Во Христе нет ни христиан, ни иудеев.
Почему еврей не может быть христианином и почему христианин не может не быть евреем.
См. Эвиониты. Евангелие. Субботники.
См. иудаизм. Иудаизм против христианства. Иисус как еврей. Античный иудаизм и христианство.
Иудейский оригинал христианской молитвы Дидахе найден в Дура-Европос.
Dunn, James. The Partings of the Ways Between Christianity and Judaism and their Significance for the Character of Christianity. Becclrs: SCM Press, 2006. 448 pp.
Klijn, Albertus Frederik Johannes, Reinink G.J. Patristic evidence for Jewish Christian sects. Leiden: Brill, 1973. 323 pgs.
A Comparative Handbook to the Gospel of Mark. Comparisons with Pseudepigrapha, the Qumran Scrolls, and Rabbinic Literature. [Edited by] Bruce Chilton, Darrell Bock, and Daniel M. Gurtner. Leiden: Brill, 2010. 596 pp.
Strack, H.L., Billerbeck, P. Kommentar zum Neuen Testamentum aus Talmud und Midrasch. 5 тт.., 1928-1965 гг.
Nikelsburg, George W.E. Ancient Judaism and Christian Origins. Minneapolis: Fortress Press, 2003. 287 pp.
Мосли о еврейском наследии в ранней Церкви;
о нем Мень, 1973; См. Агурский (ум. 1991).
Даниелу Ж. Богословие иудеохристианства. Париж, 1958.
Broadhead, Edwin K. Jewish Ways of Following Jesus. Redrawing the Religious Map of Antiquity.Tubingen: Mohr Siebeck, 2010. 435 pp.
Hexter J.H. The Judaeo-Christian Tradition. 2nd ed. New Haven, CT-London: Yale Univ. Pr., 1995. 118 pp.
Manzanares Vidal C. El judeo-cristianismo palestino en el siglo I. Madrid: Trotta, 1995. 414 pp.
Paget, James Carleton. Jews, Christians and Jewish Christians in Antiquity. Tubingen, Mohr Siebeck, 2010, XV, 538 Seiten Series: Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament (WUNT I), 251
Schoeps H. Theologie und Geschichte des Judenchristentums. Tubingen: Mohr, 1949.
Rouwhorst G. Jewish Liturgical Traditions in Early Syriac Christianity. // Vigiliae Christianae. Vol. 51. No 1. March, 1997. pp. 72-93.
Stroumsa, Guy. Hidden Wisdom: Esoteric Traditions and the Roots of Christian Mysticism. Leiden: Brill, 2005. 211 p. Об иудейских корнях христианской мистики.
Vanderkam, James, Adler, William. The Jewish Apocalyptic Heritage in Early Christianity. Minneapolis: Assen Fortress Press, 1996. 300 p.
Human Sacrifice in Jewish and Christian Tradition. Leiden: Brill, 2007.
The Missing Jesus. Rabbinic Judaism and the New Testament. Leiden: Brill, 2002. 196 с.
Saraiva, Antonio Jose. The Marrano Factory. The Portuguese Inquisition and Its New Christians 1536 – 1765. Leiden; Boston; Koln: Brill, 2001. 461 pp.
Pereswetoff-Morath A. Jews and Christians in the mediaeval Russia - assesing the sources. Lund, 2002. 180 pp.
Kaufmann, Thomas. Luthers "Judenschriften". Ein Beitrag zu ihrer historischen Kontextualisierung Tübingen, Mohr Siebeck, 2011, XI, 231 Seiten. Л. о евреях.
"Евреи за Иисуса" - в их защиту, 2001;
Чернявский А. Альберт Швейцер и Эмманюэль Левинас: этика как тема еврейско-христианского диалога. 2009.
Пинес Ш. Иудаизм, христианство, ислам. Парадигмы взаимовлияния. М.: Наука, 2009. 367 с.
Лямперт Е. Пути Израиля // Новый град. №14. 1939.
Пилат Б.В. Иисус, евреи и раннее христианство. - М.: Ленанд, 2006. - 336 с.
Schremer, Adiel. Brothers Estranged: Heresy, Christianity and Jewish Identity in Late Antiguity. New York, OUP USA, 2010, 294 pages.
Мемуар Меерсона-Аксенова о 1970-х; очерк А.Шмулевича как о "христианствующих", 1999; поборник иудео-христианства Д.Руфайзен (ум. 1998); роман о нём Улицкой. Об обращении из иудаизма в 19 в. раввина Исаака;
О христианстве как иудаизме Колман.
Zellentin, Holger. Late Antiquity Upside-Down Rabbinic Parodies of Jewish and Christian Literature. Dissertation. Prinston University. 2007.
A Dictionary of Jewish-Christian Relations. Ed. by Edward Kessler, Neil Wenborn. Canbridge, 2005.
Vose, Robin. Dominicans, Muslims and Jews in the medieval crown of Aragon. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 312 pp. 13 век.
Раввин Ньюйснер против квалификации иудаизма как этнической религии, полемика с христианством, 1995.
См. Анна Нежинская - Арье Барац.
О продолжателях идеи Руфайзена Иосиф Киперман, 2003.
Кушинир В. Жизнь лишь одна. 1997. О миссионере Леоне Розенберге (проповедь протестанта иудеям в Польше), ум. 1967.
"Евреи за Иисуса" (созданы в конце 1960-х на волне "революции Иисуса", "молодёжной революции", движения хиппи в США), официально в 1983 Мойше Ройзеном, евангельские христиане) cis.jewsforjesus.org/qsn.php
www.mjbi.org.ua - в т.ч. библиотечка, но оч. плохие переводы.
Сайт в Харькове мессианского иудея Владислава Нагирнера (по терминологии и взглядам близко, видимо, к "Евреям за Иисуса"): http://menorah.by.ru, 2003.
mishpacha-kharkov.narod.ru - сайт в Харькове, мессианские евреи.
"Мессианские евреи" это название более позднее, чем "иудеохристиане", созданное для того, чтобы избавиться от слова "христианин" как слишком связанного с историей антисемитизма
Cр. петринизм.
A Holy People. Ed. Joshua Schwartz, Marcel Poorthuis. Brill Academic Pub., 2006. 12 том серии Jewish and Christian Perspectives Series.
Антошевский И.Н. Евреи христиане. Историко-генеалогические заметки. СПб., 1907. 51 с.
Передачи на "Радио Свобода": Полонский и Ястребов, 2009.
ИУДЕО-ХРИСТИАНСТВО, общее название для неортодоксальных течений и сект, выделившихся из cреды евреев-христиан на рубеже 1 и 2 вв. Диапазон их взглядов был весьма широк: от тех, что считали Иисуса Христа только Пророком, на Которого сошел Дух Божий, до тех, что верили в Его мессианство и рождение от Девы. Все они сохраняли *древнеевр. язык как священный, придерживались ветхозав. обычаев (в т.ч. обрезания и хранения субботы). В лит-ре термином И.-х. нередко обозначают первоапостольскую Общину до вхождения в нее «эллинов», а также Иерусалимскую церковь, руководимую ап.Иаковом Праведным; однако такое смешение понятий неоправданно.
Иерусалимская церковь была органич. частью Великой Церкви, между тем как И.-х. от нее обособилось и во 2 в. рассматривалось уже как сектантское течение (св.*Иустин, свт.*Ириней Лионский).
Христ. церковь в Иудее в 30-х гг. 1 в. насчитывала, согласно Деян 2:41 и Деян 4:4, ок. 8 тыс. членов (в то время как фарисеев, по *Иосифу Флавию, было ок. 6 тыс., а *ессеев, по *Филону, — ок. 4 тыс.), но после войны 66-70-х гг. члены этой церкви рассеялись и к 130 фактически растворились в «эллинской» среде. Иудео-христианские общины, напротив, уцелели (в Галилее и различных областях Сирии). Окончательно поглотил их только ислам. Еще в 3 в. *Оригену было известно мнение, что 144 тыс. «запечатленных» (Откр 7:4) соответствует числу иудео-христиан; но он этого мнения не разделял, полагая, что в действительности их насчитывалось меньше. И.-х. включало три группировки: 1) назореи (евр.ноцрим), ближе всего стоявшие к Великой Церкви; 2) евиониты, или *эбиониты (евр.эбионим, бедняки); 3) елкасаиты, группа, основанная в сев. Сирии неким Элкасаем, соединившим идеи И.-х. с элементами гностицизма. Для истории НЗ И.-х. представляет интерес в силу своих генетич. связей с Иерусалимской церковью. Оно имело собств. Евангелие, к-рое иногда называли Евангелием евреев (см. ст. Апокрифы), а иногда давали ему имя ап.Матфея. По уцелевшим цитатам можно заключить, что оно не было тождественно с нашим 1-м Евангелием, а могло быть переработкой одного из текстов *досиноптической традиции. И.-х. не было затронуто греко-римским влиянием, что сказалось даже в самоназваниях общин. Мн. из иудео-христиан отвергали учение ап.Павла о Законе. Из кругов И.-х. вышли т. н. *Климентины. И.-х. исчезло окончательно ок. 6-7 вв.
n *Е в с е в и й, Церковная история, БТ, сб.23-25, 1982-84; Е п и ф а н и й Кипрский, Творения, ч.1, М., 1863; И р и н е й Лионский, Соч., СПб., 19002; P i n e s S., The Jewish Christians of the early centuries of christianity according to new source, Jerusalem, 1966.
l *Д а н и е л ю Ж., Богословие иудео-христианства, «Символ», 1983, № 10; *Д о б ш ю т ц Э., Древнейшие христ. общины, в кн.: Общая история европ. культуры, т.5, СПб., 1908; Евиониты, ПБЭ, т.5, с.198-
99; Н и к о л а е в Ю., В поисках за Божеством, СПб., 1913; П и с а р е в Л.И., Иудействующие еретики первохрист. эпохи, ПС, 1914, № 3,5; Р е н а н Э., Евангелия: Второе поколение христианства, СПб., б.г.; то же, М., 1991; *Т р о и ц к и й С., Елкезаиты, ПБЭ, т.5, с.425-26; B r i a n d J., Eglise jud№o-chr№tienne de Nazareth, P., 1975; BTS, 106, 110, 115, 123; D a n i № l o u J., Th№ologie du Jud№o-christianisme, P., 1958; *F i t z m y e r J.A., Jewish christianity, Missuula, 1976; S c h o e p s H.J., Theologie und Geschichte des Judenchristentums, Tub., 1949; RGG, Bd.3, S.967.
Арнольд М. "В чем сущность христианства и иудейства?: Перевод с английского / Арнольд М. - М. : Посредник, 1908. 247 с
Jewish Christianity Reconsidered: Rethinking Ancient Groups and Texts Edited By: Matt Jackson-McCabe By: Edited by Matt Jackson-McCabe Augsburg / Fortress / 2007
Jewish Believers in Jesus: The Early Centuries by Oskar Skarsaune / Reidar Hvalvik 2007
Marvin R. Wilson. Our Father Abraham: Jewish Roots of the Christian Faith. Eerdmans Publishing Co. / 1989
The Jewish Apocalyptic Heritage in Early Christianity. Edited By: James C. VanderKam, William Adler By: James C. VanderKam & William Adler. Augsburg / Fortress / 1996
Louis Goldberg. Two Views on the Messianic Movement: How Jewish Is Christianity? Zondervan / 2003 / Oskar Skarsaune. In the Shadow of the Temple: Jewish Influences on Early Christianity. Inter-varsity Press / 2002
Гасратян С.М.: “Израиль и Ватикан: идеологические и политические проблемы” // Сборник “Ближний Восток и современность”, выпуск 4, М., ИИИиБВ, 348 стр., тираж 500 экз., 1997 г.. Исследование С.М.Гасратян дает развернутую картину взаимоотношений Ватикана и Государства Израиль в динамике, на протяжении трех десятилетий: с Шестидневной войны 1967 г. до конца 90-х годов. Автор выделяет и рассматривает религиозно-идеологические, исторические, экуменические, политические аспекты проблемы. В приложении к работе представлен текст Основополагающего соглашения между Святым Престолом и Государством Израиль от 30 декабря 1993 г., включая Дополнительный протокол.
Пиотровский Ю. Г. Является ли Иисус мессией?: Проблемы иудео-христианского диалога. - СПб.: Алетейя, 2006, 76 с. Российский эмигрант в Германии даёт отрицательный ответ на вопрос, сформулированный в заглавии.