Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы.
Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею
Оп.: Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св.Деву Богородицею: Разговор с Несторием о том, что Св. Дева - Богородица, а не Христородица / Пер. свящ. В. Дмитриева // Богословский вестник 1915. Т.1. ;4. С.667-692 (2-я пагин.). Перевод с греческого Mиgne, P. ser. Gr. T. LXXVИ, coll. 256-292. Бог. Вест. №4. 1915. Перевел студент III-го курса Священник Василий Дмитриев.
1. Врачи знают предохранительныя средства от болезней, предупреждая (своим) искусством имеющий быть вред, и составлением различных лекарств побеждая жестокость болезней. Часто и кормчие, руководясь привычкой, предвидят перемены ветров и, принимая соответствующия случаю меры предосторожности, при помощи Божией, спасают корабль (от кораблекрушения). Проявляя таковое же попечение о душах наших, и Бог предсказывает нам об опасности искушений, чтобы, изучив прежде испытания вред, мы с осторожностию избегали опасности от последняго. Ибо Он знает все вещи прежде бытия их, не по догадке как те, заключая о полезном, но по Божественному предвидению зная будущее. Таким образом Он и открыл нам о наказаниях прежде времени суда, чтобы, воспитавшись в страхе мучений, мы легко избежали последних. Нисколько не менее Он предсказал между прочим и о том, что будут лжехристы и лжеучители, которые привнесут ереси погибели, отрицаясь Самого Владыки и единаго Господа нашего Иисуса Христа; и многие последуют их дерзостям, через которые учение истины подвергнется злословию (Иуд. 4 ст.; II Петр:2 , 1-2). (Предсказал для того), чтобы мы, при появлении последних, никоим образом не обольщались, подчиняясь их пагубным учениям.
2. Предмет предсказания исполнился. Ибо с течением времени, стремясь различными способами поколебать правую веру, возстали в Церкви Божией многия ереси, из которых одна дерзнула утверждать, что Слово Божие совершенно чуждо Отчей сущности, другая не признавала достоинства Духа, третья отрицала истину явления Слова. Последнею же из всех, как подонки зол, явилось нынешнее богохульство, утверждающее, что Слово не сделалось человеком, но обитало в человеке, рожденном от жены; так что через это единый Христос разделяется на два — на Бога, разумею, и человека. Но это чуждо апостольскому учению, скорее же есть изобретение демонской мысли, так как Божественное Писание возвещает нам, что Слово Божие в конце веков стало человеком, не изменившись в природу человека, но восприняв последнюю в Себя Самого; ибо Оно непреложно и неизменно. Если же, как те говорят, произошло Божественное схождение на человека, рожденнаго от жены, то это происходило и во всех пророках. Если же так, то необходимо поэтому, чтобы в Божественном Писании о каждом в отдельности находилось (особое) исповедание и чтобы один в частности был воспеваем сам по себе, как Слово Божие, другой же, как человек и один из числа нас, прославлялся приличными человеку словами.
3. Но не так возвестили нам правое учение Апостолы, они проповедали единаго Христа, Того же самаго Бога вместе и человека. Так, Иоанн Богослов в Евангелии ясно учит об этом, говоря: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Иоан. I:1) потом прибавляет «и Слово плоть быть, и вселися в ны» (ст. 14). Блаженный Павел в послании к Евреям говорит: «Понеже убо дети приобщишася крови и плоти, и Той приискренне приобщися тех же» (Евр. 2:14). Слышишь, как один сказал, что Слово сделалось плотию, другой опять, — что Оно приобщилось тех же? Если же Иисус рожден от жены человеком, а после этого произошло схождение на него Слова, то должно было бы, как уже сказано, находить два исповедания и совершенно отдельных для каждого. Теперь же, так как боговдохновенное Писание сообща излагает и свойственное по природе Божеству, и подобающее природе человеческой, открывается истинный смысл соединения. Итак, когда слышишь Апостола, говорящаго: «ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», ужели не краснеешь (от стыда), разделяя Иисуса от Слова? Ибо он не сказал — «великаго Бога, который во Иисусе Христе», — но Того же самаго проповедал Богом и Иисусом. Поэтому он и сказал об одном явлении.
4. Иногда же Божественное Писание и свойства человеческой природы обозначает именем Бога. Так как спасительная страсть никаким образом не может быть мыслима в Божественной природе, страдания же произошли, конечно, только в теле, то вследствие того, что Божество по соединению пребывает нераздельно с ним, Апостол говорит: «Аще быша разумели, не быша Господа славы распяли» (1 Кор. II:8). Видишь ли, как слово апостольскаго учения, сообща излагает благодать единения — исповедание Христа? Ибо Иисус прежде общения и соединения с Ним Бога не был когда-либо простым человеком, но Само Слово, быв в самой блаженной Деве, приняло для Себя от сущности Девы Свой храм и произошло от Нея, совне являясь человеком, внутри же (по существу) будучи истинным Богом. Поэтому Оно и после рождения сохранило родившую Девой, чего не случилось ни с кем из прочих святых. Ибо те, так как по природе были людьми, то все без исключения получили сообразное с природой человека и одинаковое бытие. Сей же, так как по природе был Богом приняв в последнее время и человеческую природу, показал чуждое для всех бытие от Девы. Итак блаженная (Дева) совершенно справедливо может называться Богородицею и Девоматерию; ибо рожденный от Нея Иисус был не простым человеком.
5. Как же (это так)? — В силу того, что Божественное Писание и бывшее прежде пришествия относит к Его же действию и власти. Поэтому таковую веру велегласно предал нам и блаженный ученик Иуда; ибо, вспоминая то, что было за много поколений до происхождения от Девы, он говорит так: «Воспомянути же вам хошу, ведущим вся, яко Иисус люди от земли Египетския спасый, последи же неверовавшия погуби; ангелы же не соблюдшия своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде» (ст. 5—6). Если же блаженная Дева родила Иисуса простым человеком, ученик о Нем же говорит, что Он освободил Израиль от руки Египетской и руководил людей по пустыне, так что Он творил дивное из дивных за столько поколений до рождения от Девы, то пусть ответят: где Он был в те времена? когда имел начало бытия? Ибо здравый смысл не позволит им утверждать, что начало бытия Он получил от девического происхождения. Итак, пусть научат изобретатели злых учений, когда сей Человек имел начало бытия, где и в каких именно (местах) пребывал столько лет. Но никто из здравомыслящих не скажет, что человеком был Тот, Кто и издревле согрешившим и оставившим свое жилище с того времени определил наказание, и славно избавил Израиля от руки Египетской. Итак, если по их мнению ни Бог Слово не может быть мыслим Иисусом, вследствие того, что Иисус есть рожденный от Девы, ни столь дивное Сотворивший опять — человеком (ибо сказанное выше представляется чуждым человеческой природе и силе), то какую же, наконец, они могут приписать Ему сущность и чин?
6. Но мы, видя, что слова их полны такого безумия и сумашествия и произносятся ими как бы во сне и в состоянии опьянения, скажем им по изречению Спасителя: «Прельщаетеся, не ведущие писания, ни силы Божия» (Матф. XXII:29); а посему по справедливости протрезвитесь и не согрешайте, до такой степени страдая неведением Бога. Равным образом опять мы, как и выше показано, мысля учение о соединении (в том смысле), что Сей всегда был Богом, в последнее же время сделался и человеком с сохранением Своего Божества непреложным и неизменным, признавая, что Он и тогда при выходе Израиля из Египта был Спасителем (его), будем веровать, что Слово всегда присуще Отцу и имеет свет, и сияние, и власть подобающей Богу славы; поэтому именно Оно и говорило блаженному Моисею: «Аз есмь Сый» (Исх. III:14), и «Аз Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» (Исх. II:6); наименование же сына Оно приняло, когда стало человеком, вследствие соединения, и вследствие того, что сделалось человеком, а не обитало в человеке и в те времена, и ныне согласно прославляется от боговдохновеннаго Писания именем Иисуса и Христа.
7. И действительно, во многих (случаях) можно видеть, что таковая мысль возвещается святыми мужами: Иеремией, ясно вопиющим: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку своему, и Израилю возлюбленном от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе» (Вар. III:36-38); песнотворцем Давидом, поющим: «Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и Той основа и Вышний» (Пс. 86:5). Ибо что иное это может означать, как не то, что Он есть Бог и человек? Ибо того же самаго исповедал человеком, Вышним и Основателем. Нисколько не менее и в другом псалме, держа нераздельно речь о соединении, он относит свойства человеческой природы к Нему, опять как к Богу Слову, заботясь не о слиянии сущностей, но постигая смысл соединения сущностей. Поэтому он в 44-м псалме говорит так: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости — жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (Пс. 44:7-8). Видишь-ли, как, богословствуя о Слове, исповедав (Его) Богом и Царем, ни разделив, ни введши в Него иное лицо, он сказал и о помазании? Итак, пусть разсудят, что значит (это) изречение: каким образом Слово, будучи Богом, помазывалось, кроме того, конечно, что Им был Облекшийся во образ раба, которому наиболее и было прилично принять помазание? И если они будут говорить, что вследствие обитания в человеке, как они заблуждаются, помазание говорится о Лице Слова, то пусть знают, что обитание не о Христе, но о пророках и прочих святых говорится, а (это) изречение далеко преступает границы обитания. И поэтому, хотя Бог вселялся во всех святых, когда они освящались и помазывались, но Он не называется как Сам Освящаемый или Помазуемый. Таким образом, если и в отношении к Нему они говорят об обитании по подобию святых, то нечестие (их) будет весьма очевидным для всех и совершенно чуждым апостольскому учению.
8. Ибо Павел, разсуждая о пророках и о Христе, научил нас несравненному различию Сего в сравнении с теми, разумею, конечно, когда говорится о помазании: так как Сего наименовал Сыном и сиянием Отца, и образом Ипостаси Его, тех же — пророками; и достойно удивления именно то, что вместе с этими возвышенными (наименованиями) он упомянул и о помазании: «Многочастне бо, говорит, и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори. Иже сый сияние славы и образ Ипостаси Его, нося же всяческая глаголам силы Своея, Собою очищение сотворив грехов (наших), седе одесную величествия на высоких» (Евр. I:1-3). И немного спустя говорит: «И ко ангелом глаголет: творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя огонь палящ; к Сыну же: престол Твой, Боже, в век века; жезл правости — жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие; сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (Евр. I:7-9). Видишь ли, в какой мере понятие обитания чуждо Христу? Если же они говорят здесь об обитании не подобно святым, но о том, что Слово сделалось (человеком) по соединению с человеком, рожденным от Девы, то (ответим им, что) невозможно говорить об истинном соединении после рождения, кроме как (о соединении) по благодати и причастию Бога, как было опять во святых.
9. Если же они говорят здесь, что обитание было соединением, но не в Деве, а после рождения от Нея, то пожалуй изследуем и так понимаемое. Если поэтому они говорят, что помазание сказано о Лице Слова, вследствие того, что Слово, как они утверждают, пребывает и соединено с человеком, то конечно они по необходимости будут вынуждены признать, что Оно помазано после соединения: ибо пророк, а также и Апостол, изложив учение о Боге Слове, ясно отнес к Нему и помазание. Итак, если святые свойственное человеку относят к Слову вследствие соединения и общения Его с человеком, то они согласятся, конечно, с тем, что самое помазание произошло после соединения. Если же Оно помазано после соединения, а соединения прежде рождения от Девы они не желают признать, то Дева не будет исповедываться вопреки им Христородицею; ибо если Христородица, то конечно и Богородица; если же не Богородица, то и не Христородица. Ибо если помазание (было) после соединения, и поэтому оно относится к Лицу Слова, соединение же, говорят, произошло после рождения от Девы, то она не окажется Христородицею; (в противном случае) если Христородица, то и Богородица; так как если помазание не может быть мыслимо прежде соединения, если Дева — Христородица, и если в Ней произошло соединение, то родившая не человека, как они утверждают, а человека, соединеннаго с Словом, по справедливости называется Богородицею. А если так, как выше сказано, то они говорят об истинном соединении, а не (о таком) как во святых. Это же утверждаем и мы, так как невозможно говорить об истинном соединении после рождения; но мы признаем, что Христос есть не человек, соединенный с Богом, но Бог, принявший человечество, разумею, конечно, — что тело, душа и ум совершенно, кроме греха, соединились во святой Деве. Поэтому хотя и услышишь ты, что Христос именуется человеком, не забывай, что Он и Бог. Так понимая, блаженный Павел некогда проповедал (Его) Богом: «Поминай, говорит, Иисуса Христа возставшего от мертвых и от семене Давидова» (2 Тим. II:8). И опять: «Бог же и Господа воздвиг, и нас воздвизает силою Его» (перифраз — II Кор. IV:14). Слышишь, что Он проповедуется возставшим от семени Давида и из мертвых?..
10. Итак, когда ясно доказано, что Происшедший от Девы есть не человек, как думают те, но вочеловечившееся вечное Слово Божие, то пусть раскаются заблудившиеся и оставят свое иудейское безумие. «Ибо если не обратятся, то Господь отточит Свой меч против них» (перифраз Пс. VII:13). А что Он не потерпит до конца из богохульства и ныне терпит богохульствующих только по долготерпению (Своему), послушай, что Он говорит через блаженнаго пророка, возвещая о мщении, грядущем вслед за терпением на пребывающих во зле: «Молчах, говорит, еда и всегда умолчу и потерплю? Терпех яко рождающая, истреблю и изсушу вкупе, опустошу горы и холми, и всяку траву их изсушу , и положу реки во островы, и луги изсушу» (Ис. 42:14-15). О скорой погибели нечестивых, хотя бы они на некоторое время по долготерпению Божию и укрепились, нисколько не менее учит божественнейший Песнопевец: «Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанския; и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его» (Пс. XXXVI:35-36).
11. Ибо это и иное такого рода обще всем, которые стремятся разсеять стадо благочестия, как на самом деле и показал конец выше указанных ересей. Ибо какой успех имело нечестие Ария? Какой — безумие Евномия, и богохульствующих о Духе Святом, и Павла Самосатскаго, и так называемого Аполлинария? Все же они и в настоящей (жизни) имели постыдный конец и были изгнаны из лона Церкви, и будут низвержены вон и из Церкви первородных на небесах: «ибо они изглажены из книги живых, и с праведными не на пишутся» (перифраз — Пс. 66:29). Такая же участь ожидает и последних, если они, заметив (свое) безумие, не поспешат скорее возвратиться (туда), откуда отпали, и наипаче бывших вождей злоумия; потому что каждый из них услышит от Спасителя: «Якоже риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будешь чист, зане землю Мою погубил еси, и люди Моя избил еси: не пребудеши в вечное время» (Ис. XIV:20). Мы же, которые построили свою веру на несокрушимо крепкой скале, до конца сохраним благочестие, никоим образом не приходя в смущение от противников, но, имея непобедимым оружием любовь к Господу, будем всегда хвалиться о Нем, повторяя слова пророка и осмеивая ничтожество противников: «С нами Бог. Разумейте, языцы, и покаряйтеся, могущии, покаряйтеся; аще бо паки возможете, паки побеждени будете. И аще совет совещаете, разорит Господь; и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог» (Ис. VIII:8-10).
12. Но вот, говорят, Апостол ясно исповедал Его человеком. Ибо в послании к Тимофею он говорит так: «человек Христос Иисус» (1 Тим. II:5). Говоря же это, они думают смутить умы неповрежденных; ибо если кто с разсудительностию останавливается на апостольском изречении, то (на основании) этого изречения наипаче осудит нечестие их. Однако мы не будем так извращать речь (Апостола), но, вспомнив несколько выше изложенное, будем в состоянии уразуметь отсюда правое исповедание домостроительства. Итак, что говорит блаженный Павел? «Един Бог», говорит об Отце, и да будет; о Сыне: «Един и Ходатай Бога и человеков» (1 Тим. II:5). Хотя же, говорит, Он и стал человеком, однако мы не должны вследствие этого предполагать в Нем двух: ибо Слово как прежде явления было Богом, так и сделавшись человеком и став Посредником в естестве человеческом, опять-таки есть едино. Поэтому он назвал Его Посредником Бога и людей, как Единого Сущаго из обеих сущностей; ибо посредствующее между какими-нибудь двумя (предметами) конечно имеет в себе (их свойства). Таким образом, Он есть Посредник Бога, вследствие принадлежности той же самой сущности Отцу; Он есть Посредник и людей, вследствие совершеннаго приобщения человеческой природы, кроме греха. Следовательно, когда он называет Христа Иисуса человеком, то пусть не соблазняются этим, но разумеют, что Тот же Самый именуется и Господом и Богом, вместе с наименованием опять и Христом и Иисусом. Пусть послушают самого Апостола, ясно проповедующаго об этом так: «Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже дал есть Себе за ны» (Тит. II:13-14).
13. Видишь ли, как там он Христа Иисуса, предавшаго Себя за всех, называет человеком, здесь же Христа Иисуса, давшаго опять Себя за нас, (именует) великим Богом? Здесь против них, более же за них, если бы пожелали раскаяться, находится двойное доказательство, вследствие того, что (Апостол) называет Богом и Господом Иисуса, Котораго там назвал человеком, и вследствие того, что в обоих (случаях) обозначает Предавшаго Себя за нас. «Человек, говорит, Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1 Тим. II:5-6). И опять: «Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякого беззакония, и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом» (Тит. II:13-14). Если же согласно (мнению) тех Христос и Иисус, предавший Себя за нас и сотворивший нас Себе народом избранным, — только человек, то следовательно мы, подобно язычникам, служим человеку и вообще твари воздаем владычнее достоинство. Однако не так обстоит дело, — да не будет!— но мы признаем Христа Господом и Богом; ибо Слово Божие ради нас сделалось человеком, и приобщившись человеческой природы, и с ней по неизреченному человеколюбию родилось от святой и неискусобрачной Девы. По этой именно причине Оно называется и человеком, называется и Богом, будучи единым и Тем же Самым Христом в том и другом наименовании.
14. А что Павел проповедывал Христа не человеком, как они баснословят, послушай его, говорящаго в послании к Коринфянам: «Не себе бо проповедуем, но Христа Иисуса Господа; себе же самех рабов вам Иисуса ради» (2 Кор. IV:5). Видишь ли определение апостольской мысли? «Иисуса Христа, говорит, Господа, себе же самех рабов проповедаем». В послании к Римлянам опять говорит так: «от нихже Христос по плоти, Сый над всеми Бог благословен во веки. Аминь» (Рим. IX:5). Если бы он считал Христа человеком, то должен бы был сказать: «от нихже Христос по плоти, в Котором над всеми Бог»; теперь же он этого не сказал, но велегласно объявил Христа Богом над всеми. Не только (на это), но и на то обратим внимание, что если бы божественный Апостол считал Христа вместе Богом и человеком, то не сказал бы — «по плоти»; так как это, очевидно, говорится не о человеке только, но и Том, Который существует в некоторой другой сущности, почему действительно и прибавил: «Сый над всеми Бог», ибо здесь он передал двойное исповедание о Спасителе нашем, показав и достоинство по плоти, и Богом возвестив (Его). Ибо как царь земной, если бы захотел когда-нибудь предстать в образе консула, чрез это не перестал бы быть царем, ни прежняго достоинства не потерял бы, но и пребывал бы одним и тем же, имея кроме царской власти и консульское достоинство; и если бы кто назвал его царем, знал бы, что он облечен и достоинством консула; в свою очередь, если бы кто пожелал назвать его консулом, знал бы, что он есть царь. Таким образом и Господь наш Иисус Христос был всегда Сыном Божиим, будучи истинным Богом; приняв же в последния времена и человечество, Он есть Един и Тот же, хотя бы назывался Богом, хотя бы — человеком, хотя бы Иисусом.
15. При таком положении дела, мы пожалуй приведем между прочим и известное изречение Господа, по поводу котораго они особенно и более дерзко нападают на нас, утверждая, что Он Сам в евангельских беседах исповедал Себя человеком, говоря: «Что Мене ищете убити, человека, иже истину вам глаголах?» (Иоан. 8:40). Если кто с любовью к истине останавливается на евангельских местах, где Спаситель говорил об этом, тот, конечно, заметит их коварное намерение и справедливо назовет их клеветниками и лжесвидетелями; так как прежде этой речи, показывая Себя Богом и Сыном Божиим, Он сказал такия (слова), что сами Иудеи того времени, потому что были слепы умными очами, за это наиболее хотели убить Его. И все то предавая молчанию, они выхватывают это изречение, совершая нечто подобное тогдашним фарисеям: ибо и те приступали к учащему Спасителю, не веровать желая и научиться, а намереваясь уловить что-нибудь из уст Его (для обвинения), как повествует Евангелист; следовательно, как те, так и эти теперь читают, лучше же глумятся над Божественными Писаниями, чтобы найти что-нибудь для обвинения Положившаго за них душу.
16. Разсмотрим же, что Он говорил прежде этого изречения. «Отец Мой, говорит, доселе делает, и Аз делаю» (Иоан. V:17). Он называл Бога Своим Отцом, делая Себя равным Богу, творящим, подобно Отцу, то же самое. «Яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит» (Иоан. V:19). И: «Яко суд весь даде Ему Отец (перифраз 22 стиха): да вси чтут Сына, якоже чтут Отца» (Иоан. V:23). И: «Грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына человеческаго (Божия), и услышавше оживут» (Иоан. V:25). Затем, чтобы слышащие эти богоприличныя (слова) не соблазнялись по причине плоти Его, так как таковое говорил видимый человек, Он немного спустя прибавляет и говорит, что Он есть Сын человеческий. И после того, как сказно последнее изречение, что услышавшие оживут, не удивляйтесь следующему: «Грядет час, егда и вси сущии во гробех услышат (глас Сына Божия), и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Иоан. V:28-29); ибо прежде сказанное, что — «грядет час, и ныне есть» — и: «услышавше оживут», — сказано о воскресших в то время мертвецах; следующее же: «вси сущии во гробех» — обозначает день воскресения во время славнаго Его пришествия. И немного спустя опять говорит: «Аз есмь хлеб животный» (Иоан. VI:35). Однако все это они, как бы не слыша, более же притворяясь глухими, опускают; последующее же изречение, говорящее: «Ныне же ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголах» (Иоан. VIII:40), — они всюду произносят, чтобы смутить умы неповрежденных. Если бы они были безпристрастны, то должны были бы разсудить о том, что именно Сказавший выше изложенное Сам произнес и последнее изречение, и не соблазняться этим, как бы забывая о том. Ибо и те (иудеи), видя человека и не вмещая слышания богоприличных речей, говорили: «Не сей ли есть сын Иосифов, егоже мы знаем отца?» (Иоан. VI:42). И опять они приступили к Нему, говоря: «кого Себе Сам Ты твориши?» (Иоан. VIII:53). И опять: «Пятидесят лет не у имаши, и Авраама ли еси видел?» (Иоан. VIII:57). Нужно быть довольным и уже сказанным и ничего более не изследовать; так как те, которые стремятся иметь безпристрастное суждение о предмете Божественных Писаний, благоразумно скажут, что ничего нелепаго не может быть в том, что Он есть Бог и вместе человек, когда говорил так, что иногда назывался Богом, иногда же человеком, так как ни одно из двух наименований не уничтожает другого.
17. Далее, что Он должен мыслиться поэтому не человеком, как они предполагают, можно изследовать и с другой стороны. После совершения Иудеями того, за что здесь осуждал их Господь, разумею именно спасительную страсть, если бы они были осуждены, как убийцы человека, тогда бы могло иметь смысл утверждаемое ими; если же они осуждены, как дерзнувшие против Владыки и Господа, то очевидно, что сии впали в безумное предположение, решив, что Он — человек, хотя бы и говорили, что Слово обитало в Нем. Поэтому блаженный Павел, разсуждя о распявших, ясно представляет их убийцами Господа, говоря в таких выражениях: «Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» (1 Кор. II:8). И Сам Господь в притче о винограднике говорит, что Домовладыка послал рабов своих к делателям: «И оваго биша, говорит, оваго же убиша, оваго же камением побиша» (Матф. XXI:35) — делатели, разумеется; впоследствии же послал, говорит, Сына Своего, увидев Котораго, делатели сказали друг к другу: «Сей есть наследник: приидите убием Его, и удержим достояние Его. И емше Его, изведоша вон из винограда, и убиша» (ст. 38—39). Итак, если Апостол исповедует Распятаго Господом славы, Сам же Спаситель представляет пророков посланными рабами, а Себя — Сыном Владыки рабов, то кто еще дерзнет утверждать, что Говорящий — «ныне же ищете Мене убити» — был человеком, а не вочеловечившимся Богом? И особенно, когда услышит, что и богоприличныя дела, имеющия произойти, относятся к имени человека: «грядет бо час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына человеческаго, и услышавше оживут» (Иоан. V:25). И: «Егда же приидет Сын человеческий в славе Своей, и вси ангели с Ним; тогда сядет на престоле славы Своея, праведный суд всем творя» (послед. слов нет в нын. Тексте — (Матф. XXV:31). И: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий» (Иоан. III:13).
18. Слышишь ли, что Бог Слово вследствие соединения с плотию ясно именуется именем человека? Ибо кто другой может быть Сшедшим с неба? Поэтому не соблазняйся впредь, когда Он говорит: «Ныне же ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголах»; но, имея в виду домостроительство, благочестиво принимай сказанное; так как из этих (слов) наиболее открывается домостроительство соединения, и так как, хотя бы он именовался человеком, не должен именоваться отдельно от божества Сам по Себе. Ибо кто решится утверждать, что Он — человек, и что сотворит последнее выше сказанное? Разумею, конечно, имеющее быть пришествие Его с неба и праведный суд над всеми; особенно когда священный псалмопевец Давид поет: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме» (Пс. 64:2). Внимай речи: «К Тебе всяка плоть придет» (Пс. 64:3). Ибо что иное значит это, кроме того, чему мы научились, т. е. что сотворит Сын человеческий? «Тогда бо, говорит, сядет на престоле славы Своея. И соберутся пред Ним вси языцы» (Матф. 25:31-32). Видишь ли, что когда Давид говорил как Богу: «К Тебе всяка плоть приидет», то (этим) было показано, что это имеет исполниться на Сыне человеческом? Итак, Рожденный от Марии есть именно вочеловечившийся Бог, так как Божественныя Писания ясно показывают это множеством свидетельств. А сия славная Дева — конечно Богородица, хотя бы они и не желали. Ибо если бы происшедший от Нея Иисус Христос был человеком, то как бы Павел в послании к Галатам писал: «Павел апостол ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом» (Гал. I:1)? Очевидно, что Он не человек только, но и вочеловечившийся Бог. Итак, пусть невежды не соблазняются по поводу этих речей, но пусть научатся домостроительству Божественной тайны и вместе с ангелами и сами поклонятся, наконец, Христу. «Егда бо, говорит, вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси ангели Божии» (Евр. I:6). И: «О имени Иисуса Христа всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних; и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филип. II:10-11). Пусть помнят, что Иисус Христос исповедуется Господом, и не смущаются, когда услышат, что по домостроительству Он (называется) человеком.
19. Так пусть понимают и сказанное о Нем по какому-либо случаю или по домостроительству, каково, например, и сказанное апостолом Петром. «Иисуса бо Назорея, мужа от Бога извествованна в вас» (Деян. II:22), говорит Петр, беседуя с Иудеями. Ибо читающему Божественныя Писания необходимо разсматривать и лица, и время, изследовать и то, по какому поводу каждое было сказано; так как в таком только случае, при помощи благодати Духа, всякий будет в состоянии прилагать каждому изречению подобающий смысл. А так как и последнее изречение те приводят для подтверждения своего нечестия, то разсмотрим, что же именно желая выразить, Петр сказал так; особенно попросим указать нам причину, вследствие которой он вынужден был говорить так. Что ты говоришь, о блаженный? Ты проповедуешь Христа человеком и убеждаешь нас веровать Ему, чтобы научить служить твари? Но другой Апостол осуждает желающих служить твари (Рим. I:25; Деян. XIV:15). Затем, спрошенный Им: за кого ты считаешь Сына человеческаго, каким образом сам ты ответил? — «Ты еси Христос, Сын Бога вышняго» (Матф. XVI:16); хотя и тогда вопрос не вполне разумеющим тайну домостроительства мог, пожалуй, внушить какую — нибудь такую мысль, разумею именно — признание Его человеком. «Кого бо, говорит, глаголют человецы быть Сына человеческаго?» (Матф. XVI 6:13). И тогда, слыша от Самого, что Он — Сын человеческий, ты говорил, что Он есть Сын Божий; теперь же, после того, как узрел силу многих других знаменей, после того, как во-очию убедился и в блаженном воскресении, и в вознесении на небо, ты говоришь, что Он есть человек?
20. Да не подумает кто-либо, что он и тогда мог говорить — «Ты еси Христос Сын Бога живаго, — как о человеке, как (говорится) и о святых, принимающих имя сынов Божиих; так как не просто сказал — Σ? Y??ς Θεο? ε? — но — Σ? ε? ? Y??ς το? Θεο? (т. е. с членом); прибавление же члена показывает, что Петр исповедал Одного и Единственнаго истиннаго Сына. Против этого сам блаженный Петр возразил бы такими приблизительно словами: Не подумайте того, что я сказал, что Христос есть один подобно нам человек; не это означает то, что я говорю: я выражаю некое дивное и необычайное событие. Какое же это? Народ иудейский, пораженный сошествием Духа, собрался к нам (Деян. II:6 и сл.); найдя же, что тогда был удобный момент для уловления людей, однако не имея возможности открыто проповедать Христа Богом, так как незадолго до этого они распяли Его, и дело это являлось для них поэтому неприятным, скрываю уду слова, как приманкой для рыб, более скромными сими словами, и называю Иисуса Назореем и Распятым, и (говорю), что Бог воздвиг Его из мертвых, и таким образом, прикровенно ввожу и богословие о Нем, и последнее с некоторым искусством; ибо напоминаю им слова Давида, так как слова его они скорее принимали без подозрения, и при посредстве их опять возлагаю все на силу Божию, чтобы мало-по-малу сделать так, чтобы они пришли в состояние умиления; наконец, я несколько яснее показываю Его Богом при посредстве повеления Его о крещении во имя Его, научая, что Сей может даровать им отпущение грехов.
21. И заметь апостольскую мудрость: «Иисуса, говорит, Назорея, мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, яже сотвори Тем Бог посреде вас» (Деян. II:22). Говорит, что Он от Бога засвидетельствован, и что Бог чрез Него сотворил это, для того, чтобы именем Отца убедить их и в том, чтобы приняли и Самого Иисуса и дела Его, потому что Тот, разумею — Отец, чрез Него сотворил сие: «яже сотвори, говорит, Тем Бог». Затем, вспомнив о кресте, вводит и воскресение; и последнее опять, как произведенное Отцем, чтобы этим снова содействовать тому, чтобы они приняли и его (воскресение); и наконец, как бы прикровенно вводит для них и богословие: ибо, сказав — «Егоже Бог воскреси, разрешив болезни смертныя» — прибавляет: «якоже не бяше мощно держиму быти Ему от нея» (Деян. II:24). Последнее говорит уже не как о человеке; ибо если бы Он был человеком, то, конечно, мог бы быть одержим смертию. Но сказав это, он немедленно прибегает к пророческому свидетельству, чтобы, слыша не как от него, но более как от пророка, охотнее приняли излагаемое, и говорит: «Давид бо глаголет о Нем: предзрех Господа предо мною выну» (Деян. II:25) и пр. по порядку. Смотри, с каким искусством изложил пред ними учение о Господе. Затем, окончив пророчество, опять как бы успокаивая их мысль, так как более открыто богословствовал о Нем, он прибегает к имени Отца и говорит: «Твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко Господа и Христа Бог сотворил есть сего Иисуса, Егоже вы распясте» (Деян. II:36); и когда они стали спрашивать, наконец, о том, что они должны делать, то он повелел им креститься во имя Его, и получить чрез Него отпущение грехов, отпущением грехов содействуя тому, чтобы они уразумели достоинство Господа, словами же — «Бог сотворил есть» — устраняя их прекословие.
22. А что Отец не сотворил Принесеннаго за нас в жертву Господа, я думаю, что никто из здравомыслящих не будет спорить. Ибо не (в том смысле), как некоторые неразумно относят сказанное к Божеству Сына, сказал он так: так как у апостола была цель разсуждать не о бытии Его, но о славе после воскресения. Итак, изречение — «Господа Его сотворил есть» — (употреблено) вместо изречения — «дал Ему достоинство Господа и славу Христа»; не потому, что Сын получил чуждую (Ему) славу, но пред вышеизложенное домостроительство говоря тем (иудеям) в том смысле, что так вы должны веровать в Него, как последователи Христа и Господа. А что Иисус Назарянин, благоволивший излить за нас кровь Свою — не человек, подобно нам рожденный вне соединения с Словом, послушай апостола Павла, ясно пред Ефесскими учителями излагающаго следующее: «Внимайте убо, говорит, себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. ХХ, 28). Слышишь, что Распятый ясно проповедуется от Апостола Богом? Ибо он говорит — «пасти Церковь Бога, юже стяжа кровию Своею» — не потому, что Он пострадал природой Божества, а потому, что страдания плоти Его относятся к Нему, вследствие того, что последняя принадлежит не какому — нибудь человеку, а (есть) собственная плоть Самого Слова. Итак, если кровь называется кровию Бога, то очевидно, что облеченный плотию был Богом.
23. Если бы они продолжали говорить, где в Писании Дева названа Богородицею, то пусть послушают ангела, ясно благовествующаго об этом пастырям и говорящаго: «Яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь» (Лук. II:11). Он не говорит: «Иже будет Господь», или — «в Немже вселится Господь», но — «Иже есть Господь». Итак, вот ангел ясно возвещает Рожденнаго Господом. Потом, как бы давая им видимый знак Господа, он говорит: «Обрящете младенца повита и лежаща в яслех» (Лук. II:12). Подобное же ангелу говорит и Петр, проповедуя, когда вошел к Корнилию: «Слово посла сыном Израилевым, благовествуя мир Иисус Христом, Сей есть всем Господь» (Деян. Х, 36). Видишь ли, как он говорит, что послано — «Слово», вместо — спасительной проповеди чрез Иисуса Христа? И показывая им, кто есть Иисус Христос, он сказал: «Сей есть всем Господь». Видишь — ли, что младенец (называется) Господом и от ангела, и от Петра? Итак, родившая Господа — несомненно Богородица. Так ее приветствовала и матерь блаженнаго Крестителя, движимая Духом Святым: «Исполнися бо, говорит, Духа Свята Елисавет, и возопи: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева твоего. И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лук. II:41-43). Кто же до такой степени обезумел, что вместе с Евангелием не хочет именовать Святую Деву Богородицею? Итак, пусть не смущают слух неповрежденных, именуя (Его) отроком и младенцем, чтобы мало-по-малу не отвергнуть и всего вообще пришествия Его; ибо от ангела Он назван младенцем, но вместе и Господом.
24. Предупреждая речь о страдании и воскресении, пусть они не шумят и по поводу того, что Бог воздвиг Его; ибо и в предшествующих (словах) уже показан смысл домостроительства. Кроме того, если они желают лучше научиться, кто есть Распятый, то пусть послушают вселенскаго учителя, пишущаго к Коринфянам следующее: «Аз бо, говорит, приях от Господа и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб» и пр. (1 Кор. ХI, 23). Видишь ли, что Пострадавший за нас открыто провозглашается Господом? Если же изречение — «Бог воскресил Его из мертвых» — соблазняет людей, как изрекаемое о человеке, то пусть опять послушают самого Апостола, устраняющаго и это подозрение: ибо таковое сказано в священных Писаниях по домостроительству. А что Тот, Который плотию и страдал и воскрес, был Господом, а не человеком, имеющим обитание Слова, как утверждают те, пусть послушают Апостола, с дерзновением пишущаго к Римлянам об Аврааме так: «Не писано бысть за того единаго точию, но и за ны, имже хощет вменитися верующим в Воскресившаго Иисуса Христа Господа нашего из мертвых» (Рим. IV:23-24). Слышал-ли ты, что Тот, Который воскрешен, называется Господом? Не соблазняйся же впредь о сказанном по домостроительству.
25. Чтобы кто не подумал, что и Он, как мы, по благодати именуется Богом, Господом и Сыном, к сказанному необходимо присоединить и следующее. Мы хотя и называемся богами, но опять слышим и о мере нашей немощи: «Аз рех, говорит, бози есте и сынове Вышаяго», но тотчас прибавляет: «вы же, яко человецы, умираете» (Пс. 81:6-7). Ясно, что мы получили имя по благодати. Он же не так, но вместе с богоприличной славой имеет и имя. Ибо Он называется не просто Богом, но Богом над всеми и Благословенным во веки; называется опять и Господом не по имени только, как мы, но Господом славы и Господом всех, как научил Петр; называясь и Сыном, (Он называется) не так, как мы, просто Сыном, но Сыном Единственным и Истинным, как говорит Иоанн: «И мы есмы во истиннем Боге (перифраз), и во истиннем Сыне Его; Сей есть истинный Бог, и живот вечный» (1 Иоан. V:20). Апостол Павел яснее выделяет Его из многих, как Единственнаго и Истиннаго Сына. Ибо он говорит так: «Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, якоже суть бози мнози и господие мнози (глаголемии)» — опять, чтобы ты разумел, (прибавляет): «но нам един Бог Отец, из Него вся, и един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор. 8:5-6). Видишь ли, что Он именуется Господом или Богом не вместе со всеми, но один только спрославляется с Отцом, как от Него по природе сущий?
26. Время, наконец, привести и иное известное свидетельство Апостола, показывающее, что сей Истинный Сын есть человек, рожденный от славной Девы. Оно таково: «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемаго от жены» (Гал. IV:4). Пусть никто не стыдится говорить этого; так как это не приносит Слову никакого безчестия, напротив же (являет) человеколюбие (Его), и вследствие этого славу — безконечную и безмерную. А что Слово нисколько не терпело от этого ущерба, будучи неосязаемым по природе, безстрастным и неописуемым, а по неизреченному человеколюбию совершило это дело, послушай опять самого Павла, учащаго об этом: «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки» (Евр. XIII:8). Говоря — «вчера», — он обозначает предвечную Его славу, выражение же — «днесь» — является обозначением настоящаго времени; а что Он не изменился, но остался Тем же Самым, и явившись во плоти, и будет во веки, прибавил: «Той же и во веки». Когда же это так, то следовательно Он по великому человеколюбию явил к нам любовь и приобщился нашей природы, чтобы возстановить ее и освободить от рабства диавола. Поэтому никто пусть не стыдится, слыша об отроке и младенце и о том, что написано о Нем более по человечеству. Ибо Он перенес все не ради Себя, а ради нас, всячески сохраняя свойственное человеческой природе, чтобы домостроительство не почиталось призраком.
27. Итак, когда ты услышишь, что блаженный Иосиф берет Его и бежит в Египет, то не почитай это безчестием, но имей в виду домостроительство. И не только тогда так было написано о Нем, но и в то время, когда, достигнув 30-тилетняго возраста, начал проповедывать и учить и творил чудеса, опять находим написанное о Нем так: «Слышав же, говорит, яко Иоанн предан бысть, отыде в Галилею» (Матф. IV:12). И иное в таком роде можно найти. Но не из страха Он делал это — ни тогда, ни теперь, а ожидая надлежащаго времени для спасительной страсти; ибо необходимо было, во-первых, распространить учение и совершить все, чего желал Он, а тогда уже идти на спасительную страсть, что действительно и случилось. А что не из страха и боязни это делалось, очевидно из того, что Он сделал, когда не хотел быть преданным. Так, когда иудеи хотели в то время низвергнуть Его с горы, «Он, говорит (евангелист), прошед посреде их, идяше» (Лук. IV:30). И в другой раз, когда они хотели схватить Его, «никтоже, говорит, возложи Нань руки, яко не у бе пришел час Его» (Иоан. VII:30). Но однако, будучи, как Бог, непобедимым, по человечеству Он уклонился, чтобы показать Себя истинным человеком. Если бы кто стал говорить, почему же и в то время, когда был отроком, не уклонился от злого умысла Сам Собою, но при содействии ангела, то пусть знает, что и тогда дело принадлежало Ему; но чтобы это не погубило смысла (τ?ν λ?γον) домостроительства чрез возраст, Он посему совершил дело чрез ангела.
28. Что Он, желая соблюсти подобающее, творил все по домостроительству и позволял плоти обнаруживать свойственное ей, (в этом) вполне убедит тебя опять Сам; так как, когда блаженный Креститель говорил Ему: «Аз требую Тобою креститися», — Он отвечал ему: «Остави ныне: тако бо подобает исполнити всяку правду» (Матф. III:14-15). Видишь-ли, что и крещение, и все подобающее Он принимал, исполняя домостроительство? Итак, когда услышишь об отроке и младенце и о том, что более по человечеству написано о Нем, как выше сказано, никогда не предполагай Его существующим отдельно от Божества; так как, будучи называем человеком, Он является сущим Богом, как много раз было показано. О сказанном, кроме того, засвидетельствует и блаженный Креститель, говоря о Нем так: «По мне грядет Муж, Иже предо мною бысть, яко первее мене бе. И аз не ведех Его» (Иоан. I:30-31). Каким же образом, называя Его мужем, утверждает, что Он существовал прежде него самого?.. Ведь по времени домостроительства сам блаженный Креститель обретается прежде рожденным; ибо когда Гавриил благовествовал Богородице Марии о пречистом зачатии, то говорил, что Елисавета уже шестой месяц (как) зачала Крестителя. Итак, каким образом, называя мужем, утверждает, что Он существовал прежде него, если не знал ясно, что Он — вочеловечившийся Бог? «По мне бо, говорит, грядет Муж, Иже предо мною бысть, яко первее мене бе». Каким же образом впоследствии явился, если прежде был первым? — Явлением и известностью у народа; так как прежде, чем выступить на проповедь, Он был известен не очень многим. Креститель прежде Его уже и проповедывал, и крестил. Когда же, наконец, и Господь начал проповедывать и творить чудеса, то (стал) — «прежде», т. е. более Крестителя обнаружил преимуществ. А что это значит выражение — «прежде», послушай, что говорили Иоанну ученики его: «Равви, Иже бе с тобою объон пол Иордана, Ему же ты свидетельствовал еси, се Сей крещает, и вси грядут к Нему» (Иоан. III:26). Видишь-ли, в каком смысле он проповедал (Его) и мужем и первым?
29. Если заблудившиеся, будучи отягчены прежним опьянением, еще и теперь медлят поверить истине, то пожалуй мы приведем и то известное свидетельство, против котораго не могли возразить даже сами единомышленные им иудеи, полагавшие, что Он есть простой человек. Какое же это (свидетельство)? Сам Господь некогда спросил фарисеев, говоря: «Что вам мнится о Христе? чий есть Сын?» Когда же они ответили: «Давидов», то Он сказал им: «Како убо Давид Духом Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих? Аще убо Давид нарицает Его Господа, како Сын ему есть?» (Матф. XXII:42-45). Не видишь-ли ясно, как Он показал Себя Господом Давида? Итак, каким образом Сущий от семени Давида мог быть Господом его и Сопрестольным Отцу, если не потому, что Он был Богом, облеченным в человеческую природу? Ибо Рожденнаго от Девы, т. е. Себя Самого, объявил Сыном Давида и Господом. И те, выслушав это свидетельство, отошли и прекратили возражения, как повествует Евангелист: «Никтоже бо, говорит, можаше отвещати Ему словесе; ниже смеяше кто от того дне вопросити Его ктому» (Матф. XXII:46).
30. О если бы и они, хотя бы впоследствии когда-нибудь, оставив свое безумие, познали учение благочестия! Мы же, возлюбленные, будем держаться постоянно сей веры: ее и мыслью будем содержать, и языком открыто и со дерзновением будем проповедывать, всегда охотно перенося все ради нея. Ибо она есть предсказание пророков, учение Апостолов и виновница царства небеснаго; она — вождь к жизни вечной, она — богатство Отцов, она — и наше истинное сокровище, за которое справедливо все продать и всем пожертвовать. Если кто захочет отнять у нас это (сокровище), то мы будем отвращаться (того), как христоборца и врага нашего спасения, повинуясь наставлению Апостола: «И аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. I:8).
Его же Разговор с Несторием о том, что Св. Дева — Богородица, а не Христородица1
Несторий: Всякий раз, когда божественное Писание говорит о рождении Христа от Девы Марии, или о смерти (Его), нигде не пользуется (именем) Бога, но (именем) Христа или Господа или Иисуса, так как эти три (имени) обозначают две природы, иногда — одну, иногда — другую. Например, скажу так: когда Апостол повествует нам о рождении Христа от Девы, то говорит: «Посла Бог Сына Своего, раждаемаго от жены» (Гал. IV:4); он не сказал: «послал Бога Слово», но употребляет имя (Сына), показывающее два бытия, именно — Бога и человека, так как Христос — двояк; ибо Дева родила Сына Божия (в том смысле), в каком сказано: «вы же бози есте, и сынове Вышняго вси» (Пс. 81:6); поэтому мы научились от Писания называть святую Деву — Христородицею, Господородицею, человекородицею; Богородицею же нигде никогда не были научены называть (ее).
Кирилл: Исаия вопиет в Духе, говоря: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо — с нами Бог» (Матф. I:23). Итак, рожденный (есть) Бог, хочешь или не хочешь.
Несторий: Ангел сказал Иосифу: «Востав, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти» (Матф. II:13); но не сказал: «поими Бога и Матерь Его».
Кирилл: Но архангел Гавриил говорит Деве: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Вышняго» (Лук. I:35).
Несторий: Апостол говорил: «Себе умалил, зрак раба приим» (Фил. II:7), что значит — облекся в наше тело, посему — «преспеваше премудростию и возрастом, и благодатию у Бога и человек» (Лук. II:52), как Господний человек.
Кирилл: Все рожденное от плоти плоть есть; но это не уничтожает чудесности рождения; ибо как Бог рождает божески, так и боголепная Дева родила плотию Бога Слово от Бога.
Несторий: Всякая мать рождает единосущное себе; следовательно, Она — не мать Ему, если Он не единосущен Ей: ибо каким образом мать Ему, когда Он чужд Ея сущности?
Кирилл: Нас научили исповедывать Единаго Сына от Девы и от Духа Святаго, единосущнаго Матери, как и Отцу, как изрекли Отцы.
Несторий: Я разделяю природы, соединяю поклонение, так как Бог неотделим от Того, Который видим; поэтому я не отделяю почитания.
Кирилл: Кто разделяет природы, тот говорит о двух Сынах, не веруя Писанию, говорящему: «Слово плоть бысть» (Иоан. I:14).
Несторий: Павел говорит: «Посланника и Святителя исповедания нашего быти Иисуса, верна суща Сотворшему Его» (Евр. III:1-2); Он принес Себя в жертву за Себя, как и за людей; почему представляется Первосвященником пред Богом.
Кирилл: Павел говорит: «Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится» (Евр. IX:28). И опять (ап. Петр говорит): «Греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1 Петр. II:22). И вот Он Сам Себя приносит за нас. Итак, смотри, не за Себя принес Себя, но за людей.
Несторий: Он Сам сказал: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь жив будет Мною, якоже Аз живу ради Пославшаго Мя Отца» (перифраз — Иоан. VI:56-57). Итак, что ты вкушаешь, еретик? Божество или человечество? Ибо Христос не сказал — «ядущий Мое божество», но — «плоть».
Кирилл: Я с верою причащаюсь животворящей плоти животворящаго Слова; посему Спаситель сказал: «Ядущие от сего хлеба не вкусят смерти во век» (перифраз — Иоан. VI:58). Недостойно же причащающиеся будут осуждены за неверие.
Несторий: «Господь посла Мя, и Дух Его» (Ис. 48:16); «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя» (Ис. 61:1). Поэтому и (Давид) говорит: «Помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (Пс. 44:28). Итак, разумей Помазаннаго, исповедуй Помазавшаго и поклонись храму ради Обитающаго в нем.
Кирилл: Я исповедую Единаго Сына от двух — от Духа Святаго, и Марии Девы: Единаго не разделяю на два.
Несторий: Как же ты говоришь, что Он не знает часа, котораго не знает Сын, кроме одного только Отца? Или как, зная, отрицает? Или не зная, каким образом назван Премудростию и Силою Божиею, будучи причастен незнания?
Кирилл: Не не знает часа Сын Божий, все ведущий и имеющий в Себе Отца, как сказал Сам: «Никтоже знает Отца, токмо Сын» (Матф. XI:27). Зная один только природу Отца, сущую прежде всего, конца-ли века не знает Сын Божий? Да не будет; не знает же Сын по благодати, а не по природе; (как и) мы, (будучи сынами) по благодати, не знаем всего и ничего не ведаем о том, что относится к концу века.
Несторий: Естественным образом мы алчем и жаждем и спим, не по желанию испытывая это, но подчиняясь естественной необходимости. Итак, что же? Окажется, что Бог будет следовать законам необходимости? Да не будет.
Кирилл: Мы по природе алчем и жаждем и спим, — не по желанию, но являясь рабами естественной необходимости. Он же — не по необходимости, но добровольно (испытывал это). Ибо и пятью хлебами насытил пять тысяч, и семью опять — четыре тысячи. Он Сам сказал: «Никтоже возмет душу Мою от Мене, но егда хощу, полагаю ю» (перифраз — Иоан. Х, 18). Никакой человек не может сделать этого, кроме одного только Христа.
Несторий: Ты говоришь, что пострадал Сын? Следовательно, пострадал и Отец. Если же говоришь, что Отец не страдал, то ты делаешь Сына иносущным Ему.
Кирилл: Я не называю ни Отца страждущим, ни Сына — нестраждущим; но безстрастно — Божество, так как безтелесно; страждет же Господь по плоти.
Несторий: Я не говорю, что Слово, став плотию, не страдало; ибо Божество безстрастно. И Безстрастный выше страданий; плоть же страстна и человеческое естество смертно.
Кирилл: И мы исповедуем Божество безстрастным; плотию же Оно приняло страдание; отсюда — «Христу пострадавшу за ны плотию» (1 Петр. IV:1). Имя же — Христос — не чуждо Богу; ибо Апостол говорит: «от нихже Христос, Сый над всеми Бог благословен во веки. Аминь» (Рим. IX:5).
1 Ibidem. Coll. 249—256