|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава III
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
3. ТРОИЦА
ЕДИНСТВО В ТРОИЦЕ
Троица
в понимании Григория Богослова - союз трех
Ипостасей, равных и единосущных одна другой,
скрепленных между собою союзом любви. Троичность
в Боге не есть лишь отвлеченная идея: это
истина, раскрывающаяся через подражание
Богу. Тайна единства в троичности открывается
людям в том числе и для того, чтобы научить
их жить в единстве мира и любви. Сам Иисус
Христос молился о том, чтобы пример единства
между Ним и Отцом вдохновлял Его учеников
на заботу о сохранение единства: "Да будут
все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе,
так и они да будут в Нас едино".1
Итак, в единстве Троицы содержится нравственный
урок: Она подает людям пример любви и согласия,
которые должны царствовать между ними. "...(Троица)
является и исповедуется единым Богом не
менее по единодушию, как и по тождеству
сущности; поэтому и близки к Богу и божественным
духам все те, кто любит благо мира.., к
противоположной же стороне принадлежат те,
что воинственны нравом..."2
Григорий жил
в эпоху, когда христианская Церковь была
расколота на части. Епископы, принадлежавшие
к разным богословским партиям, отлучали
друг друга от Церкви, разрывали между собой
евхаристическое общение. Нередко внутри
одной богословской партии возникали распри,
расколы и раздоры. Примирение враждующих
партий было одной из главных задач, которую
ставил перед собой Василий Великий: он готов
был идти на уступки даже в вероучительных
вопросах3
ради сохранения или восстановления церковного
единства. "Искренно и истинно работающим
для Господа надо о том единственно прилагать
старание, чтобы привести опять к единству
Церкви, так многочастно между собой разделенные",-
говорил он.4
Однако и Василий
не уберегся от церковного раскола, одной
из жертв которого стал Григорий. Лишившийся
своей кафедры прежде, чем успел ее получить,
Григорий с первых шагов на епископском поприще
узнал на собственном горьком опыте, каковы
плоды церковных разделений. Будучи затем
помощником своего отца в Назианзе, Григорий
воссоединял с Церковью монахов, отделившихся
от престарелого епископа, когда тот поставил
подпись под омиусианским символом. В Константинополе
Григорий тоже не раз предпринимал попытки
примирять враждующие партии, в том числе
на II Вселенском Соборе, где его увещания,
как мы помним, не были услышаны, но только
вызвали всеобщее раздражение. Призывая к
церковному единству, Григорий напоминал
слушателям о согласии, гармонии, мире, единомыслии
и любви, которые царствуют внутри Троицы.
В Слове 23-м, говоря о необходимости примирения
между враждующими партиями внутри одной
Церкви5
перед лицом общего врага - арианства, Григорий
приводит в пример Святую Троицу:
|
Троица поистине
есть Троица, братья... Природа Божества...
всегда согласна Сама с Собой.., всегда
совершенна... Она есть жизни и жизнь,
светы и свет, блага и благо, славы
и слава, Истинное и Истина и Дух истины,
святые и святое само в себе: каждое
из них есть Бог.., но и три вместе
суть Бог... Так вкратце (излагаю наше
учение).., чтобы вы, выступающие против
нас публично.., познали, что мы одно
мыслим, одним духом воодушевлены,
одним духом дышим... Вот на ваших
глазах подаем мы друг другу руки!
Вот дела Троицы, Которую мы одинаково
славим и Которой одинаково поклоняемся.6
|
|
Согласно
Григорию, существует тесная связь между
единством верующих, собранных в одно тело
Церкви, и единством Троицы. Догматические
нововведения опасны не только сами по себе,
но еще и потому, что они нарушают церковное
единство. Говоря об этом в Слове 22-м, Григорий,
однако, подчеркивает, что он требует не
полной унификации догматического языка,
а скорее единомыслия в основных вероучительных
вопросах: "Установим себе не тот один предел
благочестия, чтобы поклоняться Отцу, Сыну
и Святому Духу, единому в трех Божеству
и единой Силе... Но, определив это, будем
единомысленны и в остальном как держащиеся
одной Троицы, почти одного и того же догмата
(tou autou schedon dogmatos) и одного тела".7
Выражение "почти одного и того же догмата"
указывает на то, что внутри единого тела
Церкви возможны небольшие разногласия по
тем или иным догматическим формулировкам
при сохранении вероучительного единства
в целом. Именно так представлял себе церковное
единство Василий Великий, который считал,
что разногласия в формулировках не должны
препятствовать воссоединению с Церковью
отделившихся от нее групп:
|
Мы... предлагаем
только желающим соединения с нами
братьям никейскую веру, а если соглашаются
на нее, то требуем еще не называть
тварью Духа Святого. Кроме же этого
согласен я ничего не требовать.8
Ибо уверен, что по долговременном
общении их с нами и по беспрекословном
упражнении в догматах веры, если бы
и потребовалось что присовокупить
для большей ясности, даст сие Господь.9
|
|
Таким
образом, и Василий, и Григорий придерживались
мнения о том, что для восстановления единства
между враждующими партиями достаточного
некоего "минимума", то есть такой общей
формулы, которая не предполагает полное
тождество всех догматических формулировок:
различные подходы к тайне единства Троицы
могут уживаться в рамках "почти одного и
того же догмата".
Тема единства
в троичности является лейтмотивом всего
корпуса "Слов о богословии". Однако здесь
Григорий озабочен не церковным единством,
а борьбой с арианскими искажениями православной
доктрины. Одним из таких искажений было
утверждение о том, что православные верят
в трех Богов:
|
"Если,- говорят,-
Бог, Бог и Бог, то как же не три Бога?"...
Один у нас Бог, потому что Божество
одно. И к Единому возводятся Те, Которые
от Единого, хотя и веруем в Трех.
Ибо как Один не больше, так и Другой
не меньше есть Бог, и Один не раньше,
и Другой не позже; Они не рассечены
волей и не разделены силой... Напротив,
Божество неразделимо в разделенных..,
как в трех солнцах, заключенных одно
в другое, одно растворение света.
Итак, когда взираем на Божество и
Первую Причину и монархию, тогда представляемое
нами одно; а когда на Тех, в Ком Божество,
на Тех, Которые от Первой Причины
существуют вневременно и равночестно,
тогда поклоняемся трем.10
|
|
Единство
в Троице, таким образом, обусловлено единством
Отца, с Личностью Которого в каппадокийском
богословии связано понятие Первой Причины
и идея монархии.11
Св. Василий Великий высказывался по этому
поводу вполне однозначно: "Бог един потому,
что Отец един".12
Признание Сына и Духа равными и единосущными
Отцу ни в коей мере не умаляет значения
Отца как первой и единой Причины, а следовательно
и как главного источника единства внутри
Троицы.
Единство трех
Ипостасей является тайной, выходящей за
пределы человеческого восприятия; поэтому
никакие сравнения, никакие подобия из жизни
тварного мира не способны изобразить это
единство. Отцы Церкви, говоря о единстве
Троицы, прибегали к сравнениям, но лишь
для того, чтобы сделать это учение более
наглядным, более доступным для простого
верующего: они всегда оговаривались, что
подобные сравнения условны и не исчерпывают
тайну Троицы. Григорий Богослов, например,
говорит о человеческой семье как образе
Святой Троицы: как Сиф рожден от Адама,
а Ева взята из ребра Адама, так и Сын рожден
от Отца, а Святой Дух исходит от Отца.13
Этот образ вполне традиционен для каппадокийского
богословия и встречается, в частности, у
Григория Нисского.14
В Слове 31-м
Григорий Богослов приводит три других образа:
первый и наиболее традиционный - родник,
ключ и река;15
второй - солнце, солнечный луч и солнечный
свет; третий - солнечный зайчик, который
движется по стене столь быстро, что бывает
видим одновременно в нескольких местах.
Однако у всех трех образов есть существенные
недостатки: первый наводит на мысль о движении
в Божестве и сводит Божественное единство
к единству арифметическому; второй представляет
Божество сложным и, приписав сущность Отцу,
делает два другие Лица несамостоятельными;
в третьем слишком очевидно наличие приводящего
в движение, тогда как первоначальнее Бога
нет ничего, да и вообще движение и колебание
не свойственны Божеству.16
Поэтому, заключает Григорий, "я рассудил,
что лучше мне отставить в сторону все образы
и тени как обманчивые и весьма удаленные
от истины, самому же придерживаться более
благочестивого образа мыслей, остановившись
на немногих терминах.., и других по мере
сил убеждать поклоняться Отцу и Сыну и Святому
Духу - единому Божеству и силе".17
Григорий говорит
о едином в трех Лицах Боге-Троице как о
самом сокровенном таинстве христианской
веры: Он - "Святое Святых, сокрываемое от
самих серафимов и прославляемое тремя возгласами
"Свят", восходящими к единому Господству
и Божеству".18
Непостижимое и сверхъестественное таинство
единства Святой Троицы вызывает восхищение
Григория. В Слове 40-м, посвященном празднику
Богоявления, Григорий говорит о единстве
Троицы в контексте крещальной практики Церкви
и собственного христианского опыта:
|
Больше всего и прежде
всего храни добрый залог,19
для которого я живу и жительствую,
который хотел бы я иметь при исходе
(из жизни), с которым я и все скорби
переношу и все приятное презираю -
а именно исповедание Отца, Сына и
Святого Духа. Этот залог вверяю тебе
ныне, с ним погружу тебя в купель
и изведу из купели. Его даю тебе на
всю жизнь помощником и заступником
- единое Божество и единую Силу, Которая...
не возрастает и не уменьшается..,
Которая повсюду равна, посвюду одна
и та же, как единая красота и единое
величие неба. Она есть бесконечная
соприродность трех бесконечных, так
что Каждый, рассматриваемый в отдельности,
есть Бог.., но и три, рассматриваемые
вместе, суть также Бог: первое по
причине единосущия, второе по причине
единоначалия. Не успею помыслить о
едином, как бываю озаряем тремя; не
успею разделить трех, как возношусь
к единому. Когда представится мне
нечто единое из трех, я думаю, что
это и есть Все: Оно наполняет мое
зрение.., я не могу объять Его величия...
Когда соединяю в созерцании трех,
тогда вижу один светильник, будучи
не в силах разделить или измерить
единый свет.20
|
|
Для
Григория единство Троицы было не просто
предметом богословского спора: оно было
в первую очередь объектом благоговейного
молитвенного созерцания. Его отношение к
Троице характеризовалось абсолютной преданностью
и пламенной любовью, почти влюбленностью.
"Моя Троица": так любил называть Ее Григорий.
Борьба за единосущие еще более укрепила
привязанность Григория к Троице, Которая
стала как бы частью его собственной биографии.
Не случайно он заканчивает монументальную
поэму "О своей жизни" восторженными словами,
посвященными Троице:
|
Что принесем в дар
Церквам? Слезы.
Ибо к этому привел меня Бог,
Подвергнув жизнь мою многим превратностям.
А куда она приведет меня? Скажи мне,
Слово Божие!
Молюсь, чтобы привела в непоколебимое
жилище,
Где моя Троица и Ее соединенное сияние
-
Троица, Чьи неясные тени и ныне приводят
меня в восторг.21
|
|
1
Ин.17:21. ^
|
2
Сл.6,13,9-15; SC 405,154-156 = 1.153-154. ^
|
3
В частности, в вопросе о Божестве
Святого Духа. ^
|
4
Письмо 113 (Пресвитерам в Тарсе);
ed. Courtonne, 17 = рус.пер. с.138
(Письмо 109). ^
|
5
Имеются в виду, вероятно, "мелетиане"
и "павлиниане". ^
|
6
Сл.23,10,11-13,3; SC 270,300-306 =
1.333-335. ^
|
7
Сл.22,12,1-9; SC 270,242-244 = 1.342-343. ^
|
8
Т.е. не требовать, например, открытого
признания Духа Богом. ^
|
9
Письмо 113, ed.Courtonne, 17 = рус.
пер. с.138. ^
|
10
Сл.31,13,5-14,13; SC 250,300-304 =
1.451. ^
|
11
См. Василий Великий. О Святом
Духе 21 и 38. Ср. Григорий Богослов.
Сл.29,15,1-18; 208 = 1.423-424. ^
|
12
Беседа 24,3 (PG 31,605A). ^
|
13
PG 37,411 = 2.23. ^
|
14
О том, что значит "по образу"; PG
44,1329C. ^
|
15
Ср. Афанасий Александрийский.
О Святом Духе 1,19; Василий Великий.
Против Евномия 5. ^
|
16
Сл.31,31,1-33,7; 338-340 = 1.461-462. ^
|
17
Сл.31,33,10-19; 340-342 = 1.462. ^
|
18
Сл.45,4; PG 36,628-629 = 1.664. ^
|
19
Ср. 2 Тим.1:14. ^
|
20
Сл.40,41,1-24; SC 358,292-294 = 1.571. ^
|
21
PG 37,1165-1166 = 2.391-392. ^
|
|
|
|