ГЛАВА XVII
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Стих 1. И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна
брата его
[732] Лука
(9, 28) говорит: бысть же по словесех сих яко дний осмь, и, однако,
не противоречит. Он причислил сюда и тот день, в который Христос говорил
выше сказанное ученикам, и тот, в который Он взял их; Матфей же, пропустив
оба эти дня, исчислил только дни, заключенные между ними. Почему взял
только трех этих, и не только теперь, но часто и в другое время, как
это впоследствии мы найдем? Потому что они превосходили других учеников:
Петр — тем, что сильно любил Его, вследствие горячей веры,
Иоанн — тем, что был сильно любим Христом, вследствие превосходства
добродетелей; Иаков — тем, что был ненавистен иудеям, так
что Ирод, убив его впоследствии, оказал иудеям большую милость
Смотри,
как Матфей не умолчал о тех, которые были предпочтены ему. Это же во
многих местах делает и Иоанн, записывая по любви к справедливости преимущественные
похвалы Петру. Лик апостольский был чужд зависти. — Почему же Христос, говоря: суть нецыи от зде стоящих, скрыл имена их?
Чтобы не огорчать других; и чтобы те не скорбели, думая, что они, как
недостойные, пренебрежены.
Стих 1. И возведе их на гору высоку едины.[733] Лука (9, 28) же говорит, что Он взял
их и взошел на гору помолиться.
Стих 2. И преобразися пред ними и просветися лице Его яко солнце,
ризы же Его быши белы яко свет.[734] Возвел их на высокую гору, чтобы не быть видимым
для всех других; потому и прибавил — едины (ничего
Он не делал для славы, а все для пользы), и чтобы мы знали, что должно
возвышаться от земной низости тому, кто должен удостоиться Божественного
созерцания. Преобразился так, что тело осталось, конечно, при
своей собственной фигуре, но в нем отчасти открылось Божественное сияние
и осветило лицо Его, и вид Его переменился на еще более Богоподобный.
Преобразился пред ними, чтобы они, видя, как Он преобразился,
не считали Его другим, и чтобы узнали, как легко Он может делать то,
чего желает. Просияло лице Его как солнце, т. е. так показалось
им. Сияние это было сильнее солнца, какое-то Божественное и неизреченное. Ризы же Его сделались белыми как свет, так как сияние это разлилось и
на них.
Итак, если и кто-либо из вас возлюбит Иисуса, как Петр, или будет
возлюблен Им, как Иоанн, или же тягостен врагам Его, как Иаков (а враги
Его — демоны),
тот возведется на высокую гору, т. е. на высоту знания, и узрит
славу Его, насколько возможно человеку: разумею — тайны, от многих
скрытые и невидимые. Не будет неуместным сказать, что лицо Иисуса — это
смысл Его речей, а одежды — слововыражения этих речей, которыми
покрыт смысл как одеждою. Это лицо Его светло и просвещает взирающих на
Него, и эти одежды Его также белы, не имея в себе ничего темного
и неясного.
Стих 3. И се, явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща.[735] По
многим причинам поставил подле Себя Моисея и Илию. Так как одни из народа
говорили, что Он — Иоанн Креститель, другие — что
Илия, третьи — что Иеремия или один из древних пророков, то
и поставил пред Собою, как рабов, самых замечательных из процветавших
в Ветхом Завете пророков, чтобы была видна средина между ними, и то, насколько
Он их превосходит. Вот это одна причина.
Другая причина. Так как Его обвиняли в преступлении закона, говоря: несть
Сей от Бога Человек, яко субботу не хранит (Ин. 9, 16), и затем
называли Его хулителем и присваивающим Себе славу Божию, говоря: о
добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши
Себе Бога (Ин. 10, 33),[736] — то
Он поставил подле Себя — Моисея, чтобы показать, что ни в
каком случае законодатель не предстал бы пред Ним в образе раба, если бы Он был законопреступник, а Илию, чтобы показать, что если бы Он был
богохульник и присваивал бы Себе славу Божию, то пред богопротивным
никогда бы не предстал как раб тот, кто всегда ревновал о славе Божией.
Третья причина — та, чтобы знали, что Он — Господь
смерти и жизни (так как Моисей умер, а Илия остался в живых), и чтобы
ученики, впоследствии видя Его умирающим, считали это страдание добровольным
и сообразили, что Господь смерти и жизни не мог умереть против воли.
Можно присоединить и еще иную причину, что Господь поставил здесь их
ради учеников, чтобы возбудить к подражанию им. Моисей был косноязычен,
а Илия —
совсем необразован, оба были бедны и одинаково смелы против властителей:
Моисей против фараона, а Илия против Ахава. От нечестивых людей, которым
оказывали благодеяния, они претерпели много бед, и, однако, не переставали
заботиться о них. Моисею они должны были подражать в незлобии, Илии — в
ревности к Богу, а им обоим — в умении управлять народом и
в перенесении трудов. Тысячекратно они готовы были умереть, насколько
это было в их власти, за угодивших Богу и за вверенный им народ и, погубив
свои души, нашли их. Беседовали с Ним, показывая, что данный Моисеем закон
и пророческое слово согласно предсказывали о Его смерти, первый — образами
жертвы, а второй — различными пророчествами. Лука говорит (3,
31), что также Моисей и Илия явились во славе, или сиянии, чтобы мы знали,
что все жившие по Богу участвуют в Божественной славе. О чем они беседовали? — об
этом опять сказал Лука (9, 31), свидетельствуя, что они говорили об исходе
Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, — называя
исходом — исход из этой жизни. Некоторые же книги[737] пишут не ε ξοδον — исход,
но
δοξαν — славу, так как славою называется
самый крест. Для всех других он был бесчестен, как наказание за великие преступления, — для
одного только Христа он сделался славою, как награда за Его великую любовь
к нам. Ибо кто, имеющий благодарное сердце, не прославит Его, слыша, что Он
претерпел ради нашего спасения такого рода бесчестие, будучи достойным всякой
почести. Есть и другое основание, по которому крест называется славою Его, — которое
мы приведем в свое время. Итак, Моисей и Илия беседовали об исходе Его или же о славе Его, т. е. о кресте, — как Он должен быть распят. Следует
также спросить, откуда ученики после стольких лет узнали Моисея и Илию, так
как у евреев не было изображений на досках. На это скажем, что некоторые из
древних евреев оставили для потомков образы замечательных мужей в книгах, так
что читающие узнали их. Вероятно, что помнили их образы и по преданию живым
словом. А может быть, апостолы узнали их и по Божественному Откровению. Или
еще иначе. Моисей и Илия явились около Христа, показывая, что тайны закона
и пророков сводятся к одному Христу и указывают на все то, что относится к
Нему.
Стих 4. Отвещав же Петр рече (ко) Иисусови: Господи, добро
есть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и
Моисеови едину, и едину Илии.[738] Сильно
любя Учителя и не желая, чтобы Он ушел в Иерусалим, чтобы там пострадать,
как Он предсказал, Петр, однако, не смеет прямо отклонять Его, чтобы
опять не заслужить упрека, но советует остаться здесь, так как видит,
что гора вполне безопасна, как неизвестная злоумышляющим против Него,
и так как знает, что Моисей и Илия могут защитить Его: первый победил
весьма много народов, а второй низвел с неба огонь на пятидесятиначальников.
Сказав: добро есть нам зде быти и зная, что сказал худо, выразив
только свое мнение, прибавил: аще хощеши, сотворим зде три сени,
Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии. Что ты говоришь, Петр?
Немного прежде ты исповедал Его истинным Сыном Божиим, а теперь, поставляя
Владыку между рабами, надеешься, что Он будет охранен ими? Смотри, как
еще несовершенны были ученики до крестных страданий. Петр тогда испытывал
двоякого рода душевное волнение: с одной стороны, страх за Учителя,
с другой — необычайное это видение поразили и удивили его,
и он проговорил это, сам не зная, что говорит, как сказал Лука (9, 33),
т. е. говорил необдуманно. Марк (9, 6) сказал: не ведяше бо, что рещи,
т. е. не знал, что другое сказать ему лучшее. Затем он присоединил и
причину, говоря: потому что они были в страхе. А Лука (9, 32) написал,
что они были отягчены сном. Они были в страхе — потому что
увидели образ выше человеческого; были отягчены сном, или вернее — обмороком,
от сияния. Хотя тогда была не ночь, а день, однако чрезмерное сияние
затемнило их глаза и помрачило ум, до тех пор пока они, совершенно пробудившись,
как сказал Лука (9, 32), или придя в себя из такого обморока, не увидели,
насколько могли, славу Его. Поэтому-то Петр, не придя еще в себя, сказал
необдуманно. Три кущи можно понимать как три пути ко спасению — путь
деятельности, созерцания и богословия. Образцом деятельности был Илия — муж
смелый и благоразумный, — созерцания — Моисей,
как законодатель и судия, — богословия — Христос,
как во всем совершенный. Это — кущи, по сравнению с будущими
покоями, несравненно лучшими.
Стих 5. Еще (же) ему глаголющу, се, облак светел осени их:
и се, глас из облака
[739] Облако
и голос подтверждают, что это голос Божий. Они знали, что Бог носится
на облаках: полагаяй, говорит Писание (Пс. 103, 3), облаки
на восхождение Свое,[740] и
многое в таком же роде оно имеет. Смотри: когда угрожает, полагает около
себя темное облако, как на Синае, — а теперь, желая научить,
полагает светлое
Стих 5. Глаголя: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих
[741] Это же сказал Отец с неба, когда крестился Спаситель (Мф. 3 гл.); но там ради
присутствовавшего народа, а здесь преимущественно ради Петра. Голос Отца
как бы так говорил: Чего ты, Петр, боишься за Иисуса? Он Сын Мой; и не
просто Сын, подобно тем, которые делаются сынами Моими чрез добродетель,
но Возлюбленный, или Избранный, как Единородный, и — мало того — Такой,
в Котором Мое благоволение, т. е. в Котором Я почиваю и Которым доволен,
как единомышленным и равным Мне. Поэтому не бойся за Него; сколько бы
ты ни любил Его, ты все-таки не любишь столько, сколько — Я.
У Меня троякое побуждение любить Его: Я люблю Его как Сына, как Возлюбленного
и как доставляющего Мне покой и довольство. Итак, если ты не полагаешься
на Его силу, то положись на Мою. Никто столь любимого не оставляет без
разумной причины.
Стих 5. Того послушайте. Повинуйтесь Ему, слушайте Его,
если Он что-либо или скажет, или сделает. Поэтому если даже пожелает быть
распятым, никто Ему пусть не препятствует, потому что вы не знаете тайны
Его Домостроительства. Все, что Он ни говорит или делает, говорит и делает
по Моей воле. Итак, слушайте Его, оставив закон Моисеев и пророческие
тайноводства, потому что Христос есть исполнение закона и пророков, и
все это уже исполнилось, как относящееся только к Нему одному.
Стих 6. И слышавше ученицы падоша ницы и убояшася зело.[742] Но
и прежде на Иордане был такой же голос и после опять, когда и гром был,
как говорили (Ин. 12, 29), но никто не испытывал ничего подобного. Почему же теперь они пали на лица свои? Необычайная высота, совершенная уединенность
места, глубокое молчание, кроме того — полное ужаса самое Преображение,
воссиявший чистый свет, вдруг распростершееся сверху их облако и раздавшийся
над ними голос, — все это поразило их и привело в сильный трепет.
Можно и иначе сказать: пали на лица свои, т. е. поклонились.
Стих 7. И приступль Иисус прикоснуся их и рече: востаните и
не бойтеся.[743] Сжалился
над их слабостью и скоро разрешил их страх.
Стих 8. Возведше же очи свои, ни когоже видеша, токмо Иисуса
единаго.[744] Чтобы они
были убеждены, что голос был о Нем, является им Сам один.
Стих 9. И сходящым им с горы, заповеда им Иисус, глаголя: ни
комуже поведите видения, дондеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет.[745] Чем
более говорили бы о Нем, тем труднее для многих было бы верить этому.
Поэтому повелевает скрыть от них это видение, потому что сами они не
будут в состоянии убедить и иудеи еще более ожесточатся.
Стих 10. И вопросиша Его ученицы Его, глаголюше: что убо книжницы.
глаголют, яко Илии подобает приити прежде
[746] Вполне убежденные в Божестве Его
и исповеданием Петра, и Преображением, и голосом с неба, спрашивают:
если Ты Христос, то почему книжники говорят, что прежде Христа должен
прийти Илия? Как же он не пришел прежде Тебя? Так спросили ученики.
Нужно знать, что Писание говорит о двух Пришествиях Христа, о совершившемся
уже и о будущем. О том и другом учил и апостол Павел, говоря о первом: явися, — говорит, — бо
благодать Божия спасителная (Тит. 2, 11); о втором: ждуще блаженного
упования и явления великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит.
2,13). Предтечею первого был Иоанн, а предтечею второго будет Илия,
о котором говорит пророк Малахия (4; 5, 6): послю вам Илию Фесвитянина,
иже устроит сердце отца к сыну, т. е. который обратит сердца тогдашних
иудеев к апостолам, чтобы они повиновались учению их и уверовали во
Христа: потому что отцы апостолов — это иудеи. Но книжники,
сливая оба Пришествия в одно и соединяя первое со вторым, учили народ
только о втором, и потому они не принимали Христа, говоря, что прежде
должен прийти Илия, а потом Христос. А теперь Христос ясно учит о двух
Пришествиях. Обрати внимание:
Стих 11-12. Иисус же отвещав рече им: Илиа убо приидет прежде
и устроит вся: глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его
[747] Илия
первый, или Фесвитянин, еще не пришел; он придет около второго Моего
Пришествия и устроит всякого, кто поверит ему, т. е. обратит сердце
отца к сыну, как говорит пророк Малахия. Но Я говорю вам, что Илия второй,
или Креститель, уже пришел пред этим первым Моим Пришествием, как говорят
Писания. И книжники не знали, что и он — Илия, потому что
был предтечей, — они не узнали его, так как худо разумеют
Писания.
Стих 12. Но сотвориша о нем, елика восхотеша
,[748] разумеется — приверженцы
Ирода, так как они много сделали ему: ввергли в темницу, обезглавили и
принесли голову его на блюде.
Стих 12. Тако и Сын Человеческий имать пострадати от них
,[749] так
и Он, потому что также не узнали, что Он — Христос, — не
узнали по злонамеренности. Но если теперь евреи не поверили Христу, то
почему же тогда поверят Илии? потому что они признают его и будут знать,
что о нем предсказал Малахия; кроме того, столь великий промежуток времени
и такая сила проповеди смягчит ожесточение сердец их.
Стих 13. Тогда разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестители рече
им,[750] потому что говорил
им еще прежде (Мф. 11, 14), что он есть долженствующий прийти Илия.
ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО
Стих 14-15. И пришедшым им к народу, приступи к Нему человек,
кланяяся Ему и глаголя: Господи, помилуй сына моего, яко на новы месяцы
беснуется и зле страждет
[751] О
лунатизме с физиологической стороны сказано уже в четвертой главе, а
теперь скажем точнее, что некоторые демоны в нападениях своих на людей
наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы
причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим Творец ее.
Стих 15. Множицею бо падает во огнь и множицею в воду
,[752] так
что если бы и тогда сила Божия не удержала беса, то он давно погубил бы
его. Марк же (9; 17-25) говорит, что беснование это было соединено с глухотой
и немотой; но не потому что он был по природе таким, а потому что бесы
связали язык и слух бесноватого.
Стих 16. И приведох его ко учеником Твоим, и не возмогоша его
изцелити.[753] Не могли
по причине неверия приведшего. Хотя он и привел его, однако не веровал
несомненно тому, что они могут изгнать беса. Это ясно видно и из слов
Христа: о, роде неверный, — и из слов праведного: аще
что можеши, помози нам (Мк. 9, 22), — и из вопроса Христа
приведшему: аще что можеши веровати, — и из ответа
сего последнего: верую, Господи: помози моему неверию (Мк. 9,
24). Марк рассказал об этом подробнее.
Стих 17. Отвещав же Иисус рече: О, роде неверный и развращенный
[754] Высказывает
такое общее порицание по причине равного же неверия со стороны множества
иудеев, которые, однако, видели много таких же чудес, совершенных не только
Им, но и учениками. Развращенный, т. е. коварный, неправильно понимающий.
Стих 17. Доколе буду с вами; доколе терплю вам
[755] негодует и желает смерти, так как
по своему недоверию они не исцелимы.
Стих 17. Приведите Ми его семо.[756] Чтобы и Самому не показаться бессильным,
изгоняет беса. Привести же бесноватого приказал, чтобы стала очевидною
Его сила и тем, которые считали Его бессильным.
Стих 18. И запрети ему Иисус
,[757] т. е. повелел. Марк (9, 25) и Лука
(9, 42) говорят, что Он повелел духу нечистому. Повелел обоим, — бесноватому — быть
в здравом уме, а демону — удалиться.
Стих 18. И изыде из него бес: и изцеле отрок от часа того.[758] Это — понятно.
Немой и глухой демон обладает каждым, кто не говорит и не слушает Божественных
изречений и Писаний. Его ввергает демон иногда в огонь гнева и похоти,
а иногда в волнующуюся воду других страстей.
Стих 19-20. Тогда приступльше ученицы ко Иисусу на едине, реша:
почто мы не возмогохом изгнати его; Иисус же рече им: за неверствие
ваше
[759] Марк (9, 28)
сказал, что они спросили, когда Христос вошел в дом. Спросили из опасения,
не потеряли ли они полученной ими власти над нечистыми духами. Пред
народом Христос осудил неверие приведшего, а наедине порицает неверие
учеников. Усомнившись прежде попытки в том, что они могут исцелить страждущего,
хотя прежде исцеляли многих других, они после попытки не могли уже исцелить.
Итак, мудро пред многими порицает неверие многих, а наедине — неверие
Своих; и не следовало пред толпою срамить учителей вселенной.
Стих 20. Аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно,
речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет
[760] Говорит не о вере в то, что Он Сам — Бог,
а в то, что Он творил чудеса. Говорит: Если вы будете иметь такую деятельную,
сильную и горячую веру, как горчичное зерно (а оно обладает такими качествами),
веруя без всякого колебания тому, что будете творить чудеса, то будете
иметь столь великую силу, что будете переставлять даже горы, если пожелаете.
Иметь столь великую веру представляется делом легким, но оно также и
весьма высоко. Оно рождается из дерзновения к Богу, — а такое
дерзновение, в свою очередь, — из богоугодности. Но необходима
сильная борьба для того, чтобы приобрести чрез богоугодность такое дерзновение
к Богу, чтобы твердо веровать, что Он подаст все просимое. Просите, — сказано, — и
дастся вам (Мф. 7, 7). Не удивляйся, если апостолы не двигали с места
гор. Это было не потому, что они не могли. А потому что не желали, — так
как не было нужды в этом. После них некоторые святые, которые стояли
гораздо ниже их, по встретившейся необходимости, переставляли горы,
согласно с ответом Господа. Горой можно назвать и диавола за высоту
его самомнения, которого святые легко отдаляют от себя, когда желают.
Стих 20. И ничтоже невозможно будет вам.[761] Вы не только будете переставлять
горы, но и ничего другого не будет для вас невозможного.
Стих 21. Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом.[762] Род
всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом не только исцеляющего,
но и страждущего, и даже больше — страждущего. Молитва весьма
страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя
ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам
повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует,
не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего.
Поэтому пост и молитву должно всегда соединять.
Стих 22-23. Живушым же им в Галилеи, рече им Иисус: предан
имать быти Сын Человеческий в руце человеком, и убиют Его, и в третий
день востанет. И скорбни быша зело.[763] Постоянно предсказывает ученикам о том, что будет
убит, для того, чтобы они легко перенесли этот факт, приготовившись
постоянным напоминанием о нем, и —
одним словом — по той причине, которую мы передали в 16-й главе.
Итак, смотри: хотя там Петр был порицаем и после этого Отец повелел слушать
Его, хотя Он обещал даже Воскресение после трех дней, однако они не могли
этого снести, но опечалились, и не как-либо, а сильно. Произошло же это
вследствие того, что они не понимали смысла сказанного, как засвидетельствовали
Марк (9, 32) и Лука (9, 45). Первый сказал: они же не разумеваху глагола
и бояхуся Его вопросити, а второй: бе бо прикровен от них, да не
ощутят его.[764] По Божественному Домостроительству смысл этих слов
скрывался от них, как еще не совершенных и не могущих проникнуть в сверхъестественую
истину его. Но если они не понимали этого, то как же они сильно опечалились?
Не вполне понимали, — но о смерти Его знали, так как весьма
часто слышали о ней, и о ней-то сильно печалились. О Воскресении же, хотя
также часто слышали, однако не могли понять, что это за Воскресение. Марк
говорит (9, 10) между прочим, что они спрашивали друг друга, что значит
воскреснуть из мертвых. Они предполагали, что и это —
какая-нибудь притча. Только после Воскресения Господь отверз им ум
к уразумению Писаний (Лк. 24,45).
Стих 24-25. Пришедшым же им в Капернаум, приступиша приемлющии
дидрахмы к Петровы и реша: Учитель ваш не даст ли дидрахмы; Глагола:
ей.[765] Еврейские первенцы
вносили каждый ежегодно дидрахму из благодарности Богу за то, что Он
некогда погубил египетских первенцев. Хотя и Христос был первенец, однако
собиратели постеснялись войти к Нему, так как воздавали Ему уважение
за чудеса; но они приходят к Петру, важнейшему из учеников, и не требуют
насильно, а скромно спрашивают. Дидрахма — это род денег.
Стих 25. И егда вниде в дом, предвари его Иисус, глаголя: что
ти мнится, Симоне; царие земстии от киих приемлют дани или кинсон; от
своих ли сынов, или от чужих?[766] Прежде
чем Петр сказал относительно дидрахмы, Христос предупредил его, показывая
этим, что Он не нуждается в чужом наставлении, так как знает не только
то, о чей говорят, но и что думают. Самим примером показывает, что будучи
истинным Сыном Божиим, Он не должен платить Отцу дидрахмы, потому что
цари не от собственных детей, а от чужих берут дани (τελη)
или кинсон (κηνσον — censum).
Словами
τελος и κηνσος
обозначается одно и то же: τελος — у
греков, а
κηνσος (census) у римлян.
Стих 26. Глагола Ему Петр: от чужих. Рече ему Иисус: убо свободни
суть сынове,[767] свободны
от того, чтобы вносить дань, или кинсон.
Стих 27. Но да не соблазним их, шед на море, верзи удицу, и,
юже прежде имеши рыбу, возми: и отверз уста ей, обрящеши статир: той
взем даждь им за Мя и за ся.[768] Показав
прежде, что Он Сам не должен платить дани по Своему Божеству, повелевает,
однако, дать по Своему человечеству, чтобы они не соблазнились тем,
будто Он бесчестит Бога, не желая и Сам дать дидрахму. Из моря повелел
достать, показывая этим, что будучи Богом всего, повелевает и морю,
которое, повинуясь Его повелению, посылает рыбу, приносящую дань за
Господа; и не только за Него одного, но и за первого из Его учеников,
так как Петр также был первенцем. И прежде различным образом Он показывал
это, — когда укротил бурю и когда ходил по морю, как по суше.
Это же и теперь показывает иным способом, везде обнаруживая подчинение
его. Статир также род денег, равняющийся двум дидрахмам. Смотри, как
теперь Он не желает соблазнить иудеев, — а в другом месте
Он пренебрег соблазном фарисеев, когда говорит о пище. Этим показывает,
что иногда нужно остерегаться соблазна, а иногда — пренебрегать
им, но делать то и другое с рассуждением. Вообще, нужно пренебрегать
соблазном в том, что говорится или делается по заповеди Божией, а в
том, что делается по нашему произволению, следует избегать соблазна,
как заповедал Василий Великий.
______________________________
[732] По
прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его,
[733] и
возвел их на гору высокую одних,
[734] и
преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же
Его сделались белыми, как свет.
[735] И
вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
[736]
не
за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что
Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом.
[737]
Разумеет здесь кодексы Златоуста.
[738] При
сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем
здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
[739] Когда
он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака
[740]
делаешь облака Твоею колесницею.
[741] глаголющий:
Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение;
[742] И,
услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
[743] Но
Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
[744] Возведя же очи свои, они никого не увидели,
кроме одного Иисуса.
[745] И
когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем
видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
[746] И
спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти
прежде?
[747] Иисус
сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю
вам, что Илия уже пришел, и не узнали его,
[748] а
поступили с ним, как хотели;
[749] так и
Сын Человеческий пострадает от них.
[750] Тогда
ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
[751] Когда
они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко
страдает,
[752] ибо
часто бросается в огонь и часто в воду;
[753] я
приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
[754] Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный!
[755] доколе буду
с вами? доколе буду терпеть вас?
[756] приведите
его ко Мне сюда.
[757] И
запретил ему Иисус,
[758] и бес
вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
[759] Тогда
ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
Иисус же сказал им: по неверию вашему;
[760] ибо
истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе
сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет;
[761] и
ничего не будет невозможного для вас;
[762] сей же род изгоняется только молитвою и постом.
[763] 1 Во
время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в
руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они
весьма опечалились.
[764] И оно
было закрыто от них, так что они не постигали его.
[765] Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм* и сказали:
Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да.
*Две драхмы — определенная дань на храм.
[766] И
когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется,
Симон, цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли
своих, или с посторонних?
[767] Петр
говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны;
[768] но,
чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая
попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир*; возьми его и отдай им
за Меня и за себя.
* Четыре драхмы.
|