|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава IV
МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
3. ОБОЖЕНИЕ
ПУТЬ К ОБОЖЕНИЮ
Мы видим,
что для Григория искупительный подвиг Христа становится
залогом обожения всего человечества и всякого человека.
Но каким образом идея обожения воплощается в жизнь?
Каков путь к обожению для конкретного христианина?
Этот путь, во-первых,
лежит через Церковь и таинства. По учению Григория,
Церковь есть единое тело, "соединенное и связанное гармонией
Духа.., совершенное и достойное самого Христа - нашего
главы".1
В Церкви человек призван "со Христом похоронить себя,
со Христом воскреснуть, Христу сонаследовать, стать
сыном Божиим и называться богом".2
Истинная Церковь может быть немногочисленной, она может
быть гонимой еретиками, лишенной принадлежащих ей зданий
и внешнего великолепия, но, пока в ней сохраняется в
неповрежденной чистоте христианская вера, она остается
местом присутствия Божия и обожения людей, местом, где
звучит проповедь Евангелия и где совершается восхождение
человека к небу:
|
У них здания, а у нас - Живущий
в зданиях; у них - храмы, а у нас Бог,3
и мы сами можем сделаться живыми храмами Бога
живого,4
одушевленными жертвами, разумными всесожжениями,
совершенными приношениями и богами через поклоняемую
Троицу. У них толпы народа, а у нас ангелы; у
них дерзость, у нас вера; они угрожают, мы молимся;
они низлагают - мы терпим; у них золото и серебро
- у нас слово очищенное. Ты построил себе двух-
и трехэтажный дом.., но он не выше моей веры и
тех небес, к которым я стремлюсь.5
|
|
Спасение
человека происходит в Церкви благодаря участию в таинствах
Крещения и Евхаристии. В Крещении человек возрождается
и воссоздается благодаря обоживающему действию Святого
Духа: "...(Дух) обоживает меня в Крещении... От Духа
- наше возрождение, от возрождения - воссоздание...
Дух делает человека храмом, богом, совершенным (naopoioun,
theooun, teleioun), поэтому Он и предваряет Крещение,
и взыскуется после Крещения".6
В Евхаристии же "мы причащаемся Христа, Его страданий
и Его Божества".7
Если Крещение очищает человека от первородного греха,
то Евхаристия делает его причастным искупительному подвигу
Христа:
|
(Христос) стал посредником сразу
для двух народов - одного дальнего,
Другого ближнего,-8
так как был общим для обоих краеугольным
Камнем,- И даровал смертным двоякое очищение -
Одно вечного Духа, которым и очистил во мне прежнее
Повреждение, порожденное плотью; другое - нашей
крови.
Ибо моя та кровь, которую истощил Христос, мой
Бог,
Для искупления первородных страстей и для избавления
мира.
Ведь если бы я был не человеком изменчивым, но
твердым,
То необходима была бы лишь заповедь великого Бога,
Которая украшала бы меня, спасала и вела к высокой
славе.
Ныне же, поскольку не богом создал меня Бог, но
поставил в равновесии,
Склонным (как к добру, так и к злу), поэтому и
поддерживает меня многими (средствами),
Одним из которых для людей является благодать
омовения.9
|
|
Обожение
происходит благодаря любви человека к Богу. По слову
Григория, "любовь к Богу есть путь к обожению".10
Вершиной этого пути является единение с Богом, которое
и есть обожение: "Я - Христово достояние; храмом и жертвой
стал я, но впоследствии буду богом, когда душа смешается
с Божеством".11
Путь к обожению лежит
также через активное доброделание: "Показывай свою деятельность
не в том, чтобы делать зло, но в том, чтобы делать добро,
если хочешь быть богом".12
Благотворительность есть уподобление Богу: будучи щедрым
и милосердным, начальник может стать богом для подначальных,
богатый - для бедных, здоровый - для больных.13
Обожение не есть лишь интеллектуальное восхождение;
вся жизнь христианина должна стать путем к обожению
через исполнение евангельских заповедей: "Возвышайся
скорее жизнью, чем мыслью. Первая обоживает, а вторая
может стать (причиной) великого падения. Жизнь же соразмеряй
не с ничтожными (вещами), ведь даже если ты и высоко
взойдешь, все равно останешься ниже (того, что требует)
заповедь (Божия)".14
Аскетический образ жизни
тоже способствует обожению человека. Григорий говорит
о монахах (девственниках) как тех, кто восходит к вершинам
обожения через духовную и телесную чистоту: "И вокруг
светозарного Царя предстоит непорочный, небесный хор
- это те, которые спешат от земли, чтобы быть богами,
это христоносцы, служители креста, презрители мира,
умершие для земного, заботящиеся о небесном, свтетила
миру, ясные зеркала света".15
Но воздержание необходимо не только для монахов: каждый
христианин должен быть в какой-то мере аскетом, если
хочет достичь обожения. В Слове 11-м, посвященном памяти
мучеников Маккавеев, Григорий так говорит своей пастве:
|
Если мы наслаждаемся похотями
чрева, получаем удовольствие от временного, вносим
сюда преходящее, думаем найти здесь место для
пьянства, а не для целомудрия, и время для торговли
и житейских дел, а не для восхождения и - осмелюсь
так сказать - обожения.., то, во-первых, не думаю,
чтобы это было благовременно... Во-вторых, я хотел
бы сказать и нечто более резкое, но воздержусь
от обличений из уважения к празднику. Во всяком
случае, чтобы сказать поскромнее, не этого требуют
от нас мученики.16
|
|
Путь
к обожению, наконец, лежит через молитву, мистический
опыт, восхождение ума к Богу, предстояние Богу в молитвенном
созерцании. "Чем хочешь ты стать?- обращается Григорий
к своей душе.- Хочешь ли стать богом - богом, светоносно
предстоящим великому Богу, ликующим с ангелами? Иди
же вперед, расправь крылья и вознесись ввысь".17
Через молитву и очищение ума человек приобретает опыт
частичного богопознания, которое становится все более
полным по мере приближения к цели - обожению:
|
...(Бог) с такой же быстротой
озаряет наш ум,18
если он очищен, с какой летящая молния озаряет
взор. Мне кажется, что это для того, чтобы постигаемым
привлекать к Себе,- ибо абсолютно непостижимое
является безнадежно недоступным,- а непостижимым
приводить в удивление, через удивление же возбуждать
большее желание, через желание очищать, а через
очищение делать богоподобными; когда же сделаемся
такими, тогда уже беседовать как со своими - пусть
слово дерзнет на нечто смелое! - беседовать с
Богом, соединившимся с богами и познанным ими,
может быть, настолько же, насколько Он знает познанных
Им.19
|
|
Как
видим, обожение в понимании Григория есть вершина богопознания,
когда непостижимый Бог становится постижимым, насколько
это возможно для человеческой природы. Обожение есть
также цель всего "тайноводства" христианской Церкви.
Оно есть завершение нравственного и аскетического подвига
христианина. Оно есть вершина молитвенного подвига и
мистической жизни христианина: на этой вершине происходит
соединение человека с Богом. Обожение есть спасение
всецелого человека, преображение и воссоздание его ума,
души и тела. Делаясь богоподобным, человек не только
благодетельствует самому себе: он также являет Слово
Божие другим.20
Тем самым каждый христианин может способствовать достижению
конечной цели существования всего - спасения человечества,
обновления и преображения мира, вхождения всех спасенных
в "Церковь торжествующую", соединения людей с Богом,
эсхатологического обожения всего тварного бытия.
1
Сл.2,3,13-17; SC 250,90 = 1.24. ^
|
2
Сл.7,23,10-12; SC 405,240 = 1.175. ^
|
3
Слово произнесено в Константинополе до прибытия
туда императора Феодосия, когда все храмы находились
в руках ариан. ^
|
4
Ср. 2 Кор.6:16. ^
|
5
Сл.33,15,3-13; SC 318,188 = 1.489-490. ^
|
6
Сл.31,28,9-29,33 (28,9-15; 29,31-33); SC 250,332-334
= 1.459-460. ^
|
7
Сл.4,52,14-16; SC 309,156 = 1.84. ^
|
8
Т.е. для язычников и иудеев. ^
|
9
PG 37,462-463 = 2.36-37. ^
|
10
PG 37,957 = 2.312. ^
|
11
PG 37,1399 = 2.119. ^
|
12
PG 37,944 = 2.231. ^
|
13
См. Сл.17,9; PG 35,976 = 1.259-260 ("В человеке
самое божественное - то, что он может делать добро.
Ты можешь стать богом, ничего не сделав: не упускай
случай к обожению"). Ср. Сл.14,26; PG 35,892 =
1.222 ("Будь для несчастного богом..."). Более
полные цитаты см. в гл. II нашей книги. Отметим,
что в данном контексте выражение "быть богом"
носит лишь метафорический характер, тогда как
в других случаях Григорий говорит о реальном
обожении. ^
|
14
PG 37,934 = 2.229. ^
|
15
PG 37,538 = 2.138. ^
|
16
Сл.11,5,17-30; SC 405,340 = 1.197. ^
|
17
PG 37,1438 = 2.224 (букавльный перевод этого текста
затруднителен). ^
|
18
Букв. "владычественное в нас". ^
|
19
Сл.38,7,12-22; SC 358,116 = 1.524-525. Ср. 1 Кор.13:12. ^
|
20
Сл.39,10,21-24; SC 358,168-170 = 1.537. ^
|
|
|
|