|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава I
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВ.ГРИГОРИЯ
4. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Покинув
Константинополь, Григорий вернулся на родину с твердым
намерением навсегда оставить общественную активность и
"сосредоточиться в Боге":1
он желал посвятить остаток дней уединению и молитве. Однако
в Назианзе он нашел церковные дела в том же состоянии,
в котором оставил их шесть лет назад; епископ так и не
был избран. Городской клир обратился к Григорию с той
же просьбой, с которой обращались к нему после смерти
Григория-старшего - принять на себя управление епархией.
В течение приблизительно одного года Григорий, несмотря
на частые болезни, управлял епархией своего отца, но "как
посторонний", т.е. по-прежнему как епископ другого города.2
В 382 г. в Константинополе
состоялся еще один церковный Собор, на который звали Григория,
но он решительно отказался ехать: "Я, по правде сказать,
так настроен, чтобы избегать всякого собрания епископов,
потому что не видел я еще ни одного Собора, который бы
имел благополучный конец и скорее избавлял от зол, чем
увеличивал их".3
Участие в Соборе 381 г., который закончился для Григория
столь плачевно, отбило у него всякую охоту к подобным
мероприятиям: "Не буду заседать на собраниях гусей или
журавлей, дерущихся между собой без причины, где раздор,
где битва, и где, прежде всего, все постыдные тайные дела
враждующих собраны в одно место".4
Не поехав на Собор, Григорий,
однако, пытался на расстоянии повлиять на его благополучный
исход, посылая письма своим влиятельным друзьям. "Философствую
в безмолвии,- писал он Софронию-ипарху.- ...А вас прошу
приложить все усилия, чтобы хотя бы теперь, если уж не
прежде, пришли в согласие и единство части вселенной,
жалким образом разделившиеся, и особенно если увидите,
что раздор у них не по вероучительным причинам, а из-за
частных мелочных притязаний, как я заметил".5
В письме к Сатурнину Григорий выражал опасение, что новый
Собор закончится так же постыдно, как и прежний, и что
на Соборе могут вернуться к рассмотрению его дела.6
К концу 383 г. здоровье
Григория было окончательно подорвано, и он попросил отставки
у епископа Феодора Тианского. В письме к нему Григорий
жаловался на плохое здоровье и постоянные нападения аполлинариан,
прося назначить для назианзской Церкви нового епископа:
|
...Несправедливо страдает Божия
паства, лишенная пастыря и епископа из-за моей мертвости.
Ибо держит меня болезнь: она внезапно удалила меня
от (управления) Церковью и теперь ни к чему я не
годен, всегда нахожусь при последнем издыхании,
еще более ослабеваю от дел... Я уже не говорю о
прочем - о том, что восставшие ныне аполлинариане
сделали Церкви и чем угрожают... Остановить это
не под силу моему возрасту и моей немощи...7
|
|
Феодор
удовлетворил просьбу Григория и назначил в Назианз хорепископа
Элладия, одного из ближайших помощников Григория. Последний
удалился в свое фамильное имение в Арианзе, где и провел
остаток дней. То, к чему он всегда стремился - уединение
и досуг - было, наконец, дано ему.8
Он вел аскетический образ жизни, хотя и сохранял за собой
все свое владение. На время Великого поста он давал обет
молчания, при этом продолжая писать письма и стихи и даже
принимать гостей, но молча.9
Свой досуг Григорий посвящал по-преимуществу литературным
занятиям. Он был уверен в ценности собственного литературного
творчества и предвидел, что его сочинения переживут его:
"Мой дар - слово; оно, всегда переходя далее, достигнет,
может быть, и будущих времен".10
В этом предвидении Григорий не ошибся.
Находясь в Арианзе, Григорий
вел обширную переписку с людьми самых разных категорий
- с епископами, священниками, монахами, риторами, софистами,
военачальниками, государственными чиновниками и представителями
местной знати. Содержание этих писем очень разнообразно:
от жалоб на здоровье до ходатайств о том или ином из близких
Григорию людей, от советов относительно духовной жизни
до рекомендаций, касающихся литературного стиля. Григорий
считал письма произведениями искусства, тщательно отшлифовывал
каждое письмо и был высокого мнения о своем собственном
эпистолярном стиле.11
В одном из писем к Никовулу, своему внучатому племяннику,
воспитанием которого он занимался на старости лет, Григорий
говорит о нормах эпистолярного жанра:
|
Мера письма - необходимость: не
надо ни удлинять его, если предметов немного, ни
укорачивать, если предметов много... Вот, что знаю
о длине письма; что же касается ясности, то известно,
что надо, по возможности, избегать книжного слога
и приближаться к разговорному... Третья принадлежность
писем - приятность. Ее же соблюдем, если будем писать
не совсем сухо, не без изящества, не без прикрас,
и, как говорится, не без косметики и не обстрижено,
то есть не без мыслей, пословиц и изречений, а также
шуток и загадок, ибо всем этим подслащается письмо.
Однако, не будем пользоваться этим сверх меры: когда
ничего этого нет, письмо грубо, а когда этого слишком
много, письмо напыщено. Все это должно использоваться
в такой же мере, в какой - красные нити в тканях...
Вот что касательно писем посылаю тебе в письме.12
|
|
Никовул
был, надо полагать, благодарным учеником: он не только
усваивал уроки Григория, но и, по его заданию, занимался
подготовкой коллекции его писем к публикации.13
К позднему периоду жизни
Григория относятся его автобиографические поэмы, стихотворения
на богословские и нравственные темы, а также многочисленные
стихотворения дидактического характера.14
В числе последних - поэтические переложения библейских
и евангельских эпизодов, притч и изречений Иисуса Христа:
используя классические формы, Григорий наполнял их христианским
содержанием. Арианзский отшельник задался целью создать
своего рода компендиум христианской учебной литературы
для юношества, которая могла бы заменить собою в качестве
образцов для изучения и подражания произведения классиков
языческой античности.15
Об этой цели своего творчества говорит сам Григорий, когда
перечисляет причины, побуждающие его писать стихи:
|
Во-первых, я хотел, трудясь для
других,
Тем самым связать собственную неумеренность,16
Чтобы, хотя и писать, но немного,
Заботясь о мере.17
Во-вторых, юношам
И, конечно, всем, кто любит словесность,
Хотел я, словно некое приятное лекарство,
Дать нечто привлекательное для убеждения к полезному,
Чтобы искусством подсластить горечь заповедей...
В третьих... не хочу, чтобы в словесности
Преимущество перед нами имели чужие...
В-четвертых, изнуряемый болезнью,
Я обретал радость в стихах, как старый лебедь,
Который говорит сам с собою и хлопает крыльями,
Воспевая не песнь плача, но песнь исхода.18
|
|
Автобиографические
стихи позднего периода приоткрывают перед нами внутренний
мир Григория в годы его старости. Он много думает о смысле
жизни и о смысле страданий. Как и прежде, он любит предаваться
размышлениям на лоне природы:
|
Вчера, сокрушенный своими скорбями,
сидел я вдали от людей
В тенистой роще, и скорбел душой.
Ибо люблю такое лекарство в страданиях,
Охотно беседуя сам со своей душой.
Ветерки шептали вместе с поющими птицами,
Навевая сон с древесных ветвей,
Особенно тому, кто изнемог душой. А с деревьев
Звонкие кузнечики, любимцы солнца,
Оглашали своим треском весь лес.
Рядом была прохладная вода, которая омывала мои
ноги...
Я же, увлекаемый парением ума,
Наблюдал в себе такую борьбу мыслей.
Кем я был? Кто я есмь? Кем я буду? Не знаю этого
ни я,
Ни тот, кто превзошел меня мудростью...
Я есмь. Но скажи, что это значит? Что-то от меня
уже в прошлом,
Чем-то я являюсь сейчас, а чем-то буду, если только
буду...
Говорят, что есть страна без зверей, как некогда
Крит,
И есть страна, где не знают холодных снегов;
Но из смертных никто никогда еще не мог похвалиться
тем,
Что, не испытав тяжких бедствий жизни, перешел отсюда.
Немощь, нищета, рождение, смерть, вражда, злые люди
-
Эти звери на суше и на море - все скорби: такова
жизнь!
И как видел я много несчастий, ничем не подслащенных,
Так не видел ни одного блага, которое было бы полностью
Лишено скорби - с тех пор, как к горькому наказанию
Приговорило меня пагубное вкушение и зависть противника.19
|
|
В поздних
стихах Григория преобладают пессимистические настроения.20
Он часто вспоминает о прежних обидах, жалуется на одиночество
и болезни, говорит о старости и богооставленности. Нередко
слышна в его словах неудовлетворенность сделанным, опасение
за то, что останется незавершенным труд его жизни, что
некому будет отредактировать и подготовить к изданию его
сочинения:
|
...Я плачу о том, что отвернулось
от меня животворное око
Великого Христа, Который когда-то внимательно следил
за мною,
Готовил меня к славе еще во чреве чистой матери
моей,
Избавлял от холодного моря и от страстей.
Плачу о том, что потерял я бразды правления богомудрым
народом:
Хотя и не сам бросил их, однако не держу их в руках.
Ибо этот народ прежде радовался моим речам,
Когда благодаря моему языку озаряло его тройственное
сияние.
А теперь.., прильнув слухом к языку моему,
Народ жаждет источника, который раньше тек для многих,
Но он не дает ему и малой капли.
Другие источают сладкий поток,21
но слушатели
Скорбят, ибо лишены слова своего отца.
Где мои всенощные бдения, во время которых незыблемо
Утверждал я свои ноги, как одушевленный камень,
Или один беседуя со Христом, или вместе с народом
Наслаждаясь священными песнями, исполняемыми антифонно?
Где сладкая боль в утомленных коленах, когда
Проливал я горячие слезы и собирал помраченный ум?
Где руки, кормившие бедных, служившие больным?
До чего доходит истощение обессилевших членов?
Больше не воздеваю рук перед чистыми жертвами,
Чтобы приобщаться страданиям великого Христа.
Больше не устраиваю празднеств в честь победоносных
мучеников,
Не чествую похвальными словами драгоценную их кровь.
На книгах моих плесень, речи недокончены;
Какой человек будет столь дружелюбен, чтобы довести
их до конца?
Все умерло у еще живого. Жизнь моя едва теплится:
Она слабее, чем у корабля, разваливающегося по швам.22
|
|
Мысль
о скоротечности и суетности человеческой жизни - лейтмотив
поздней поэзии Григория. Жизнь человека сравнивается с
театральной пьесой,23
с непрестанно вращающимся колесом,24
с волейбольным мячом,25
с игрой в шашки.26
Все меньше остается в распоряжении Григория благ и радостей
земной жизни; все больше ум его занят мыслью о предстоящей
кончине. Григорий говорит о себе как об одиноком страннике,
лишившемся родителей и родины и ожидающем скорой смерти.27
Он пресыщен жизнью и думает о мире ином.28
Чувствуя приближение последнего часа, он заповедует своим
потомкам не забывать о конце земного странствия и о Страшном
Суде:
|
Последний подвиг жизни близок;
несчастное плавание кончено;
Уже и наказание вижу за ненавистные злые дела,
Мрачный тартат, пламя огня, глубокую ночь,
Позор того, что сейчас сокрыто, а тогда будет изобличено...
Много страдал я, и мысль объемлется страхом: не
начали ли
Преследовать меня страшные весы правосудия Твоего,
О Царь?
Пусть сам я понесу свой жребий, перейдя отсюда...
Но вам, будущим поколениям, заповедую: нет пользы
В настоящей жизни, потому что у жизни есть конец!29
|
|
Григорий
умер в возрасте около 60 лет. Перед смертью он позаботился
о том, чтобы его имущество не пропало, и составил Завещание.30
Нескольких своих рабов он освободил еще при жизни; других
- посмертно, впрочем, надо полагать, далеко не всех.31
Он позаботился также и о том, чтобы его гробница не осталась
без соответствующей надписи, и составил несколько эпитафий
самому себе. Вот одна из них:
|
С младенчества призывал меня Бог
ночными видениями.
Я достиг пределов мудрости. Плоть и сердце
Очистил я Словом. Нагим бежал я из пламени мира
сего,
Сделавшись Аароном для отца моего Григория.32
|
|
* * *
Жизнь Григория
Богослова никак не назовешь счастливой. Скорее она представляет
собой сплошную цепь бедствий, во всяком случае если говорить
о времени после его священнической хиротонии. Церковная
карьера Григория складывалась на редкость неудачно: он
был рукоположен на несуществующую кафедру, служил в чужой
епархии и, взойдя на патриарший престол, был в скором
времени смещен.
Величие Григория раскрывается
не столько из внешних обстоятельств его жизни, сколько
из его внутреннего опыта, который запечатлен на страницах
его произведений. Несмотря на бурную жизнь, полную внешних
потрясений, тревог, неудач и бедствий, он умел сохранять
живую внутреннюю связь с Богом, имел глубокий мистический
опыт. Он, бесспорно, был одним из самых великих богословов,
каких когда-либо знала христианская Церковь. О Григории
как духовном писателе, как богослове, философе и мистике
пойдет речь в следующих главах нашей книги.
1
PG 37,1164 = 2.391. ^
|
2
Письмо 182; ed.Gallay, 131 = 2.503. ^
|
3
Письмо 139; ed.Gallay, 95 = 2.478. ^
|
4
PG 37,1268 = 2.396. ^
|
5
Письмо 135; ed.Gallay, 98-99 = 2.471. ^
|
6
Письмо 132; ed.Gallay, 97 = 2.506. ^
|
7
Письмо 152; ed.Gallay, 111-112 = 2.489. ^
|
8
О любви Григория к уединению см. Szymusiak.
Solitude. ^
|
9
Ср. Письма 106-120; ed.Gallay, 84-90 = 2.474-477.
Ср. PG 37,1307 = 2.92. ^
|
10
Сл.7,16; PG 35,776 = 1.169. ^
|
11
О языке и стиле писем Григория см. Gallay.
Langue. ^
|
12
Письмо 51; ed.Gallay, 47-48 = 2.426-427. ^
|
13
Ср. Письмо 52; ed.Gallay, 48-49 = 2.487. ^
|
14
О дидактической поэзии Григория см. Ackermann.
Poesie. ^
|
15
Необходимость такой замены стала особенно очевидной
во времена Юлиана, который в своих эдиктах указывал
на несоответствие воззрений греческих поэтов и философов
христианскому мировоззрению (ср. вышеупомянутый
Эдикт об учителях). ^
|
16
Греч. ametria может означать также "отсутствие поэтического
метра". ^
|
17
Или "метре". ^
|
18
PG 37,1331-1333 = 2.408-409. ^
|
19
PG 37,755-760 = 2.41-43. В последних двух строках
речь идет о грехопадении Адама. ^
|
20
Ср. Rapisarda. Pessimismo. ^
|
21
Намек на имя Нектария (букв. "сладкий"), преемника
Григория на Константинопольской кафедре. ^
|
22
PG 37,1387-1389 = 2.125. ^
|
23
PG 37,776 = 2.48. ^
|
24
PG 37,787-788 = 2.123. ^
|
25
PG 37,771 = 2.46. ^
|
26
PG 37,1305 = 2.78. ^
|
27
PG 37,1347 = 2.79. ^
|
28
PG 37,775 = 2.48. ^
|
29
PG 37,1420-1421 = 2.124. ^
|
30
Об этом тексте см. Martroye. Testament. ^
|
31
См. PG 36,389-396 (отсутствует в рус. пер.). ^
|
32
PG 37,1450 = 2.339. ^
|
|
|
|