ТЕОФОРНЫЕ ИМЕНА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
- Катехизис.
Катехизис Католич. Церкви;
ТЕОФОРНЫЕ ИМЕНА (от греч. — JeТj, Бог и forљw — носить) БИБЛЕЙСКИЕ, личные
имена, в состав к-рых входит то или иное имя Божье или имена языч. богов. Существует
4 категории Т.и.
1. Имена, включающие свящ. Имя Божье (ЯХВЕ) в его сокращ. форме. В одних случаях
оно ставится в начале личного имени (напр., Иоханан, син.пер. Иоанн — Милость
Яхве; Иегошуа, син. пер. Иисус — Спасение Яхве), в других — оно завершает имя
(Ирмиягу, син. пер. Иеремия — этимология не ясна, Ишайгу, син.пер. Исайя — Спасение
Яхве).
2. Имена, включающие слово Эль, Бог, к-рое также может ставиться в начале или
в конце (напр., Эли, син.пер. Илий, Бог мой; Эли-ягу, син.пер. Илия, Бог мой —
Яхве; Габриэль, син.пер. Гавриил — Страж Божий).
3. Имена, включающие божеств. титулы «Царь» (Мелех), «Владыка» (Баал, Ваал),
«Господин», «Господин мой» (Адон, Адони). Эти титулы в равной мере прилагались
к Богу Израилеву и к языч. божествам (напр., Адониседек, Мелхиседек, Иероваал).
4. Имена, генетически связанные с именами богов, преимущ. ханаанских. Так,
имя Ашер (син. пер. Ассир), вероятно, происходит от богини растительности Ашеры,
Гадиэль (син.пер. Гаддиил) — от бога веселья Гада, Антотия (син.пер. Антофия)
— от богини войны Анат, Мардохей и Эстер (син.пер. Есфирь) — от имен месопотамских
богов Мардука и Иштар.
Изучение Т.и. помогает исследованию религ. жизни народа в различные периоды
ветхозав. истории. В частн., смысловое значение Т.и. важно для понимания ветхозав.
благочестия (напр., Даниил означает «Бог — мой Судья», Анания — «Милость Яхве»).
l Прот.Л е б е д е в В.Ф., Библ. собств. имена в их религ.-историч. значении,
Пг., 1916; прот.*С о л я р с к и й П., Опыт библ. словаря собственных имен,
т.1-5, СПб., 1879-87; проч. библиогр. см. в ст.: Имена библейские; Ономастика.
|