|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава V
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
4. ЧЕЛОВЕК, ДОСТИГШИЙ ОБОЖЕНИЯ
ЖИЗНЬ ФИЛОСОФА И СЛУЖЕНИЕ СВЯЩЕННИКА
Окончив
Академию, Василий намеревался вступить на путь
философской жизни: так же, как и Григорий, он
стремился скорее к уединению, ученым занятиям
и аскетическим подвигам, чем к публичной деятельности.
Поэтому, вернувшись из дальних странствий, он
поселяется в уединении. В эти годы Василий находится
в тесном контакте с каппадокийскими аскетами -
последователями Евстафия Севастийского.1
Авторитет Василия в их среде уже в это время достаточно
велик: с каждым последующим годом он будет возрастать.
Из понтийского уединения Василий посылает Григорию
письмо, в котором набрасывает основные правила
аскетической жизни:
|
Надо стараться ум держать
в безмолвии. Ибо как взор, который то непрестанно
кружит по стороным, то обращается вверх
и вниз, не может ясно видеть то, что перед
ним.., так и ум человека, влекомый тысячами
мирских забот, не может ясно видеть истину...
Единственный способ избежать этих (забот)
- полное удаление от мира. А удаление от
мира состоит не в том, чтобы телесно быть
вне мира, но чтобы душой оторваться от сострадания
к телу и не иметь ни города, ни дома, ни
собственности, ни друзей, ни имущества,
ни средств к существованию, ни забот, ни
отношений с людьми... Поэтому место (для
монастыря) пусть будет подобно нашему -
свободное от общения с людьми, чтобы ничем
посторонним не прерывалась непрестанная
аскеза... Итак, безмолвие есть начало очищения
души... Ум, не развлекаясь внешним и не
смешиваясь с миром под влиянием чувств,
входит в самого себя, а от себя восходит
к мысли о Боге; озаряемый же и осияваемый
этой красотой, забывает и о своем естестве...
Самый же главный путь к приобретению необходимого
есть изучение боговдохновенных Писаний...
Но прекрасна и молитва, которая проясняет
в душе мысль о Боге. Это и есть вселение
в нас Бога - то есть когда посредством памятования
водружается в нас Бог. Таким образом становимся
мы храмом Божиим, когда земными заботами
не прерывается непрестанное памятование
о Боге.., но когда любящий Бога уединяется
в Боге...2
|
|
Ответом
на это письмо стал приезд Григория к Василию.
Однако ни Василию, ни Григорию не суждено было
долго наслаждаться жизнью философов: оба они -
по разным причинам и в разное время - принимают
священный сан. Как подчеркивает Григорий, Василий
подготовил себя к священству годами аскетического
трудничества: человеколюбие Божие "не поспешно
возводит его на эту степень, не одновременно омывает
и умудряет, как бывает ныне со многими, желающими
предстоятельства,3
но удостаивает чести по порядку и по закону духовного
восхождения".4
Став священником
и помощником епископа Евсевия, Василий, однако,
не теряет связь с монашескими общинами и продолжает
вести переписку с монахами. Когда между ним и
Евсевием возникает конфликт, причины которого
неясны,5
Василий удаляется в Понт; Григорий едет вместе
с ним. Повествование Григория об этих событиях
несколько сбивчиво:
|
У того, кто тогда стоял
во главе Церкви,6
произошло разногласие с Василием: отчего
и как, лучше умолчать; скажу лишь, что произошло
оно у человека благородного и известного
своим благочестием.., который, тем не менее,
проявил человеческую (немощь) в отношении
Василия... Итак, против него7
восстает все самое избранное и мудрое, что
есть в Церкви... - я имею в виду наших назореев
и тех, кто особенно ревностен в подобных
делах: для них было тяжело, что презирают
их власть, оскорбляют ее и отвергают. И
они дерзают на опаснейшее дело: замышляют
отступничество и отторжение от великого
и непоколебимого тела Церкви, отсекши от
нее и немалую часть народа из низшего и
высшего сословия. Сделать это было весьма
легко по трем главным причинам. (Во-первых),
Василий был муж уважаемый, как едва ли кто
из наших философов: если бы хотел, он мог
бы придать смелости этой группе. (Во-вторых),
опечаливший его находился под подозрением
у города за смятение, которое произошло
при возведении его на престол, так как не
законно и канонично, но скорее насильственно
получил он предстоятельство. (В-третьих),
появились некоторые из западных архиереев,
которые привлекали к себе православных из
(кесарийской) Церкви.8
Что же делает этот благородный человек,
этот ученик Миротворца? Ибо он не собирался
противостоять ни оскорбителям, ни ревнителям;
не его делом было бороться или рассекать
тело Церкви, которая и без того была борима
и находилась в опасности из-за тогдашнего
господства еретиков. Использовав меня в
качестве советника по этому вопросу, и советника
искреннего, вместе со мною бежит он отсюда,
удаляется в Понт и там настоятельствует
в монастырях (phrontistēriois epistatei),
учреждает в них нечто достопамятное и лобызает
пустыню вместе с Илией и Иоанном, совершенными
философами, считая, что это для него более
полезно, чем в настоящем веке задумать что-либо
недостойное философии и потерять в буре
ту способность управлять помыслами, которую
он приобрел во времена тишины.9
|
|
Слова
Григория позволяют воссоздать картину происходившего
в Кесарии. Там существовала оппозиция Евсевию:
ядром этой оппозиции были "назореи" (монашествующие),
которых поддержали прибывшие с Запада епископы.
Против Евсевия выдвигали два обвинения - в незаконном
восшествии на престол и в омиусианской ереси.
Таким образом, в Кесарии произошло то же, что
случилось в Назианзе, когда Григорий-старший подписал
омиусианский символ: монахи, стоявшие на никейских
позициях, отказали в доверии своему епископу.
Думали, что Василий возглавит оппозицию Евсевию.
Последний, однако, не встал явно ни на сторону
епископа, ни на сторону раскольников, а, посоветовавшись
с Григорием, решил переждать бурю в уединении.
Искусство управления помыслами, о котором Василий
ранее писал Григорию,10
безмолвие ума - то, что монашеская традиция назовет
"трезвением" (nēpsis) - представляется Василию
гораздо более значительным делом, чем участие
в борьбе за церковную власть.
Находясь в уединении,
Василий, по словам Григория, продолжает управлять
монастырями, успешно соединяя в них общежитие
с пустынножительством.11
Как и в Афанасии Великом, который сумел сочетать
созерцание с деятельностью, в Василии подчеркивается
его способность к синтезу - к тому, чтобы извлечь
все лучшее и отбросить худшее из взаимно противоположного.
Как Афанасий, который примирил Восток с Западом,
Василий оказывается способен сыграть роль миротворца
и примирить Церковь со своим епископом, когда
начинается гонение на православных императора
Валента. Узнав о начавшихся преследованиях православных,
Василий возвращается из пустыни в Кесарию и подает
руку помощи своему епископу. Примирившись с Евсевием,
Василий становится его ближайшим помощником: "он
был для (Евсевия) всем - добрым советником, правой
рукой, истолкователем Писаний, наставником в делах,
жезлом в старости, опорой веры, самым верным в
делах внутренних, самым практичным в делах внешних".12
Фактически уже при жизни Евсевия Василий вступает
в управление епархией: "...к нему перешло управление
Церковью, хотя и занимал он второстепенное место..,
и было какое-то удивительное согласие и сочетание
власти: один предводительствовал народом, другой
- самим предводителем".13
В Кесарии сложилась та же ситуация, что и в Назианзе,
где престарелый епископ стоял во главе Церкви,
однако реальная власть была сосредоточена в руках
молодого и одаренного пресвитера, который и становился
главным претендентом на епископскую кафедру.
Популярность Василия
в Кесарии особенно возросла во время голода, когда
он сумел убедить наиболее состоятельных граждан
"открыть амбары" и поделиться хлебом с малоимущими.
Василий развернул широкую кампанию по сбору пищи
для голодающих,14
став "богом для несчастных",15
"новым раздаятелем пшеницы" и "вторым Иосифом"16
для целого города:
|
Был голод, причем самый
страшный из всех, что были в памяти людей.
Город изнемогал: ниоткуда не было ни помощи,
ни средств к уврачеванию зла. Прибрежные
регионы переносят подобную нехватку пищи
без труда, ибо одно дают, другое получают
с моря; у нас же, жителей континента, и
избыток бесполезен, и недостаток невосполним,
потому что некуда сбыть того, что есть,
и неоткуда взять то, чего нет. Но хуже всего
в подобных обстоятельствах бесчувственность
и ненасытность тех, у кого есть избытки.
Ибо они пользуются временем и извлекают
прибыток из недостатка, собирая жатву с
чужих бедствий... Так поступают скупающие
пшеницу и продающие ее по завышенным ценам...
Василий же, открыв амбары богачей при помощи
слова и увещаний, поступает, согласно Писанию:
делит с голодным пищу,17
насыщает нищих хлебом,18
питает их во время голода19
и души алчущие исполняет благами.20
И каким образом?.. Он собирает в одно место
страдающих от голода, среди которых были
едва дышащие,- мужей, женщин, младенцев,
стариков, весь жалкий возраст,- набирает
всякого рода пищу, которой можно утолить
голод, выставляет котлы, полные овощей и
соленых припасов, которыми у нас питаются
бедные... К этому добавляет он и пищу словесную
- совершеннейшее благодеяние, дар поистине
высокий и небесный, потому что слово есть
хлеб ангельский, которым питаются и насыщаются
души, алчущие Бога...21
|
|
1
Имя Евстафия не упоминается в "Похвальном
слове" Григория. Причина этого умолчания
заключается в том, что после 373 г., когда
произошел разрыв между Василием и Евстафием
по вопросу о почитании Святого Духа, епископы
Севастии оказались в оппозиции Кесарийской
Церкви; в 375 г. конфликт приобрел публичный
и скандальный характер. Естественно, что
в кругу друзей Василия Евсевий стал восприниматься
как persona non grata. См. Grobomont.
Basile I, 56. ^
|
2
Письмо 2 (Григорию); ed. Courtonne, 6-10
= рус. пер., сс.5-7. ^
|
3
Григорий ссылается на распространенную в
его время практику возводить в священные
степени сразу после принятия Крещения. Подробнее
об этом см. в разделе "Достоинство сана
и недостоинство его носителей" главы II. ^
|
4
Сл.43,25,25-28; 184 = 1.620. ^
|
5
"Кажется, что успех Василия в качестве проповедника
и его зарождающаяся популярность задели
самолюбие епископа",- пишет Ж.Бернарди;
см. SC 384, 188 (note 5). ^
|
6
Т.е. Евсевия. ^
|
7
Евсевия. ^
|
8
Имеются в виду западные православные епископы,
сосланные в Малую Азию Констанцием за исповедание
никейской веры (в их числе был Иларий Пиктавийский).
Поскольку Евсевий Кесарийский принадлежал
к числу омиусиан, эти епископы могли обвинить
его в неправославии и настроить против него
часть Церкви. ^
|
9
Сл.43,28,1-29,14; 188-192 = 1.621-622. ^
|
10
См. выше цитату из 2-го Письма Василия. ^
|
11
Сл.43,62,1-30; 258-260 = 1.641-642. См.
этот текст в разделе "Монашество" главы
II нашей книги. ^
|
12
Сл.43,33,13-17; 198 = 1.624. ^
|
13
Сл.43,33,18-22; 198 = 1.624-625. ^
|
14
Об этом голоде Василий упоминает в Письмах
27-м и 31-м. В Письме 31-м он, в частности,
говорит: "У нас еще не кончился голод, поэтому
мне нужно остаться в городе, или ради снабжения
(голодающих), или из снисхождения к бедствующим":
ed. Courtonne, 73 = рус. пер., с.46. ^
|
15
Сл.14,26; PG 35,892 = 1.222. ^
|
16
Сл.43,36,1-2; 204 = 1.626. ^
|
17
Ср. Ис.58:7. ^
|
18
Ср. Пс.131:15. ^
|
19
Ср. Пс.32:19. ^
|
20
Ср. Пс.106:9. ^
|
21
Сл.43,34,14-36,12; 200-206 = 1.625-626. ^
|
|
|
|