Арво Пярт
ср. Музыка.
Его диски: 1988, Страсти.
Один из самых значительных композиторов современности, Арво Пярт родился в
1935 году, вПайде, недалеко от Таллинна. В возрасте семи лет начал учиться игре
на рояле и музыкальной теории. В 1957 году поступил в Таллиннскую Консерваторию,
где учился в классе Хейно Эллера (1887-1970), ученика А.К. Глазунова и знаковой
фигуры для нескольких поколений эстонских композиторов. В 1958 году, ещё будучи
студентом Консерватории, Арво Пярт стал работать в качестве звукорежиссёра на
Эстонском Радио, что, безусловно, способствовало более близкому знакомству с советской
и зарубежной современной музыкой.
Ещё до скандала, случившегося в 1968 году, в связи с премьерой "Кредо",
для фортепиано, смешанного хора и оркестра, послужившего толчком к "негласно-
официальному" запрету исполнения сочинений композитора, Арво Пярт выбрал
свой жизненный и творческий путь уединения, вдали от публичной и общественной
жизни.
В начале 80-х годов композитор получает официальное разрешение на отъезд из Советского
Союза. Первой остановкой была Вена, затем, благодаря специальной стипендии, Пярт
поселился в Берлине. С этого времени произведения композитора широко исполняются
и записываются на компакт-диски по всему миру ведущими музыкантами.
Среди наиболее значительных сочинений Арво Пярта для оркестра - 3 симфонии, Некролог,
Коллаж на тему BACH, Cantus (памяти Бриттена), Pro at Contra; духовные сочинения
Страсти по Иоанну, Кредо, Покаянный канон, Литания, Магнификат, Te Deum, Berliner
Messe.
Арво Пярт и его "Канон покаянен"
Тамара УНАНОВА.
Молодежь Эстонии 12.07.00
13 и 14 июля в 19 часов в Таллине в Домском соборе Камерный хор Эстонской филармонии
под управлением Тыну Кальюсте исполнит "Канон покаянен" Арво Пярта.
В творчестве
композитора эта музыка занимает особое место и, по собственному его признанию,
очень много для него значит.
"Много лет назад, когда я впервые соприкоснулся с традициями русской ортодоксальной
(православной) церкви, - вспоминает Арво Пярт, - я наткнулся на текст, который
произвел на меня глубочайшее впечатление, хотя я и не смог в то время полностью
понять его. Это был канон покаяния". "...Не уповай, душа моя, на телесное здравие
и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильным и младым умирают, но возопий:
помилуй и мя, Христе Боже, недостойного..."
"С тех пор я часто возвращался к этим стихам, мысленно и с трудом пытаясь
проникнуть в их смысл", - пишет композитор. В результате родилось два хоровых
сочинения - первая попытка осмысления и подхода к церковному тексту, так поразившему
некогда Арво Пярта. В то же время его не оставляла мысль положить весь текст канона
на музыку. На это ушло более двух лет, и, по его словам, время, которое "мы провели
вместе", очень его обогатило. Канон показал, насколько выбор языка, текста предопределяет
характер работы, насколько слово "создает музыку". Несмотря на аналогичную работу
с текстом при сочинении Литаний, "Канон покаянен" - произведение исключительное,
проникнутое подлинным духом русской православной музыки.
Недавно оно было записано Камерным хором под управлением Тыну Кальюсте на
пластинку, но ничто не может сравниться с живым исполнением этой музыки в стенах
церкви.
|