Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ


Его: каноны в составе Книги правил.

На греческом целиком в PG.

Кирилл Александрийский. Творения. 3 кн. М.: Паломник, 2000 (включая очерк Сидорова, толкования на Тору и Ио.).

О нем: Флоровский; Мейендорф. популярно Амман; В хрестоматии. Кирилл Александрийский и герметизм. 1989. Elowsky о его христологии, 2009.

Loon, Hans van. The Dyophysite Christology of Cyril of Alexandria. Leiden: Brill, 2009. 649 pp.

Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св.Деву Богородицею: Разговор с Несторием о том, что Св. Дева - Богородица, а не Христородица / Пер. свящ. В. Дмитриева // Богословский вестник 1915. Т.1. ;4. С.667-692 (2-я пагин.). Перевод с греческого Mиgne, P. ser. Gr. T. LXXVИ, coll. 256-292. Бог. Вест. №4. 1915. Перевел студент III-го курса Священник Василий Дмитриев.

ПОСЛАНИЕ К НЕСТОРИЮ
ПОСЛАНИЕ КИРИЛЛА, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, В КЕЛЕСТИНУ, ЕПИСКОПУ РИМСКОМУ
ПОСЛАНИЕ КИРИЛЛА, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, К НЕСТОРИЮ ОБ ОТЛУЧЕНИИ
БЕСЕДА КИРИЛЛА, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ЕФЕСЕ ВО ВРЕМЯ СВЯЩЕННОГО СОБРАНИЯ, ПО НИЗЛОЖЕНИИ НЕСТОРИЯ
ИЗЪЯСНЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ ГЛАВ, ИЗЛОЖЕННОЕ В ЕФЕСЕ КИРИЛЛОМ, АРХИЕПИСКОПОМ АЛЕКСАНДРИЙСКИМ, КОГДА СВЯТОЙ СОБОР ПОТРЕБОВАЛ ЯСНЕЙШЕГО ИЗЛОЖЕНИЯ ИХ
ПОСЛАНИЕ КИРИЛЛА, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, К ЕВОПТИЮ ПРОТИВ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ДВЕНАДЦАТИ ГЛАВ, СОСТАВЛЕННОГО ФЕОДОРИТОМ
КИРИЛЛА, АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, ДВЕНАДЦАТЬ ГЛАВ ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ ДЕРЗАЮТ ЗАЩИЩАТЬ МНЕНИЯ НЕСТОРИЯ КАК ПРАВЫЕ
КИРИЛЛА, АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, О ВОПЛОЩЕНИИ БОГА СЛОВА
БЕСЕДА КИРИЛЛА, АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ЕФЕСЕ
БЕСЕДА КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ЕФЕСЕ, В ДЕНЬ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА
ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО К ИМПЕРАТОРУ ФЕОДОСИЮ
ПОУЧЕНИЕ ЕПИСКОПА КИРИЛЛА, ПРОИЗНЕСЕННОЕ К НАРОДУ 23 АПРЕЛЯ
ПОСЛАНИЕ КИРИЛЛА, АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, К ИОАННУ, ЕПИСКОПУ АНТИОХИЙСКОМУ, ОТПРАВЛЕННОЕ С ПАВЛОМ, ЕПИСКОПОМ ЭМЕССКИМ
КИРИЛЛА, АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, НА СВЯТОЙ СИМВОЛ
ПОСЛАНИЕ ТОГО ЖЕ КИРИЛЛА, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, К ИОАННУ, ЕПИСКОПУ АНТИОХИЙСКОМУ, И К СОБОРУ, СОБРАВШЕМУСЯ В АНТИОХИИ

См. главку о смехе у него в: Halliwell S. Greek Laughter. A Study of Cultural Psychology from Homer to Early Christianity. Cambridge University Press, 2008. 632 pp.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

ср. Ипатия Александрийская;

 

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, свт. (ок.377-444), егип. экзегет и полемист, отец Церкви.

К. принадлежал к егип. роду, к-рый бессменно правил Александрийской Церковью со времен свт.*Афанасия Великого. Точный г. рожд. К. неизвестен, неизвестно, где и у кого он учился. Но труды его указывают на широкую образованность и знание Библии. В 403 К. был диаконом и сопровождал своего дядю, архиеп. Феофила, на собор, созванный против свт.*Иоанна Златоуста. Соперничество кафедр Александрии и Константинополя было давним и обуславливалось политико-экономич. причинами. От Феофила К. на всю жизнь унаследовал неприязнь к Златоусту. В 412, когда Феофил умер, К. занял его место, причем его интронизация сопровождалась беспорядками и вмешательством войск. Внутренние конфликты, постоянно терзавшие Александрию, новый предстоятель пытался преодолеть с решимостью государств. человека. Он всеми мерами боролся за религ.-политич. единство мятежного города, преследуя язычников, иудеев и раскольников. «Нельзя не признаться, — замечает архиеп.*Филарет (Гумилевский), — что ревность Кирилла была на сей раз не совсем по духу евангельскому». Примером для К. служил его предшественник, к-рого Златоуст называл «фараоном». Трагично было и то, что К. опирался на Нитрийских иноков, людей невежественных и жестоких, частые приходы к-рых в город приводили к прискорбным эксцессам, — они совершали покушение на губернатора-язычника, растерзали на улице женщину-философа Ипатию. К. не был непосредств. виновником этих преступлений, но нитрийцы ссылались на его авторитет.

С 428 К. вступил в борьбу с константинопольским архиеп.Несторием, чьи высказывания дали повод к обвинению его в неправоверии. Борьба привела к созыву III *Вселенского собора в Эфесе (431). На нем присутствовали одни сторонники К., и поэтому сначала он был признан недействительным. Император, низложив и К., и Нестория, арестовал обоих. Но вскоре Церковь признала соответствие взглядов К. подлинному Православию. Он был восстановлен на кафедре, а Несторий отправлен в ссылку. Однако у Нестория осталось мн. последователей, к-рые откололись от Вселенской Церкви. Позднее взгляды К. были утрированы и использованы монофизитами. Т.о., и после смерти Александрийского архиепископа егип. Восток продолжал быть ареной смут и еретич. выступлений, пока ислам не нанес христианству в Египте удар, от к-рого ему уже не удалось оправиться.

Бурные политич. события, омрачавшие правление К., не помешали его лит. деятельности. Именно в эти годы были написаны основные экзегетич. труды. По свидетельству *Кассиодора, К. составил толкования ко всей Библии, однако до нашего времени они дошли не полностью. 1) «О поклонении в духе и истине» (написано до хиротонии); 2) «Изящные изречения» (того же времени); 3) Толкование на прор.Исайю (того же времени); 4) Толкование на 12 *Малых пророков (того же времени); в ранний период епископства написаны: 5) Толкование на Ев. от Луки; 6) Толкование на Ев. от Иоанна (сохранилось с лакунами). От прочих коммент. на ВЗ и НЗ уцелели лишь фрагменты (на Иез, Песн, Дан, Мф, Деян, Рим, Евр и др.).

Память К. Александрийского Правосл. Церковь празднует 18 января.

В своих толкованиях на ВЗ К. придерживался неск. методов, соединяя *аллегорический метод и прообразовательный с историческим. Так, в кн. «О поклонении в духе и истине» он доказывал, что Моисеев *Закон не отменен, но с пришествием Христа требует совершенно иного, духовного переосмысления. Церк. экзегет, учил К., должен «во всех книгах Моисея» отыскивать прообразования, касающиеся тайны Христа. При этом ему следует учитывать, что прообраз не есть точное отображение грядущего. «Когда излагается, — пишет К., — образная речь, духовные созерцания, имеющие высший духовно-созерцательный и таинственный смысл, и при этом предлагается и берется какое-либо лицо в прообраз Христа, тогда человеку мудрому и сведущему необходимо определить, с одной стороны, что здесь имеет значение для предположенной цели, и, с другой стороны, что полезно и необходимо и более всего послужит для назидания слушателей» (Толк. на Иону). Другими словами, иносказания Библии должны толковаться также и в нравственно-назидательном смысле. В коммент. на Малых пророков К. уделяет немало места историч. условиям написания каждой книги и их лит. особенностям. «Пророческое слово, — пишет он, — приличествовало и вполне соответствовало событиям и обстоятельствам известного времени». Нередко К. обращается к евр. тексту для пояснений и уточнений. Он подчеркивает стилистич. неоднородность пророческих писаний, связывая ее не с условиями составления книг, а с зависимостью пророков от высшего вдохновения. «Обыкновенно, — замечает К., — все пророки очень быстро переменяют свои речи по внушению Святого Духа, так что от истории или чувственных, как бы перед глазами находящихся и совершающихся явлений, быстро возносятся к внутреннему, духовному и, наоборот, снова возвращаются... к чувственным явлениям» (Толк. на Ос).

Предпринимал толкователь и своего рода историко-географич. реконструкции. Примером их может служить вступление к экзегезе Кн. Амоса.

«Амос был пастухом коз и воспитывался в пастушеских обычаях и законах. Он проводил жизнь в пустыне, находящейся к югу от страны Иудейской, доходящей до пределов моря Индийского и простирающейся до земли Персидской. Здесь пасут свои стада бесчисленные племена варваров; она представляет весьма много удобств для пропитания стад овец, ибо она обильна водою, обширна и покрыта разными травами. Амос был пастухом из Фекои, селения, находившегося при самых пределах пустыни. Он был муж добродетельный и усердный исполнитель всякого добра и скоро получил духа пророческого и стал пророчествовать не в Иерусалиме, но на самых пастбищах, вначале имея попечение о своем народе и благе его. Потом он дошел до самого Вефиля, ибо Фекоя принадлежала не к Иерусалиму, но к царству Ефремову».

В этом прологе мы находим не пересказ того, что непосредственно сообщает Кн. Амоса, а набросок целостной картины, к-рая складывается из различ. элементов, почерпнутых К. из ВЗ и косвенных свидетельств.

Новозав. толкования К. также не страдают крайностями аллегоризма. В них автор стремится уяснить прямое значение сказанного, причем делает акцент на его нравственном приложении. И по самой лит. форме эти комментарии (особенно к Лк) в большей степени являются гомилиями, нежели толкованиями в узком смысле.

В период борьбы с Несторием К. обращался к темам преимущ. полемико-догматическим. Однако одна из поздних его работ, «Против Юлиана» («Contra Julianum»), содержит обширный библ. материал. Эта работа есть апология христианства: в ней учение Слова Божьего о творении и начале мира противопоставлено языч. мифам, проповедь пророков — взглядам языч. философов, лица Свящ. Писания — героям языч. книг. К. утверждает в этом труде, что Христос есть средоточие обоих Заветов. В книге затронут и ряд сложных экзегетич. вопросов, в частн. вопрос о согласовании евангельских рассказов о Воскресении.

u M i g n e. PG, t..68-77; в рус. пер.: Творения, т.1-15, М., 1880-1912.

l *К а р т а ш е в А.В., Вселенские Соборы, Париж, 1963; Краткое сведение о св.К., архиеп. Александрийском, ХЧ, 1840, ч.II; Л я щ е н к о Т. (еп.Тихон), Святитель К., архиеп. Александрийский. Его жизнь и деятельность, К., 1913; М и р о л ю б о в А., Проповеди св.К. Александрийского, К., 1889; НЭС, т.21; ПБЭ, т.10, с.246-79; *П о р ф и р и й (Успенский), Св.К., архиеп.Александрийский, ПТО, 1854, т.XIII; NCE, v.4, p.571-76 (там же приведена иностр. библиогр.); «Connaissance des P–res de l’Eglise», 1985, № 18; см. ст. Святоотеческая экзегеза.


Святой Кирилл Александрийский. - Основное издание J. Aubert в 6 томах (P. 1638), y Migne t. t. 68-77. Толкования на малых пророков и на Евангелие Иоанна и некоторыя догматические послания были в семидесятых годах переизданы E. B. Pusey. По-русски творения святого Кирилла переводились при Моск. дух. академии. Переведены экзегетические труды (не все). Особенно ценен перевод толкования на Иоанна, сделанный М. Д. Муретовым, с отличным указателем, Серг. Пос. 1906-1913. Из догматических сочинений кое-что переведено в "Христ. Чтении" 1841 и 1847 г.г. и в "Деяниях вселенских соборов. - J. Kopallik. Cyrillus von Alexandrien, eine Biographie, Mainz 1881; A. Kehrmann, Die Christologie des hl. Cyrillus von Alexandrien, 1902; J. Mahe, Les anathйmatismes de St. Cyrille d Alexandrie et les йvкques orientaux du Partiarchat d'Antioche, Rev. hist. eccl. VII, 1906; L'Eucharistie d'aprиs St. Cyrille d'Alexandrie, ibidem, VIII, 1907; E. Weigl, Die Heilslehre des hl. Cyrillus von Alexandrien, 1905; Eberle, Die Mariologie des hl. Cyrillus von Alexandrien, 1921; Свяш. T. Лященко (Eп. Тихон), Святой Кирилл, Αрх. Александрийский, Киев 1913; A. Миролюбов, Проповеди святого Кирилла Александрийского, К. 1889; А. Вишняков, Имп. Юлиан Отступник и литературная полемика с ним святого Кирилла Александрийского, Симбирск 1908.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова