл.44,5-9; 613-617 = 1.657-659. ^
|
10
Т.е. наступление весны совпадает с полнолунием. ^
|
11
Сл.44,10-11; 617-621 = 1.660-661. ^
|
|
|
|