|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава V
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
4. ЧЕЛОВЕК, ДОСТИГШИЙ ОБОЖЕНИЯ
ВАСИЛИЙ - ОБРАЗЕЦ СОВЕРШЕНСТВА
После
отступления, посвященного своей архиерейской
хиротонии, Григорий возвращается к портрету
Василия и предлагает читателю последовательное
описание его добродетелей. Василий был нестяжательным,
вел аскетический образ жизни, ничего не имел,
кроме собственного креста. Василия отличало
воздержание и способность довольствоваться
немногим, он почти не вкушал пищи; у него
был один хитон, одна верхняя одежда; спал
он на голой земле, упражнялся в бдении и воздерживался
от омовений;1
его обычной пищей был хлеб с солью и вода.2
Василий был девственником и покровительствовал
монашеству.3
Он построил вне городских стен лепрозорий,
чем оказал помощь и городу, из которого исчезли
прокаженные, и самим больным. Василий не гнушался
общением с прокаженными, не боялся приветствовать
их лобзанием. Делом Василия было ухаживание
за больными, исцеление ран - "подражание Христу
(hē Christou mimēsis), не только
словом, но и делом очищающему проказу".4
Григорий подробно
говорит о внешнем облике и манерах поведения
Василия. У него было бледное лицо, длинная
борода, тихая походка; говорил он медленно,
с раздумьем, углубившись в себя.5
В нем все было естественно, все просто, непритязательно,
непреднамеренно.6
"Часто его улыбка служила похвалой, а молчание
- выговором",- пишет Григорий.7
Не будучи словоохотливым, склонным к смеху
или развлечениям, Василий, однако, прекрасно
чувствовал себя в обществе: "...Кто был столь
же приятен в собраниях.., кто мог увлекательнее
его беседовать? Кто умел шутить столь же назидательно,
порицать столь же деликатно, не делать из
выговора разнос, а из похвалы - потакание,
но и в выговоре, и в похвале избегать неумеренности?.."8
Человек обоженный может и увлечься беседой,
и пошутить, и сделать выговор, однако во всем
он соблюдает умеренность. Даже достигнув вершин
духовного совершенства, святой не утрачивает
свойств обычного человека, но каждое его действие,
каждое движение наполняется Божественным присутствием.
У Василия, согласно
Григорию, был особый дар истолкования Писаний.
Его проповеди и экзегетические труды отличались
новизной и глубиной; в текстах Писаний он,
следуя александрийской традиции, стремился
от буквального смысла прийти к более высокому,
вскрывая один за другим различные смысловые
пласты. Григорий говорит о том глубоком впечатлении,
которое производят на него богословские сочинения
Василия:
|
Кто больше него очистил
себя для Духа и подготовился к тому,
чтобы стать достойным толкователем божественного?
Кто больше просветился светом знания,
прозрел в глубины Духа и с Богом изучил
то, что касается Бога?.. Что служит
наслаждением на пирах? Что - на площадях?
Что - в церквах? Что дает наслаждение
начальникам и подчиненным, монахам и
отшельникам.., занимающимся философией
внешней или нашей? Одно для всех величайшее
наслаждение - его писания и творения...
Умолкают те толкования Божиих слов,
над которыми потрудились некоторые в
древности, провозглашаются же новые;
и тот у нас превосходит всех в словесности,
кто больше других знает сочинения Василия...
Когда я держу в руках его "Шестоднев"9
и читаю его вслух,10
тогда бываю вместе с Творцом, постигаю
логосы творения и удивляюсь Творцу больше,
чем раньше, когда моим наставником было
одно зрение.11
Когда передо мной его слова против еретиков,12
тогда вижу содомский огонь, которым
испепеляются злые и беззаконные языки...
Когда читаю о Духе,13
обретаю Бога, Которого (всегда) имею,
и открыто изъясняю истину, восходя по
ступеням его богословия и созерцания.
Когда читаю его остальные экзегетические
сочинения..,14
тогда убеждаюсь не останавливаться на
одной букве и смотреть не только на
то, что сверху, но продвигаться все
дальше, переходя от одной глубины к
другой глубине, призывая бездной бездну15
и обретая во свете свет,16
пока не достигну самой вершины. Когда
читаю его Похвальные Слова подвижникам,17
тогда презираю тело, беседую с героями
Слов, вдохновляюсь на подвиг. Когда
читаю его нравственные и практические
слова,18
тогда очищаюсь душой и телом, становлюсь
храмом, вмещающим Бога, органом, на
котором играет Дух, певцом Божией славы
и сил: благодаря этому я настраиваюсь,
прихожу в порядок, делаюсь из одного
человека другим, изменяюсь божественным
изменением.19
|
|
В
Надгробном Слове Григорий касается и того
вопроса, по которому между ним и Василием
возникали недоумения: вопроса о Божестве Святого
Духа. Как мы уже писали,20
Григорий открыто называл Святого Духа Богом,
тогда как Василий воздерживался от этого:
очевидно, он не хотел выглядеть слишком радикальным
в глазах своих противников. Григорий подчеркивает,
что разница между ним и Василием была лишь
в тактике: Василий, занимавший высокий пост
архиепископа Кесарии Каппадокийской, заботился
прежде всего о сохранении мира в своей обширной
митрополии, тогда как Григорий был более свободен
в высказываниях. Однако и Григорий, и Василий
исповедовали одну веру:
|
Ибо (еретики) хотели
поймать его на одном только слове -
что Дух есть Бог.., чтобы изгнать его
из города вместе с его богословским
языком, а самим захватить Церковь...
Он же другими выражениями из Писания
и несомненными свидетельствами.., а
также неотразимыми умозаключениями так
стеснил своих противников, что они уже
не могли противостоять, но были связаны
своими собственными выражениями, в чем
и заключается высшая степень его силы
и разумения. То же показывает и слово,
которое он написал об этом, водя тростью,
словно бы омакаемой в чернила Духом.
Собственное же выражение21
он медлил употреблять, прося и у Самого
Духа и у его искренних сторонников не
оскорбляться такой тактикой (oikonomia)
и не губить все неумеренностью, держась
за одно выражение, когда время поколебало
благочестие... Ведь спасение наше не
столько в словах, сколько в реальности.
Не следовало бы отвергать иудейский
народ, если бы он, удержав ненадолго
слово "Помазанник" (ēleimmenou)
вместо слова "Христос", согласился присоединиться
к нам... А что Василий преимущественно
перед всеми признавал Духа Богом, ясно
из того, что он много раз и публично
проповедовал это, если представлялся
случай, и наедине охотно отвечал спрашивавшим
об этом; но еще яснее он делал это в
своих словах, обращенных ко мне, перед
которым ничего сокровенного не было
у него, когда речь шла о таких вещах...
Поскольку же времена были тяжелые, он
прибегал к осторожности (oikonomian),
а мне предоставлял свободу, потому что
меня никто не стал бы судить или изгонять
из отечества...22
|
|
Григорий
не случайно упоминает здесь об иудеях: он
хочет показать, что разница в богословском
языке не должна препятствовать соединению
с Церковью даже представителей других религий
- тех, которые готовы принять христианскую
веру за основу, однако не могут адекватно
воспринять традиционный для христианства богословский
язык. По сути, Григорий поднимает вопрос,
на который в святоотеческой традиции так и
не был дан четкий ответ: возможно ли создание
такого богословского языка, который был бы
в равной степени приемлем для христиан и для
иудеев? По-видимому, Григорий понимал, что
греческие богословы, в том числе и он сам,
разрабатывая догматическую терминологию и
вводя философские термины в богословский обиход,
удаляются все дальше от библейского языка,
который является общим наследием иудейства
и христианства. Для иудеев, считает Григорий,
достаточно признать Христа тем самым Мессией-Помазанником,
Которого они ожидают: при этом они могут продолжать
пользоваться привычным для них богословским
языком.
Василий Великий
придерживался подобных же широких взглядов
в своих взаимоотношениях с различными богословскими
партиями внутри Православной Церкви. Как мы
уже говорили,23
он выдвигал принцип догматического минимума,
обязательного для всех христиан, и не настаивал
на полной унификации богословской терминологии
для всех частей соединенной Церкви. У него
было четкое понимание того, что разные Поместные
Церкви могут находиться на разных стадиях
богословского развития: то, что приемлемо
для одних, может казаться неприемлемым нововведением
для других. Со временем, в процессе долгого
общения, последние могут придти к принятию
этих чуждых для них догматических формулировок,
признать и усвоить их. Однако главным для
св. Василия было единство Церкви: "Благодеянием
же будет соединение доселе разделенного; и
соединение последует, если согласимся снизойти
к немощным в том, что не повредит нашим душам".24
В заключительной
части Слова 43-го Григорий сравнивает Василия
с ветхозаветными праведниками, а также героями
новозаветной истории: Иоанном Крестителем,
Петром, Павлом и другими апостолами.25
Описывается смерть Василия26
и его погребение, в котором участвовал весь
город, включая язычников и иудеев: улицы и
площади были до такой степени заполнены толпами
народа, что в результате давки погибло немало
людей.27
Надгробное Слово заканчивается увещанием,
обращенным к священнослужителям и мирянам,
в котором Григорий призывает всех видеть в
Василии образец совершенства, а в его жизни
- "программу", руководствуясь которой христианин
может достичь спасения.28
Каждый человек может найти в этом святом пример
для подражания и повод для восхваления:
|
Придите, все, предстоящие
мне.., и те, кто в алтаре, и те, кто
внизу, все наши и внешние,29
составьте вместе со мною похвалу: пусть
каждый расскажет о каком-либо одном
из его совершенств, пусть ищут в нем
сидящие на престолах законодателя, городские
начальники - градостроителя, народ -
учителя дисциплины, ученые - наставника,
девы - руководителя, супруги - наставника
в целомудрии, пустынники - вдохновителя,
живущие в обществе - судью, искатели
простоты - путеводителя, созерцатели
- богослова, веселящиеся - узду, бедствующие
- утешение, седина - жезл, юность -
руководство, бедность - кормителя, богатство
- домостроителя (oikonomon). Думается
мне, и вдовы восхвалят покровителя,
и сироты - отца, и нищие - нищелюбца,
и странники - страннолюбца, и братья
- братолюбца, и больные - врача.., и
здоровые - хранителя здоровья, и все
- того, кто сделался всем для всех,
чтобы приобрести всех30
или почти всех.31
|
|
Помимо
Надгробного Слова, Григорий посвятил Василию
небольшую поэму, состоящую из двенадцати эпитафий.
В этой поэме Григорий говорит о значении Василия
для Кесарийской Церкви и для всего мира:
|
Когда богоносный дух
Василия восхитила
Троица - Василия, который с радостью
бежал отсюда,
Тогда все небесное воинство возликовало,
видя его восходящим от земли,
А всякий город каппадокийцев возрыдал.
И не только! Но и весь великий мир (kosmos)
воззвал: "Не стало проповедника,
Не стало того, кто связывал всех узами
мира (eirēnēs)"...
Один Бог, царствующий в высотах. Одного
достойного архиерея
Видел наш век - тебя, Василий...
О мифы, о общая обитель дружбы, о дорогие
Афины!
О драгоценная возможность вести божественную
жизнь!
Знайте, что Василий - на небе, чего
и желал,
А Григорий - на земле, и на устах носит
узы.
Великая похвала кесарийцев, светлый
Василий!
Твое слово - гром, а жизнь твоя - молния!
Но и ты оставил священный престол. Ибо
так угодно было
Христу - чтобы как можно скорее соединить
тебя с небесными силами.32
|
|
1
Термин alousia, употрбленный Григорием,
указывает на воздержание от пользования
банями. ^
|
2
Сл.43,60,14-61,20; 254-258 = 1.641. ^
|
3
Сл.43,62,1-32; 258-260 = 1.641-642.
(Мы уже говорили об этом выше). ^
|
4
Сл.43,63,1-45; 260-264 = 1.1.642-643.
Строительству Василием лепрозория посвящено
Слово 14-е Григорий Богослова, произнесенное
в Кесарии Каппадокийской. ^
|
5
Сл.43,77,4-7; 294 = 1.652. ^
|
6
Сл.43,77,9-10; 296 =1.652. ^
|
7
Сл.43,64,27-28; 266 = 1.644. ^
|
8
Сл.43,64,29-46; 266-268 = 1.644. ^
|
9
9 "Бесед на Шестоднев", написанные Василием
в 378 г. и произнесенные в течение одной
недели Великого Поста: одно из поздних
и наиболее известных произведений Василия
Великого. ^
|
10
В древности было не принято читать про
себя. ^
|
11
В "Беседах на Шестоднев" содержится
множество наблюдений, касающихся жизни
растений и животных. ^
|
12
Имеется в виду сочинение "Против Евномия". ^
|
13
Имеется в виду трактат "О Святом Духе". ^
|
14
Большинство сочинений Василия представляет
собой экзегетические беседы (в том числе
"Беседы на Псалмы"). ^
|
15
Ср. Пс.41:8. ^
|
16
Ср. Пс.35:10. ^
|
17
Василию принадлежат Похвальные Слова
мученикам Иулитте, Гордию, Маманту и
сорока мученикам Севастийским. ^
|
18
Имеются в виду, в частности, 80 "Нравственных
правил" Василия. ^
|
19
Сл.43,65,10-67,24 (65,10-14; 66,13-20;
67,1-24); 268-274 = 1.645-656. ^
|
20
См. раздел "Святой Дух" в главе III. ^
|
21
Т.е. что Дух есть Бог. ^
|
22
Сл.43,68,21-69,14; 276-280 = 1.647-648. ^
|
23
См. раздел "Троица" в гл.III. ^
|
24
Письмо 113; ed. Courtonne, 17 = рус.
пер. 109, с.138. ^
|
25
Сл.43,70,1-76,11; 282-294 = 1.648-652. ^
|
26
Дата смерти Василия - 1 января 379 г.
1 января празднуется его память в Православной
Церкви. ^
|
27
Сл.43,78,1-80,19; 296-300 = 1.652-658. ^
|
28
Сл.43,80,32-39; 302 = 1.654. ^
|
29
Т.е. христиане и язычники. ^
|
30
Ср. 1 Кор.9:22. ^
|
31
Сл.43,81,1-18; 302-304 = 1.654. ^
|
32
PG 38,72-74 = 2.337-338. ^
|
|
|
|