Михаил Ярошевский
от античности до середины ХХ в.
К оглавлению
Михаил Григорьевич Ярошевский
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XX В.
Учеб. пособие. М., 1996. 416 с.
От автора
Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается
в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве
и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой возвращается
к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой
проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.
На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции
всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании.
Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача
этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора,
результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий,
занесенных в летопись психологического познания.
Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы
времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же "ничто
так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости
от методологических воззрений исследователя.
В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют "драмой идей", есть
определенная логика сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний
всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных
механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину
этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать
в системе трех координат: логической, социальной и личностной.
Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане,
т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных
школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного
личностного, духовного смысла.
Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано
какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное
Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются,
когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки,
мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные
умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.
Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических
работах, многие положения которых использованы в данном пособии.
|