РАЦИОНАЛИЗМ
статья Вл.Соловьева;
Бердяев, 1911; 1931;
позиция Бродского;
18 век: критика необщительного разума. Кротов.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум, рассудок) В БИБЛЕИСТИКЕ,
подход к Свящ. Писанию, к-рый исключает все, что не
может быть познано и объяснено чисто рассудочным путем.
Р. как тип мировоззрения возник еще в эпоху античности, но развился
в постренессансной Европе и достиг кульминации в филос. системах
17-18 вв. Существовало неск. разновидностей Р., хотя всех их объединяла
односторонняя переоценка рационального элемента в познании, этике
и социальной жизни. Предтечей Р. в библеистике считается
*Абеляр (12 в.).
В классическом Р. Нового времени можно выделить 4 подхода к религии
и Библии. 1) Одно направление рассматривало мир и историю "в пределах
только разума", однако сферу *Откровения оставляло неприкосновенной
(напр., *Гроций, *Землер). 2) Другое направление, связанное
с деизмом, признавая бытие трансцендентного Бога, отрицало возможность
Откровения (и, следовательно, *боговдохновенности), Боговоплощения
и *чудес (*Реймарус, *Паулюс). 3) Третий, пантеистический,
вариант Р. фактически отождествлял Богочеловечество и Откровение
с самопознанием человеческого духа, тождественного Мировому Духу
(*Спиноза, *Гегель, *Штраус в первый период своей деятельности).
4) И, наконец, четвертый тип Р. притязал на абсолютное господство
рассудка в познании и рассматривал любую религию как нечто иллюзорное
или плод обмана (П.А.Гольбах (1723-89), Вольней К.Ф. (1757-1820)).
Соответственно этим разновидностям Р. складывались и 4 подхода
к Библии. *Отрицательная критика развивалась в осн. под влиянием
2-4-го типов Р. Ряд богословов (напр., *Хомяков, *Вигуру) указывал
на генетич. родство Р. с протестантизмом. Действительно, элементы
Р. можно обнаружить у мн. протестантских библеистов,
особенно либерального направления, и школ, связанных с ним. Однако
рассматривать всю *протестантскую экзегетику и *герменевтику как
рационалистическую было бы неоправданной крайностью.
Р. в чистом виде, с его гипертрофией рассудочного элемента,
является учением, чуждым христианству, что, впрочем, не означает,
что само христианство полностью иррационально и не может осмыслять
и формулировать свою веру средствами разума. Уже отцы Церкви указывали
на разум как на дар Божий, к-рый участвует в постижении бытия Божьего
и мира (см. напр., Климент Александрийский). Христианское богословие
с самого своего зарождения прибегало к логике и рациональной мысли,
хотя, как подчеркивал *Паскаль, перед лицом высшей Реальности разум
должен осознать ограниченность своих пределов.
l Прот.*Б у т к е в и ч Т., Рационалистич. гипотезы о воскресении
Господа нашего Иисуса Христа, Харьков, 1910; B у л ь ф и у с
А.Г., Основные проблемы эпохи "просвещения", Пг., 1923; К э р н
з Д.С., Разумность христ. веры, Берлин, 1924; *Л о п у х и
н А.П., Библейский Р. в его историч. происхождении и развитии,
в его кн.: Библ. история, СПб., 19132, т.1; М е е р о в с к и й
Б.В., Свободомыслие англ. деистов-материалистов 16 в., ВНА, М.,
1972, вып.13; *М у р е т о в М.Д., Протестантское богословие
до появления Страусовой "Жизни Иисуса", Серг. Пос., 1894; диак.П
р е о б р а ж е н с к и й И.А., Популярный Р. и научная критика
Библии, БВ, 1905, ? 6; еп.С и л ь в е с т р (Малеванский), Краткий
историч. очерк Р. в его отношении к вере, К., 1862; *С о л о в ь
е в Вл., Кризис западной философии, Соч., СПб., 19112, т.1;
C п е к т о р с к и й Е., Происхождение протестантского Р., Варшава,
1914; Ф а в о р о в Н.А., Публичное чтение о вере в Иисуса Христа...,
против Р., К., 1865; *L а g г а n g е M.J., Critique textuelle
– critique rationelle, P., 1935.
|