Тейяр де Шарден
Его: Строить землю
(1 выпуск записок голландского Об-ва Ш.)
Феномен человека.
о нем Мень; и его
же более поздняя статья 1981
г.; с ним в экспедиции был будущий еп. Нафанаил
Львов;
Евгений Струговщиков, свящ. Тейяр де Шарден и православное богословие. Москва,
«Дом Надежды», 2004, 256 с., ISBN 5861813140. Об этой книге Муравник.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер, иером. (1881-1955),
франц. католич. мыслитель, ученый-палеонтолог.
Жизнь и труды. Род. в интеллигентной и набожной семье. По окончании
иезуитской школы вступил в Общество Иисусово (1899). Специализировался
по естеств. наукам. В 1922, получив степень доктора, стал проф.Католич.
ин-та в Париже. Участвовал во мн. научных экспедициях (Китай, Монголия,
Индия, Индонезия, Африка). При его участии в 30-х гг. были открыты
останки древнего человекоподобного существа синантропа (Чжоукоудянь,
Китай). С 1926 стали осложняться отношения Т. де Ш. с орденским
начальством, и Т. де Ш. было запрещено публиковать труды по общебогосл.
и филос. вопросам. Неоднократные попытки ученого издать свою гл.
работу «Феномен человека» не увенчались успехом («Le ph№nom–ne humain»;
изд. посмертно, пер. на все европ. яз., в т. ч. и на рус.: М., 19872,
с пред. и комм. Старостина Б.А.). Скончался Т. де Ш. в Нью-Йорке
в день Пасхи. После смерти Т. де Ш. было создано общество его имени,
к-рое работает над изданием его лит. наследия.
Т. де Ш. более всего известен как христ. эволюционист, но не в
этом заключается его оригинальность как мыслителя (теория развития
и до него признавалась мн. христ. учеными; см. ст. Эволюционизм
естеств.-науч. и Шестоднев). Подобно *Соловьеву Вл., с к-рым у Т.
де Ш. много общего, он стремился создать всеобъемлющую картину мира,
в к-рой нашли бы свое место научный и религиозный подходы к реальности.
Его мистич. видение Божества, пронизывающего и освящающего Вселенную,
нашло выражение в ряде глубоких эссе (напр., «Месса над миром»).
Концепции Т. де Ш. были осуждены *Пием XII и консервативным крылом
католич. богословов (кард.А.Оттавиани, томисты Ж.Маритен, Э.Жильсон
и др.). Но еще больше оказалось у него сторонников (кард.Ф.Кёниг,
иером.А.де Любак, М.Шеню, *Схиллебекс, *Тремонтан и др.). Официальное
осуждение взглядов Т. де Ш. (1962-63) вскоре сменилось глубоким
интересом к его творчеству и использованием его идей в католич.
мысли. Многие зап. марксисты считали «тейардизм» лучшей почвой для
диалога с христианами. Существуют три оценки Т. де Ш. с правосл.
точки зрения. Одна, вполне негативная, принадлежит прот.Зеньковскому
В. (1881-1962), к-рый расценил «тейардизм» как «новую мифологию».
Прот.*Клингер, напротив, считал, что взгляды Т. де Ш. вполне созвучны
идеям *святоотеч. экзегезы и рус. правосл. богословия. И, наконец,
автор данного словаря предлагал осуществить дифференцир. подход
к наследию Т. де Ш., отделяя в нем наиболее спорные элементы от
ценного ядра.
Творение, Грехопадение и Искупление в системе Т. де Ш. Ученый
не был ни богословом в узком смысле этого слова, ни экзегетом; однако
он неоднократно затрагивал важнейшие пункты учения Библии. Он противопоставлял
«александрийскому» толкованию *сотериологии библ. собств. эволюционистский
взгляд. Согласно «александрийской» модели (*Ориген и др.), Искупление
было актом, направленным на преодоление деградации, к-рую вызвало
*Грехопадение. Созданный совершенным, «космический человек» Адам
пал, и от него недуг греха неуклонно распространялся в человечестве
до явления Христа. Т. де Ш. считал, что сказание о Первородном Грехе
отражает не столько единичный момент истории, сколько «общее условие,
воздействующее на всю историю целиком». В работе «Размышления о
Первородном Грехе» (Oeuvres, 1969, t.10) он пишет: «По единодушному
мнению богословов (как я полагаю), реактивом (необходимым и достаточным),
указывающим на присутствие Первородного Греха в Мире, является Смерть».
Но смерть присутствовала в природе задолго до человека. Поэтому
Т. де Ш., как и *Бёме, ищет ее истоки в дочеловеч. бытии. Смерть
обусловлена самой структурой материи, к-рой свойственен распад и
деградация энергии. Это «исходная точка, присущая разделенному бытию».
Конечной целью Творения является единение твари, универсума, с Творцом
(«точка Омега»). Этой цели противоборствует не «изолированный акт»
Грехопадения, а «состояние» раздробленного мира. Несовершенство
его есть результат самого процесса созидания, имеющего дело со статистически
огромными величинами. Зло — это «нормальный эффект эволюции». Каждая
человеч. душа «оказывается зараженной совокупным воздействием всех
прошлых, настоящих и будущих ошибок, неизбежно распространенных
в силу статистической необходимости на все человечество». Но подобно
тому, как несовершенство вошло в мир до человека, так и Искупление
есть космический процесс приближения мира к Божеству. «Искупление
действительно является всеобщим, поскольку оно исправляет положение
вещей (всеприсутствие Божие), связанное с глубочайшим структурным
устройством универсума». Воплощение Слова Божьего ведет к обожению
не только человека, но и всей твари. Ссылаясь на ап.Павла и отцов
Церкви, Т. де Ш. говорит о вселенском Воплощении Христа, превращающем
мир в «божественную среду», преображающем тварь. Тайна Вифлеема
и тайна Евхаристии — этапы на этом пути, а завершится он всеобщим
одухотворением.
«Когда-нибудь, говорит нам Евангелие, медленно нарастающее притяжение
между человечеством и Богом достигнет предела, поставленного возможностями
универсума. И это будет конец. Подобно молнии, сверкнувшей от полюса
до полюса, всюду внезапно обнаружится возросшее присутствие Христа.
Сметая все преграды, к-рыми Его внешне сдерживали покровы материи
и взаимная непроницаемость душ, оно заполнит лик Земли».
Это чаяние придает «тейардизму» характер эсхатологич. оптимизма,
в к-ром кризисы и разрывы едва заметны. «Израильтяне, — пишет Т.
де Ш., — непрестанно "чаяли", — и первые христиане тоже, — поскольку
Рождество, к-рое, казалось бы, должно обратить наши взоры к прошлому,
лишь направило их еще дальше вперед. Ненадолго появившись среди
нас, Мессия дал Себя увидеть и осязать только затем, чтобы, став
еще более светоносным и непостижимым, вновь исчезнуть в глубинах
будущего. Он приходил. Но теперь мы должны снова и снова ждать Его,
и на этот раз не только малая община избранных, но более чем когда-либо
— все человечество». Тайна Вознесения связана для Т. де Ш. с космич.
Воплощением Христа, Которого, по словам ап.Павла, Бог «превознес»
и перед Которым «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних»
(Флп 2:10).
Критики Т. де Ш. указывали на его неоправданный оптимизм в отношении
развития человечества, на игнорирование качеств. скачков в эволюции,
на недооценку сил нравств. зла и демонич. элементов в духовной истории.
Вызывали споры гилозоизм и панпсихизм Т. де Ш., к-рый считал, что
уже в самой материи заложены ростки духа и сознания. Несмотря на
эти слабые стороны, «тейардизм» призван играть немалую роль в поисках
соотношения научных данных и веры. Мистическое переживание им Присутствия
Божьего в мире создает почву для освящения труда, творчества и др.
видов человеч. деятельности как соучастия людей в Божественном Домостроительстве.
Будучи противником *конкордизма, Т. де Ш., однако, считал, что существует
глубокая гармония между эволюционистским пониманием природы и христианским
учением.
u Ouevres, 1956-69, P., v.1-10; Lettres de voyage, P., 1956 (англ.
пер.: Letters from a traveller, L., 1962); Hymne de l’Univers, P.,
1961; в рус. пер.: Строить землю, Париж, 1958 (и др. выпуски пятиязычных
Cahiers. Pierre Teilhard de Chardin); Феномен Христианства, в кн.:
Э.Светлов (прот.А.Мень). Истоки религии, Брюссель, 1970 (приложение);
Гимны Вселенной, «Вестник РХД», 1972, № 106.
l На рус. яз. существует обширная лит-ра о Т.; ниже приводятся
лишь осн. работы. Б а б о с о в Е.М., Тейардизм: попытка синтеза
науки и христианства, Минск, 1970; прот.З е н ь к о в с к и й
В., О трудах Т. де Ш., в его кн.: Основы христ. философии, Париж,
1964, т.2 (приложение II); прот.К л и н г е р Г., Т. де Ш.
и правосл. традиция, «Вестник РХД» (Париж), 1972, № 106; К л о р
О., Новые тенденции в отношении евангелич. и католич. теологии к
совр. естествознанию, ВНА, 1966, вып.1; Л е в а д а Ю.А.,
«Феномен Тейара» и споры вокруг него, ВФ, 1962, № 1; М а р т е л
е Г., Великие христ. прозрения Т. де Ш., «Символ», 1981, №
6; М е л о н и Дж., Космич. Христос. От Павла до Тейара, 1965
(рус.пер. ркп.ЛДА); прот.М е н ь А., Истоки религии, Брюссель,
19812; П а с и к а
В.М., Христ. эволюционизм Т. де Ш., в кн.: Совр. бурж. философия,
М., 1972; П л у ж а н с к и й Т., Нек-рые черты воззрений
Т. де Ш., в кн.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М.,
1969; Т о р д а и З., Философия Т. де Ш. и совр. идеологич.
борьба, ВНА, 1966, в.2; ФЭ, т.5; ФЭС; C o r t e N., La vie
et l’„me de Teilhard de Chardin, Р., 1957 (англ. пер.: Pierre Teilhard
de Chardin, His Life and Spirit, L., 1960); C u № n o C.,
Teilhard de Chardin, P., 1962; G r e n e t P., Teilhard de
Chardin, P., 1961; K r o p F.R.W., Teilhard, Scripture and
Revelation, 1980; Le Message Spirituel de Teilhard de Chardin, 1969;
L u b a c H. d e, La pens№e religieuse du P–re Teilhard
de Chardin, P., 1962 (англ. пер.: The Religion of Teilhard de Chardin,
L., 1967); R a v e n C.E., Teilhard de Chardin, N.Y., 1962;
T r e s m o n t a n t C., Introduction … la pens№e de Teilhard
de Chardin, P., 1956 (англ. пер.: Pierre Teilhard de Chardin: His
Thought, Baltimore, 1959); NCE, v.13; ODCC, p.1344.
|