Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 

ПРАВОСЛАВНАЯ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В РИМЕ

во имя Святителя Николая Чудотворца

Cм. история 21 в. - Рим.

Via Palestro, 69/71 00185 ROMA

См. Талалай об истории церкви, 1994.

История конфликта 2008 г. Письмо митр. Кириллу прихожан, 17.12.2009. Письма прихожан 2008 г.

 

Печальная история нашего прихода

 

Начнем с последнего печального события, нарушающего не только гражданские права, но и церковные. В воскресенье, 7 декабря, после панихиды по патриарху Алексия II, а похороны его состоялись 9 декабря, настоятель не постыдился и в эти прискорбные дни брать всех страхом и запугиванием, объявляя во всеуслышание, что группа прихожан, подавшие в суд на Церковь, отлучаются от Причастия. Это еще одна ложь!

Мы, нижеподписавшиеся многолетние прихожане Прихода Свт. Николая Чудотворца в Риме и члены Энте Морале «Русская Православная Церковь в Риме», зарегистрированного итальянским государством как юридическое лицо и все эти годы бывшее хранителем храма и дома, в котором он находится, а также всего движимого и недвижимого имущества, решительно и категорически ЗАЯВЛЯЕМ, что мы честно и бескорыстно служили, служим и будем служить Церкви Христовой и никогда не шли и не идем против нее, никогда не нарушали церковных или канонических правил или государственных законов, не писали писем против Патриарха или подавали в суд против или на Церковь. Ив также не писали писем в Константинопольский Патриархат, в котором нас постоянно обвиняют и на этом строят все свои «грязные» дела. Мы всегда жили по завету Иисуса Христа, точно определившего, что «Богу Божье, а кесарю кесарево». Но теперь все смешивается в одно и разобраться во всем этом довольно трудно не только нам, но и высшей церковной власти. Некоторые из старейших членов Энте Морале в благодарность за их служение получили Благодарственную грамоту от самого Патриарха. Стоит также напомнить, что благодаря о. Михаилу и всем нам, весь приход вернулся в лоно Матери Церкви. При этом нам было обещано, что мы будем подчиняться непосредственно Патриарху и никому другому, и что наш приход, со строительством Храма св. влм. Екатерины, будет продолжать быть приходом «народа Божьего». Но это, как видно, всего лишь слова и обещания, а на самом деле, нашу церковь и особняк постигла совсем другая судьба, с которой мы и боремся.

В России всегда существовали разные категории храмов, церквей, имущества, принадлежавшие как частным лицам, так и РПЦ, но все они в церковном отношении подчинялись церковным правилам, соблюдая при этом и государственные законы. Это наш пример, и мы так жили до того, как вернулись в лоно Матери Церкви в 2000 году.

До приезда нового настоятеля о. Павла (Фокина) и о. Германа (Камалова), на нашем приходе царили мир, спокойствие, дружелюбие, духовная жизнь и благодать Божья. С их приездом все это кончилось и теперь нам даже неприятно ходить в церковь, где теперь царят произвол, обман, ложь, клевета, страх, вражда и разделение всего прихода на два лагеря, если не больше. Многие перестали вообще ходить в тот храм, где они получали духовную пищу и обретали веру в Бога.

Новый настоятель не только разрушил наши традиции, устои, но поднял руку и на сам храм, на дом и его жильцов, на старейших прихожан и на новых неугодных ему членов. Впечатление такое, что мы вернулись в 30-ые годы, когда в Советском Союзе разрушали храмы, наказывали и убивали всех верных Богу и церкви христиан, но мы, слава Богу, живем в свободной Италии, где подобные отношение и поведение караются законом. Где это видано, чтобы Храм Божий стал местом страха перед настоятелем и иерархией, а не перед Богом, Который сделал человека свободным, а не рабом.

На Энте Морале – хозяине всего и его членов всегда лежала и лежит обязанность охранять имущество и само существование Церкви. Благодаря Э.М. наш храм не претерпел того, что произошло когда-то в Бари или в Мерано. Наша одна из стариннейших церквей Италии (ей более 200 лет) верно окормляла все эти годы православных людей, проживающих в Риме, как это завещала княжна М. А. Чернышева, княгиня Барятинская и многие другие наши предки. Мы все эти годы также верно хранили все это и будем дальше защищать всеми силами и методами, дозволенными законом этой страны от любых варварских действий председателя Энте Морале (им является настоятель согласно нашему Уставу). Мы защищаем всего лишь наши ущемленные гражданские права, которые не имеют ничего общего с Церковью или церковным правом. Совершенно недопустимо, чтобы наши законные права, наше достоинство честных людей попирались и чтобы мы не имели даже право на защиту. Какое это имеет отношение к Церкви, нам непонятно.

Далее перечислим некоторые вещи, происходящие в Риме:

Еще при настоятельстве Владыки Марка Егорьевского, кстати, мы его почти никогда не видели, была осквернена «десница свт. Нифонта», причем все это происходило тайно и ночью. Об этом мы узнали только в этом году, поскольку свидетелю, о. Алексию Байкову, было запрещено об этом говорить.

С новым настоятелем стали исчезать из храма и «ризницы» (проходная комната при церкви), которой больше нет – из нее сделана церковная лавка, старинные вещи: сундук конца восемнадцатого века, старинные позолоченные подсвечники, а теперь и деревянные аналои, вместо которых поставлены новые, переделанные из старинных подсвечников. Они стоят, как «цапли на одной ноге», без чехлов, а всего лишь покрытые пеленой, на которые положены иконы. Внутренний вид храма изменился. Все это делается, несмотря на наши протесты. Два изразцовых шкафчика, в которых хранились церковные книги, а на них лежали иконы, перешли из храма в церковную лавку.

Без разрешения местных властей и без подтвержденного архитектором или конструктором плана были сооружены деревянные хоры, которые нелегально (за три или четыре месяца до их строительства) были внесены уже в новую кадастровую запись всего особняка, который из жилищного был изменен на общинный!?! Из храма были выброшены старинные «бра», которые были такие же как малые паникадила, и вместо них повесили новые, совершенно не подходящие к нашей классической церкви. Все это делалось без согласия Общего собрания Э. М., а без него не могут решаться важные вопросы и перемены, касающиеся храма и особняка.

На шестой недели Великого Поста были отменены все богослужения, и делался ремонт, а в Лазареву Субботу были обнаружены изувеченные иконы, т.е. вымытые, в результате чего во многих местах краска и позолота была стерта, а малое Распятие перекрашено в рыжий цвет. Негодованию, слезам прихожан не было конца. Мы насчитали пока 23 испорченные иконы. Об этом знали и Архиепископ Иннокентий Корсунский, и епископ Егорьевский Марк, бывший наш настоятель, которые лично видели все иконы и все, что было сделано в храме, а на наши многочисленные письма Святейшему Патриарху и в Московскую Патриархию мы не получили никакого ответа. Все это, к глубокому нашему прискорбию, показало полное безразличие, а также непонимание, со стороны церковных властей к нанесенному духовному, художественному и материальному ущербу, недопустимому нигде и никем. Поэтому группа членов Э.М., ради сохранения Церкви и драгоценных утвари и имущества, которые нам достались в наследство, от дальнейшего разрушения, заявила об этом ужасном святотатстве в соответствующий отдел карабинеров по охране художественных произведений в Италии. Это наш долг в отношении церковных ценностей, а также потому, что в Италии государство охраняет все находящиеся в стране художественные произведения, которые, кстати, запрещены вывозить и из страны.

Эта группа попала в опалу (причем неизвестно, как все это стало известно?), их незаконно выгнали из членства, а с амвона стали обвинять в том, что они подали в суд на Церковь, что группа из 12 человек написала письмо в Константинополь и обвинили в расколе с серьезными последствиями и теперь, якобы, собирают подписи о возвращении и т.д. Стали обвинять и в том, что мы выступали и писали письма против Патриарха. Несмотря на то, что все это было неоднократно опровергнуто, эти слухи, ложь и клевета продолжают распространять среди тех новых прихожан, которые вообще не знают даже истории нашей Церкви или вообще незнакомы со старыми прихожанами. Мы никогда в жизни не видели, чтобы духовные лица занимались с такой виртуозностью ложью и обманом.

Созываемые Общие собрания, а их уже было 4 или 5, незаконны и на место изгнанных членов настоятель набрал 29 новых членов или даже больше, вербуя их как в армии и требуя от них. Чтоб голосовали за него и его проекты, среди которых даже те, которые не имеют ни документов и не живут постоянно здесь, что недопустимо по местным законам. Как стало известно, он даже заплатил за них членские взносы. Это что, подкупил их? И на основании чего он их завербовал? Согласно Уставу Э.М. и местным законам, они не имеют право голоса в течении трех лет и будучи членами Э.М. они отвечают перед государственным законом за дом и храм. Знают ли они об этом? Нам эти люди незнакомы. Кроме того неизвестно, кто проверяет теперь счета, а доклад Ревизионной комиссии (в лице одного члена) делал не председатель комиссии (выгнанный), а простой член, кстати не проверивший всех счетов за 2007 год. Кроме того, протоколы пишутся в интересах настоятеля и часто не соответствуют правде. Несколько человек добровольно вышло из членов Э.М. из-за этого, но открыто об этом говорить не могут, т.к. все боятся последствий. Вполне возможно, что и высшую иерархию обманывают, как и всех нас. Причем царит страх и террор и это в церкви, даже еще в свободной Италии!?!

В Церковный совет и в члены Э.М. вошли люди, которые ничего общего не имеют с нашим приходом: о. Алексий Никаноров, клирик Корсунской епархии, обслуживающий Мерано и приписанный к миланской церкви, люди и даже новый староста, все прихожане Церкви св. Екатерины. За свечным ящиком стоит никому неизвестная новая женщина. Кто они такие и почему руководят нашим приходом? Все они очень раболепные и всего боятся.

На очередном Собрании Э.М. настоятель предложил проект совершенно нового Устава, представив его как измененный, на рассмотрение. Еще один обман. Этот Устав не соответствует духу нашей Церкви и Энте Морале и неприемлем по многим причинам. Согласно нему уничтожается Энте Морале, а дом и сама церковь стали имуществом Московской Патриархии и могут превратиться в торговое или еще какое-то предприятие, могут из них сделать монастырь, подворье, странноприимный дом и т.д., хотя последний пункт о создании монастыря и т.д. выброшен. Все это противоречит завещанию княжны Чернышевой, а также законам Италии. Этот устав был принят большинством голосов ставленников настоятеля на последнем чрезвычайном собрании 20 декабря 2008 г., несмотря на противодействия и протесты других, но меньшинству закрыли рты.

Нашим жильцам, за исключением княжны Волконской и графини Ферзен, было сказано освободить квартиры, якобы под предлогом капитального ремонта, что тоже противоречит местным законам, а также нашему Уставу. В квартирах живут наши прихожане, которые служат Церкви и на их квартплату существует Церковь.

Устранить Э.М. равносильно гибели церкви и имущества. Ведь только благодаря нему, мы никогда не имели тех проблем, которые пережили церкви в Бари, Мерано и в других местах. Особняк – это частная собственность всех русских, проживающих в Риме, ответственность за который несет Э.М., а существует он для того, чтобы содержать находящийся в нем храм. Он никогда не принадлежал ни Р.П.Ц., ни Российскому государству, и отнимать его, как пытается делать настоятель – это грабительство, отнятие у русских людей Рима их единственного достояния, в которое они жертвенно внесли свои ресурсы и свои силы. Он для русских, украинских, молдавских и других православных людей в Риме служит не только духовным окормлением, но и родиной, местом встреч, бесед и отдыха. Никто не имеет права лишать нас и их этого.

Мы решительно протестуем против того, чтобы из Церкви делали торговое предприятие или пансион.

Сами богослужения тоже изменились, стали чиновничьими и не приносящими духовного удовлетворения, и по ним можно даже определить даже время. Людьми никто не занимается, но зато перед Чашей со Святыми Дарами новые священники устраивают целый допрос, как в КГБ. И по всему видно, что за каждым из нас еще и следят. Вот так!

Нас обвиняют в том, что мы поступаем не по каноническому праву. Мы же защищаем свои гражданские права, а не церковные, во-первых, а во-вторых, сами клирики своим поведением, своей ложью, клеветой, обманом нарушают не только канонические права РПЦ, но и государственные законы, за которые в старые добрые времена, этих монахов поместили бы в далекие монастыри до конца их жизни. А у нас получается, что виновные остаются ненаказанными, а невинные страдают. Где справедливость? И все это происходит не в миру, а в Церкви! Допустимо ли это и в интересах ли РПЦ иметь подобные скандалы?

Мы требуем, чтобы оба новых клирика, о. Павел и о. Герман, были бы немедленно удалены из Рима, а на их место просим назначить достойного и культурного священника. Просим также вернуть нам о. Алексия Байкова, незаслуженно обвиненного и высланного из Рима. Тогда у нас снова наступит мир и благоденствие. Кроме того, виновник всех злодеяний должен возместить нам за нанесенные убытки в церкви и в особняке. Ведь изувеченные иконы необходимо реставрировать, а это должно быть сделано в Риме, где все стоит дорого. А кто возместить нам за духовные и моральные убытки?

И наше последнее заявление: с адвокатами первым начал работать сам настоятель, а мы теперь обязаны защищать свое достоинство, оскорбление, уважение, которое нанес нам новый председатель Энте Морале. Все это носит чисто светский характер и никакого отношения к Церкви не имеет. Поэтому его заявление в воскресенье сразу же после панихиды об упокоении Патриарха, что группа, подавшая в суд на Церковь, отлучены от Причастия, не выносит никакой критики. Кто дал ему такое распоряжение и право?

Все мы, особенно, старейшие, заслуженные люди, прожившие честно и полезно свою жизнь, отдавшие свои силы, время и ресурсы нашей любимой Церкви не заслуживают такого неуважения со стороны новых лиц, которым абсолютно безразлична судьба нашей церкви и жизнь русской общины в Риме. Им все это чуждо. Не нужно забывать, что мы живем в Италии, а не в России, и нельзя заставлять нас жить по российским законам, это недопустимо ни в какой стране. Наоборот, новые люди обязаны соблюдать законы страны, в которую приехали.

Знают ли русские православные люди, что Устав Московского Патриархата, по которому заставляют жить и нас, не действителен, поскольку все еще не ратифицирован Российским государством? В Италии никакие уставы не могут быть использованы, если государство в лице Президента страны, не подпишет их.

Вот это вкратце все, что происходит в Риме, но такое же положение, как нам известно, произошло в Англии и во Франции. А что будет с церквами Зарубежной Церкви, которая тоже, как и мы, доверилась МП?

Приблизительно такое же письмо за подписями многих прихожан, мы отправили Владыке Митрополиту Кириллу, Местоблюстителю Патриаршего престола, но ответа, конечно, не получили еще, да и получим ли?

 

ПИСЬМО МИТР. КИРИЛЛУ 17 ДЕКАБРЯ 2008 Г.

Местоблюстителю

Патриаршего Престола

Митрополиту Кириллу,

Смоленскому и Калининградскому,

115191 г. Москва

Даниловский вал, дом 22

Рим, 17 декабря 2008 г.

 

Ваше Высокопреосвященство!

 

Мы, прихожане Храма Святителя Николая в Риме, вместе со всей Православной Церковью скорбим о кончине Его Святейшества, Патриарха Алексия II. Да упокоит Господь Бог душу его в селении праведных! Вечная память!

В эти прискорбные дни на нашем приходе произошло очередное событие, которое явилось моральным ударом для многих верующих. В воскресенье, 7 декабря, сразу же после панихиды по усопшему Патриарху, настоятель не постыдился объявить во всеуслышание, что группа прихожан, которая, «подала в суд на церковь», отлучена от Причастия, т. е. от Церкви. Этим устным объявлением без указания имён, сделанным, якобы, по решению Епископа Егорьевского Марка, также устному, видимо полученному по телефону, он сообщил о столь страшном для каждого христианина факте. Кто дал ему такое право? Это дело только правящего архиерея и никого другого, а у нас в данный момент его нет, поскольку мы Ставропигиальный приход и находимся под омофором Патриарха. Только он может принимать такое серьезное решение, предварительно проверив, верно ли обвинение настоятеля в отношении лиц. Какую роль во всем этом играет также Владыка Марк, наш бывший настоятель?

Мы - многолетние прихожане Прихода и члены Энте Морале «Русская Православная Церковь Свт. Николая Чудотворца в Риме», решительно и категорически ЗАЯВЛЯЕМ, что всегда честно и бескорыстно служили, служим и будем служить Церкви Христовой и никогда не шли и не идем против нее, никогда не нарушали церковных и канонических правил или государственных законов, не писали писем против Патриарха, не подавали в суд против или на Церковь, не совершали смертного греха. Энте Морале является гражданским попечительским советом, а не церковным органом и зарегистрирован итальянским государством, как юридическое лицо. Все эти годы (с 1929) он был хранителем и опекуном храма и дома, всего движимого и недвижимого имущества. Благодаря Энте Морале наш храм, самый старый в Италии (ему более 200 лет) уцелел, в то время как другие православные храмы потеряли свою собственность. Мы боремся за храм, за церковное имущество, само существование которых под угрозой. Мы всегда жили по завету Иисуса Христа, точно определившего, что «Божье Богу, а кесарево кесарю».

В России всегда существовали, существуют и теперь, храмы, церковное имущество и утварь, принадлежавшие как частным лицам, так и РПЦ; в церковном отношении они подчиняются церковным правилам, однако они соблюдают также государственные законы. Это наш пример, поскольку особняк и храм – частные и никогда не принадлежали ни государству, ни Р.П.Ц.

С приездом архимандрита Павла (Фокина) и игумена Германа (Камалова) в церкви и на приходе воцарились произвол, обман, ложь, клевета, раздоры, страх пред властью, а не перед Богом, и разделение на враждующие лагеря.

Новый настоятель, он же и председатель Энте Морале, не только разрушил наши традиции, изменил облик храма, изуродовал иконы и другие церковные ценности, но поднял руку и на сам храм, на дом и его жильцов, на старейших прихожан и на новых неугодных ему членов. Мы живем в свободной Италии, где подобное поведение карается государственным законом, которому все обязаны подчиняться.

На Энте Морале и его членах всегда лежала и лежит обязанность охранять имущество и само существование Церкви в соответствии с завещанием княжны М. А. Чернышева, княгини Барятинской и других наших предков, которые хранили и преумножали этот во всех отношениях бесценный дар. Мы все эти годы также верно хранили все это и наш долг и впредь защищать всеми силами и методами, дозволенными законом этой страны, от любых незаконных действий Председателя Энте Морале. Ему, именно, как председателю, предъявлен гражданский иск за грубые нарушения в руководстве Энте Морале. Отец Павел умышленно путает гражданские права с церковными. Недопустимо, чтобы законные права и достоинство честных людей попирались, и они не имели бы даже права на защиту: нельзя смешивать церковные права и правила с гражданскими. Председатель Энте Морале, кто бы то ни был, является юридическим лицом, ответственным перед государственным законом за любое нарушение, за вред и ущерб, им причиненный. Все мы, особенно, старейшие, честно и полезно прожившие свою жизнь, не заслуживаем такого неуважения и оскорбления и не хотим быть жертвами произвола и клеветы со стороны лиц, которым абсолютно безразлична судьба нашей церкви и жизнь русской общины, особенно, в католическом Риме, для которых Церковь всегда была домом и родиной.

Просим Ваших молитв и уповаем на Божью помощь, заступничество Б. М. и заботу нашего небесного покровителя свт. Николая.

Верные во Христе, прихожане Прихода свт. Николая Чудотворца и члены Энте Морале Русской Православной Церкви в Риме.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОДНОЙ «СТАРУХИ»

 

ВАШИ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ВАШИ ПРЕОСВЯЩЕНСТВА И

ВЕСЬ СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ ЧИН!

 

Пишет Вам одна из тех «назойливых старух» по выражению нового настоятеля, которые мешают ему заниматься «своим делом» на приходе Святителя Николая Чудотворца на улице Палестро 69/71 в Риме. Разрешите мне представиться Вам: я, Анна Андреевна Давыдова, дочь русского судьи и преподавательницы естественных наук, родилась и выросла в Русской Православной Церкви. Вся моя семья всегда верно, безвозмездно и беспрерывно служила Церкви Христовой, как на родине, так и за границей. Дед мой, Афанасий Петрович Давыдов, был старостой Свято-Иннокентьевской церкви в г. Иркутск, папа мой, Андрей Афанасьевич, обладая очень красивым тенором, всю жизнь пел в церковных хорах, получая всегда Благодарственные грамоты. Кроме того он вел также большую общественную и благотворительную работу, чем приходилось заниматься и мне и другим членам нашей семьи. Я тоже всю жизнь, до несчастного случая, пела в церковном хоре, была регентом, членом Церковного совета, казначеем и Председателем Ревизионной комиссии, никогда не беря ни копейки, а когда могла, то и жертвовала на Церковь. Можно сказать, что и остальные члены моей семьи из поколения в поколение всегда были близки Церкви и ей помогали, как могли. Я была одной из тех, кто способствовал возвращению нашего прихода в Московский Патриархат под непосредственный омофор Святейшего Патриарха, и была польщена и горда тем, что меня наградили, как и некоторых наших членов прихода, Благодарственной грамотой. Кроме того, будучи профессиональной певицей, я много способствовала распространению русской музыки и культуры везде, где бы мне не приходилось жить. Всю жизнь я гордилась тем, что я – православная и защищала и «распространяла» Православие, даже на работе. Да, я более двадцати лет проработала в Русской секции Ватиканского радио, посылая в Советский Союз программы Православной музыки, традиций, богослужений, богословия, жития святых и новомучеников Российских, и всего, что тогда так не доставало нашим православным, и не только, слушателям. Кто знает, может быть, эта моя маленькая миссия тоже сыграла не малую роль в том, что вера в Бога на Руси сохранилась. Поверьте, таких людей, как я, в Риме и в мире много, поэтому пишу и от их имени.

И вот, вдруг, за какие-то шесть месяцев пребывания нового настоятеля на нашем приходе, я и многие наши члены прихода, зарегистрированного итальянским государством как юридическое лицо «Энте Морале», оказались неугодными новому настоятелю. Их беззаконно и без расследования «выгнали» из членства, по статье 18 нашего Устава, а вместо них избрали каких-то новых членов, нам почти неизвестных. Он окружил себя людьми, совершенно далекими от Церкви. Причем, все делается без согласия и ратификации Общего Собрания членов Энте Морале, т.е. незаконно и за нашей спиной. Все здесь покрыто тайной. Необходимо подчеркнуть, что только благодаря существованию Энте Морале нам всем удалось спасти и сохранить до сих пор, как Церковь, так и особняк, в котором она находится, дарованный Русской общине Рима исключительно для того, чтобы существовала Церковь. Это частная собственность княгини Чернышевой никогда не принадлежала ни России, ни Советскому Союзу, ни Московскому Патриархату. Она, княгиня Барятинская и многие другие, столько внесшие в нашу Церковь средств и труда, завещали и нам продолжать их труд по охране нашего прихода, что мы делали до сих пор и будем делать.

Невольно напрашивается вопрос, что происходит здесь, кто прислал сюда, в Рим с его древней христианской культурой, человека, совершенно некультурного? С самого начала он высказался, что ни иконостас, ни образ свт. Николая, ему не нравятся, и он уже собирался сменить иконы в иконостасе, если бы его во время не остановил о. Алексей, объясняя ему, что этим он испортил бы старинный очень ценный иконостас, что в храме много старинных икон и утвари. Для него все у нас очень старое. Ему абсолютно не нужны люди, т.е. «народ Божий» - Церковь Христова. Он, как бульдозер, выполняет, может быть, чье-то повеление выгнать нас всех и все забрать в свои руки, что он успешно и делает. С самого начала он поступает, как полновластный хозяин и Церкви и имущества, ни с кем и ни с чем не считаясь, но при этом забывая, что настоятели могут меняться, а прихожане – хранители всего этого - остаются? Великим Постом были «вымыты и оттерты» иконы, поврежден иконостас, перекрашено Распятие из черного цвета в рыжий. Кроме того, выброшены старинные подсвечники, а вместо них теперь поставлены новые, совершенно не подходящие к стилю нашей церкви, существующей уже почти два века. Когда же мы все стали просить, протестовать и защищать нашу церковь и церковное имущество, то все оказались «надоедливыми старухами». Да, мы – старухи, успели предотвратить полное разорение храма и дома до того, как он «выгнал» нас. Посыпались нападки на нас даже в проповедях. Зато теперь Вы сможете посмотреть программы по ТВ, в которых «нужно было показать и хорошую сторону настоятеля», как выразилась одна из его помощниц, но будут ли в них показаны изувеченные иконы, или дырки в старинном иконостасе?

Удивительно и то, что еще совсем недавно в благочестивом приходе, который вот уже более двадцати лет жил спокойно, в любви и согласии, где число прихожан увеличивалось с каждым днем (собрано около 600 подписей под письмом Патриарху), вдруг наступили раздоры, склоки и с особой легкостью, налево и направо, раздаются клевета, ложь и грязные слухи. Так оказалось, что мы все заинтересованы в какой-то материальной выгоде, а Давыдова особенно, т.к. она получает проценты от продажи белых свечей, что, будучи Председателем Ревизионной комиссии, не принимает отчетов от казначеев уже три года, что она собирает подписи на возвращение в Константинопольский патриархат. А архидиакон Всеволод Борзаковский так даже ездил на прием в Стамбул! Все это настолько фальшиво, абсурдно, позорно и неправдоподобно, что у нас только опускаются руки и делается тошно от сознания, что в нашей любимой Церкви есть подобные личности, которые позорят ее.

Могу ли я задать Вам всем такой вопрос, что главное в жизни Церкви? Люди и их духовное окормление, жить по Евангелию или коммерческие, политические интересы и карьера? Мы здесь, за рубежом, видим некоторых пастырей с последним уклоном. Готовят нам еще новый сюрприз: убрав нашего всеми любимого пастыря, протоиерея Алексия Байкова, на его место присылают нам «друга настоятеля», который известен в России по заботе об исправительно-трудовых лагерях. Это насмешка или, на самом деле, нужно и здесь, в чужой стране, среди русских и других национальностей наводить «порядок» и устранять и пугать неугодных лиц? Мне кажется, что такие пастыри более необходимы в самой России, чем за границей, не так ли? Кроме того, стали распространяться слухи, что украинцы хотят отобрать у нас храм. Не звучит ли это, как призыв к междоусобной войне у нас на приходе, где десятилетиями наши пастыри духовно окормляли православных людей всех национальностей? Напрашивается снова вопрос: если есть такое опасения, так зачем выбрасывать именно русских опытных людей из руководящего органа? Кому нужны все эти сплетни?

Другая проблема: у нас есть прекрасный регент, матушка Екатерина Вильпо, супруга о. Алексия Байкова, которая учится в Риме, совершенствуясь и далее по управлению хором. У нее уже есть 2 или 3 помощницы, наши местные регенты, некоторые из них пели в нашем хоре еще под моим руководством и которые ей помогают и ее заменяют. Так зачем же выписывать еще какого-то регента из России? При этом наш настоятель тратит наши деньги и не понимает, что закончив их, чем он будет платить всем, кого он так желает иметь здесь? Ведь бывшие советские люди в Церкви работать бесплатно не хотят и не будут. А на что будет существовать Церковь? На тарифы, которые он ввел? Или он думает продать особняк, ему не принадлежащий? Народ-то бежит теперь из Церкви в смятении и возмущении. У нас, по традиции, Церковь существовала на добровольном пожертвовании и, слава Богу, она существовала и процветала до его прибытия сюда. А теперь люди говорят, «как стало неуютно в нашем храме». Если раньше мы с радостью и духовным подъемом спешили в церковь, причащались Святых Тайн, постоянно совершались богослужения и требы, то теперь отпала всякая охота идти туда, где эти же Таинства совершаются «грязными устами и руками». По всему видно, что церковная жизнь, практически, никого не интересует, и он, как чиновник, совершает богослужения. Зато уж очень заботится о материальной и финансовой стороне! Для нас же она совершенно разрушительная!

Моя к Вам, святые отцы, такая просьба, а к ней присоединяются все наши прихожане: сделайте все возможное, чтобы протоиерей Байков, несправедливо поруганный и оскорбленный, - кстати он 100.000,00 евро не крал, как его обвинили в слухах, поскольку даже в лучшие времена у нас таких денег не было ни в кассе, ни в банке - вместе с семьей мог продолжать у нас свое пастырское служение, и немедленно уберите отсюда «нашего монаха», о. Павла Фокина и его друга. Поверьте нам, здесь сразу же наступит спокойствие и радость, а также то благочестие и легкость в служении, о которых нам столько раз говорили и Митрополит Кирилл, и Архиепископ Арсений, и Архиепископ Иннокентий и многие другие пастыри, которые вместе с нами совершали Великие и Страшные Тайны Христовы. И мы все вместе «едиными устами будем славить Бога». Между настоятелем и всем приходом образовалась страшная, непоправимая бездна.

Простите, что я все это написала, но душа моя скорбит и плачет. Что будет здесь, если Вы не поможете нам? Неужели в Церкви не осталось больше настоящих священников, духовников, «лекарей» душ человеческих?! Ведь сейчас здесь творится полный произвол, беззаконие и все делается путем запугивания и гонения, как в недавние годы советского режима. Кто несет ответственность за разорение Церкви Христовой не только у нас, но и повсюду, где творятся подобные акции и, в особенности, за рубежом? Все это происходит, как не странно, на тех приходах, где есть собственность, не показательно ли это? Забывают также о самом главном: ведь все мы предстанем пред Всевышним и ответим по делам нашим. Как некоторые не боятся этого? Не заставляйте нас краснеть и стыдиться за Русскую Православную Церковь и ее священноначалие перед нашими иностранными родными, родственниками, друзьями, перед Католической церковью и т.д.

Прошу Ваших молитв и благословения,

верная раба Божья,

 

Рим, 25 июня 2008 г. Академик Анна Давыдова

Via dei Colli della Serpentara, 68/4

00139 Roma, Italia

 

П.С. С этой даты прошло довольно много времени, прошли летние каникулы, мы все вернулись в Рим и в церковь, но что мы в ней нашли? Опять «новшества»: из старинных подсвечников сделаны новые аналои, которые теперь стоят в храме, как цапли на одной ноге, вместо прежних деревянных аналоев, которые исчезли неизвестно куда. Причем новые металлические аналои даже не покрыты чехлом, а лишь покрывалом в цвет праздника или воскресенья. Внутренний вид храма изменился, того классического стиля и убранства уже нет, как нет и благочестия и духовности. У свечного ящика стоит какая-то новая женщина, якобы приглашенная из России, как если бы у нас не было своих доверенных лиц!!!!??? Как видно нам всем не доверяют! До Причастия перед Чашей устраивается настоящий допрос, у кого исповедовался и когда исповедовался и тому подобное, и многим отказывают в Причастии по той или иной причине, даже подросткам, чего у нас никогда не было, т.к. наши священники знали наших прхожан и всячески поощряли к исповеди и Причастию, а теперь многие никогда не подойдут к этим Святым Таинствам. Это ли нужно Русской Православной Церкви? Наши батюшки знали своих прихожан и всячески поощряли к покаянию и Причастию. А сегодняшний допрос еще раз показывает, что новых клириков совершенно не интересуют прихожане и их они просто не хотят даже знать. Зато денежки их очень интересуют и церковная лавка теперь открыта даже во время службы, только стоит она пустой!

Продолжается травля матушки Екатерины, угрожают силой выбросить ее и двух детей на улицу, если они добровольно не освободят квартиру. За регенство в храме ей уже давно не платят, а теперь на клиросе появилась Тамара Аникина, которая еще год тому назад подавала в суд на о. Алексея Байкова (супруг матушки Екатерины), на о. Михаила Осоргина, нашего бывшего настоятеля, на Энте морале. Короче говоря на всех, причем она сама была тоже членом Энте Морале и церковным секретарем. Она ушла отовсюду без всякого предупреждения петь в новый храм св. Екатерины, оставив и хор и Церковь без своей помощи, а оказались виноваты в этом все. Интересно, не так ли!? На вопрос у настоятеля, почему Тамара снова поет и кто ее пригласил, не спросив регента, последовал ответ: она раскаялась.

Матушка Катя вот уже несколько лет учится в Институте духовной музыки и ей осталось год или полтора, чтобы его закончить и стать профессиональным регентом и дирижером хора, а также знатоком как восточной, так и западной церковной музыки. Ведь это только похвально и, казалось, Церковь и ее служители должны были бы ее поддержать и помочь ей, поскольку в России она стала бы единственной или почти единственной специалисткой в этой области, но она и о. Алексей, согласно какому-то странному и подлому действию, оказались неугодными служителями и их нужно убрать и запачкать их честные имена вплоть до того, что даже на последнем Собрании совета поставили на голосование «недостойное поведение» матушки Екатерины??? Где подобное видано в свободном и честном мире?!? Еще раз приходится краснеть за акции подобных «клириков» и их приспешников. Встает опять-таки вопрос: за что? Но ведь «Господь правду видит, да не скоро скажет», а наш совет «не езжайте в Тулу со своим самоваром», поскольку в каждой стране свои законы и чужие им не нужны. Не нужно забывать, что Церковь состоит из народа Божьего, т.е. нас простых смертных и грешников, а священноначалие дано этому «народу» в услужение, научение и заботу о нем. Здесь мы видим все наоборот.

А что сказать о присылке сюда владыки Марка, епископа Егорьевского, нашего бывшего настоятеля, на разборку дела, которое не состоялось, поскольку он ничего не изменил, а скорее сделал даже хуже!!!

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II

 

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО!

 

Не получив ответа на наши предыдущие письма (получили ли Вы их?), адресованные Вам лично, поскольку наш приход Свт. Николая Чудотворца в Риме находится под Вашим непосредственным руководством, мы нижеподписавшиеся представители довольно большой группы старейшин-прихожан решили написать Вам это Открытое письмо, будучи очень обеспокоенными ситуацией, сложившейся после прибытия архимандрита Павла (Фокина). С горечью должны признать несоответствие нового настоятеля с нашим почти двухвековым приходом: он не в состоянии понять разницу между святой иконой, старинной утварью и обычной вещью. Это проявилось, когда под его настоятельством были «вымыты» иконы, как если бы это была посуда, вместо того, чтобы с необходимой осторожностью обращаться с ними как с произведениями священного искусства. Испорченные иконы и перекрашенное в рыжий цвет Распятие на виду у всех! Ему чуждо радушное и приветливое отношение к людям, и, к сожалению, он оказывается глухим к человеческому взаимопониманию. Его, наоборот, даже раздражают указания, советы и предложения со стороны тех, кто на протяжении многих лет был хранителем Церкви и особняка, в котором она находится, и помогали всем предыдущим пастырям сохранять наши русские традиции и веру в Православие, такие дорогие Вашему Святейшеству. За короткий срок его настоятельства Церкви и всем нам был нанесен огромный духовный, моральный, художественный и финансовый ущерб! На богослужениях заметно опустение храма, еще недавно переполненного молящимися, оскудение Веры у многих, кто у нас ее обрел, и исчезновение той благодати и намоленности, которыми так славился наш храм.

Не знаем, если Вам известны последние решения настоятеля. Он фальшивыми и общими мотивировками, не подтвержденными доказательствами, незаконно исключил многих заслуженных и уважаемых членов Энте Морале, которые многие десятки лет усердно служили Церкви, защищая всегда ее интересы. Хотелось бы подчеркнуть, что некоторые из исключенных членов получили Ваши личные Похвальные Грамоты в благодарность «за усердные труды во славу Русской Православной Церкви»!

Мы очень обеспокоены судьбой отца Алексия Байкова, истинного и всеми любимого пастыря, который в течение многих лет окормлял наш приход, под руководством также и о. Михаила Осоргина, всегда в духе самоотверженности и христианства. Мы слышим о нем самые абсурдные обвинения, несомненно, плод доносов и грязной клеветы, поскольку некоторые совершенно фальшивые, ибо практически неосуществимые! А что будет с его семьей, его женой, прекрасным регентом, и с его двумя маленькими еще сыновьями, которым грозит судебное дело, чтобы выселить их из квартиры, которую дана была им церковью? И то же самое грозит и другим жильцам из церковного дома, нашим прихожанам!!!

С глубокой скорбью замечаем, что после многих лет душевного спокойствия, прожитых с любовью и согласием в лоне нашей любимой Церкви, мы неожиданно, как если бы водимые чьей-то скрытой рукой, оказались в царстве вражды, разделенные на два противостоящих лагеря. Сообщаем также, что даже в проповедях настоятель говорит об угрозах, якобы, со стороны тех, кто, исполняя свои обязанности, предвиденные Уставом Энте Морале «посмел» просить о созыве незаконченного Общего Собрания. Согласно его толкованию, законное требование превращается в личные ему угрозы, в желание подать на него в Суд, причем говорилось и о «вымышленных» намерениях вернуться в Константинопольскую юрисдикцию (утверждения абсолютно ложные и необоснованные) и что такие намерения влекут за собой раскол, а это означает «Смертный грех»!

И наконец, нас беспокоит судьба здания, в котором находится Церковь и разные квартиры, - дар княгини Чернышевой в начале 20 века. Все это специально зарегистрировано как Энте Морале (юридическое лицо), которое, согласно ее воле, обязано содержать Русскую церковь, уникальную в своем роде, с тем, чтобы она была духовным оплотом и местом встречи русских людей в Риме, т.е. маленькой Россией на чужой земле. Наш долг, поэтому, свято хранить завещание и традиции, которые, очевидно, раздражают кого-то. Теперь Руководящий совет, под руководством архимандрита Павла и без ратификации со стороны Общего Собрания Энте Морале, изменил предназначение собственности в явном контрасте с вышеуказанной целью.

Ваше Святейшество! Приходилось ли Вам задавать себе вопрос, почему во многих европейских приходах при переходе в Московский Патриархат возникают протесты и скандалы? Не вызывают ли у Вас сомнения методы «не совсем праведные», применяемые за границей «Вашим Штатом»? Мы смиренно просим простить нас за эти вопросы, но вся ситуация, сложившаяся вокруг нашей Церкви, разворачивается с такой быстротой и в тайне, что все оказывается покрытым мраком и вызывает сомнения.

Во избежание этих неприятностей в Риме, в сердце католического мира, мы просим Ваше Святейшество пересмотреть постановление Синода, устранить теперешнего настоятеля и оставить у нас о. Алексея, чтобы он мог продолжать свою пастырскую деятельность. Мы, со своей стороны, хотим убедить Вас, что мы были, есть и будем всегда исполнителями церковных правил. Однако, что касается административной части, то, живя в чужой стране с другими обычаями и менталитетом, чем в России, мы обязаны уважать наш Устав и гражданские права, установленные итальянским государством, которые дают нам не только обязанности, но и права, от которых мы не имеем право и не хотим отказываться.

Уповая на Божью помощь, заступничество Его Пречистой Матери и на молитву нашего Небесного Покровителя, испрашиваем Ваших святых молитв и благословение. Не оставьте нас в такой мучительный для нашего прихода момент без Вашей помощи.

 

Волконская Е. В., Буцкая Р., Ферзен М. А., Ферзен С. А., Симанский А., Давыдова А. А.

Крилическая Т. В., Боева Благуна, John Linsay Opie.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова