|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава III
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
4. ТВОРЕНИЕ
ТВАРНОЕ БЫТИЕ
Существует
отнологическое различие между Богом и тварным
бытием: на этом особенно настаивали Отцы IV
в. в полемике с арианством.1
Все тварное, по словам св. Афанасия Александрийского,
"никоим образом не подобно своему Творцу по
сущности, но находится вне Его".2
Григорий Богослов прямо говорит: "Если Бог,
то не тварь... Если же тварь, то не Бог, ибо
получила начало во времени. А если получила
начало, то было, когда ее не было".3
По образному сравнению Григория, онтологическая
пропасть между Божеством и тварным миром,
подобна пропасти, существующей в византийском
государстве между господством и рабством.
Речь идет не о том социальном различии, которое
противоестественно, подчеркивает Григорий,
не о том, "что у нас или насилием рассечено,
или бедностью разъединено", но о том, что
"разделила природа", т.е. что онтологически
иноприродно - Бог и тварь. В Божестве есть
"что-то творческое, начальственное и неподвижное",
а в тварном мире - "что-то сотворенное, подчиненное
и разрушаемое"; Божество выше времени, а тварь
подвластна времени.4
Однако Григорий
не столь последователен в утверждении инаковости
тварного бытия по отношению к Богу. Согласно
его учению, в иерархии тварных существ возможны
различные степени близости к Богу, так что
одна тварь превосходит в этом отношении другую.5
Среди тварных существ есть некоторые, весьма
близкие Богу и даже "родственные" Ему, а есть
совершенно далекие от Бога и чуждые Ему. К
первым относятся ангелы, к последним - чувственные
живые существа и в еще большей степени неодушевленные
предметы. Все возможные степени родства с
Богом или инородности Ему располагаются между
этими полюсами:
|
Поскольку недостаточно
было для благости (Божией) того, чтобы
двигаться лишь в созерцании себя самой,
но надлежало благу разливаться и идти
далее.., (Бог) во-первых замышляет ангельские
и небесные силы... Поскольку же эти
первые были хороши (в глазах Бога),6
то замышляет и второй мир - материальный
и видимый: это и есть стройный состав
неба и земли и того, что между ними,
достойный хвалы по прекрасному расположению
каждого элемента, а еще более удивительный
по гармоничности и согласованности (euarmostias
kai symphōnias) всего в целом...
Этим Бог показал, что Он в силах сотворить
не только родственную Самому Себе, но
и совершенно чуждую природу. Ибо родственны
Божеству природы умственные и постигаемые
одним умом, совершенно же чужды те,
что подвластны чувствам, а из этих чувственных
еще дальше (от Бога находятся) вовсе
неодушевленные и неподвижные (природы).7
|
|
Несмотря
на большую или меньшую иноприродность тварных
существ по отношению к Богу, все тварное бытие,
будучи созданием Божиим, неразрывно связано
со своим Создателем. Бог присутствует на обоих
уровнях тварного бытия - и в мире духовном,
и в мире материальном: ангелы, люди, все живые
существа и даже неодушевленные предметы способны
приобщаться к Божественному свету и становиться
его носителями. Григорий представляет все
тварное бытие как иерархию светов, восходящую
к первому и верховному Свету-Богу; вторым
светом является ангел - "некая струя или причастие
первого света"; третий свет есть человек.8
Иерархическая структура тварного бытия обеспечивает
присутствие Бога на всех его уровнях: Божественный
свет более ощутим на высших уровнях, в мире
ангелов, однако и в материальном мире есть
своя иерархия светов, отображающая Божественный
свет.9
Для Григория
ангелы - носители Божественного света преимущественно
перед всеми другими тварями. Он говорит об
ангелах как светоносных духовных существах,
которые "первыми пьют от первого Света, и
просветляются словом истины, и сами суть свет
и суть отблески совершенного Света".10
По Григорию, существуют различные чины ангелов,
озаряемых Божественным Светом и поставленных
Богом на служение людям:
|
...Есть некие ангелы,
архангелы, престолы, господства, начала,
власти, светлости, восхождения, умные
силы или умы, природы чистые, ни с чем
не смешиваемые, неподвижные или неудобоподвижные
на зло, всегда ликующие (choreuousas)11
вокруг Первой Причины... Они или от
Нее озаряются чистейшим осиянием, или
иным образом получают иное озарение,
в соответствии с природой и чином. Они
настолько носят на себе образ и отпечаток
Блага, что сделались вторыми светами,
способными просвещать других излияниями
и раздаяниями Первого Света. Служители
Божией воли, они сильны как по природной
своей силе, так и по приобретенной;
они все обходят, всем везде охотно себя
предоставляют благодаря готовности к
служению и природной легкости. Каждый
из них принял какую-либо часть вселенной,
или приставлен к чему-нибудь одному
из всего...12
Они все ведут к Единому.., воспевая
Божие величие, созерцая вечную славу...13
|
|
На
рубеже V-VI вв. автор Ареопагитского корпуса
создаст учение о девятичинной ангельской иерархии,
состоящей из трех триад: 1) престолы, серафимы,
херувимы; 2) господства, силы, власти; 3)
начала, архангелы и ангелы.14
Хотя Григорий Богослов не делает попытки систематизировать
ангельские чины, в его представлении, несомненно,
существует некая иерархия ангелов, в соответствии
с которой одни получают свет непосредственно
от Первой Причины, другие - "иным образом".15
Характерно, что Григорий упоминает именно
девять имен, причем семь идентичны ареопагитским;
что же касается имен Херувимов и Серафимов,
то в списке Григория вместо них стоят "светлости"
и "восхождения": он, очевидно, предпочел греческие
термины еврейским.16
Что касается
материального мира, то в нем Григорий видит
прежде всего отражение Божественной красоты:
не случайно в греческой традиции мир назван
космосом (kosmos, "красота", "порядок"). Космос,
по Григорию, есть отображение величия Божия;
Бог управляет космосом по законам порядка,
мира (eirēnē) и любви:
|
...Небо, земля, море
и весь этот мир, великая и знаменитая
Божия стихия, в которой открывается
Бог, проповедуемый молчанием, пока стоит
твердо и в мире с самим собой, оставаясь
в пределах своей природы, пока ни одно
(существо) не восстает против другого
и не разрывает тех уз благоразумия,
которыми все связал Художник-Логос,
до тех пор он является и называется
космосом и недоступной красотой (kallos
aprositon), и ничего нельзя представить
себе ярче и великолепнее его.17
|
|
Восхищение
и удивление перед благообразием вселенной
и перед мудростью Творца, выразившейся в ее
устройстве, было характерно для многих христианских
авторов: достаточно вспомнить "Беседы на Шестоднев"
св. Василия Великого и "Огласительные Слова"
св. Кирилла Иерусалимского. В Слове 28-м (2-м
О богословии), главной темой которого является
непостижимость Божия, Григорий, после опровержения
ряда арианских силлогизмов, переходит к описанию
вселенной и населяющих ее живых существ. Это
описание, в котором чувствуется влияние упомянутых
сочинений Василия и Кирилла, а также сильная
зависимость от библейской Книги Иова, перерастает
в гимн творению и его премудрому Создателю.
Животные, рыбы, птицы, пчелы, пауки и муравьи
- все они красотой и разумностью своей природы
свидетельствует о величии Творца:
|
Почему одни животные
живут стадами, другие в-одиночку, одни
травоядны, другие питаются мясом, одни
свирепы, другие кротки, одни любят человека
и питаются от него, другие неукротимы
и свободолюбивы, одни как бы близки
к разуму и способности учиться, другие
же совершенно лишены разума и неспособны
к научению?.. Исследуй также природу
водоплавающих, скользящих по водам и
словно летающих по влажной стихии...
Исследуй их повадки и страсти, смешения
и рождения, величину и красоту, привязанность
к одному месту и миграцию с места на
место, схождения и разлучения... Исследуй
и стада птиц, разнообразие внешнего
вида и окраски у птиц бесгласных и певчих.
Какая причина мелодичности последних,
и от кого это? Кто повесил кузнечику
арфу на грудь? Кто дал птицам эти песни
и щебетанье на ветвях, когда, движимые
солнцем, они музицируют в полдень, оглашают
леса и сопровождают звуками путников?
Кто сочиняет песню для лебедя, когда
он расправляет на ветру крылья и, взмахивая
ими, задает ритм?.. Откуда у пчел и
пауков такая любовь к труду и к искусству,
так что у одних соты сложены из шестиугольных
чашечек, поставленных одна напротив
другой.., а другие из тонких и почти
воздушных нитей, растянутых в разных
направлениях, ткут замысловатые паутины?..
Умолчу об кладовых и кладовщиках у муравьев,
об их запасе пищи, соответствующем времени
года, и о прочем, что узнаем мы из рассказов
об их путешествиях, предводителях и
строгом порядке в делах.18
|
|
Продолжая
описание видимого мира, Григорий говорит о
искусном устройстве древесных листьев, богатстве
и красоте плодов, о силе корней, соков, цветов,
запахов, о драгоценности и прозрачности камней:
все это, как некий пир, на который всем открыт
доступ, предложила природа человеку, чтобы
он познал Бога. Григорий описывает землю,
морские заливы, леса, реки, источники питьевой
воды, а также горячие источники, на которых
человек получает "бесплатное лекарство" -
горячие ванны.19
Откуда все это? Разум не находит другого причины
для существования этого, кроме воли Божией.20
Море поражает Григория своей величиной и вместе
с тем, кротостью, благодаря которой оно не
выступает из своих пределов. Реки впадают
в море, но оно не переполняется. А кто создал
воздух - это обильное и неиссякаемое богатство,
которым все в равной мере пользуются? Где
хранилища ветров? Где сокровищницы снега?21
Какова причина громов и молний?22
Восхищение тварным
миром приводит Григория к утверждению о необходимости
при рассмотрении вселенной руководствоваться
больше верой, чем разумом. Ограниченность
человеческого разума, на которой Григорий
настаивал в своей полемике с гносеологическими
воззрениями Евномия, становится особенно явной,
когда человек пытается проникнуть в "небесные
сферы" и познать природу солнца, луны и звезд:
|
Если ты мыслью прошел
воздух и все, что в воздухе, прикоснись
уже вместе со мной к небу и к небесному.
Но здесь уже пусть ведет нас скорее
вера, чем разум, если ты понял свою
немощь в (познании того), что ближе
к тебе, и если признал разумным познавать
то, что превыше разума, чтобы не оставаться
всецело земным и привязанным к земле,
не сознающим даже собственного незнания.
Кто округлил небо, расставил звезды?
Но, прежде всего, что такое небо и звезды?
Можешь ли ответить, высокоумный, не
знающий того, что у тебя под ногами?..
Пусть даже ты постиг эти циклы и периоды,
приближения и удаления, заходы и восходы,
какие-то знаки зодиака и странные измерения,
и все то, за что так почитаешь ты свою
чудную науку. Но ведь это еще
не познание сущего, а только лишь наблюдение
за каким-то движением, подтвержденное
долговременным наблюдением, собирающее
воедино выводы многих, а потом изобретающее
закон и провозглашающее его научным
(открытием). Так фазы луны стали известными
для многих, а основой этого знания является
наблюдение. Но если ты такой знаток
этих вещей и хочешь, чтобы удивлялись
тебе по праву, скажи, какова причина
такого устройства и движения?.. Но что
изначально привело солнце в движение?..
Что значит это прибавление и убавление
дней и ночей?.. Познал ли ты природу
луны, ее фазы, меры ее света, ее движения,
и то, как солнце господствует над днем,
а она начальствует над ночью?..23
|
|
Рассуждения
Григория могут показаться наивными в свете
того развития, которое произошло в человеческой
науке с IV в. Многие астрономические законы,
неизвестные во времена Григория, известны
сейчас каждому школьнику. Многое их того,
что в структуре космоса представлялось таинственным
и непостижимым, получило свое научное объяснение.
Означает ли это, что слова Григория о недостаточности
науки для объяснения всех природных феноменов
и о превосходстве веры над разумом потеряли
всякое значение? Нам думается, что нет. Несмотря
на научный прогресс, приведший уже во времена
Галилея и Коперника к пересмотру всех античных
утверждений относительно структуры мироздания,
наука до сих пор не пришла к единому взгляду
на происхождение вселенной. И в наши дни,
как и в IV в., существуют различные теории
происхождения вселенной, различные взгляды
на роль Бога в сотворении мира и управлении
им. Вопросы Григория - "какова причина?",
"кто создатель?", "что изначально привело
в движение вселенную?" - до сих пор не получили
однозначного и исчерпывающего "научного" ответа.
"Познание сущего", то есть знание о причинах
возникновения и бытия всего существующего,
до сих пор неподвластно науке и остается достоянием
религиозного опыта. Диалог между религией
и наукой и сейчас, как во времена Григория,
далек от завершения.
То, о чем говорит
Григорий, всегда сохраняет свою актуальность:
как далеко ни продвинется наука, в мире всегда
будет оставаться много неизведанного и таинственного,
неподвластного человеческому разуму. Удивление
перед совершенством и красотой космоса, перед
гармонией, царящей во вселенной, не исчезает
оттого, что человек узнает о мире все больше
и больше. Скорее наоборот, научный прогресс
только увеличивает наше благоговение перед
тайной Бога, создавшего мир столь величественным
и прекрасным. "Человек, который потерял способность
удивляться и благоговеть - мертв,- говорит
один из великих ученых XX в.24-
Знать, что существует сокровенная Реальность,
которая открывается нам как высшая красота,
знать и ощущать это - вот ядро истинной религиозности".
Удивление перед красотой космоса, "благоговение
перед жизнью",25
свойственное человеку веры, не исключает уважительного
отношения к разуму. Но, как не уставал подчеркивать
Григорий Богослов, у разума есть свои пределы,
за которые можно выйти лишь при помощи веры.
1
Ср. Meyendorff. Byzantine Theology,
129-131. ^
|
2
Против ариан 1,20 (PG 26,53) = рус.
пер. т.2, с.202. ^
|
3
Сл.42,17,8-10; SC 384,86 = 1.596. Отголосок
арианской фразы "Было, когда не было
(Сына)". ^
|
4
Сл.34,8,1-7; SC 318,212 = 1.495. ^
|
5
Сл.34,8,16-17; 212 = 1.496. ^
|
6
Ср. Быт.1:4; 1:10; 1:12 и т.д. ^
|
7
Сл.38,9,1-10,14 (9,1-5; 10,3-14); SC
358,120-124 = 1.526. ^
|
8
Сл.40,5,1-15; SC 358,204-206 = 1.545-546.
Мы будем подробно рассматривать тему
Божественного света в главе IV. ^
|
9
Сл.40,5,15-21; 206 = 1.546. ^
|
10
Сл.6,12,22-24; SC 405,152-154 = 1.153. ^
|
11
Вариант перевода "составляющие хор",
"танцующие в хороводе". ^
|
12
В этих словах отражена вера в то, что
одни ангелы приставлены к каждому конкретному
человеку ("ангелы-хранители"), тогда
как другие покровительствуют целым городам
и странам. ^
|
13
Сл.28,31,16-33; SC 250,172-174 = 1.412-413. ^
|
14
См. Дионисий Ареопагит. О Небесной
иерархии. ^
|
15
В системе Дионисия только высший чин
получает озарение непосредственно от
Бога; низшие чины получают его через
посредство высших. ^
|
16
"Серафим" по-еврейски означает "огненный",
"горящий". Имя "херувим", по Клименту
Александрийскому и Оригену, указывает
на "обильное знание": см. Климент.
Строматы 5,6; Ориген. На Рим.3,8
(PG 14,948 B). ^
|
17
Сл.6,14,8-17; SC 405,158 = 1.154. ^
|
18
Сл.28,23,4-25,28; SC 250,148-156 = 1.406-408.
Ссылка на "рассказы" из жизни муравьев
показывает, что Григорий мог быть знаком
с произведениями грекоязычной естественнонаучной
литературы, такими как "Об истории животных"
и "О рождении животных" Стагирита, которые
он, по-видимому, имеет в виду в Слове
31-м, когда говорит об "истории животных"
и природе "рождения животных". См. Сл.31,10,14-17;
SC 250,294 = 1.449. Ср. Norris.
Faith, 124. ^
|
19
Как мы упоминали выше (см. главу I),
Григорий сам лечился на водах. ^
|
20
Сл.28,26,1-31; 156-158 = 1.408. ^
|
21
Ср. Иов 38:22. ^
|
22
Сл.28,27,1-28,39; 158-164 = 1.408-410. ^
|
23
Сл.28,28,39-30,22; 164-170 = 1.410-412. ^
|
24
Альберт Эйнштейн. ^
|
25
Выражение Альберта Швейцера. ^
|
|
|
|