|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава IV
МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
2. МОЛИТВА И БОГОВИДЕНИЕ
БОГОВИДЕНИЕ
Целью молитвенного
труда и в конечном счете всей жизни христианина является
видение Бога: это лейтмотив восточно-христианской
традиции. Как говорит св. Ириней Лионский, "слава Божия
есть человек живущий, а жизнь человека есть видение Бога".1
Изначальный парадокс темы
боговидения заключается в том, что, согласно библейскому
откровению и утверждениям многих Отцов Церкви, Бог невидим
по Своей природе и, следовательно, какое-либо видение
Его сущности невозможно. Тем не менее, во-первых, невидимый
Бог становится видимым в лице Иисуса Христа: "Бога не
видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем,
Он явил".2
По словам Иринея, "Отец есть невидимое Сына, а Сын есть
видимое Отца".3
Во-вторых, невидимый для человека в его падшем состоянии,
Бог может быть видим для тех, кто достиг состояния обожения
и у кого "очи души открыты".4
В-третьих, невидимый в Своей сущности, Бог открывается
человеку в Своих энергиях, благодаря чему человек может
видеть Бога.5
Наконец, в-четвертых, Бог, Который невидим для человека
в земной жизни, может стать видимым в будущем веке: "Возлюбленные!
мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что
будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны
Ему, потому что увидим Его, как Он есть".6
Учение Григория Богослова
о боговидении находится в тесной связи с его учением о
богопознании, которое мы рассматривали выше.7
И там, и здесь исходным пунктом является непостижимость
Божия, недоступность и невозможность видения сущности
Божией. "Бог,- говорит Григорий,- есть свет недоступный,
непрерывный, который не начинался и не прекратится, неизменяемый,
вечносияющий, трисиятельный; немногие видят Его, как Он
есть, думаю же, едва ли и немногие".8
В других местах, однако, Григорий говорит о людях, которые
"чистыми очами видят Бога".9
Девственники, достигшие состояния обожения, по Григорию,
"видят Бога, и Бог видит их, так как они Божии".10
Боговидение возможно в земной жизни, хотя бы и для очень
немногих, однако оно будет несравненно полнее в будущем
веке:
|
Мы, при помощи великих книг Божественных
пророков
И богодухновенных учеников Христа-Ходатая,
Ум которых был изощрен светозарным Духом
И которые чистым сердцем видели великого Бога,-11
Ибо это единственный способ воспринимать невидимое
Божество,-
(При помощи их) мы познали Божественное, стали богопросвещенными,
восходящими все выше,
Насколько возможно эфемерным существам восходить
в этой жизни к Богу.
Ибо нелегко глазу проникнуть сквозь облако,
Даже при самом остром зрении. Но большее возможно
для нас лишь впоследствии,
Ибо награда за желание состоит в достижении желаемой
цели.12
|
|
Григорий,
таким образом, воспринимает слова Христа "Блаженны чистые
сердцем, ибо они Бога узрят"13
как указание на возможность увидеть Бога в земной жизни,
однако подчеркивает, вслед за всей библейской и патристической
традицией, что более полное видение возможно лишь в будущей
жизни. "Видимое" в настоящей жизни есть лишь "некий эскиз
и предначертание невидимого".14
В земной жизни человек желает увидеть Бога и видит
Его в некоторой степени, но полное богопознание - удел
будущего века:
|
Ибо сказано: Теперь мы видим
как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда
же лицем к лицу: теперь знаю я отчасти, а тогда
познаю, подобно как я познан.15
Какое наше унижение, но какое и обещание - познать
Бога настолько, насколько мы сами познаны (Им)!
Так сказал Павел, великий проповндник истины, учитель
язычников в вере, который... восходил до третьего
неба, созерцал рай16
и ради совершенства желал разрешиться.17
И Моисей едва видел Бога сзади из-за скалы18
- что бы ни означали слово "сзади" и слово "скала"
- и это после того, как он много молился и получил
обещание; впрочем, видел не в той мере, в какой
желал, ибо то, что убежало от его взора, было больше,
чем то, что явилось ему.19
|
|
Моисей,
восходящий на Синай для встречи с Богом,- традиционный
образ мистического богословия, начиная с Филона Александрийского.
Видение Бога "сзади" (opisthion - слав. "задняя Божия")
аллегорически интерпретируется в смысле возможности видения
Бога лишь в Его энергиях, но не в Его невидимой сущности.20
По другой интерпретации, Моисей, видящий Бога "сзади"
и покрытый "скалой" (petra), видит Его в телесном облике
воплотившегося Слова.21
Григорию Богослову близка вторая интерпретация: он говорит
о своем восхождении на гору богопознания и о том, что
он, подобно Моисею, "едва увидел Бога сзади, притом покрытого
Камнем (petra), то есть воплотившимся ради нас Словом".22
Согласно Григорию, Моисей не мог видеть невидимого и невместимого
Бога, Который становится "вместимым" (постижимым) только
благодаря Своему истощанию:
|
Если бы Бог пребывал на Свой высоте,
если бы не снизошел к немощи, если бы остался тем,
чем был, сохраняя Себя недоступным и непостижимым,
то, может быть, немногие последовали бы за ним.
Даже не знаю, последовали ли бы и немногие, разве
что один Моисей, но и тот лишь настолько, чтобы
увидеть Бога сзади. Ибо хотя он и прошел сквозь
облако, став вне телесной тяжести и приведя в бездействие
чувства, однако тонкость и бестелесность Божию -
или не знаю, как еще кто-либо и назвал бы это -
мог ли он видеть, будучи телом и смотря телесными
глазами? Но поскольку Бог истощается ради нас, поскольку
нисходит - истощанием же называю как бы ослабление
и умаление славы - Он становится (для нас) вместимым.23
|
|
Теме боговидения
посвящена часть Слова 28-го (2-го О богословии), где Григорий,
говоря о различных явлениях Бога ветхозаветным праведникам,
доказывает, что ни один из них не видел Бога в Его бестелесной
и невидимой сущности; они могли только видеть Бога в
человеческом облике:
|
Великий патриарх Авраам, хотя
и оправдался верою24
и принес Богу необычную жертву, прообраз великой
Жертвы,25
однако же видел Бога не как Бога, но напитал как
человека;26
он похвален как почтивший (Бога) в меру своего постижения.
Иаков видел во сне высокую лестницу и восхождение
ангелов,27
он таинственно помазывает камень... и называет то
место "вид Божий"28
в честь Явившегося на нем... Он борется с Богом,
как с человеком,- была ли это борьба Бога с человеком
или, может быть, сравнение человеческой добродетели
с Богом... Но ни он, ни кто-либо другой после него
из двенадцати колен, отцом которых он был, до сего
дня не похвалился, что вместил всецелую природу
Божию или всецелый вид Бога.29
|
|
Для человека
возможно ощущение присутствия Божия, возможно созерцание
Бога в неких таинственных символах и образах, возможно,
наконец, мистическое восхищение и пребывание с Богом на
"третьем небе"; при всем том Бог продолжает оставаться
невидимым и сущность Его непостижимой. Всякое явление
Бога, как подчеркивает Григорий, есть лишь некое присутствие
Того, Кто по Своей природе безмерно величественнее любого
Своего видимого проявления, но и это присутствие бывает
невместимым для человека, и об этом частичном и неполном
опыте человек не в силах рассказать словами:
|
И для Илии не сильный ветер, не
огонь, не землетрясение, как слышишь из истории,
но некий тихий ветерок обозначил Божие присутствие,30
но не природу Божию... Не удивляешься ли ты, во-первых,
судье Маною, а затем апостолу Петру? Один не выносит
видения явившегося ему Бога и потому говорит: погибли
мы, жена, ибо видели мы Бога,31-
чем показывает, для человека невместимо даже явление
Бога, а тем более Его природа. Другой же не пускал
в лодку явившегося Христа и поэтому отсылал Его
от себя...32
Что же сказать об Исаии и о Иезекииле, созерцателе
величайших тайн, и о прочих пророках? Один из них
видел самого Господа Саваофа, сидящего на престоле
славы, но и Его видел окруженным, славимым и скрываемым
шестикрылыми серафимами...33
Другой же описывает колесницу Божию - херувимов,
и над ними престол, и над престолом твердь, и на
тверди Явившегося, а также какие-то голоса, движения
и действия.34
Но было ли то дневное явление, созерцаемое только
святыми, или нелживое ночное видение, или
представление нашего ума,35
когда будущее предстает, словно настоящее, или другой
какой-либо вид пророчества - этого я не могу сказать...
По крайней мере ни те, о которых мы говорим, ни
кто-либо другий после них... не видел и не изъяснил
природу Божию. Если бы Павел мог открыть, что
заключали в себе третье небо36
и путь к нему,- восхождение или восхищение,- тогда,
может быть, узнали мы о Боге нечто большее... Но
поскольку это было неизреченно, то почтим и мы молчанием.37
|
|
Таким
образом, и богопознание, и боговидение являются уделом
человека на вершинах его мистического опыта, однако лишь
в той степени, в какой это вообще возможно для человеческой
природы. Видение Бога становится возможным для того, кто
очистил себя, достиг состояния обожения и пребывает в
молитве. Однако и в этом случае человек созерцает Бога
лишь "сзади", то есть ощущает таинственное присутствие
Господа, остающегося непостижимым, неизъяснимым, недоступным,
невместимым и невидимым.
1
Против ересей 4,20,7. ^
|
2
Ин.1:18. ^
|
3
Ириней Лионский. Против ересей 4,6,6. ^
|
4
Ср. Феофил Антиохийский. К Автолику 1.2. ^
|
5
Ср. Григорий Нисский. Толкование Блаженств
6 (ed. Callahan, 141). ^
|
6
1 Ин.3:2. ^
|
7
См. раздел "Непостижимость Бога" в главе III. ^
|
8
Сл.44,3; PG 36,609 = 1.656. ^
|
9
PG 37,973 = 2.53. ^
|
10
PG 37,538 = 2.138. ^
|
11
Ср. Мф.5:8. ^
|
12
PG 37,1559-1560 = 2.262. ^
|
13
Мф.5:8. ^
|
14
Сл.45,11; PG 36,637 = 1.668. ^
|
15
1 Кор.13:12. ^
|
16
Ср. 2 Кор.12:2-4. ^
|
17
Ср. Фил.1:23. ^
|
18
Ср. Исх.33:18-23. ^
|
19
Сл.32,15,18-16,5; SC 318,118 = 1.471. ^
|
20
Ср. Ориген. Беседы на Иеремию 16,2 (PG 13,441
A). ^
|
21
Ср. Ориген.Беседа 4,1 на Пс.36 (PG 12,1350
C). ^
|
22
Сл.28,3,5-7; SC 250,104 = 1.393. ^
|
23
Сл.37,3,2-13; SC 318,276 = 1.511. ^
|
24
Ср. Рим.4:3; 3:28; Евр.11:8-9. ^
|
25
Ср. Быт.22:2. Рассказ о жертвоприношении Исаака
традиционно воспринимался как прообраз искупительной
жертвы Христа-Спасителя. ^
|
26
Ср. Быт.18:6-8. ^
|
27
Ср. Быт.28:12. ^
|
28
Ср. Быт.28:17-18. ^
|
29
Сл.28,18,7-24; SC 250,136-138 = 1.402-403. ^
|
30
Ср. 3 Цар.19:11-12. ^
|
31
Ср. Суд.13:22. ^
|
32
Ср. Лк.5:3-8. ^
|
33
Ср. Ис.6:1-3. ^
|
34
Ср. Иезек.1:22-27. ^
|
35
Букв. "владычественного в нас". ^
|
36
Ср. 2 Кор.12:2-4. ^
|
37
Сл.28,19,1-20,5; 138-140 = 1.403. ^
|
|
|
|