Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 

Михаил Талалай

ПРАВОСЛАВНАЯ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В РИМЕ

Cм. Рим.

Оп.: Православная русская церковь в Риме. Рим, 1994. 24 с.

См. об истории конфликта в приходе, 2008.

Православная русская церковь в Риме — самая старинная, по времени своего учреждения, из русских церквей в Италии. 6 октября 1803 г., по представлению Коллегии иностранных дел, император Александр I подписал именной указ об открытии "греко-российской церкви" при римской дипломатической миссии. Тогда же был утвержден штат с одним священником и двумя псаломщиками. Священному Синоду было поручено к весне 1804 г. "приготовить церковь со всею к оною потребностью". Первоначально предполагалось освятить ее во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Однако временный разрыв дипломатических отношений с Папским государством и наполеоновские войны помешали осуществить указ: храм при миссии открылся лишь спустя три десятилетия...

Первые православные службы в Риме совершались в 1830-33 гг. иеромонахом Иринархом (в миру Яков Дм. Попов, †1877 в домовой церкви княгини Голицыной-Терци в Бергамо.

1836 г. считается началом жизни местного русского прихода. Однопрестольный храм, освященный во имя Святителя Николая Чудотворца, Небесного покровителя царствовавшего тогда государя, первоначально разместили в посольском доме в Палаццо Дориа Памфили на площади Навона (впоследствии домовый храм не раз перемещался, располагаясь в наемных помещениях: в Палаццо Джустиниани близ Пантеона; в Палаццо Одескальки на Корсо Умберто; в Палаццо Менотти на Площади Кавур).

Как и все другие заграничные церкви, римская была включена в состав С.-Петербургской епархии, но во многом, прежде всего, материально, зависела от Министерства иностранных дел и титуловалась "посольской".

В 1844 г. в Венеции о. Герасим был посвящен в сан архимандрита, и с этого времени настоятелями римской церкви Синод назначал священников из "черного" духовенства именно в этом сане.

С 1849 г., когда о. Герасим скончался, по 1852 г. настоятелем церкви был профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит Феофан (Авсенев; †1852, похоронен на кладбище Тестаччо), затем с 1852 г. по 1855 г. — архимандрит Иаков, бывший прежде игуменом Кирилло-Белозерского монастыря.

С 1855 г. по 1860 г. здесь служил архимандрит Софония (в миру Степан Сокольский), впоследствии — епископ Туркестанский и Ташкентский (†1877).

В 1860-64 гг. в Риме настоятельствовал архимандрит Палладий. Сменивший его в 1864-1866 гг. архимандрит Порфирий (в миру Георгий Ив. Попов; †1866, похоронен на кладбище Тестаччо) был, помимо всего прочего, духовным писателем — его перу, в частности, принадлежат "Письма из Рима", печатавшиеся в "Православном обозрении". Светлый образ ученого монаха встает со страниц воспоминаний С. Сухово-Кобылиной, описавшей последние дни жизни о. Порфирия.

Следующему архимандриту, Гурию (впоследствии архиепископу Таврический) пришлось испытать тяготы высокой политики: в 1866 г. произошел очередной разрыв отношений между Россией и Папским государством, вследствие чего русский священник перед самой Пасхой был выслан из Рима (он отправился в соседнее Неаполетанское королевство). Жизнь русской церкви временно прервалась...

В 1867 г. Александр II утвердил новый штат римской церкви в составе архимандрита-настоятеля, диакона и двух псаломщиков, однако русский клир был послан на берега Тибра после того, как в Вечный Город в 1870 г. вошли савойские войска и гарибальдийцы, и он стал столицей новой, объединенной Италии.

Местными настоятелями после этого были: в 1871-77 гг. архимандрит Александр (в миру Андрей Кульчицкий); в 1878-80 гг. — архимандрит Николай; в 1880-81 гг. — архимандрит Митрофан; в 1881-84 гг. — архимандрит Никон (в миру Филипп Егорович Богоявленский); в 1884-97 гг. — архимандрит Пимен (в миру Дмитрий Дмитриевич Благово; †1897, похоронен на кладбище Тестаччо). Архимандрит Пимен занимает видное место в истории русской культуры. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880 г. монашеский постриг. Его главный литературный труд, "Рассказы бабушки, собранные ее внуком Д.Д. Благово", стал своеобразным памятником целой исторической эпохи. В Риме архимандрит Пимен, вместе с послом Н.Н. Влангали, устроил русский странноприимный дом Св. Станислава (ныне собственность польской католической Церкви), собрал ценную библиотеку, написал воспоминания о московской жизни.

Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (в миру Константин Верниковский) принадлежит почин строительства русского храма. Идея сооружения церкви в "римско-католическом престольном граде" (выражение петербургского митрополита Исидора) обсуждалась давно. Начало этому положила жившая в Италии вдова надворного советника, Елизавета Ковальская, обратившаяся в 1880 г. в Синод с просьбой разрешить соорудить за ее счет храм на кладбище Св. Лаврентия (Verano), дабы "почтить память супруга, служившего в Риме". Церковные власти решили навести справки, и российский посол, барон Икскуль, на запрос Синода ответил так: "Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870 г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны..." В результате вдова разрешения не получила.

Архимандрит Климент (впоследствии — еп. Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о "потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества". Уже в 1898 г. начался сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен Николаем II, внесшим "царскую лепту" в 10 тысяч рублей. Для сбора средств о. Климент выезжал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича, от московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников — всего было собрано 265 тысяч итал. лир. Граф Л.А. Бобринский (†1915) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Вечного Города (Вилла Мальта).

К сожалению, новый настоятель, назначенный в 1902 г., архимандрит Владимир (в миру Всеволод Путята), стал вести иную линию: он поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Вилла Мальта отошла наследникам Бобринского, а затем — отцам-иезуитам) и предложил искать другое место, отверг первоначальную кандидатуру архитектора, М.Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, архитектора Н. Ю. Янга [Опечатка: следует Н.Ю.Ягна! - Прим. авт. к электронному варианту, 2009]. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906 г. образовался Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и о. Владимир.

С именем архимандрита Владимира связана первая в истории Русской Церкви попытка устроения Западно-Европейской епископской кафедры. Вопрос поставил впервые в 1897 г. архиепископ Финдляндский Антоний (Вадковский), впоследствии — С.-Петербургский митрополит. Посол в Италии А. И. Нелидов через Министерство иностранных дел деятельно поддержал идею. Учреждение такой кафедры в Риме могло "оттенить ярче отступничество Римского Папы и восстановить "исполнение Церкви", о котором говориться в заамвонной молитве" — писал в 1906 г. "Церковном вестнике" настоятель флорентийской церкви о. Владимир Левицкий. Одновременно преследовалась практическая цель — объединение заграничного русского духовенства.

Летом 1907 г. архимандрит Владимир был хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария С.-Петербургской епархии и стал заведовать всеми русскими заграничными церквами (за исключением Константинополя и Афин). К сожалению, личные качества новопоставленного епископа не соответствовали такому ответственному положению: в 1911 г. по приказу Синода он покинул берега Тибра, а молодая Западно-Европейская епархия года была упразднена. После отъезда епископа Владимира в римской церкви, в 1912-14 гг., служил архимандрит Дионисий, который, в частности, издал "Спутник русского православного богомольца в Риме" (1912; переиздан в 1999). При нем строительное дело не прекращалось: осенью 1913 г. Николай II разрешил сбор пожертвований по всей России, а летом 1914 г. Госбанк открыл особый счет в С.-Петербургской конторе. Строительный Комитет составил обращение к православным России с патетическими словами: "...Престол Божий поставлен в наемной квартире". Сбор средств значительно ускорился.

До революции храм часто посещали русские богомольцы. Интересное свидетельство о них оставила М.В. Волошина (Сабашникова): "В середине Великого поста перед Пасхой [1908 г.] я пошла в русскую церковь и, к своему удивлению, увидела, что она полна крестьян и крестьянок в национальных одеждах — со всех концов России. Они приехали из Палестины, были в Бари — поклониться мощам Свт. Николая, теперь приехали в Рим ко гробу Апостола Петра и других Святых. Я ходила с ними по Вечному Городу. Они шагали по римским улицам так же уверенно, как в своей деревне..."

С 1914 г. по 1916 г. в церкви настоятельствовал архимандрит Филипп, убиенный после революции в России. В 1915 г. он сформировал новый состав Строительного Комитета, возглавленный князем С.С. Абамелек-Лазаревым. Князь навязал Комитету другого, уже третьего по счету, архитектора — Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике архитектором В.А. Субботиным, надзиравшим тогда за строительством русской церкви в Бари. Одновременно еще один проект составил видный знаток древнерусского зодчества В.А. Покровский. Комитет все же принял проект Моральди и при его содействии приобрел на имя российского посольства участок на набережной Тибра, близ Моста Маргерита (Lungo Tevere Arnaldo da Brescia). Смерть в 1916 г. Абамелек-Лазарева и события в России оборвали начавшееся было храмостроительство (в 1924 г. земельный участок был захвачен советским посольством, а затем продан).

Новый этап в истории церкви связан с назначением в Рим в 1916 г. архимандрита Симеона (в миру Сергей Григорьевич Нарбеков). Отец Симеон — "хороший, вдумчивый монах", по словам митрополита Евлогия — служил здесь полвека: он умер в 1969 г. (похоронен на кладбище Тестаччо). Лидия Иванова, дочь известного поэта, пишет о нем следующее: "Настоятель римского прихода архимандрит Симеон был человеком высокой культуры и духовности. Товарищ по Духовной Академии будущего патриарха Алексия (Симанского), о.Симеон прожил почти всю жизнь в Риме. Он охотно общался с Вячеславом [Ивановым], с которым имел много общих друзей". Тепло вспоминает о священнике и княгиня Ирина Голицына: "Наш батюшка, Симеон, совершенно необыкновенный человек, раз в неделю давал мне и другим детям уроки Закона Божьего". Она же воссоздает атмосферу церковной жизни 1920-х годов, созданную этим батюшкой: "Среди русских, собиравшихся в церкви, существовала огромная объединяющая сила: они дышали воздухом настоящего братства".

Весной 1921 г. архимандрит Симеон основал римский приход, куда вошло около ста полноправных членов, и организовал Приходской Совет, возглавленный бывшим генеральным консулом Г.П. Забелло. Таким образом, домовая церковь при российском (в перспективе — советском) посольстве, находившаяся в ведении Министерства иностранных дел, стала независимой, приходской. В приход как почетный член вошла и королева Эллинов Ольга Константиновна из Дома Романовых (она скончалась в 1926 г.; отпевал ее архимандрит Симеон).

Крупным успехом стало утверждение за приходом статуса юридического лица, Ente Morale, по королевскому указу от 14 ноября 1929 г. Следующим важным событием стало вступление прихода во владение особняком М.А. Чернышевой ("Палаццо Чернышефф"). Княжна Чернышева (†1919) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897 г., но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1931 г. Десятого апреля 1932 г. в нем была освящена вновь устроенная церковь — убранство перенесли из Палаццо Менотти с Площади Кавур. Проект церкви был составлен архитектором князем В.А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Черногорская.

Первоначально римская община вошла в устроенную митрополитом Евлогием Западно-Европейскую епархию с центром в Париже: указом Св. Тихона, патриарха Всероссийского, от 5 мая 1922 г. митрополиту Евлогию было поручено управление русскими заграничными приходами. Тогда же архимандрит Симеон стал благочинным русских церквей в Италии. Однако в 1927 г. он, как писал митрополит Евлогий, "из личной преданности митрополиту Антонию", перешел под омофор Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Из-за особого положения православной общины в Риме, до 1985 г. она непосредственно подчинялась Председателю Синода (с 1950 г. резиденция Синода находится в Нью-Йорке).

В послереволюционный период общине много помогла княгиня М.П. Абамелек-Лазарева, урожденная Демидова Сан-Донато (†1955), жившая в Пратолино, под Флоренцией, а также на вилле покойного мужа в Риме (теперь ее Вилла Абамелек — резиденция российского посла). Княгиня выплачивала содержание настоятелю и нескольким прихожанам. В 1921 г. она получила почетное звание "попечительница храма". Некоторую материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства.

Вторая мировая война привела в Италию множество "перемещенных лиц" (Ди-Пи), которым община всячески помогала. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава Союзнических войск.

С 1946 г. в Риме архимандриту Симеону сослужили игумен (впоследствии архимандрит) Каллист, прежде, с 1935 г. по 1945 г., бывший настоятелем в Сан-Ремо, и архимандрит Зосима (†1960). Когда в середине 1950-х гг. престарелый архимандрит Симеон ушел на покой, архимандрит Каллист стал настоятелем церкви. Этот священник был также благочинным русских приходов РПЦз и вице-председателем римского комитета Красного Креста. Игумен Каллист регулярно совершал богослужения в лагерях "перемещенных лиц", в Триесте, в Неаполе и под Турином (Вилла Оланда) и распределял среди интернированных соотечественников пособия и пожертвования. После его смерти в 1964 г., на Свято-Никольский приход в 1966 г. назначили митрофорного протоиерея Виктора Ильенко, выпускника Иркутской Духовной семинарии (в 1921 г., после эмиграции, он в течение трех месяцев был псаломщиком в римском храме, числясь на должности церковного сторожа). В 1960-х гг. община состояла в непосредственном подчинении преосв. Антонию, архиепископу Женевскому.

В 1984 г. о. Виктора, в возрасте 90 лет вышедшего за штат (он скончался в 1989 г. в Лос-Анжелосе) сменил о. Михаил Маклаков, американец по происхождению. Община вступила в конфликт с новым настоятелем из-за его жесткой анти-экуменической линии, и по ряду иных, материальных причин о. Маклакову пришлось покинуть Вечный Город.

Поиски устойчивого канонического положения привели приход опять под омофор Западно-Европейской Архиепископии (с кафедрой в Париже), во главе которой тогда стоял архиепископ Георгий (Вагнер). Указом от 25 ноября 1985 года настоятелем был временно назначен сербский священник, профессор Богословского института в Париже, протоиерей Николай Чернокрак. В феврале 1987 г. настоятелем стал протоиерей Михаил Осоргин, являющийся также настоятелем парижской церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского.

Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме состояла, в основном, из представителей эмиграции "первой волны", то уже с середины 1980-х гг., когда итальянская столица стал одним из транзитных пунктов "новых эмигрантов" (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе), численность прихожан стала быстро возрастать. Многие приезжие приняли здесь Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, иные осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в новых местах жительства.

Кроме русских прихожан, церковь окормляла сербов (община традиционно справляет в день Св. Саввы сербскую "Славу"), эфиопов, румын, болгар и православных итальянцев. 10 лет служит прекрасный священник, протоиерей о. Алексей Байков, присланный из Москвы в помощь о. Михаилу. Несколько лет, до Малого освящения Церкви св. влкмц. Екатерины, служил игумен Филипп Васильцев. 6 октября 2000 г. Русский приход решил вернуться в лоно Матери Церкви под непосредственный омофор Его Святейшества Патриарха Алексия II. C того времени приход стал ставропигиальным.

 

УБРАНСТВО

 

При устройстве церкви трехэтажный особняк Чернышевой значительно переделан. Церковь устроена на первом этаже. Строительный проект составил инженер Ф. Поджи и архитектор князь В.А. Волконский, много заботившийся о храмостроительстве. Была предпринята попытка сооружения крестообразной в плане церкви, но, к сожалению, близость соседнего участка не позволили устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора сделали особую пристройку с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму, особенно при дополнительном освещении, нарядный и праздничный вид.

На парадной лестнице, при входе в церковь, водружены мраморные памятные доски с выражением молитвенной благодарности устроителям Св.-Никольского русского храма: архимандриту Симеону, княжне М.А. Чернышевой и княгине С.Н. Барятинской.

Хотя церковь часто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большая часть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Главным украшением храма является иконостас, сооруженный в 1830-х гг., в основном, на средства посла при Папском Дворе, князя Г.И. Гагарина. Композиция деревянного, выкрашенного под мрамор и местами вызолоченного иконостаса принадлежит знаменитому архитектору К.А. Тону. Одноярусный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге. На фризе иконостаса — надпись: "Благословен Грядый во Имя Господне".

Иконостас увенчан четырехконечным крестом. Образа иконостаса написаны в академической манере. Наибольшую ценность, конечно, имеют "брюлловские" Царские врата.

В письме от 27 сентября 1838 г. Карл Брюллов так писал в Общество поощрения художников: "Теперь все русские художники, находящиеся в Риме, взяли на себя согласие Господина посланника пожертвовать для украшения оной своими трудами, мне досталось написать Царские двери". Художник написал шесть медальонов на меди, диаметром около 35 см каждый. Наиболее удачны образа Евангелистов, выполненные очень выразительно, хотя и не по иконописным канонам.

Местные образа Спасителя и Божьей Матери написаны художником Гофманом, причем в изображении Богородицы видно влияние "Сикстинской Мадонны" Рафаэля.

Правые двери украшены прекрасным храмовым образом Свт. Николая Чудотворца (худ. Ф.А. Бруни), левые — образом Св. Александра Невского (худ. А.Н. Марков). Иконы представляют Небесных покровителей Николая I, при котором иконостас сооружался, и Александра I, при котором римский храм был учрежден.

Над Царскими вратами, по канону, была водружена икона Тайной Вечери (худ. И.И. Габерцетель), ныне помещенная над алтарным сводом. До переноса в особняк Чернышевой иконостас имел и два боковых образа (дарение Великой княгини Елены Павловны): их пришлось демонтировать. Это — иконы Св. царицы Елены (акад. И. Ксенофонтов) и Св. великомученицы Екатерины (акад. П. Плещанов).

На Горнем месте прежде находилось живописное изображение Распятия (худ. Яненко), ныне оно — в церковной ризнице.

В 1855 г. иконостас был отреставрирован и благоукрашен на средства архимандрита Иакова. В начале века староста Н.А. Протопопов за свой счет снабдил церковь богатой ризницей, утварью, иконами. Он же хотел устроить за правым клиросом придел во имя Святителя Алексия Московского — в честь рождения Наследника-Цесаревича Алексея, но Синод отклонил эту идею.

К числу достопримечательностей храма также относятся:

• чтимая Иверская икона Божьей Матери, писанная насельниками Св. Афона в память императора Александра III (у клироса) в 1901 г. с дарственной надписью на обратной стороне;

• четыре иконы из мастерской художника Малышева, писанные в 1893 г. в Сергиевом Посаде: две — Св. Николая Чудотворца и Св. Александра Невского, в киотах (прежде стояли на клиросах, теперь — в правом боковом отделении) и два больших образа Спасителя и Божьей Матери (у левой стены);

• парсуна (портрет на холсте) Святителя Иоасафа Белгородского, написанная еще до прославления Святого (над свечным ящиком);

• крест-мощевик, дар греческого королевича Христофора Георгиевича (в алтаре);

• малая икона Св. княгини Ольги, дар ее автора, королевны Марии, в память ее матери королевы Эллинов Ольги Константиновны;

• большой образ Божьей Матери "Вратарницы", или "Портаитиссы", работа афонского монаха Виктора Каравогеоргаса (на задней стене);

• 18 малых икон Киевских Святых, в двух общих рамах, в васнецовском стиле, из мастерской Плахова (в боковом отделении);

• 14 малых икон "праздников" в трех общих крестообразных рамах;

• два витража: слева — Спаса Вседержителя, справа — Божьей Матери (по краям солеи);

• большой образ Святителя Саввы Сербского, работа Лидии Родионовой, дар братьев-сербов Саввы и Спиро Расковичей (у левой стены);

• образ Божьей Матери "Знамение", работа Зайцева-Лукомского (в правом боковом отделении);

• резной аналой греческой работы с иконой Божьей Матери (у левой стены);

• икона Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона;

• икона Св. Великомученика и Победоносца Георгия.

Стоит упомянуть и три старинных, украшенных резьбой шкафчика, специально сделанные в стиле храме подсвечники и прочая утварь.

За полтора века евхаристической жизни, во всех ее проявлениях, в том числе и художественном, в храме утвердилась намоленная, теплая обстановка.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова