ЗАВТРА МЫ СНОВА БУДЕМ ВЕРИТЬ
К оглавлению
Глава 8. ЦЕРКОВЬ
Как только речь заходит о Церкви, у многих начинаются проблемы с верой.
В существование Бога верят многие, также как многие убеждены в том, что
Христос принес нам Божье Откровение. Другие хотели бы верить. Но то, что
такой вере необходима Церковь, для многих неприятно и трудно понять.
Кроме того, в настоящее время Церковь переживает большие перемены.
И не одна Церковь все наше общество подвергается кардинальным изменениям.
Если бы Церковь не была затронута этими структурными переменами, у нас
могло возникнуть подозрение, что Она находится вне времени. Но в результате
Церковь также некоторым образом пострадала: сами верующие пребывают в смятении
относительно судеб Церкви. Одним хочется, чтобы она радикально изменилась
применительно к современности, а другие, напротив, разочарованы, ибо, по
их мнению, Церковь чересчур приспособилась к духу времени. Мы не имеем
в виду тех, кто под предлогом отрицания Церкви пытается уклониться от своего
истинного долга. И такое случается. Мы также не имеем в виду критические
представления о нынешней Церкви: безразличие христиан, связанных традицией,
отсталость, изолированность от мира, обыденность, нетерпимость, административный
бюрократизм и многократно неоправданные надежды. С этим всем надо считаться
всерьез, но проблема несколько глубже.
Все чаще встречаются серьезные и набожные христиане, отрицающие любую
связь с церковным сообществом. Для них вера это сугубо внутреннее дело,
не требующее внешнего оформления (храма, богослужений, священников и церковной
общины). Для них это ненужные "учреждения". По их мнению, христианами становятся
отдавшись Христу в вере, а это возможно безо всяких институтов посредников.
"Христу да, Церкви нет" так формулируют многие свое современное
понимание христианства. "Мы христиане, а не церковные святоши".
Несмотря на это именно сейчас вне рамок Католической Церкви возникает
новое церковное сознание. Ширится убежденность в том, что никто не в состоянии
правильно понять Евангелие в непосредственном восприятии. То есть Библию
можно правильно понять лишь в рамках Церкви. При этом одни видят в Церкви
весьма нужное, но чисто человеческое учреждение, а другие считают, что
Церковь возникла по Божьей воле, не случайно, а по велению Христа. Это
и есть католическое учение.
Пора обратиться к Священному Писанию. Церковь это сообщество верующих,
а такое сообщество можно понять лишь через веру и Христа.
Чего хотел Христос?
Он хотел нести нам весть о Боге? Да, конечно! Но как достигает эта весть
людей, живущих в XX веке? Ведь сам Христос ничего не написал. И к тому
же а Он явно имел в виду нечто большее чем только благовестие зачем Ему
устанавливать крещение?
В предыдущей главе мы узнали о том, что Христос стремился спасти мир
и людей, соединить их с Богом. Но чему служила Тайная Вечеря, на которую
Он собрал учеников? Его намерения явно были глубже.
Человек предназначен для общения с людьми. Грех, однако, уничтожает не
только союз с Богом, но и разделяет людей. Поэтому Христово дело касается
не только отдельного человека; Христос ведет людей к Богу и соединяет их.
Иоанн говорит, что Христос умер, чтобы рассеянных по свету чад Божиих собрать
воедино (Ин 11,52). Из этого следует, что недаром Христос вновь и вновь
говорит о Царстве Божьем. Он хочет соединить все народы, жившие во все
времена, в этом Царстве всех людей. Бог станет навеки их Господом, а они
станут Его народом. Вот суть Христовых намерений. Христос учит нас молиться:
"Да придет Царствие Твое". Значит, оно еще не пришло, а только должно прийти?
Это музыка будущего? И да, и нет.
Божий народ Церковь
Еще до Христа существовал Израиль, ветхозаветный Божий народ. Он был
предтечей того, что хотел явить нам Христос. С Него началось Царство Божие
на свете. Однажды спросили Христа, когда настанет Царство Божие, и Он отвечал:
"Царство Божие внутри вас есть " (Лк 17,21). Оно было в Нем самом, представителе
Бога на земле. С этого и началось Царство Божие между людьми. Всякий, кто
воспримет Его весть, войдет в него в будущем.
Для того, чтобы эта весть оставалась живой, доступной для людей и других
времен и народов, Христос вновь собрал народ, но на этот раз не из одного
племена, как в Ветхом Завете, а изо всех племен и всех Народов Церковь.
Акта о торжественном установлении Церкви Христом не существует, но все
Его учение и все деяния направлены на создание сообщества. Он собирает
вокруг Себя учеников и некоторых из них наделяет особым правом благовествования
и руководства Своим сообществом: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю
вас" (Ин 20,21). "Слушающий вас Меня слушает" (Лк 10,16). Таким образом,
Церковь началась не с отдельных людей, сплоченных религией, а с Христа,
заботящегося о благе всего человечества.
После смерти Иисуса ученики продолжают Его дело, опираясь на силу его
авторитета. Повсюду возникают местные общины, Церковь живет и разрастается.
Чтобы избежать недоразумений: "Царство Божие", возвещенное Христом, не
тождественно Церкви. Церковь всего лишь его зародыш, незаметное его начало
в мире. Церковь является не окончательной, а предваряющей потому, что в
ней еще существует грех: плевелы и пшеница произрастают рядышком (Мф 13,24).
Церковь служит Царству Божию, являясь его инструментом, и именно потому
не должна существовать только для себя. Божье Царство в полной мере осуществится
в конце всех времен тогда надобность в Церкви отпадет.
Царство Божие содержательнее Церкви. Церковь воплощает в себе его, но
Царство Божие больше, чем Церковь. Все крещеные принадлежат Церкви, но
не все они готовы подчиниться Божьей воле. Они принадлежат Церкви чисто
внешне, а внутренне никак не связаны с Царством Божьим. И наоборот, многие
из тех, кто не по своей вине не стали членами Церкви, все же являются глубоко
верующими и набожными людьми, взыскующими Божьей воли. Разве можно отрицать
их духовную принадлежность к Царствию Божию? Потому еще св. Августин говорил:
"Многие внутри те, кто снаружи, и многие снаружи те, кто внутри".
Слово "церковь" образовано от греческого "kyriake" и означает "принадлежащий
Господу". В Новом Завете а в нашу эпоху в романских странах используется
иное слово, также происходящее из греческого языка "ecclesia", то есть
"собрание" или "собрание общины". Дословно оно переводится как "сбор избранных".
Тайна Церкви
Чтобы лучше понять суть Церкви, необходима работа мысли. Очевидно, что
Христос не мог без противодействия осуществить свой замысел собрать новый
Божий народ. Большинство Его современников не подчинилось Божьей воле,
отвергли веру, более того, распяли Иисуса на кресте. Но даже те, кто погубил
Его, не смогли испортить добрый Божий замысел. И для них тоже отворились
врата к спасению. Христос высказал свое "да" Божьей воле за всех
людей. Поэтому своей смертью Он спас жизнь каждому христианину (смотрите
предыдущую главу), потому и Церковь, то есть новозаветный Божий народ живет
Его крестной жертвой. Павел говорит: "Он дал Себя за нас, чтобы избавить
нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный..." (Тит 2,14).
Во время Тайной Вечери Христос Сам подчеркивает, что Его кровь, пролитая
за людей,это кровь нового завета. Этот новый завет Церковь живет благодаря
жертве Христа на кресте.
После воскресения из мертвых Христос вновь собрал нескольких учеников,
которым доверил продолжать Его дело и пообещал Утешителя, Своего Духа,
во веки веков.
Сошествием Святого Духа завершается создание Церкви, она впервые выступает
открыто. Молодая община насчитывает около 3000 членов (Деян 2,41). Боязливые
ученики превращаются в непоколебимых свидетелей. Они знают, что Христос
продолжает жить в них, и выступают от имени Его силы и авторитета. После
провозглашения радостной вести следует крещение как видимый знак принятия
в сообщество верующих. Возникают все новые местные общины, которые соединяет
общее исповедание одной веры и празднование той же самой Вечери Господней.
Церковь живет и расцветает.
Так завершилось создание Церкви. Святой Дух продолжает оставаться ее
внутренней силой, посредством которой Христос оживляет всю Церковь и действует
в ней (ср. Деян 1,8; 2,113). Он душа Церкви, действует в ее институтах,
таинствах и молитвах. Он руководил ею при составлении, а позднее при толковании
Писаний, которые под названием Новый Завет и по сей день являются для нее
обязывающей нормой. Святой Дух действует в различных харизмах (дарах благодати),
которые предрасполагают отдельных членов Церкви к особого рода служениям
(ср. 1 Кор 12,4-11). Позднее мы еще займемся этой проблематикой.
Посредством Духа Святого Христос продолжает Свое дело спасения на протяжении
веков. Христос продолжает жить и действовать в Своей Церкви. Это ее тайна.
Без Христа Церковь была бы всего лишь сообществом людей, объединенных одинаковыми
религиозными взглядами, то есть не более чем организацией.
Где искать Христа сегодня?
Христос основал Церковь не за тем, чтобы оставить ее на произвол судьбы.
Он не основоположник новой религии подобно Будде или Мухаммеду, которые
заложили только фундамент, а распространение своего учения предоставили
ученикам. Христос продолжает пребывать в Своей Церкви: "Я с вами во все
дни до скончания века" (Мф 28,20). Что здесь имеется в виду? "Я останусь
в ваших мыслях" или "Его дело живет"? О нет, гораздо большее. Священное
Писание образно и наглядно описывает это: "Я есмь лоза, а вы ветви..."
(Ин 15,5). Ветвь жива, пока она соединена с лозой. Так и верующие вместе
с Христом творят единую жизнь.
Павел объясняет это единство более четко: все крещеные составляют одно
тело с Христом, их главой. "Так мы, многие, составляем одно тело во Христе,
а порознь один для другого члены" (Рим 12,5). Это значит, что лишь в тесном
соединении с Христом мы можем быть христианами. Люди сплачиваютс не только
с Христом, но и друг с другом, так что Христос может сказать: "Так как
вы сделали это одному их сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф
25,40). Какая солидарность! Все до единого важны для целого. "Ибо, как
в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело..."
(Рим 12,4 и др.). В другом месте Павел называет Церковь не просто Христовым
телом, а самим Христом: "Все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3,28). Сам
Христос отождествляется с Церковью, когда говорит Савлу, преследующему
Церковь: "Савл, Савл! что гонишь Меня?" (Деян 9,4). Преследовать Церковь
означает преследовать Христа. Потому и говорит Христос: "Отвергающий вас
Меня отвергается" (Лк 10,16).
Все сказанное подытоживается так: Христос продолжает жить в Своей Церкви.
Можно сказать Церковь это "Христос XX века".
Как далеко это представление о Церкви от мнения непосвященных, будто
она всего лишь видимая организация, историческое явление, социальное образование,
политическая сила. Все это составляет одну из точек зрения, о которой мы
поговорим в следующей главе. Однако это вовсе не постигает ее сути. Церковь
не только мирское сообщество. В ней сияет свет Христовой тайны. Поэтому
Церковь не только опосредует веру, но является самим предметом тайной веры.
Святая Церковь...
Лишь благодаря тому, что Христос продолжает жить в своей Церкви, мы можем
называть ее святой. В конце Символа Веры мы говорим: "Верую в Святую
Вселенскую Церковь, общение святых...". Тут-то многие возразят: "Церковь,
да святая?". Не один знак Церкви не подвергается большему сомнению и непониманию.
Церковь вовсе не считается сообществом совершенных личностей. Ее священность
дело Христа: "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить
ее..." (ср. Еф 5,25).
Свят глава Церкви, Христос, а тем самым все, кто связан с Ним живыми
нитями. Церковь является святой через Духа Божия, действующего в ней.
Церковь, кроме того, священна и благодаря своей роли продолжательницы
дела Христова в освящении людей. Павел четко и лаконично свидетельствует:
"Ибо Божья воля есть освящение ваше" (1 Фес 4,3).
Однако именно те люди, которые наилучшим образом выполнили это требование
Бога и которых мы называем святыми, сами как никто ощущали свою человеческую
слабость и греховность. Именно они осознавали, что святость это то, что
Бог творит в нас. Христианин согласен с Павлом: "Но благодатию Божией есмь
то, что есмь" (1 Кор 15,10). Тщеславие и самолюбие, таким образом, с самого
начала исключаются, когда речь идет о святости Церкви. Скорее, для каждого
человека и Церкви в целом этот титул вроде "колючки в теле", которая нам
каждый раз напоминает, как легко мы попадаем в сети греха.
...Церковь грешников
Здесь мы приходим к совершенно иному взгляду на Церковь. Ведь мы отлично
понимаем, что кто-нибудь воспримет сказанное выше как заносчивость: Христос
продолжает жить в Церкви Дух Божий осеняет ее следовательно, она святая!
Но правда иная: мы частенько встречаем в Церкви проявления чисто человеческие,
слишком человеческие. Видимо, полностью упускается из виду, что Церковь
состоит из людей, ищущих, блуждающих в потемках и грешащих.
Хотя и верно то, что Христос по-прежнему живет в своей Церкви, не стоит
ее отождествлять с Христом: люди, образующие Церковь, остаются людьми.
Сущность Церкви легче объяснить, если обратиться к Христу. Он был одновременно
Богом и Человеком. Тоже самое относится к Церкви, где Он пребывает и поныне:
божественное переплетается здесь с людским. К Церкви относится то, чего
нельзя сказать о Христе, к ее человеческой стороне принадлежат слабость
и грех. Поэтому Церковь никогда не будет безупречной.
Прежде всего это относится к каждому из ее членов. Все грешны. Хот Христос
и молился за освящение людей, но чувствовал, что Его миссия заключается
в том, чтобы "призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф 9,13).
В своей Церкви Он считался и с грешниками. "Набожные" современники упрекали
Его: Он принимает грешников и ест с ними (Лк 15,2). Церкви же известно
от Христа следующее: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мк
2,17). Поэтому Церковь снисходит и к своим слабым членам, хотя те весьма
вредят ее авторитету. Именно грешникам даровал Христос таинство Божьего
милосердия покаяние. Кто из нас мог бы принадлежать к Церкви, если бы грешникам
не было в ней места? Разве недостатки, которые мы походя осуждаем, не являются
нашими собственными недостатками? Ведь все мы по крайней мере крещеные
и есть Церковь.
Из самого Евангелия мы узнаем о слабостях апостолов, об отречении
Петра, предательстве Иуды, о спорах, кому быть первым. В Посланиях апостолов
упоминается о том, что уже в ранней Церкви существовали разногласия. Члены
Церкви постоянно нарушают представление о "святой Церкви". Священники,
епископы и папы наряду с каждым верующим принадлежат той же Церкви грешников.
Греховность свойственна Церкви и в целом. "Церковь является святой, но
нуждается вместе с тем в постоянном очищении; ее путьнепрерывное покаяние
и обновление",подчеркивает II Ватиканский Собор. В той же мере, как люди
печалятся над Христовой мукой, они огорчены слабостью Церкви. Совсем непросто
распознать присутствие Христа под ее внешней оболочкой, ведь даже в безгрешном
Иисусе из Назарета многие не узнали Господа Бога. Еще труднее увидеть Христа
в отягощенной грехами Церкви. Последний Собор откровенно признал этот факт.
Церковь обязана непрестанно изучать, придерживается ли еще она требований
Христа.
Критика Церкви. Поскольку Церкви свойственны ошибки и слабости, должна
существовать и критика Церкви. Мы не имеем в виду упрямое мудрствование
и язвительную, уничтожающую критику, стремящуюся ранить (хотя тут вопрос:
не дали ли мы сами повода для нее), а раз так можно ли учиться на ее уроках?
Но конструктивная и честная критика неважно, извне или внутренняя в любом
случае весьма желательна. Не надо пытаться во что бы то ни стало защищать
в Церкви все. Слабость исчезает не от приукрашивания, а благодар признанию
и обращению. Это, однако, предполагает истинное стремление к истине. Внутрицерковная
критика обоснована еще и по иному поводу: поскольку каждый христианин несет
определенную ответственность за всю Церковь, ему не только позволяется,
но и в некоторых обстоятельствах вменяется в обязанности сказать обо всем,
что ему не нравится. Такая критика подразумевает любовь и заботу о Церкви,
либо печаль над ее слабостью, но никогда злорадство. Такая критика хочет
помочь, она животворна. Очевидно и то, что критика Церкви ограничивается
теми пределами, которые установил для нее сам Христос.
Христианство без Церкви
Вернемся еще раз к трудностям, сопровождающим серьезные поиски истины
наших современников: не есть ли религия сугубо внутреннее личное дело каждого?
Почему недостаточно личной набожности? Разве не более непосредственным
и легким станет доступ к Богу без инстанции-посредника?
На это существует только один ответ: явление Христа 2000 лет назад
было дано раз и навсегда, и потому оно может достичь нас лишь через людей.
Бог позволяет человеку действовать по собственному усмотрению, ибо относится
к нему серьезно. Потому Он считает человека способным передавать далее
то, что дал Христос разумеется, с Божьей помощью. В Послании к Римлянам
говорится: "Как же им услышать, если никто не проповедует им?". Лишь благодаря
Церкви мы знаем о Христе, а без него Церковь давно бы исчезла.
Существует и другая сторона медали: вера в Христовом понимании не просто
частное, сердечное, так сказать, дело. Конечно, личная набожность должна
быть присуща христианину, но похоже, что некоторые христиане из всего Священного
Писания знают лишь одну фразу: "Если захочешь молиться, удались в свою
комнату". Все остальное они из виду упускают. "Бог и я", "Я сам разберусь
с Богом" подобными формулировками они сводят на нет свое христианство.
Однако из образа Христова тела явствует, что каждый несет ответственность
за других, никто не отвечает только за себя в вопросах веры. Человек во
всем зависит от других людей. Разве не ощущал каждый верующий, что если
опираться только на себя в вере и не получать поддержки и ободрения от
общества, то она захиреет? Оправдание типа "я набожный в сердце" часто
бывает лишь предлогом для сведения религиозности к необязывающему минимуму.
Общественное исповедание веры вовсе не препятствует личному отношению к
Богу.
Недостаточным является понимание Церкви как невидимого, чисто
духовного сообщества людей, верящих в Христа. Как бы тогда помогали друг
другу члены единого тела? И почему тогда, следуя Христовой вере, должно
осуществлятьс принятие в это сообщество видимым знаком крещением? А как
совершить таинство вне Церкви? К примеру, как совершать Евхаристию без
видимой общины? Кроме того, Христос дал своей Церкви зримый авторитет и
руководство. А это имеет смысл только в том случае, если и община зримая.
После всего сказанного утверждения вроде: "Я и без Церкви хороший христианин"
крайне сомнительны. Ведь и Новый Завет передается нам посредством Церкви,
а того, кто хочет самостоятельно опираться лишь на Библию,именно Библия
вкупе с современной библеистикой отошлет к Церкви (ср. Мф 18,17).
Все эти рассуждения в конце концов выливаются в вопрос: почему Христос
вообще стал Человеком? Почему Бог не является непосредственно каждому из
нас? И правда, почему? Мы не знаем этого, нам известно только, что Бог
в Своем Откровении действительно использовал "воплощение" и сохраняет его
на протяжении всей истории. Церковь явно есть ни что иное как продолжение
этого Христова воплощения. С того времени, когда Бог приблизился к нам
настолько, что стал одним из нас, мы не должны искать Его в заоблачных
высях. Так, как люди могли видеть и касаться Богочеловека во времена Его
земной жизни, именно так и сообщество, основанное Им, видимо и осязаемо.
В Христовом воплощении Бог говорит "да" всему человеческому и тем
отвечает человеку как существу из плоти и крови, требующему видимого знака.
Все попытки построить исключительно духовную Церковь рушатся спустя короткое
время.
Позднее, когда мы будем говорить о таинствах, вновь возникнет вопрос
о видимых внешних проявлениях. О таинствах мы говорим тогда, когда Божь
благодать даруется человеку через видимые знаки. Поэтому Церковь можно
по праву назвать пратаинством, ибо в ней Божья благодать остается видимой
для человека во все времена и передается ему.
Человека вновь и вновь одолевает искушение создать собственный "причесанный"
образ Бога. "Бог не может хотеть того или иного, Он ведь не такой". На
это всегда есть совет: отбросить подобные людские размышлени и идти по
пути, начертанному Богом. Возможно, Бог потому и сделал спасение зависящим
от других людей, чтобы постоянно напоминать нам о том, что мы, люди, никогда
не спасемся собственными силами.
Глава 9. РАЗНООБРАЗНОЕ СЛУЖЕНИЕ
Под тем, что мы до сих пор рассказывали о Церкви, подписались бы многие
христиане-некатолики. Только сейчас мы вступаем на "горящую землю". Что
бросается в глаза у католической Церкви, так это ее вселенская направленность.
Во главе этой всемирной институции стоит Папа, окруженный международной
руководящей коллегией. В мире более 2000 епископов и десятки тысяч священников.
И все это исходит от Христа? Нет, конечно не все! Церковь живет во времени,
а потому подвластна истории. Никто не будет ожидать, что в XX веке преемники
апостолов отправятся ловить рыбу на Генисаретское озеро. Задачи Церкви
стали всемирными. Сообщество, насчитывающее более 750 миллионов членов,
не может обойтись без структурной организации. Безусловно, на протяжении
истории в Церкви образовалось многое такое, что в наше время мы понимаем
с трудом как обусловленное временем. В современной католической Церкви
происходят огромные перемены, за которыми с интересом наблюдают даже те,
кто не принадлежит ей. Усилия стряхнуть бремя истории очевидны со времен
последнего Собора и многим кажутся очень волнующими.
Наряду с попытками приспособиться к новым временам должны все-таки оставаться
сущностные знаки. К таким сущностным знакам относится и основная структура
Церкви с апостольским служением, осуществляемым через преемство епископов,
среди которых на первом месте находится Папа.
Сообщество множество задач
Жизнь устроена таким образом, что разные люди находятся на различных
службах у общества, и это само собой разумеется. И Церковь не просто собрание
индивидуумов, а упорядоченная община. (Советуем в этой связи прочитать
1 Кор 12,12 и далее).
Перед Богом все люди равны, поэтому Церковь не делает различий между
бедным и богатым, по возрасту, полу или происхождению, даже высокое положение
не возвышает одного человека над другим. Церковь не должна делиться на
приказывающих и слушающихся, на клир и мирских прихожан, на должностных
представителей и "пешек". Все от верующей крестьянки до Папы одинаково
призваны к вере и послушанию. Важнее любых различий между клиром и общиной
является общность всех. Все образуют Церковь, не только начальники; все
являются "лаиками" (от греческого слова "laos", означающего не что иное
как "прислушивающийся к народу"). Каждый член Церкви участвует в ее миссии,
каждый призван к апостолату и должен возвещать Христа. Поэтому никто не
смеет возвышать себя над другим. Единственный, кто стоит над всеми как
глава Церкви Христос.
Тем не менее в Церкви существуют различные службы и должности. Еще в
Библии упоминались апостолы, пророки, учители, в другом месте дьяконы,
старшие. Говорилось и об особых дарах, как-то исцелении больных, толковании
Слова Божьего, чудодейственных силах...
Когда Священное Писание говорит о каком-либо учреждении, то не имеет
в виду возвышение одного человека над другим. Каждое учреждение это служение
человеку и Церкви. Полномочия в Новом Завете никак не могут считаться правовыми
в человеческом или государственном смысле. Поэтому должностные лица, злоупотребляющие
этими полномочиями для укрепления личной власти, отступают от Христовой
заповеди.
Из окружающих Его учеников Иисус выбрал двенадцать, учил их особенно
и называл апостолами. Соответствующее древнееврейское слово означает посол,
полномочный представитель (Лк 6,12; Мк 3,13-19). Иисус наделил апостолов
особыми полномочиями, чтобы они могли обращаться к народу от Его имени,
то есть в Его лице: "Как послал Меня' Отец, так и Я посылаю вас" (Ин 20,21).
Он обещает им Утешителя до скончания века (Мф 28,19 и далее) и посылает
Духа Святого (Деян 1,8). Тем самым Он узаконивает их: "Слушающий вас Меня
слушает" (Лк 10,16). Христос подтверждает эту миссию апостолов после Своего
воскресения (Мф 28,18).
Это очень важное событие. Христос особым образом призвал к Себе на службу
нескольких учеников и снабдил их полномочиями для такого служения. Эта
их миссия подтверждается в день Сошествия Святого Духа (ср. Деян 2,1-26).
Апостолы после смерти и воскресения Иисуса становятся Его свидетелями и
посланниками во всем мире (ср. Деян 1,8).
К этим апостолам восходит церковное служение. Уже в Деяниях апостолов
и Посланиях апостолов мы видим, что в ранней Церкви возникают структуры,
в которых члены общины принимают апостольское преемство и исполняют разнообразное
апостольское служение.
Речь идет прежде всего о трех видах служения, данных этим преемством.
Оно же и уполномочивает на служение.
Служение проповеди слова
Христос и на будущее остается истинным учителем своей Церкви. Одновременно
Он берет к Себе на служение людей. "Идите по всему миру и проповедуйте
Евангелие всей твари" (Мк 16,15). Лишь слово основывает веру, а тем самым
и Божий народ. Хотя каждый христианин участвует в благовествовании Церкви,
он ежечасно и без официального приказания призван Богом свидетельствовать
о своей вере. Божье Слово провозглашают только люди, специально на то уполномоченные,
но со ссылкой на авторитет, который при этом обеспечивает единство Церкви.
Служение управления
Христос остается главой Своей общины, но вновь зовет людей к Себе
на служение: "Что вы свяжете на земле, будет связано на небе" (Мф 18,18).
Смысл тогдашних языковых оборотов таков: определять важнейшие обязанности
и отменять их; принимать в общину и отлучать от нее то есть направлять
все, что относится к созданию Божьего народа, чтобы таким образом обеспечить
единство общины Христовой.
Служение священства
Священство исходит, конечно, от Христа. Он единственный истинный священник
Церкви. Но в Его священстве участвует весь Божий народ через крещение и
миропомазание. Христос "соделал всех нас царями и священниками Богу и Отцу
Своему" (Откр 1,6). Поэтому мы говорим о "всеобщем священстве" всех верующих
(ср. 1 Петр 2,5-9). Оно исполняется помимо прочего при участии в богослужении,
молитве, в примерной христианской жизни. Всяким трудом и усилием, осуществляющимися
в Христовом духе, христианин может способствовать освящению мира.
Особенным образом Христос поручил апостолам и ученикам осуществить
дело спасения. Они совершают таинства: крещение (Мф 28,19), отпущение грехов
(Ин 20,23), Евхаристию (Лк 22,19). Так это понимала первохристианская община,
поставлявшая людей на это служение через рукоположение (2 Тим 1,6).
А Петр...?
Среди апостолов явно выделяется некий Симон, который позднее получит
от Христа прозвище "Кифа" (т. е. скала, полатыни Petrus). Этого достоинства
апостолы не оспаривали, хотя Петр и не был самым старшим, не был призван
первым и не являлся любимым учеником. Нигде также не упоминается о его
выдающихся способностях или добродетелях, скорее, наоборот. Вопреки этому
Петр упоминается в Евангелиях 114 раз, необычайно превосходя других апостолов.
Он возглавляет все списки апостолов. Почему, к примеру, много раз встречается
фраза; "Петр и те, кто был с ним"? Чаще всего за всех апостолов говорит
именно Петр. Наиболее очевидным это предпочтение становится после вознесения
Христа на небо. Из Деяний апостолов явствует, что Петр выступает как глава
молодой общины и признан таковым. Ответ находим у Матфея (16,16). Христос
спрашивает учеников: "А вы за кого почитаете Меня?". И снова Петр отвечает
за всех: "Ты Христос, Сын Бога живого". Иисус подтверждает этот ответ и
меняет роли так, что теперь Он скажет Симону, кто он, Симон, есть и кем
должен быть. Притом в арамейском языке наблюдается интересная игра слов:
"Ты "Кифа" (то есть скала), и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата
ада не одолеют ее (ад здесь собирательный образ всех злых сил). И дам тебе
ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано и на
небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". Церковь,
которую хотел основать Христос, должна была обрести в Петре основу, прочную,
как скала, чтобы было обеспечено ее существование. Истинной основой остается,
разумеется, Христос (1 Кор 10,4). Но Он хочет дать своей Церкви и земное
основание на будущие времена после Своего ухода. Поэтому Павел может по
праву сказать, что Церковь была "утверждена" на основании апостолов и пророков
(Еф 2,20). Однако Петр единственный назван "скалой", основой Церкви. Еще
отчетливее это будет выражено в следующих словах. Сила связывать и развязывать,
которой Христос (Мф 18,18) наделяет апостолов, приписывается самому Петру.
Благодаря высказыванию о "ключах от Царства Небесного" Петр и по сей день
чаще всего изображается с ключом, но именно это озадачивает. Потому надо
знать, что в те далекие времена владение ключами значило гораздо больше,
чем служба привратника. Например, у Исайи тот, кто владеет ключами, замещает
царскую власть.
Иисус подчеркивает ведущую роль Петра еще в другом образе, представляя
его главным пастырем своей общины. Иисус, считающий себя Пастырем Своего
стада (Ин 10,10 и далее), говорит Петру: "Паси агнцев Моих, паси овец Моих"
(Ин 21,15 и далее). Стать пастырем в данном смысле означает замещать высшую
власть. В Священном Писании цари названы "пастырями народов". Таким образом,
Христос передает Свою власть Петру. Эта власть дана ему и над другими апостолами.
Подытожим сказанное: собрание апостолов получило задачу руководить всей
Церковью. Видимым главой собрания стал Петр. Он своим служением должен
утверждать всех братьев в единстве и вере (Лк 22,32).
...до конца света
Древнейшие институты Церкви, а именно служение двенадцати апостолов и
служение Петра учредил, следовательно, сам Христос. Как же все это должно
было продолжиться после смерти апостолов? Никто не утверждает, что все
формы церковной власти, существующие в наше время, происходят прямо от
Христа. Кое-что Христос предоставил развитию.
Времена апостолов были эпохой начала эпохой Откровения, в которую происходили
решающие события. Поэтому прежде всего были созданы разные по устройству
общины, частично опиравшиеся на еврейские или греческие структуры.
Однако, по свидетельству Библии, а также исторических фактов, с самого
начала существовала основополагающая структура: во все времена были мужи
держатели престола с его руководящими службами, чинами оглашения и священства.
Эти люди ощущали себя призванными к подобной роли. Вначале это были сами
апостолы, которые затем передали свои полномочия другим посредством молитв
и возложения рук (ср. 2 Тим 1,6; 1 Тим 3,14; 5,22; Тит 1,5). Поскольку
Христос обещал им Утешителя "до скончания века", они были убеждены в том,
что их роль в Церкви согласно Христовой воле должна сохраняться до конца.
Апостольское служение в определенном смысле было уникально: апостолы
собственными глазами наблюдали за жизнью Христа, они стали основанием Церкви.
Ни того, ни другого они просто не могли передать своим преемникам. Поэтому
в наше время мы уже не говорим об апостолах Церкви, а лишь об их преемниках,
ибо проповедь Евангелия и руководство общиной предназначались не для одной
только эпохи, но для всего времени существования Церкви.
Преемников называют "блюстителями", по-гречески "episcopoi". Совершенно
очевидно, что от этого слова произошло известное нам название "епископы".
Еще Павел говорил "старейшинам" Ефесской общины: "Итак, внимайте себе и
всякому стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (то есть
епископами), пасти Церковь Господа и Бога" (Деян 20,28). От слова "старший",
по-гречески "presbyteroi", возникло старое название "пресвитеры", в современном
языке священники. Возможно, в ту эпоху епископы и пресвитеры еще не отличались
друг от друга. Во главе общины стояли, по-видимому, несколько пресвитеров
или епископов, которым помогали дьяконы. Но еще при жизни апостолов развивалась
тенденция к личной главенствующей роли епископа как наставника всех пресвитеров.
Пресвитеры и дьяконы поддерживали престол епископа. Такая градация служб
сохранилась в Церкви и поныне. Около 100 года в Антиохии, как известно,
был епископ Игнатий, из его посланий явствует, что епископы были и в других
городах.
Возможно, вас заинтересует один подлинный текст той эпохи. Епископ
Игнатий пишет общине в Смирне: "Слушайтесь все епископа, как Иисус слушался
Отца, и священников (пресвитеров) как апостолов. Чтите дьяконов... Они
возглавляют от имени Бога то стадо, пастырями которого являетесь вы!".
Епископ Клеменс из Рима еще в 96 г. писал общине в Коринфе: "Христос от
Бога, апостолы от Христа, а епископы от апостолов, поэтому без них нельзя
обойтись" (1,42).
Эта передача престола от апостолов служила для ранних христиан гарантией
того, что их вероучение совпадает с апостольским.
К примеру, около 200 г. Иреней (Ad haer. III, 3,1): "Через апостольскую
преемственность пришла к нам истина, устные свидетельства апостолов распространились
по всему свету. Надо только придерживаться епископов во всем мире, если
мы хотим узнать истину". Затем он приводит перечень епископов, желая показать,
как наследовали один другого епископы, начиная с апостолов и кончая современной
ему эпохой. При этом для Иренея важнее всего преемственность римского епископата,
наследники которого, по его мнению, обеспечивали, апостольскую преемственность
во всем мире.
По этой причине Католическая Церковь не считает епископское служение
только человеческим установлением. II Ватиканский Собор особо подчеркнул,
что Бог поставил епископов преемниками апостолов (Догматическая Конституция
о Церкви).
Потому служение проповеди слова, священства и управления, по убеждению
католиков, зависит от преемства (сукцессии) апостольского служения, хот
на это служение призван каждый верующий. Слово и таинства Церкви передают
дальше прежде всего те, кто наследует это церковное служение. Им предоставлено
преимущественное право уделять большинство таинств. Для самого таинства
священства, состоящего из трех ступеней,рукоположение епископов, священников
и дьяконов,в соответствии с Библией и традицией из Божьего народа выбираются
люди, осененные дарами Духа Святого, чтобы служить всему сообществу (Евр
5,1). Поэтому в Католической Церкви кроме всеобщего священства всех верующих
существует сан священника.
Со времен апостолов и по сей день, престол передается перенятым у
апостолов видимым знаком, (таинством), молитвой и возложением рук одного
епископа (при священстве епископа возложением рук одновременно трех епископов).
Еще Павел писал своему ученику и преемнику епископу Тимофею: "Напоминаю
тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим
1,6). Это больше, чем торжественное возведение в сан, мы называем этот
обряд рукоположением. Оно означает, что человек отдан на служение Богу,
и уже не принадлежит самому себе. Отныне Христос будет воздействовать через
него.
Совершенно очевидно, что полномочия на престол не даются снизу (то есть
общиной или исходя из способностей или заслуг данного человека), но сверху,
самим Христом. Кроме того, священник получает полномочия не для себя лично,
а в качестве избранника Божьего народа и от его имени. Священник такой
же человек, как все остальные, от него требуется та же вера, что и от каждого
христианина. Но когда он проповедует (возвещает) Божье слово или совершает
таинства, через него истинно воздействует Христос. Ведь Павел говорит:
"Итак мы посланники от имени Христова..." (2 Кор 5,20). И недостойный священник,
и отщепенец навсегда сохранят все свои полномочия, данные им при рукоположении
в сан, полномочия еще раз подчеркиваем могущие быть лишь его служением.
Целибат (безбрачие) у католического священника связан как раз с тем,
что служение общине и преданность Богу целиком поглощает священника. Священное
Писание во многих местах, советует не жениться "для Царства небесного"
(Мф 19,10-12 и др.). Тесную связь между священством и обетом безбрачия,
который обязателен для священников не во всей Католической Церкви, а только
в латинской, ввела Церковь, она же может отменить подобную зависимость.
Преемственность апостольского служения и единство с апостольским учением
это знаки того, что Церковь апостольская. Это было установлено как важное
свидетельство Церкви еще в 381 г. на Константинопольском Соборе (церковной
ассамблее), когда христианское вероучение было сведено в исповедание веры:
"Верую в... апостольскую Церковь".
Нужен ли нам Папа?
Из сказанного явствует, что первое место среди апостолов занял Петр.
Собранию апостолов наследовало собрание епископов. Католическая Церковь
убеждена, что и в епископском собрании в соответствии с Христовой волей
должен быть один епископ, который в качестве преемника Петра руководил
бы этим собранием и всей Церковью. И полученные Петром полномочия действительны
не только для него, их можно найти и в современной Церкви. Когда Иисус
(Мф 16,16) называет Петра "скалой", на которой Он хочет построить Свою
Церковь, чтобы обеспечить ее существование до конца веков, то имеет в виду
служение Петра, а вовсе не того слабого человека, который вскоре
откажется от Иисуса и который не может жить до скончания века. Его служение
должно быть скрепляющей основой Церкви и цельности вероучения, разумеется,
с помощью Христа. Мы знаем, что Римские Епископы считаются наследниками
Петра именно в этом смысле. Ни один другой епископ вплоть до нашего времени
не претендовал на то, чтобы называться преемником Петра. Впрочем, в начале
истории Церкви это было еще не так очевидно, как ныне. Когда Церковь была
еще мало распространена, то и скрепляющий все авторитет не обрел еще такой
значительности. Но тем не менее, уже в древней истории Церкви существуют
свидетельства, указывающие на главенство Римского Епископа.
К сожалению, мы не можем процитировать даже важнейшие документы тех
времен о главенстве Римского Епископа. Мы уже кратко упомянули о высказывании
Иренея Лионского. В своем послании кроме прочего он пишет: "С Церковью
из Рима, благодаря ее великому главенству, каждая Церковь должна соглашаться,
ибо в ней навсегда сохранилась апостольская традиция". Вспомним еще о Киприане
Карфагенском (около 200-258 гг.), который далеко не во всем сходился во
мнении с Римским Епископом. Киприан обосновывает главенство Римского Епископа
"принципом единства и безошибочности", как он его называет. Именно он впервые
использовал в отношении Римского епископа выражение "примат" то есть первенство.
Аргументом для обоснования такого положения Римского Епископа служит, по
мнению Киприана, то, что он является преемником св. Петра.
В наше время уже не подвергается сомнению тот факт, что начиная с IV
столетия примат Римского Епископа признавался всеми, и даже противники
были уверены в его правильности. Разумеется, с тех пор на протяжении столетий
важность института папства постепенно возрастала. Она достигла вершины
в 1870 г. на I Ватиканском Соборе и при следовавших за ним выдающихся Папах.
А II Ватиканский Собор, напротив, сделал большой акцент на коллегиальности
всех епископов.
Католики убеждены, что сам Христос предполагал необходимость Своего "наместника"
на земле, что не равно слову "наследник". Наследовать можно тому, кого
уже нет в живых. А Христос продолжает жить как глава Церкви, даже Петр
не сменил Христа. Поэтому неправильно говорить о "папской Церкви". Папа
это преемник Петра, но наместник, или викарий, Христа. Потому мы употребляем
чаще всего слово "наместник". Наместник замещает кого-либо вышестоящего
в определенной области. Тому присуща истинная власть, и наместник обязан
отдавать ему отчет.
"Папа" означает попросту "отец" (что вовсе не противоречит отрицанию
этого имени в Евангелии (Мф 23,9), если понимать его вслед за Павлом (Еф
3,15) как в смысле духовного отцовства, исходящего от Бога, Отца Небесного).
В качестве обращения чаще всего используется "Святой отец", чем подчеркивается
святость престола, а не личности Папы. Он сам любит называть себя "служитель
Божьих служителей", ибо папский престол служит Церкви в целом. Папа должен
в первую очередь служить укреплению единства и сплоченности. Папа Павел
VI в одной из своих энциклик подчеркнул, что примат не должен означать
сугубое превосходство духовной гордыни или человеческой власти, но примат
служения помощи и любви.
Папа и епископы
Единение всех призванных на служение с их Божьим народом гораздо важнее,
чем какие-либо различия в Церковной иерархии. Это проявляется и в отношениях
между Папой и епископами.
Вопрос ставится таким образом: от кого епископы получают полномочия?
Разве они папские чиновники, так что Папа должен быть и епископом Берлина,
Варшавы и Санкт-Петербурга? Подобно тому, как Петр был "одним из двенадцати",
был связан с остальными апостолами, так и Папа является одним из епископов
и связан с ними. Вот почему Павел VI подписывал все соборные документы
как "Епископ Католической Церкви". Епископы не некая "длинная рука" Папы,
каждый из них руководит своим епископатом непосредственно по Христову приказанию
и данными Им полномочиями.
Однако служение каждого епископа может существовать лишь в единстве с
собранием остальным епископов, к которым, разумеется, относится и Папа.
Они соединены меж собой подобно апостолам, несут ответственность не только
за свою епархию, но и за всю Церковь. Это проявляется не только в деятельности
Международного Совета Епископов, учрежденного Папой Павлом VI, но и на
созываемых время о времени соборах. Как в собрании апостолов решающее слово
оставалось за Петром, так и во всей Церкви высший авторитет принадлежит
Папе Римскому. Он является епископом и одновременно руководит епископским
собранием. Церковь, таким образом, состоит из множества местных Церквей,
образующих сообщество. Только в этом смысле можно понимать высказывание
из Нового Завета о множественности Церквей. Все эти церкви тесно связаны
и сберегают узы единства общей ответственностью епископов за всю Церковь.
Важным ориентиром для этого единства является преемник св. Петра в Риме.
(Обратите внимание, что слово "церкви" нельзя понимать в смысле разных
конфессий, как это делается ныне).
Многочисленность епископов в руководстве Церковью представляет разнообразие
Божьего народа в Церкви. А единоличное главенство в собрании епископов
подчеркивает и претворяет единство Христовой общины.
Принятие совместных решений в Церкви
Сегодня нам часто задают вопрос, нельзя ли осуществлять руководство Церковными
ведомствами более демократическим путем? Не отчуждается ли Церковь от современного
общества некоей устаревшей формой "монархического" правления? Начался процесс
демократизации, который не обошел и Церковь. Если Церковь приспособится
к нему, будет ли она затем действовать в согласии с изначальными заповедями
или будет руководствоваться только духом эпохи?
Мы уже говорили о том, что Христос многое предоставил развитию. Он основал
живую Церковь, которая должна развиваться. Поэтому не обязательно сохранять
все точно таким, как было в самом начале или сложилось с течением времени.
С другой стороны, структуру Церкви нельзя сравнивать со структурой государств
или парламентов. Тут неуместны такие понятия как демократия или абсолютизм,
монархия. Даже слово демократия включает в себя понятие "кратия" то есть
"власть". Но ведь именно в Церкви не должно быть никакого свойственного
людям образа правления.
Эти вопросы очень важно уяснить. Во-первых, откуда исходит авторитет
в Церкви, и во-вторых, как он осуществляется?
Все согласны с тем, что это осуществление может происходить лишь в духе
братства и коллегиальности, так что способ правления в Церкви никак не
похож на монархию. Все члены Церкви участвуют в служении Церкви.
Конкретное участие в формировании церковной жизни было разным в различных
местах на протяжении истории. Деяния апостолов, например, свидетельствуют
о совместных действиях общин при выборе кандидатов на церковные должности.
(Деян 6,1-6; 15,22; 16,1 и далее). Есть и в церковной традиции свидетельства
о правомочности такого способа принятия совместных решений. Папа Целестин
I пишет: "Ни один епископ не должен быть назначен против воли народа".
То же пишет и Лев Великий: "Кто хочет быть во главе всех, тот должен быть
избран всеми". И в наше время при рукоположении священника в сан спрашивают
народ, не возражает ли кто против этой кандидатуры. Роль Приходского совета
и Церковного старшинства, которые избираются общиной, заключается в поддержке
главы прихода в интересах церковной жизни. Сейчас очень важно, чтобы все
ощущали свою ответственность за Церковь и использовали все возможности
для принятия совместных решений.
Поскольку сознание людей в современном мире изменилось, то и церковный
авторитет должен проявляться иначе, чем в предшествовавших эпохах. Принципиально
могут измениться сами церковные структуры. Лишь одно должно остаться очевидным:
авторитет Церкви исходит от Христа, а не от общины. Как люди становятся
христианами не через разрешение общины, а благодаря вере и крещению, так
и священники и епископы не избираются людьми, но призываются Христом к
служению. Независимым авторитетом Церкви является Христос, а не церковная
община. Народ не может передавать или ограничивать духовные полномочия.
Он может только избирать кандидатов: но их полномочия уже исходят от Христа
и передаются особым рукоположением.
Точно так же мнением простого большинства нельзя решить вопрос об
однозначности исповедания веры. Мы зависим от Слова Божия. Вера дается
заранее, это благодать, Божий дар людям, и потому мы не можем распоряжаться
ею по своему усмотрению.
Безошибочность Церкви
Если мы поняли все, о чем до сих пор говорилось, то нам не составит труда
понять и следующие соображения. Поскольку Христос продолжает жить в Своей
Церкви, можно говорить о ее безошибочности. Вы уже слышали это слово чаще
всего в связи с Папой Римским. И понятно, что оно вызывает представление
о превосходстве. Да, оно выбрано не совсем удачно. Кроме того, надо отметить,
что это качество характерно прежде всего для Церкви как целого, и уж во
вторую очередь для Папы. В большинстве случаев над этим не задумываются.
Вначале перечислим то, что не относится к безошибочности. Так безошибочность
не означает, будто существует некий человек, который не может грешить или
ошибаться. И Папа тоже человек со своими слабостями и ошибками, и он исповедуется.
Он может заблуждаться даже в вопросах богословия. Безошибочность также
не означает, что Церковь всегда права, что она не может и не должна еще
глубже вникать в сокровенные истины веры. Далее, безошибочность не означает,
что все когда-либо признанные постулаты учения абсолютно безупречны. Даже
выступления и энциклики Папы не являются безошибочными только потому, что
исходят от него.
Только то, чему учит Церковь в торжественном вероопределении, а также
повседневное провозглашение учения всех епископов со ссылкой на Откровение
Божие, относится к безошибочной и достоверной основе веры. Мы называем
это "догматами" (звеньями веры, формулами исповедания веры). Но и их формулировки
обусловлены временем и с течением его их можно познать глубже; но отменить
их нельзя. Таким образом то, что может считаться безошибочным, весьма ограничено.
Уверенность в том, что Церковь в своих высказываниях о вере гарантирует
нам достоверность (не претендуя на роль царицы истины), основывается на
проповеди Слова Божия, которое не может привести к заблуждению. Для этого
Церкви дан Помощник Дух Святой. Христос говорит о Церкви: "Слушающий вас
Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня
отвергается пославшего Меня" (Лк 10,16).
Если бы мы не могли верить Церкви в том, что Христос продолжает воздействовать
через нее, то мы усомнились бы и в Священном Писании, которое возникло
из благовествования ранней Церкви. Поскольку Христос требует от нас послушания
Церкви, ибо в ней слышен Его голос, то можно положиться и на то, что в
основных вопросах Церковь не проповедует какого-либо ошибочного вероучения.
Учительство Церкви
Но кто же поручится за то, что христианское благовествование действительно
несет в себе весть Христову?
Всегда будет существовать неопределенность относительно того, как
следует понимать Христово слово. Даже основополагающие моменты по-разному
толкуются различными христианскими направлениями. Необходимость объяснить
Слово Библии остается. Оно есть человеческое слово и потому воспроизводит
явленное Откровение несовершенно. Однако должен быть авторитет, который
без колебания решит, как надо понимать отдельные слова. Иначе люди не будут
знать, чем руководствоваться. Вместо строгого Христова приказания верить
существовала бы неуверенность возможности обрести истину. Многочисленные
секты своим существованием доказывают, что самого факта Откровения недостаточно
для сохранения нерушимой и цельной сути явленного, в которое следует верить.
Потому и нужно учительство.
Даже ранняя Церковь сознавала, ощущала Божию помощь в вопросах вероучения.
В 15-ой главе Деяний апостолов читаем, как апостолы и старые евреи сошлись
на важный совет. Они знали, что Дух Христа пребывает с ними. Поэтому решения
того собрания они начинали со следующих слов: "Ибо угодно Духу Святому
и нам...".
Этот пример также объясняет, кто является носителем и гарантом безошибочности.
Безусловно, не отдельные верующие, не отдельные епископы; каждый из них
может ошибаться в вопросах веры, но Церковь как целое не может заблуждаться,
ибо Сам Христос хранит ее от этого. Конкретно это всеобщее доверие Церкви
воплощается в собрании епископов. Они и составляют учительство. Поэтому
в соответствии с католическим учением епископы, воспринявшие служение апостолов,
безошибочны как целое, когда провозглашают учение о вопросах веры и морали
окончательным и обязывающим.
Безошибочность может проявляться и иначе. Как быть, к примеру, в том
случае а в истории Церкви такое бывало когда большая часть Церкви не едина
в основном вопросе веры? Если сами епископы заходят в тупик, где отыскать
истину?
В подобных случаях, по свидетельству исторической традиции, решающее
слово оставалось за Римским Епископом. Он и является гарантом единства
и хранителем истины в собрании епископов. Поэтому некоторые заблуждавшиеся
проповедники в первые столетия постоянно пытались заручиться одобрением
Римского Епископа. Папа последняя инстанция в вопросах веры и морали (но
только в них) безошибочен. Ссылаясь на свою высшую учительскую власть,
он провозглашает учение окончательным и обязательным для всей Церкви, выступая
"ex cathedra". Тогда вступает в силу слово Господа, обращенное к Петру:
"Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя. И ты, некогда обратившись,
утверди братьев твоих" (Лк 22,32). Разумеется, такие случаи крайне редки.
На самом деле Римский Епископ не принимает ни одного сколько-нибудь важного
решения, не узнав мнения остальных епископов. Даже Папа может обязать верить
только в то, что является основой веры всей Церкви. Ведь и он просто верующий
и подобно каждому христианину принимает свою веру от Церкви. Учительство
не возвышается над Словом Божьим, но служит Ему.
Из предыдущих столетий известно лишь два таких решения Папы: в 1854
г. он провозгласил Непорочное зачатие Девы Марии, а в 1950 г. Телесное
вознесение Девы Марии. Но даже эти решения не являются решениями лично
Папы. Перед тем всех епископов призвали высказаться по этим вопросам, так
что скорее можно говорить о безошибочных решениях всего учительского собрания
епископов Церкви.
В учительстве мы не сталкиваемся с притязаниями на превосходство, перед
которым мы должны умолкнуть. И здесь Церковь служит человеку. Мы хотим
видеть свет в конце туннеля и Церковь своими ясными высказываниями укрепляет
нас, дает опору, так что мы восклицаем: "Я знаю, в Кого уверовал!" (2 Тим
1,12).
Глава 10. ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКВИ
Вселенская...
В то общество, которое Христос хочет собрать, приглашены все люди.
Из этого ясно, что Церковь может быть лишь одна Церковь, распространенна
"по всей земле" (это перевод слова "католическая") и во все времена. Всемирное
единство, католичность и уникальность Церкви внутренне связаны, одно основано
на другом.
В Новом Завете в Посланиях св. Павла и в Деяниях апостолов говорится
о множестве церквей, но под этим подразумеваются местные церкви (напр.,
в Коринфе, Эфесе, Риме и др.). В ходе истории местные церкви формировали
и сохраняли определенные особенности, как, например, собственные обычаи,
обряды, язык и т.п. Но все они были объединены общей верой и считались
частями одной целой Церкви. В этом смысле понятие "церкви" вполне обоснованно.
Так возникли древние так наз. патриархаты Востока (в Константинополе, Иерусалиме,
Антиохии), тесно связанные между собой и с преемником Петра Папой. Все
они по праву называются Церквами.
В таком понимании и Римско-Католическая церковь является частичной
церковью, ибо Католическая Церковь не тождественна Римской, иными словами,
латинской церкви. Так обозначается лишь часть Церкви на Западе, патриархат
Рима.
Понятие "католический" не означает лишь географическую распространенность
по всему миру. Это следует понимать так: местные общины наряду с отдельными
церквами должны творить сообщество и не смеют изолироваться одна от другой.
Каждая церковь принадлежит к целой Церкви и неотделима от нее. Как отдельный
епископ несет ответственность за всю Церковь, так и отдельные церкви своими
ценностями обогащают Церковь как целое это и есть католичество. В этом
смысле в Церкви Христовой действительно существуют многообразие, данное
всемирностью Церкви. Всемирность означает множество народов, рас и культур,
а также множество институтов и служб, обрядов и обычаев, много местных
церквей и епископов. Все это знак всеобщности католичности Церкви.
Надо признать, что ради единства часто бывали стерты многоликость и разнообразие
отдельных церквей. Нередко именно в миссиях миссионеры очень мало считались
со своеобразным способом мышления иных народов и навязывали вплоть до архитектурных
стилей храмов западные и римские формы. Последний Собор еще раз подчеркнул,
что о настоящем католичестве можно говорить лишь тогда, когда все отдельные
церкви внесут свои ценности в единую Церковь. Сейчас мы убеждены в том,
что церковные сообщества, отделенные от Рима, в значительной мере способствовали
истинной католической полноте.
Слово "католический" греческого происхождения. Его значение, как явствует
из русских эквивалентов "всеобщий", "всеохватывающий", заключается в том,
что Христово учение надо сохранить во всей его полноте. Ведь всегда существует
опасность того, что будут вырваны отдельные части, о которых станут говорить,
будто они-то и выражают всю глубину учения Христа. В истории Церкви повторяются
расколы. Католическая Церковь убеждена, что сохранила всю суть Христовой
вести, хотя передавала ее человеческим, несовершенным способом. Она также
стоит на том, что сохранила все важнейшие церковные институты, все таинства,
полноту веры, как-то: духовный опыт и его внешние проявления, сохранила
внутреннюю свободу христианина и его послушание, Божью благодать и человеческие
устремления, определенные нормы и личный выбор по совести, аскетизм и радость
жизни. Католическая Церковь достаточно всеобъемлюща, чтобы в ней совмещалось
все, что кажется внешне противоречивым.
...и все же объединенная
Все перечисленное вело бы к раздроблению, если бы не скреплялось узами
единения. Единение обеспечивается Помощником, которого Христос обещал Своей
Церкви. Его помощь мы усматриваем в общем исповедании веры, а также в институте
епископов и Папы.
Мы уже говорили о многообразии в единстве; следует, однако, подчеркнуть
и единство в многообразии. Там, где начинаются распри, кончается католичество.
Где из многообразия возникает раздробленность, Церковь погибает, ибо может
существовать лишь как единое целое. Уже в посланиях апостолов говорится
о расхождениях (напр., в 1 Послании к Коринфянам). Здесь, впрочем, имеются
в виду не отдельные церкви, а споры внутри одной общины. Позднее
из них родились распри между общинами и отдельными церквами, а это привело
к великим историческим расколам.
В 1054 году окончательно отделились восточные церкви, называющиеся
православными. В 1517 году начался раскол в западных церквах. С тех пор
мы по-иному понимаем выражение "многие церкви" в смысле конфессий, разных
исповеданий.
Все церкви убеждены в том, что Христос хотел основать только одну Церковь.
Он говорит об одной Церкви, которую желал создать "на скале". Если Церковь
предназначена для всего мира, если она есть Тело Христа, то она может быть
только одной единственной. "Одно тело и один дух, как вы
и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна
вера, одно крещение, один Бог и Отец всех" (Еф 4,4 и далее).
Потому хочет Христос, чтобы был один Пастырь и одно стадо (Ин 10,16) и
за это единство страстно молится (Ин 17,20 и далее): "...да будут все едино;
как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует
мир, что Ты послал Меня". Разве мы можем считать исполненной эту настойчивую
и страстную просьбу Христа, видя нынешнюю раздробленность христианства?
Итак, желание Господа не исполнилось по вине нас всех. Распри нередки
и в условиях одной семьи. Все христиане должны желать единства, единени
(что не означает единообразия). Даже недостатки Церкви не должны отвращать
нас от единения Церкви. К счастью, желание объединиться пробуждается ныне
у всех христиан; больше внимания уделяется тому, что нас объединяет, нежели
разъединяет. Радует и то, что уже вырисовываются предпосылки единения:
взаимная любовь и уважение.
Однако такого единства, какого желал Христос, нельзя достигнуть лишь
любовью, оно должно проявиться в основах вероучения. Внешнее единение должно
проистекать из внутреннего единения в вере. Два прямо противоположных высказывания
не могут быть одновременно истиной. "Любовь без истины слепа и не может
быть прочной" (кардинал Беа). И снова мы приходим к необходимости учительского
престола и к прочному, как скала, основанию Петра. Если отречься от него,
раздробленность остановить уже нельзя, как учит история.
Единство Церкви должно быть видимым, воспринимаемым, ведь и сама
Церковь видима. "Одному духу" соответствует "одно тело" (Еф 4,4), одна
Вечеря Господня (ср. 1 Кор 10,16). Поэтому нельзя согласиться с весьма
распространенным мнением, будто единство Церкви уже заложено как невидимое,
так что разные конфессии со своими противоречащими друг другу исповеданиями
суть лишь разные ветви на дереве Церкви Христовой.
Разумеется, определенное единство всех христиан существует: воля к
единению, общее крещение, общее Священное Писание, жизнь в благодати, истинная
вера, любовь к Богу-Отцу и Христу. Кроме того, в некоторых церквах существует
и епископское преемство, перенятое у апостолов. Таким образом, то, что
соединяет, шире того, что разделяет. В ином аспекте единство не так уж
необходимо, желательнее плюрализм: при богослужении, в вопросах церковного
права и т.д. Следует подчеркнуть, что единство истинно верующих христиан
разных конфессий гораздо теснее, чем церковное единство католиков, хотя
формально и принадлежащих к одной Церкви, но разделяющихся на верующих
и равнодушных к религии.
И все же существует различие в основных истинах веры и нет никакого видимого
единства ни в руководстве, ни в Трапезе Господней.
Церковь и церкви
Один решающий вопрос занимает сегодня всех: где можно найти Христову
Церковь? Многие христиане по поводу причин своей принадлежности к той или
другой церкви честно признаются: если бы мои родители были протестанты,
католики или православные, то и я бы стал протестантом, католиком, либо
православным и был бы свято убежден, что принадлежу "истинной" церкви.
В каком отношении находится основанная Христом Церковь к конкретным, ныне
существующим церковным общинам? Ведь ни один христианин не может предположить,
будто бы Церковь Христова вопреки обещанию Своего Основателя погибла. Нас
не гложут сомнения "Мудрого Нафана" Лессинга: настоящее кольцо, судя по
всему, потеряно... Но ведь церковные общины, противоречащие друг другу
в вере и не имеющие ничего общего в таинствах, не могут одновременно составлять
ту самую одну Христову Церковь.
Католическая Церковь высказалась по этому поводу на последнем Соборе:
"Эта Церковь... осуществлена в Церкви Католической, управляемой преемником
Петра и епископами, находящимися в общении с ним, хотя и вне ее состава
обретаются многие элементы освящения и истины..." (II Ватиканский Собор,
Догматическая Конституция о Церкви, ст. 8). Иными словами, Христова Церковь
существует, ее можно познать.
Однако тотчас всплывает другой вопрос: что думает Католическая Церковь
об остальных христианах? Принадлежат ли и они к Церкви? Или им отказывают
в какой бы то ни было принадлежности к ней? Только что процитированный
текст говорит и об этом. Из документов Собора ясно, что от формулировки
"Христова Церковь "является" Католической Церковью, но "осуществлена в
..." Собор отказался сознательно. Это должно означать, что "церковность"
не отождествляется простым способом с Католической Церковью, потому что
"освящение" и "истина" несомненно церковные элементы, которые можно найти
как указано в тексте также и вне Католической Церкви. Собор положительно
оценивает богатство христианских ценностей, реализуемых помимо Католической
Церкви. Эти ценности мы перечислили, говоря о том, что общего у всех христиан.
Вполне возможно, что та или иная христианская ценность осуществляются вне
Католической Церкви более живо, чем в ней.
В тексте соборного документа далее читаем: "Церковь по ряду причин сознает
себя связанной с теми кто крещены и носят имя христиан, но не исповедуют
неповрежденной веры или не хранят единства общения под главенством Преемника
Петра". Соборный Декрет об экуменизме развивает эту мысль: "Католическая
Церковь объемлет их (разъединенных) братским уважением и любовью. Ибо те,
кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем,
хотя и не полном, общении с Католической Церковью..." (ст. 3). В соответствии
с этим существуют степени реализации Церкви. Соединение с ней может быть
более или менее интенсивным. В любом случае, как подчеркивается в том же
документе, отделившиеся христиане, "оправданные верою в крещении, сращены
со Христом и, следовательно, по праву носят имя христиан, и сыны Католической
Церкви правильно признают их братьями в Господе". Католическая Церковь
знает, что "Дух Христов" и Его благодать пребывают и там.
Следовательно, Церковь реализуется и помимо Католической Церкви, хотя,
по нашему убеждению, и не в полной мере, ибо там отсутствуют существенные
особенности, данные Христом Своей Церкви. Например, в некоторых отсутствует
полное апостольское учение, а также историческое епископское преемство.
Но ведь мы уже упоминали, что сама Католическая Церковь вовсе не считает
себя "завершенной" и находится "в пути".
Кого-то, возможно, удивят эти слова, ибо позиция Католической Церкви
представлялась ему высокомерной и менее терпимой. Другим и вышеупомянутая
позиция покажется высокомерной. Надо иметь в виду, что церкви, составляющие
Всемирный Совет Церквей (их более 200), оставили за собой право не признавать
друг друга церквами в полном смысле слова.
Здесь требования противостоят друг другу. Твердая убежденность еще не
означает нетерпимости. Нам следовало бы взаимно предполагать, что каждое
направление искренне взыскует Христовой воли, и различные позиции обусловлены
не групповыми интересами и неуступчивостью. И для Католической Церкви важно
реализовать такую Церковь, какой хотел видеть ее Христос. Потому из любви
ко всем христианам она обязана для всех твердо сохранить то, что,
по ее мнению, Христос считал важнейшим. Католики в приведенном выше Соборном
Декрете призывают остерегаться в речах и поступках всего, что могло бы
ранить других христиан. Тем сильнее должны они сотрудничать с разъединенными
братьями, вести с ними диалог, чтобы лучше понять их и радостно принять
истинные христианские ценности из общего наследия.
Даже вопреки убежденности в принципиальной верности собственного пути
христианская вера может и обязана быть смиренной и отречься от какой-либо
надменности по отношению к разъединенным братьям, а также нехристианам.
И Католическая Церковь очень хорошо знает, что постоянно отстает от образца,
каким должна быть по воле Христа. Поэтому дорога к единству начинается
с внутреннего обращения.
Экуменизм
Всем христианам предписывается преодолевать разделение и стремиться к
единству Церкви. Нельзя упускать ничего из того, что ведет нас к этой цели.
Движение за взаимное сближение христианских конфессий называется экуменическим
(от "oikumene" весь обитаемый мир). В богословском диалоге, сотрудничестве
в социальной и каритативной областях; совместной молитве и изучении Священного
Писания христиане всех вероисповеданий пытаются разрушить взаимные предубеждения
и понять друг друга. Уже десятилетия христиане всех конфессий молятся о
воссоединении Общины Христа. Папа Иоанн XXIII учредил для этой цели особый
Секретариат по делам единства христиан. II Ватиканский Собор был созван,
в частности, для того, чтобы внутренними преобразованиями и реформами Католической
Церкви подготовить это воссоединение. Известна встреча Папы с высшим духовенством
Православия (Патриарх Афинагор), Англиканской Церкви (Архиепископ Рэмзи)
и со Всемирным Советом Церквей в Женеве. Взаимоотношения христианских общин
приобрели совершенно новый характер.
Как будет выглядеть окончательное воссоединение, никто еще не в состоянии
предвидеть: Католическая Церковь не видит возможности воссоединиться путем
простого "возвращения" братьев, ибо знает, что и она должна выйти навстречу,
а разделенные христиане должны содействовать единению своими духовными
ценностями.
При всей разнице взглядов важно, чтобы возрастала любовь основной закон
народа Божьего. Только любовь способна навести мосты над пропастью, которую
разверзает вопрос об истинности. Нельзя ожидать, что воссоединение осуществится
сокращением учения и "прочерками" в вере. Такое сокращение до общего минимума
противоречило бы совести и духу экуменизма. Мы не можем вести себя и таким
образом, будто не существует никаких противоречий. Напряженность надо достойно
перетерпеть, ибо только страдая от разделения, мы можем его преодолеть.
Между конфессиями может существовать лишь один вид соперничества:
опережать друг друга в любви.
Мы можем быть уверены в том, что Дух Божий, пребывающий с Церковью, уже
содействует во вновь пробужденных стремлениях к воссоединению.
Вне Церкви нет спасения?
Существует неоднозначное выражение "самоспасающая Церковь". Что оно означает?
Бог хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим 2,4). Но человек сам по себе
не может достичь Бога. Мы знаем лишь "единого Посредника между Богом
и людьми Христа" (ср.1 Тим 2,5). Христос это как бы узкие врата к Богу,
кроме которых нет пути к спасению. Поэтому никто не может быть спасен "по
своему усмотрению". Все, кто спасется, спасутся только через Христа, даже
если ничего не слышали о Нем. Христос говорит о Себе так: "Никто не приходит
к Отцу, как только через Меня" (Ин 14,6). Если Христос пребывает в Своей
Церкви и через нее способствует искуплению человека, то, значит, "без этой
Церкви нет никакой возможности спастись".
То же самое подчеркивается Лютером ("Большой катехизис", ст. 3): "Вне
Церкви никто не может придти к Господу Христу". Сам Христос подчеркивает
неизбежность веры и крещения для спасения (Ин 3,5; Мк 16,16), а тем самым
неминуемость Церкви, членами которой мы становимся через крещение. Еще
Киприан Карфагенский (умер в 258 г.) подчеркивал: "Вне Церкви нет спасения".
Но это, однако, не означает и мы еще раз подчеркиваем что оставшийся
не по своей вине вне Церкви навеки погибнет. Существует Учение веры, согласно
которому никто не погибнет без собственной вины. Большинство людей, живших
вне Церкви, никогда не знало этого требования, следовательно, они без вины.
Верующий иудей, мусульманин, индуист, буддист, живущие по своей вере и
от всего сердца взыскующие Бога, получат вечное спасение. Это относится
и к людям, которые не в состоянии познать Бога, к атеистам, стремящимся
жить правильно и в согласии со своей совестью.
Но все, кто находится вне видимого сообщества Церкви и достигнет вечного
спасения, тем не менее получат его через Церковь, благодаря тому что ищут
Божью волю, а тем самым приобретают направленность ко Христу и Церкви и
достигают спасения посредством нее. Поэтому вместо выражения вне Церкви
нет спасения мы лучше скажем позитивно: все идут к спасению посредничеством
Церкви. В этом и заключается правильное понимание слова "самоспасающая"
Церковь.
Но к чему тогда миссии? Если даже ничего не знающие о Христе и Его
Церкви люди могут быть спасены, зачем развивать миссионерскую деятельность?
И такой вопрос частенько задается. Христос хотел основать общину и установить
в ней определенный порядок; в ней посредством таинств людям будет дарована
Его благодать, которой человек вне Церкви не получает. То, что предлагает
Бог, в Церкви всем людям дается во всей полноте; христианская вера позволяет
найти больше света и силы для жизненного пути. Потому и повелел Христос:
"Идите, научите все народы" (Мф 28,19). Нельзя поэтому утверждать, что
если кто-то будет спасен, то принадлежность к Церкви не так уж важна. (ср.
II Ватиканский Собор, Декрет о миссионерской деятельности Церкви)
Церковь и мир
Церковь это не какое-то закрытое общество, отгородившееся от мира и далекое
от проблем современности. Напротив, Церковь состоит из людей и подобно
им живет в нашем мире; она его часть. Церковь не противостоит миру, они
взаимосвязаны и пронизывают друг друга. В таком смысле следует понимать
усилия современной Церкви стать "светской".
Но хотя Церковь существует в этом мире, она не от него. Ее роль через
мирские интересы привести людей к Богу. Поэтому не подобает Церкви вмешиваться
или высказываться по принципиальным вопросам чисто светского характера.
Существует настоящая автономия в научной, политической и социальной областях.
Церковь ни в коем случае не должна использовать светскую власть для выполнения
своей роли в мире. Последний Собор строго осудил в своем воззвании "Церковь
в современном мире" отклонения Церкви от своей роли на протяжении истории.
С другой стороны, Церковь по праву могли бы упрекнуть в отречении от
мира, если бы она попросту не захотела решать актуальные ныне задачи. Церковь
должна принимать участие в жизни общества, если в самом деле хочет быть
"светом мира" и "солью земли", как требует того Христос от своих верных.
Ведь во всех областях своей деятельности человек ответственен перед Богом.
К примеру, технику нельзя использовать для уничтожения людей, политика
не должна ограничивать личную свободу и достоинство человека, экономическое
устройство обязано создать для всех людей не свете возможности существования
и т.д. В наше время Церковь упрекают не только во вмешательстве в светские
области, но и в молчании при решении таких вопросов, когда она обязана
была сказать свое слово. Поэтому и нехристиане, к примеру, приветствуют
постоянные призывы и усилия Папы к достижению социальной справедливости
и мира во всем мире.
Нельзя, однако, ожидать, что у Церкви есть простые ответы на все вопросы.
Прогресс человечества выдвигает все новые задачи, поэтому и Церковь обязана
вновь и вновь искать в Божественном Откровении нужный ответ. Ответственность
в принятии решений в светских вопросах лежит на мирянах Церкви, именно
они должны в первую очередь "служить миру". Ведь у них больше знаний в
специальных областях, потому их компетентность не вызывает сомнений. Каждый
христианин должен осуществлять свою веру в современном мире. (II Ватиканский
Собор, Догматическая Конституция о Церкви, ст. 30 и далее)
Церковь тогда правильно видит свою роль в мире, когда воспринимает свою
миссию как служение миру и человеку. Она не самоценна. "Для христианина...
нет большего желания, нежели всегда служить людям нашего времени как можно
великодушнее и действеннее" (II Ватиканский Собор). Роль Церкви можно вкратце
описать так: приведя человека к Богу, Церковь должна помочь ему обрести
самого себя и указать его место в мире.
Когда Церковь проповедует, как это заповедовал Христос, Божественное
Откровение всему миру, она ни в коем случае не смеет руководствоваться
стремлением к светской власти или расчетливостью. Миссия Церкви исключительно
религиозная и потому высокогуманная. Церковь всегда должна предлагать лучшее
решение проблем эпохи, чем все иные общественные группы. Церковь способна
делать это потому, что дает ей полный образ мира и человека, по которому
она может ориентироваться.
Сказанное вовсе не означает, что Церковь должна была бы узаконить свою
точку зрения с помощью государственных инстанций в качестве всеобщей нормы.
Церковь хорошо осознает, что не только она помогает обществу, что современный
мир, прогресс науки и техники, в свою очередь, очень помогают ей в выполнении
своей миссии. Поэтому Церковь постоянно стремится к живому диалогу во всех
областях, к преодолению отчужденности, создавшейся главным образом на протяжении
последних столетий.
|