Яков Кротов
Дневник литератора
9 июня 2000 г. и ранее
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению
дневника за 2000 год
К предыдущей
главе
Иностранные новости
1. Джозеф Остин (Новые Известия, 8.6.2000): над входом
в ЦРК в Лэнгли висит надпись из Ио. 8, 32: "Познаете истину, и истина
сделает вас свободными". Ясно, что к познанию истины любая секретность,
эзотерика отношения не имеет -- истина познается открыто, потому что
сама истина есть открытость Творца миру. Нельзя кусать волосами, нельзя
познавать тайно. Напротив кощунственной надписи -- список погибших
71 сотрудника ЦРУ — причем вышла в свет книга Теда Гапа об этих погибших,
большинство погибло в авиакатастрофах самых обычных, просто потому,
что сотрудники ЦРУ чаще обычных людей летают. И многие проблемы в
жизни — от того, что человек, словно Икар, подымается выше, чем ему
удобно. Но жизнь с проблемами лучше беспроблемного существования.
2. Amnesty International опубликовала доклад по
Югославии, критикуя НАТО, а известный милитарист Серг. Минаев критикует
доклад: слишком запоздало, целый год готовили 60 страниц. "Подчеркивается,
что ... погибло до 400 до 600 гражданских". И тот же Минаев спокойно
принимает как должное гибель десятков тысяч мирных граждан Чечни.
Милитаризм есть тень, он все время ищет кого-то, к кому бы прислониться:
я бросаю бомбу, потому что американцы бросают бомбу. Требуется двойник,
ссылаясь на который оправдывают свой грех.
3. Захар Гельман (Новые Известия, 7.6.2000): министр
вн. дел России Вл. Рушайло приехал в Израиль, а тут его стали ругать
за то, что 13-летнего Ади Шарона освободили непрофессионально. Его
похитили в прошлом августе, уже в декабре знали, где он, израильтяне
предлагали даже послать своих коммандос. В Израиле не симпатизирует
мусульманам и террористам, "но почему-то они с большей готовностью
печатают рассказы не о нечеловеческих условиях содержания пленных,
а о российских милицейских чинах, вымогающих взятки за помощь в
их вызволении". Намек на то, что Шарона освободили за взятку?
4. А вот реакция на сообщения об освобождении
Шарона Сергея Ниточкина (Московский комсомолец, 6.6.2000): при виде
страдающего мальчика, у которого отрезали мизинец, "охватывает бешеная
злость от беспомощности, от бессилия, от невозможности отмстить,
наказать, покарать... Когда видишь гордого, надменного чеченца Бараева,
рекомендующего захватывать в заложники евреев... забывают страдания
Бабицкого с его псориазом, обмененного на двух ЗАЛОЖНИКОВ". "Да,
конечно, не весь чеченский народ повинен в жутком, диком, варварском
обычае похищать людей ... но какая-то часть — безусловно. Этих нелюдей
покарать надо непременно. Никаких переговоров с извергами, даже
косвенно повинными в работорговле, вести ни в коем случае нельзя".
И все — мимо: ведь мальчика похитили и русские, москвичи, пензенцы,
чеченцев в банде была лишь половина. И Бабицкого не обменяли на
заложников ... И лишь бешенство оправдывает то, что от обличения
работорговцев Ниточкин переходит к обличению "косвенно повинных
в работорговле" — косвенная-то вина — понятие слишком широкое, под
него, глядишь, и Ниточкина подвести можно.
5. Рекламная рассылка, видимо, журнала AUS: AustraAlasia.
- №2-3 за февраль-март 2000 г., редакционная статья утверждает:
"Любовь в мире всегда была связана с путешествиями. Одних дальние
странствия излечивали от любви, другие, наоборот, пускались в свадебные
путешествия". Далее о том, что путешествовать предпочитают женщины:
"Какой уважающий себя мужчина потащится на другой конец света всего
лишь затем, чтобы ... промаяться в краеведческом музее". Последнее
замечание кажется парадоксом: ведь какой мужчина будет сидеть сиднем...
Интереснее другое: связь любви и пространства, пересечения межчеловеческой
границы и пересечения пространства — равно как и времени, ибо все
то не любовь, что не преодолевает время. Другое дело, что "преодолеть"
иногда означает быстро двигаться вперед, а иногда, как Лютер, стоять
вкопанно.
6. Юр.Сигов (Новые Известия, 18.5.2000): в США
5,1 млн. миллионеров, и в городе Форд-Лодердейл в часе от Майами
уже 20 лет их город: виллы, яхты. Дважды в день по реке проводят
экскурсию для 200 человек (в основном, иностранцы) — посмотреть
на миллионерскую жизнь. Русских миллионеров нет, гид сказал, что
тут пускают селиться лишь тех, чье имя совершенно безупречно, "у
кого даже в пятом колене все чисто". Верится с трудом, но как идеал
— красиво.
7. Немецкий журнал "Шпигель" напечатал статью Рудольфа
Аугштейна с критикой Папы и с утверждением, что предание о смерти
ап. Петра в Риме недостоверно. Николай Паклин (Труд, 2.6.2000):
"ставится под вопрос законность римской апостольской церкви ...
Ватиканские теологи, разумеется, доказать недоказуемое не в состоянии
... они прибегли к такой уловке: если нет доказательств присутствия
святого Петра в Риме, то нет и доказательств его отсутствия". Паклин
заодно отмечает, что и утверждения о воскресении Христа "не находят
исторических подтверждений". Для сравнения: Мих.Черный (Известия,
1.6.2000) ругает президента Ингушетии Руслана Аушева: "По утверждению
генерала [Трошева], так и не опровергнутому ингушской стороной,
в больницах Ингушетии проходят курс лечения раненые чеченские боевики".
Конечно, тут не Аушев, а Трошев должен доказывать — не собирать
же президенту справки из больниц, что там нет боевиков. А вот с
апостолом Петром, пожалуй, тяжесть доказывания лежит на отрицающих
предание. Главное же: от того, был апостол в Риме или нет, абсолютно
ничего не зависит в идеологии папства. Только средневековое сознание
видело в физической преемственности решающий фактор, для современного
же человека идейная преемственность важнее.
8. Серго Микоян, доктор исторических наук, критикует
Запад за примат "группового мышления": его статью с критикой балканской
политики США несколько западных журналов не опубликовали, и понадобились
месяцы, чтобы статья вышла "в одном из самых уважаемых в мире изданий"
в Лондоне. "Я замахнулся сразу на слишком многое". Другой пример:
стоит "Нью-Йорк Тайм" опубликовать статью с критикой акций в Косово,
как тут же печатается статья какого-нибудь генерала НАТО с другим
мнением. "И все же "групповое мышление" по этому вопросу приказало
долго жить. Свобода печати в сфере политики на Балканах вновь восторжествовала.
Немного поздно для населения Югославии. Но и то слава Богу!" (Независимая
газета, 1.6.2000). Старый большевистский кадр — пишет так, словно
население Югославии подверглось такому же обращению, как население
Чечни, и как будто его статью все-таки не напечатали. Все перечисляемые
им факты — о свободе слова на Западе, все его выводы — об отсутствии
там этой свободы. Вот он, большевизм в чистом
виде, примат идеи над фактом и перенос на другого собственной вины
— опять двойничество.
Российские новости
2. Э.Бернштейн (Новое время, №21, 2000, с. 23):
специфика нашего экспорта: покупая у нас самолеты, у них полностью
заменяют всю начинку, "при продаже Индии новейшего авианосца "Адмирал
Горшков" придется снять с него все вооружение — авианосец пойдет
по цене плавучей взлетно-посадочной полосы". Кстати, когда за рубежом
принимают в той или иной степени российское православие, из него
тоже многое вытряхивают. Владимирскую икону повесят, но верить в
то, что она спасает от татар, не будут.
4. Представитель президента Котенков заявил, что
часть губернаторов посадят за коррупцию скоро, а другую часть чуть
позже. Генпрокурор заявил, что Котенков забыл про презумпцию невиновности,
а тот в ответ: "Для Божьего суда презумпции невиновности не существует".
Серг. Агафонов (Новые Известия, 8.6.2000): "Кесарево с боговым в
пределах нашего изнуренного Отечества неумолимо сближаются и вот-вот
сольются ... какая уж тут презумпция невиновности ... если Бог есть".
Правда то, что распространение принципа презумпции невиновности
шло и идет рука об руку с секуляризацией — которую, однако, я бы
определил не как неверие в Бога, а как неверие в то, что человек
может вещать от имени Бога. Не Бога ведь пошлют арестовывать губернатора,
а человека.
6. В Москве освятили часовню
Казанской иконы при МВД, Ольга Вандышева (Комсомольская правда,
7.6.2000) взяла у настоятеля ее интервью: назначен еще в июне 1999
г., однокурсник Путина (на курс старше), вместе ездили со стройотрядом
в Коми. Сам после университета работал следователем, в сане 12 лет.
О Путине: "Он действительно человек от Бога. По всем параметрам.
Милость Божия, что он является главой нашего государства ... Он
ведет очень правильную политику. В демократию в нашей стране играть
опасно. Нужна строгая властная вертикаль, чтобы было с кого спросить.
К тому, что он наводит порядок в Чечне, я тоже отношусь положительно".
На вопрос: "Но ведь там гибнут тысячи людей?" — "Любой здравомыслящий
человек понимает, что без решительных мер навести порядок невозможно".
И еще о Путине: "Одно то, что он пошел в КГБ и защищал интересы
государства, говорит, что он человек достойный".
7. Вероника Сивкова (Аргументы и факты, №23, с.
8) описывает жизнь фермеров в Курской области, Верхней Реутец. Их
тут 10 человек, у них 10 работников. Они обрабатывают 1300 га, а
в бывшем колхозе, ныне кооперативе "Родина" 2000 га обрабатывают
40 человек. Причем колхоз не платит налогов, а фермеры платят, хотя
налогов начисляют больше в два раза, чем колхозу. Всего в стране
за бывшими колхозами и совхозами 61% земли, за фермерами 6%, 17%
под дачами и пр, 16% у государства.
10. Не люблю церковного ханжества, но и психиатрическое
не лучше: психоаналитик Ел. Романченко (Известия, 30.5.2000) объясняет,
что психоаналитик должен полюбить клиента — правда, он еще берет
деньги, но "деньги — не за любовь, а за время. Кроме того, они помогают
восстановить отношения между взрослым и взрослым". Вроде бы верно,
халява связана с инфантилизмом. Но та же Романченко сокрушается,
что государство у нас "не готово" взять "на себя обеспечение душевного
здоровья людей". Да нечего стыдиться: лучше любовь за деньги, чем
бесплатная ненависть.
Перейти к следующему обзору
|